
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  30. Ли. СияниеКанонический текcт
Благоприятна стойкость. Свершение. Разводить коров к счастью.
- Путаница поступков. — Но (если) отнесешься к ним серьезно, хулы не
будет.
- Желтое сияние. — Изначальное счастье.
- Сияние солнечного заката. Если не песня под постукивание по глиняному
кувшину, то вздохи глубокого старца. — Несчастье.
- Внезапно наступает это! Сгорание, отмирание, отвержение!
- Выступившие слезы льются потоком. (Но будут сочувственные) вздохи
близких. — Счастье.
- Царю надо выступить в карательный поход. Будет радость. (Ему надо)
казнить главарей и переловить тех, кто не предан ему. — Хулы не будет.
Данная гексаграмма состоит из двух триграмм, одноименных с названием
гексаграммы. По символике образов «Книги Перемен» триграмма ли является
знаком огня. Отсюда и название, которое указано выше. С другой стороны, с
древнейших времен комментаторы указывают на то, что огонь не существует
сам по себе, а он цепко держится за горящий материал. Поэтому слово ли
имеет также значение «крепко держаться за что-нибудь». Поэтому
комментаторская литература подчеркивает обозначение этого термина и
говорит о том, что в предыдущей ситуации, где все окружение действующего
человека напоминало опасность, бездну, где ничто не поддерживало его,
нужно было добиться и найти внутреннюю правду. Здесь уже все это сделано и
нужно только научиться крепко, держаться найденной внутренней правды. Это
умение, держаться, которое в предыдущей ситуации выступает лишь как
побочное качество действующего человека, здесь выделено как особая
самостоятельная ситуация. Поэтому здесь говорится об умении придерживаться
той истины, которая найдена в предыдущем. Придерживаться необходимо с
полной стойкостью, ибо только это может гарантировать правильное развитие
и свершение того, что должно быть свершено в данном положении. Кроме того,
для понимания данного текста необходимо принимать во внимание, что по
символике животных в «Книге Перемен» корова является податливой
исполнительности, но исполнительности, не лишенной мощи. Кроме того, то,
что корова может родить теленка, указывает на возможность из данной
ситуации перейти к чему-то новому, иному. Только принимая это во внимание,
можно понять несколько неожиданный и бессвязный образ, данный в тексте:
Сияние. Благоприятна стойкость. Свершение. Разводить коров — к счастью.
1
Когда наше познание направлено на приобретение новых сведений, то,
несмотря на наличие знания, накопленного прежде, наши поступки и наши
познавательные акты могут быть еще лишены систематичности. Здесь еще
вполне возможна путаница, о которой говорит текст. Даже напряженная наша
деятельность в данном состоянии может привести нас к некоторой
неудовлетворительности ее, но эта неудовлетворительность, как и ошибки
предыдущего опыта, должны быть уничтожены в самый момент их появления.
Нужно бдительное и строгое отношение к себе, чтобы предупреждать ошибки,
чем исправлять их после того, как они уже совершены. Так, текст говорит об
этом следующее:
В начале слабая черта. Путаница поступков. Но если отнесешься к ним с
серьезностью, хулы не будет.
2
Во второй гексаграмме мы уже видели на других ступенях, что желтый цвет
является символом уравновешенности и серединного положения черты, которая,
как известно, идет изнутри вовне. Так и качество данной позиции из
внутреннего центра исходит вовне. Качество второй позиции как нельзя более
совпадает с качеством данной гексаграммы в целом. Поэтому текст здесь
чрезвычайно лаконично говорит только о благоприятности ситуации вокруг
человека:
Слабая черта на втором месте. Желтое сияние. Изначальное счастье.
3
Поскольку третья позиция является концом нижней триграммы и переходом к
следующей, постольку в ней совершенно естественно появление образа заката,
будет ли это закат, понимаемый реально, или закат, понимаемый в переносном
смысле. Только средняя фраза о песне, по всей вероятности, является
позднейшей вставкой в текст, и поэтому ее довольно пояснить рациональным
образом. Но песня-аккомпанемент такого «постукивания по глиняному
кувшину», очень может быть, является также мотивом, который встречаем уже
в притчах Чжуан-чзы, где говорится о том, как на закате своих дней,
похоронив жену, Чжуан-чзы распевал под такой аккомпанемент. Итак, текст
говорит здесь:
Сильная черта на третьем месте. Сияние солнечного заката. Если не песня
под постукивание по глиняному кувшину, то вздохи глубокого сердца.
