Ответы ко многим вопросам

 
 
У вас могут возникнуть вопросы:

В результате гадания получилась «гуа» со «старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: Сянь. Взаимодействие Кунь. Истощение

Иероглиф Сянь. ВзаимодействиеГексаграмма 31 Сянь. Взаимодействие

31. Сянь. Взаимодействие

Канонический текcт

Свершение; благоприятна стойкость. Брать жену — к счастью.

  1. Взаимодействие. (Оно касается лишь) твоего большого пальца на ноге.
  2. Взаимодействие. (Оно касается лишь) твоих голеней. — Несчастье. (Но если) пребудешь (на месте, то будет) счастье.
  3. Взаимодействие. (Оно касается лишь) твоих бедер. Держись того, за кем следуешь. — Выступление приведет к сожалению.
  4. Стойкость к счастью. Раскаяние исчезнет. Непрерывное общение. Друзья последуют за твоими мыслями.
  5. Взаимодействие. (Оно касается лишь) твоей спины. — Раскаяния не будет.
  6. Взаимодействие. (Оно касается лишь) твоих скул, щек и языка.

Комментарий Ю.К. Щуцкого

Здесь начинается вторая часть «Книги Перемен». Поэтому комментаторская литература обращает внимание и на те гексаграммы, которые начинают первую часть и заканчивают ее, и на те гексаграммы, которые начинают вторую часть и заканчивают ее. Если в первой части мы имели сначала творчество как первый импульс к бытию, и вслед за ним была гексаграмма исполнения как осуществления этого творческого замысла, то в конце первой части мы встречаем две гексаграммы. Первая из них бездна — опасность, стоящая перед вновь созданным предметом, и дальше, как преодоление этой опасности — сияние. В от отличии от первой части, которая занимается главным образом процессом творчества в космосе и является в переводе на язык гносеологии отношением уже познанного и нового акта познания, вторая часть в отличие от этого занимается вопросом практики, главным образом общественной практики человека, при которой предполагается, что уже достигнута известная гармония между новым актом познания и накопленным прежде опытом знания. Здесь самое существенное — синтез. Это исходная точка для всей практической деятельности. Поэтому неудивительно, что вторая часть начинается с гексаграммы, которая называется «взаимодействие», и может быть также переведена нашим словом «брак» в самом широком смысле этого слова. Дальше — переход в гексаграмму «постоянство», трактуемую как постоянный закон действий, исходящих из синтеза, указанного выше. И, что замечательнее всего, вторая часть заканчивается двумя гексаграммами, из которых первая называется «уже конец», т.е. уже достигнуто полное завершение и единство всего, что должно было быть достигнуть на протяжении ситуаций, охарактеризованных во второй части, и эта гексаграмма переходит в гексаграмму, которая называется «еще не конец». Этим «Книга Перемен» указывает на то, что тот цикл ситуаций, который рассмотрен в ней, является лишь одним кольцом развития, идущего все дальше и дальше. Интерпретация данной (31-й) гексаграммы как брака объясняется еще и следующим. Дело в том, что составляющие ее триграммы, если рассмотреть их со стороны символики триграммы в семье, символизирует младшую дочь и младшего сына. Здесь сочетаются младшая дочь одной семьи и младший сын другой семьи. Это брак. Он должен быть плодотворным и ненарушенным. Поэтому в тексте мы встречаем: Взаимодействие. Свершение. Благоприятна стойкость. Брать жену — к счастью.

1

Для того чтобы понять образы афоризмов данной гексаграммы, необходимо принять во внимание то, что всякая гексаграмма может быть рассмотрена как символика человеческого тела, где верхняя черта символизирует голову, а нижняя черта — ноги. Этим, собственно говоря, можно объяснить постепенное развитие образов, которые даны в афоризмах данной гексаграммы. Так, в первой черте мы имеем указания на взаимодействие, которое только еще начинается. Поскольку начало гексаграммы находится внизу, постольку в образе человеческого тела мы здесь встречаем указание на ноги. Так, на символическом языке, вместо того чтобы сказать о первом начале процесса взаимодействия, в «Книги Перемен» говорится: В начале слабая черта. Взаимодействие. Оно коснется лишь твоего большого пальца на ноге.