Несчастье.
4
В первой гексаграмме мы рассматривали четвертую позицию как сильный,
внезапный порыв от прошлого к будущему. Здесь та же динамика звучит в
афоризме данной черты. Все, что было, все, что найдено на предыдущих
ступенях, должно сгореть и быть отвергнутым. Здесь говорится только о
материале, который горит, ибо все здесь для того, чтобы само горение,
горение, выраженное во второй черте. Поэтому текст только констатирует:
Сильная черта на четвертом месте. Внезапно наступает это! Сгорание,
отмирание, отверженность.
5
Если нижняя триграмма рассматривает огонь с точки зрения его сияния, то
верхняя скорее рассматривает его с точки зрения сгорания, ибо оно не
внутреннее качество огня, не сам он, а лишь условие его существования. И
поскольку пятая позиция больше других выражает подлинные качества верхней
триграммы, постольку здесь с особенной силой дан образ сгорания. Но для
наличия огня необходимо сгорание. Можно только сочувствовать тому, что
сжигается. Так, можно только сочувствовать опыту предыдущего познания,
который служит лишь топливом, материалом для нового познания. В общем же
ситуация, взятая в контексте со второй позицией, дает утверждение
счастливого исхода. Об этом говорит и текст:
Слабая черта на пятом месте. Выступившие слезы льются потоком. Но будут
сочувственные вздохи близких. Счастье.
6
С одной стороны, сиянию свойственно излучение вовне, уничтожение
окружающей тьмы. С другой стороны, верхняя черта символизирует выход за
пределы, вне данной ситуации. Поэтому совершенно понятно, что текст,
сложившийся в условиях раннего феодализма, по-своему выражает это
настроение:
Наверху сильная черта. Царю надо выступить в карательный поход. Будет
радость. Ему надо казнить главаря и переловить тех, кто не предан ему.
Хулы не будет.
Сцепление и ясность как во внешнем, так и во внутреннем. Все проявления
абсолюта органично связаны посредством закономерностей. Ничтожный
человек может этих
закономерностей не постичь и в его поступках появится
путаница, но если отнестись к происходящему более серьезно и вдумчиво то
в делах будет наведен порядок. А для благородного мужа можно
безбоязненно начинать дело связанные обычно с риском и
неопределенностью — войну, например.
Интерпретация Хейслип
Вам кажется, что все обстоит прекрасно, хотя на самом деле
это не так. Скорее, вы сейчас сознательно обманываете себя, находясь
в плену иллюзий. Прислушайтесь к советам своего друга. Вы склонны
к тому, чтобы целиком положиться на фортуну, поскольку судьба в данный
момент благоволит к вам. Это впечатление обманчиво, оно может
ввести в заблуждение и нанести вам серьезный ущерб. Желания ваши
исполнятся благодаря вмешательству человека старше вас. Возможно,
вас ожидают крупные успехи в делах, связанных с сочинительством и
посредничеством. Следует прислушаться к тому, что говорят люди.
  51. Чжэнь. Возбуждение Канонический текcт
Свершение. Молния приходит, (и воскликнешь испуганно): о! о! (а потом)
засмеешься: ха-ха! Молния и пугает за сотни верст, (но она) не приведет
к утрате (и) ложки жертвенного вина.
- Молния приходит, (и воскликнешь испуганно): о! о! (а) потом за смеешься:
ха-ха! Счастье.
- (Когда) молния приходит, (она) опасна. (Ты можешь) сто тысяч (раз)
утратить (свои) богатства, (но) поднимаешься на девятую высоту. — Не гонись.
(Через) семь дней (и так) обретешь.
- От молнии растеряешься. (Но, как) молния, действуй — и не (вызовешь) беды.
- Молния попадает в ил.
- Молния отходит и приходит. Опасно. Хотя бы и в стотысячный (раз
пришла), не утратишь уменья действовать.