2

В данной гексаграмме говорится только о процессе взаимодействия, а еще не о том, что может быть достигнуто в результате такого взаимодействия. Поэтому непосредственно приступить к какой-нибудь деятельности здесь было бы преждевременно, ибо взаимодействие еще не доведено до конца. Поэтому, указывая на следующую ступень развития этого процесса взаимодействия, «Книга Перемен» предостерегает от поспешной и необдуманной деятельности. Вот почему здесь говорится: Слабая черта на втором месте. Взаимодействие. Оно коснется лишь твоих голеней. Несчастье. Но если пребудешь на месте, то будет счастье.

3

Здесь мы имеем лишь дальнейшее развитие того, что было намечено во второй черте. Однако кризис, характерный для третьей черты, дает себя чувствовать. Поэтому здесь особенно не могут быть рекомендованы самостоятельные действия и выступления. Только совершенная пассивность и отдача тому, кто достиг уже полного развития процессов взаимодействия, т.е. тому, кто символизирован последней, шестой чертой, может привести к благополучному исходу ситуации. Образ, данный в афоризме, объясняется тем, что уже было указано как символика тела в объяснении первой черты. Поэтому в тексте говорится: Сильная черта на третьем месте. Взаимодействие. Оно коснется лишь твоих бедер. Держись того, за кем следуешь. Если выступишь — будешь сожалеть.

4

Четвертая черта характеризует ту ситуацию, которая несамостоятельна и тяготеет больше к тому, что символизировано пятой чертой. Здесь совершенно необходимо общение, ибо здесь процесс взаимодействия начинает выявляться вовне. Это взаимодействие должно быть вполне непрерывным, ибо только такое взаимодействие может привести к правильному положению в жизни. При этом чрезвычайно важно помнить о том, что взаимодействие имеет своей целью дальнейшую деятельность человека в мире, т.е. деятельность не только для себя, но и для других. Если эта деятельность в том смысле, который указан здесь, проводится с полной стойкостью, то она может гарантировать благополучный исход ситуации. Поэтому необходимость общения указывается в тексте так: Сильная черта на четвертом месте. Непрерывное общение. Друзья последуют за твоими мыслями. Стойкость — к счастью Раскаяние исчезнет.

5

Здесь уже намечается та тема неподвижной стойкости, того постоянства, которое как частный момент данной ситуации будет развито в следующей гексаграмме. Поэтому как образ чего-то неподвижного, того, что является как бы стержнем всей ситуации, здесь выбирается образ спины, ведь спина характеризуется триграммой гэнь, которая сама по себе в «Книге Перемен» имеет афоризм, указывающий на неподвижность. Это постоянство приводит к тому, что если в предыдущей деятельности и были какие-нибудь упущения, которые они здесь могут быть исправлены. Поэтому и текст говорит: Сильная черта на пятом месте. Взаимодействие. Оно коснется лишь твоей спины. Раскаяния не будет.

6

Взаимодействие, которое намечено здесь, имеет своей целью дальнейшую деятельность. Эта деятельность может быть, прежде всего, проявлена в обращении к окружающим людям, в речи, но при этом «Книга Перемен» не говорит о благоприятности или неблагоприятности к окружающим людям, ибо здесь символизируется лишь взаимодействие приобретенного вновь знания и опыта, накопленного прежде. Как этот синтез будет использован человеком, зависит уже не от данной ситуации, а от деятельности самого человека, который символизируется в следующих гексаграммах. Поэтому «Книга Перемен» молчит о благоприятности или неблагоприятности исхода данной ситуации и говорит только: Наверху слабая черта. Взаимодействие. Оно коснется лишь твоих зубов, щек и языка.

Комментарий А.В. Швеца

Во внешнем — Разрешение и радостность, во внутреннем — Пребывание и незыблемость. На любой стадии развития сплошная черта сочетается с прерванной. Так если во внешнем Ян, то во внутреннем Инь, и наоборот. Это говорит о гармонии во взаимодействии с внешним. Поскольку во внутреннем преобладает Инь, то творческую составляющую человек черпает из взаимодействия с внешним.

Интерпретация Хейслип

Везение и успех должны сейчас сопутствовать вам благодаря тому душевному состоянию, в котором вы пребываете. Вы сейчас «на волне» успеха. Вот-вот произойдет несколько неожиданных событий, очень благоприятных для вас, почти каждый ваш шаг принесет удачу. Результаты будут таковы, что вы и не представляете себе сейчас; это привнесет в вашу душу покой и мир. Однако после всех волнений и переживаний вам, видимо, будет нужно уйти ненадолго от дел и отдохнуть.