- От молнии потеряешь самообладание (и будешь) пугливо озираться вокруг. —
Поход — к несчастью. (Если) молния (еще) не касается тебя самого, (а лишь)
твоих соседей, — хулы не будет. — (Даже по поводу) брака будут толки.
Для предыдущей ситуации была характерна статичность. Она сменяется
максимальной динамичностью, которая свойственна данной ситуации. Уже само
название ее — Возбуждение и ее образ — молния указывают на динамичность
данной ситуации. Это самая динамичная из всех ситуаций, указанных в «Книге
Перемен». Она символизирует то развитие, которое может наступить после
того, как не только накоплены обновленные силы, но и обновлены и
переплавлены. Кроме того, данная гексаграмма состоит из повторения
триграммы «чжэнь», которая по семейной символике обозначает старшего сына.
Старший сын — это тот, который, наследуя отцу, вынужден дальше развивать
дело, начатое отцом. Поэтому ему именно предстоит действие, и он достигнет
того свершения; энергичное вмешательство в жизнь окружающей среды не
проходит мимо. И потому в начале наступления этой ситуации динамика может
показаться человеку чем-то сильно меняющим обстоятельства, чем-то
потрясающим их до основ, и лишь в конце, по завершении данной ситуации,
если она проведена правильно, может наступить известное удовлетворение.
Здесь «Книга Перемен» выражает это в образе молнии. Когда «приходит»
молния, она пугает человека. Если он уже услышал и увидел ее, то он сам
остается невредимым, и испуг сменяется радостью. Кроме того, молния видна
издалека. Это символизирует то, что здесь имеется в виду напряженная
активная деятельность, захватывающая очень широкие круги. И тем не менее
та опасность, которая свойственна молнии, если ситуация проведена
правильно, не может оказать дурного влияния даже в мелочах. В таком смысле
понимается основной афоризм данной ситуации:
Возбуждение. Свершение. Молния приходит, и воскликнешь: ого! А пройдет, и
засмеешься: ха-ха! Молния пугает за сотни верст. Но она не опрокинет и
ложки жертвенного вина.
1
В данной ситуации первая позиция является главной. Здесь возникает сразу,
без всяких предупреждений, первый удар молнии. Здесь именно мы застаем тот
первый удар, который больше всего пугает. Поэтому здесь опять повторяется
афоризм об испуге. Но здесь же дается напоминание о том, что этот испуг,
если молния осознана и увидена, не приведет к дурному последствию. Поэтому
в тексте здесь сказано:
В начале сильная черта. Молния приходит, и воскликнешь: ого! А пройдет, и
засмеешься: ха-ха! Счастье.
2
Вслед за ударом молнии человек может ощутить страх. Само собой, это
положение опасно. И поскольку импульс первой черты здесь действует весьма
сильно, движение к ней вспять невозможно. Можно только двигаться дальше,
вперед. В момент такой динамики, которая имеется в виду в первой позиции,
всякое движение вспять было бы полным разрывом с условиями, окружающими
человека, привело бы его к утрате всего того, что он имеет. Но здесь, если
он будет двигаться неизменно вперед, пусть бы он бесчисленное количество,
раз терял все, чем он обладает, об этом заботиться не следует, следует
неуклонно двигаться дальше. Такое движение может привести к высочайшему
успеху. Человек может достигнуть последних высот, которые называются на
языке «Книги Перемен» «девятой высотой». Но такое движение должно идти
исключительно импульсированное собственными силами человека. Гнаться за
чем-нибудь, т.е. видеть перед собой какую-нибудь цель, — это значит уже
отстоять от этой цели. Поэтому здесь «Книга Перемен», предупреждая, что, в
конце концов, все будет достигнуто, говорит:
Слабая черта на втором месте. Когда молния приходит, она ужасна. Ты можешь
сто тысяч раз потерять свои богатства, но поднимешься на девятую высоту.
Не гонись — через семь дней и так получишь.