Иероглиф Кунь. ИстощениеГексаграмма 47 Кунь. Истощение

47. Кунь. Истощение

Канонический текcт

Свершение. Стойкость. Великому человеку — счастье. Хулы не будет. Будут речи, (но они) не верны.

  1. Свидание затруднено на пне. Войдешь в сумрачную долину. Три года не (будешь ничего) видеть.
  2. Затруднения с вином и с пищей. Внезапно придет (человек в) алом переднике. — Благоприятствует необходимости приносить жертвы. Поход — к несчастью. Хулы не будет.
  3. Преткнешься о камень и (будешь) держаться на терниях и шипах. Войдешь в свой терем и не увидишь своей жены. — Несчастье.
  4. Приход медлителен. Затруднишься из-за металлической повозки. — Сожаление. (Но дело) доведешь до конца.
  5. (Казня), отрежут нос и ноги. Будет трудность от (человека в) красном переднике. Но вот понемногу наступит радость. — Благоприятствует необходимости (возносить) жертвы и моления.
  6. (Будет) затруднение в запутанных зарослях; в неустойчивости воскликнешь: «Движение — к раскаянию». И будет раскаяние. — Но поход — к счастью.

Комментарий Ю.К. Щуцкого

Сколько бы ни было проявлено сил в предыдущей ситуации, но все-таки это какое-то ограниченное количество, ибо эти силы не бесконечны, рано или поздно в подъеме они будут исчерпаны. Вот почему подъем с полной необходимостью приводит к истощению. Но в этом истощении необходимо не столько констатировать самый факт истощения сил, сколько необходимо указать возможный выход из данной ситуации, ибо, как и всякая другая, она не может быть вечной. Уже это одно указывает на возможность развития, которое на техническом языке «Книги Перемен» называется свершением. Конечно, для преодоления данной ситуации человек должен быть достаточно развитым, как называет «Книга Перемен», великим человеком; только для него возможен благоприятный исход. Пусть его деятельность в данном состоянии и вызовет толки, ибо не всем в его окружении будет понятна его деятельность, — этим толкам все же придавать значения не следует, ибо здесь человек должен полагаться только на самого себя. Поэтому текст здесь говорит: Истощение. Свершение. Стойкость. Великому человеку — счастье. Будут речи, но они неверны. Хулы не будет.

1

В данной ситуации все окружение предрасполагает к тому, чтобы стойкости, указанной в общем, афоризме, были поставлены препятствия. На первой позиции это начинает уже давать себя чувствовать. Чтобы указать, что эта позиция не способствует стойкой деятельности, исходящей от самого человека, здесь говорится о том, как неудобно сидеть на пне. Более того, здесь указывается и путь, проходящий через сумрачную долину, и, кроме того, указывается на одиночество, на которое обречен в данной ситуации человек. Если здесь текст говорит о трех годах такого одиночества, то образно он указывает на три первые позиции, которые заняты триграммой — бездна или опасность. По-видимому, на этом основании здесь появляется образ сумрачной долины, понимаемой как бездна. В этом смысле можно понять текст: В начале слабая черта. Сидение затруднено на пне. Войдешь в сумрачную долину. Три года не будешь ничего видеть.

2

Уравновешенность, характерная для второй позиции, представляется здесь в известной стойкости пребывания на ней. Кроме того, ее связь с пятой позицией обнаруживается в образе дара, идущего от пятой позиции, т.е. по существу от человека, занимающего пятую позицию, дара, приносимого посланцем его. В таком положении, когда человек может в своей уравновешенности не сходить со своего места, в положении, когда ему ниспослано от вышестоящего, ему, конечно, не следует предпринимать никаких крупных дел и выждать время, пока не изменится вся ситуация. Здесь он может лишь служить чему-то, что он считает выше самого себя. Эта служба мыслится авторами «Книги Перемен» как некое культовое действие — жертвоприношение. Поэтому текст данного афоризма звучит так: Сильная черта на втором месте. Затруднение с вином и пищей. Внезапно придет человек в алых наколенниках. Благоприятно необходимости приносить жертвы. Поход — к несчастью. Хулы не будет.

3

На третьей позиции сказывается влияние предстоящей четвертой, которая занята сильной чертой. Эта сильная черта, как своего рода крепость, выражена в образе камня, загораживающего путь. Поэтому движение дальнейшего развития на этой позиции затруднено. Если бы человек на этой позиции повернул вспять, то он натолкнулся бы на стойкие, непреклонные силы первой позиции, которая, конечно, не способствует такому возвращению. Таким образом, человек здесь поставлен в крайне затруднительные обстоятельства, он не может двигаться ни вперед, ни назад. Кроме того, отсутствует соответствие с шестой позицией. Это выражено в образе одиночества человека, который, вернувшись домой, не находит своей жены. В тексте здесь мы читаем: Слабая черта на третьем месте. Преткнешься о камень. Будешь держаться на терниях и шипах. Войдешь в свой терем, но не увидишь своей жены. Несчастье.

4

Стойкость, которая была отмечена как характерная черта первой позиции данной гексаграммы, приводит к тому, что если человек, занимающий первую позицию, и движется на помощь к тому, кто занимает четвертую позицию, то все же его приход, несущий с собой помощь, медлителен. Далее третья черта, которая охарактеризована достаточно мрачно, может служить той металлической повозкой, о которой говорит текст и которая вызывает затруднение. Однако тяготение четвертой черты к пятой, т.е. стремление вперед, здесь настолько сильно, что, несмотря на сожаление об упущенном времени, все же дело может быть доведено до своего завершения. Вот почему в тексте мы читаем: Сильная черта на четвертом месте. Приход медлителен-медлителен. Затруднишься из-за металлической повозки. Сожаление. Но дело доведешь до конца.

5

Движение вперед на пятой позиции в данном случае затруднено истощением сил, которое характеризует шестую. Двигаться вперед здесь нельзя. Человек, который захотел бы двигаться вперед, здесь подвергся бы казни, у него отрезали бы нос как ту часть тела, которая впереди. Стоять на месте здесь тоже нельзя, ибо конечный фундамент — первая позиция — была бы охарактеризована как позиция, неудобная для пребывания на ней. Если бы человек все же хотел остановиться на этом фундаменте, то это было бы то же самое, как если бы он подвергся казни отсечения ног. Рассчитывать на помощь второй позиции здесь тоже не приходиться, потому что она такова, что ей самой должна быть оказана помощь. Мы видели, что человеку, занимающему вторую позицию, отправлен на помощь посланник в красных наколенниках. Таким образом, положение выглядит безвыходным. Единственное, на что можно рассчитывать — это на то, что пятая позиция уже близка к окончанию всего процесса, и, таким образом, может постепенно наступить радость от его окончания. Эта радость указана уже в самой верхней триграмме, которая обозначает именно радость. Но здесь можно только рассчитывать на помощь извне, как полагали комментаторы «Книги Перемен», и потому здесь говорится о необходимости жертвоприношений. В общем текст здесь говорит: Сильная черта на пятом месте. Казня, отрежут нос и ноги. Будет трудность от человека в красных наколенниках. Но вот понемногу наступит радость. Благоприятствует необходимость возносить жертвы и моления.

6

Шестая позиция здесь занята слабой чертой. Она выражена в образе зарослей. Если заросли могут быть восприняты как нечто слабое, мягкое, то все же, когда их набирается достаточное количество, они могут быть сильным препятствием к движению вперед, и могут привести человека в самое затруднительное положение. Увидя, что не сила, а слабость мешает ему двигаться вперед, человек может попасть в полное недоумение. Он может решить, что всякое движение приведет его к дурному исходу положения. Однако такое мнение было бы лишь заблуждением, ибо здесь, наконец, нужно найти в себе силы для того, чтобы окончательно освободиться от данной ситуации истощения. Поэтому в тексте здесь сказано: Наверху слабая черта. Будет затруднение в запутанных зарослях. В неустойчивости воскликнешь: «Движение к раскаянию». И будет раскаяние. Но поход — к счастью.

Комментарий А.В. Швеца

Во внешнем — Разрешение и радостность, во внутреннем — Погружение и опасность. Внешняя ситуация разрешилась определенностью, но во внутреннем осталось ощущение опасности а проявления абсолюта оказались погруженными в Инь — это истощение.

Интерпретация Хейслип

Сейчас для вас настало время, когда не стоит приниматься за что-либо. Эта гексаграмма — одна из четырех наихудших. Нужно выждать некоторое время, привести в порядок свои мысли. Очень возможно, что руку помощи вам протянет человек, которого вы хорошо знаете и который занимает достаточно высокое положение; не отвергайте его советов. Ведь сейчас вам очень слабо верится в свои собственные силы. Но обстоятельства изменятся к лучшему, и этот период невезения закончится.