3
Момент перехода от внутренней жизни к внешней является тогда, когда
человек может потерять уверенность в своих действиях. В особенности в
такой ситуации, как данная, эта растерянность может проявиться с особенной
силой; чтобы не оказаться застигнутыми врасплох, надо и здесь не изменить
принципу неуклонного действия и стремления вперед, ибо в противном случае
человек сам может накликать на себя беду, без того чтобы эта беда была
предопределена самой ситуацией. В тексте это высказано так:
Слабая черта на третьем месте. От молнии растеряешься. Но, как молния,
действуй и не накличешь беды.
4
Самый импульс развивается, с точки зрения авторов «Книги Перемен»,
волнообразно. За одним ударом молнии следует второй. Но вот удар уже
является лишь отголоском первого, в котором сосредоточена вся сила. Это
удар по тому, что не оказывает достаточного сопротивления и что поглощает
в себя силу удара без того, чтобы был налицо эффект этого удара. Молния
ударяет в нечто инертное, мягкое, податливое, в чем только теряется сила
удара. Такой повторный ослабленный удар «Книги Перемен» облекает в
следующий образ:
Сильная черта на четвертом месте. Молния попадает в ил.
5
Как на второй позиции, так и на пятой говорится о возможности утраты, ибо
это соответствующие друг другу позиции с той только разницей, что вторая
характеризует внутреннюю жизнь, а пятая — внешнюю. Но разбег, динамика,
которые были уже на предыдущих позициях, приводят к тому, что на пятой
позиции развития данной ситуации, несмотря на всю опасность ее, все же
есть возможность выйти — и выйти умело — из того положения, в которое
поставила человека в данном случае жизнь. В этом смысле «Книга Перемен»
говорит:
Слабая черта на пятом месте. Молния отходит и приходит. Ужасно! Хотя бы и
в стотысячный раз, не утратишь умения действовать.
6
Как на третьей позиции, так и на шестой, которая стоит в соответствии с
ней, человека при повторном ударе может охватить страх и растерянность.
Однако там, на третьей позиции, перед ним была возможность дальнейшего
развертывания данной ситуации. Удар молнии ощущался еще сильнее, и поэтому
испуг человек мог больше найти оправданий. Здесь же такой испуг, когда
удар молнии очень далеко от места, занимаемого данным человеком, может
быть воспринят лишь как чрезмерная пугливость, что понятно, ибо шестая
позиция представляет собой чрезмерность. Поэтому если человек здесь
впадает в растерянность и страх, то всякое его дальнейшее действие и
выступление могут быть испорчены в полной мере. Чтобы не впасть в этот
страх, нужно иметь в виду, что основной удар молнии далеко, что он никак
не касается самого действующего человека, а лишь его соседей. Кроме того,
здесь мы встречаем ту позицию, на которой динамика всей данной ситуации
пронизывает собою уже все окружение человека и касается даже его быта.
Если здесь не будет сильных потрясений, то, во всяком случае, будут хотя
бы толки и разговоры. Вот почему в тексте здесь мы читаем:
Наверху слабая черта. От молнии потеряешь самообладание и будешь пугливо
озираться вокруг. Поход — к несчастью. Но молния не касается тебя, а лишь
твоих соседей. Хулы не будет. Но даже по поводу брака будут толки.
И во внешнем и во внутреннем — Возбуждение и подвижность. Несмотря на
подвижность во внешнем и внутреннем, в
триграмме преобладает Инь. Для
ничтожного человека это благо, потому что все будет протекать и закончится
вполне предсказуемо. Он лишь в начале испугается, но затем рассмеется. Для
благородного же мужа такое подавление Ян не является благоприятным.
Интерпретация Хейслип
Успех ваш близок, но у вас есть соперник, который прилагает
все усилия, чтобы помешать вам его достигнуть. Не нужно из-за этого
расстраиваться; со спокойной душой уступите свои позиции, потому
что то, что вы стремитесь получить как необходимое вам, на деле
окажется совершенно другим, не таким, как представлялось. В ближайшее
время в вашем окружении произойдет неожиданное и неприятное
событие, но вам оно ничем не повредит. Сейчас вам необходимо отдохнуть,
отвлечься, и постараться не нервничать из-за того, что обстоятельства
складываются так, а не иначе. Не унывайте, чуть позднее
и вам улыбнется судьба.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого