
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  31. Сянь. ВзаимодействиеКанонический текcт
Свершение; благоприятна стойкость. Брать жену — к счастью.
- Взаимодействие. (Оно касается лишь) твоего большого пальца на ноге.
- Взаимодействие. (Оно касается лишь) твоих голеней. — Несчастье. (Но
если) пребудешь (на месте, то будет) счастье.
- Взаимодействие. (Оно касается лишь) твоих бедер. Держись того, за
кем следуешь. — Выступление приведет к сожалению.
- Стойкость к счастью. Раскаяние исчезнет. Непрерывное общение. Друзья
последуют за твоими мыслями.
- Взаимодействие. (Оно касается лишь) твоей спины. — Раскаяния не будет.
- Взаимодействие. (Оно касается лишь) твоих скул, щек и языка.
Здесь начинается вторая часть «Книги Перемен». Поэтому комментаторская
литература обращает внимание и на те гексаграммы, которые начинают первую
часть и заканчивают ее, и на те гексаграммы, которые начинают вторую часть
и заканчивают ее. Если в первой части мы имели сначала творчество как
первый импульс к бытию, и вслед за ним была гексаграмма исполнения как
осуществления этого творческого замысла, то в конце первой части мы
встречаем две гексаграммы. Первая из них бездна — опасность, стоящая перед
вновь созданным предметом, и дальше, как преодоление этой опасности —
сияние. В от отличии от первой части, которая занимается главным образом
процессом творчества в космосе и является в переводе на язык гносеологии
отношением уже познанного и нового акта познания, вторая часть в отличие
от этого занимается вопросом практики, главным образом общественной
практики человека, при которой предполагается, что уже достигнута
известная гармония между новым актом познания и накопленным прежде опытом
знания. Здесь самое существенное — синтез. Это исходная точка для всей
практической деятельности. Поэтому неудивительно, что вторая часть
начинается с гексаграммы, которая называется «взаимодействие», и может
быть также переведена нашим словом «брак» в самом широком смысле этого
слова. Дальше — переход в гексаграмму «постоянство», трактуемую как
постоянный закон действий, исходящих из синтеза, указанного выше. И, что
замечательнее всего, вторая часть заканчивается двумя гексаграммами, из
которых первая называется «уже конец», т.е. уже достигнуто полное
завершение и единство всего, что должно было быть достигнуть на протяжении
ситуаций, охарактеризованных во второй части, и эта гексаграмма переходит
в гексаграмму, которая называется «еще не конец». Этим «Книга Перемен»
указывает на то, что тот цикл ситуаций, который рассмотрен в ней, является
лишь одним кольцом развития, идущего все дальше и дальше. Интерпретация
данной (31-й) гексаграммы как брака объясняется еще и следующим. Дело в
том, что составляющие ее триграммы, если рассмотреть их со стороны
символики триграммы в семье, символизирует младшую дочь и младшего сына.
Здесь сочетаются младшая дочь одной семьи и младший сын другой семьи. Это
брак. Он должен быть плодотворным и ненарушенным. Поэтому в тексте мы
встречаем:
Взаимодействие. Свершение. Благоприятна стойкость. Брать жену — к счастью.
1
Для того чтобы понять образы афоризмов данной гексаграммы, необходимо
принять во внимание то, что всякая гексаграмма может быть рассмотрена как
символика человеческого тела, где верхняя черта символизирует голову, а
нижняя черта — ноги. Этим, собственно говоря, можно объяснить постепенное
развитие образов, которые даны в афоризмах данной гексаграммы. Так, в
первой черте мы имеем указания на взаимодействие, которое только еще
начинается. Поскольку начало гексаграммы находится внизу, постольку в
образе человеческого тела мы здесь встречаем указание на ноги. Так, на
символическом языке, вместо того чтобы сказать о первом начале процесса
взаимодействия, в «Книги Перемен» говорится:
В начале слабая черта. Взаимодействие. Оно коснется лишь твоего большого
пальца на ноге.
2
В данной гексаграмме говорится только о процессе взаимодействия, а еще не
о том, что может быть достигнуто в результате такого взаимодействия.
Поэтому непосредственно приступить к какой-нибудь деятельности здесь было
бы преждевременно, ибо взаимодействие еще не доведено до конца. Поэтому,
указывая на следующую ступень развития этого процесса взаимодействия,
«Книга Перемен» предостерегает от поспешной и необдуманной деятельности.
Вот почему здесь говорится:
Слабая черта на втором месте. Взаимодействие. Оно коснется лишь твоих
голеней. Несчастье. Но если пребудешь на месте, то будет счастье.
3
Здесь мы имеем лишь дальнейшее развитие того, что было намечено во второй
черте. Однако кризис, характерный для третьей черты, дает себя
чувствовать. Поэтому здесь особенно не могут быть рекомендованы
самостоятельные действия и выступления. Только совершенная пассивность и
отдача тому, кто достиг уже полного развития процессов взаимодействия,
т.е. тому, кто символизирован последней, шестой чертой, может привести к
благополучному исходу ситуации. Образ, данный в афоризме, объясняется тем,
что уже было указано как символика тела в объяснении первой черты. Поэтому
в тексте говорится:
Сильная черта на третьем месте. Взаимодействие. Оно коснется лишь твоих
бедер. Держись того, за кем следуешь. Если выступишь — будешь сожалеть.
4
Четвертая черта характеризует ту ситуацию, которая несамостоятельна и
тяготеет больше к тому, что символизировано пятой чертой. Здесь совершенно
необходимо общение, ибо здесь процесс взаимодействия начинает выявляться
вовне. Это взаимодействие должно быть вполне непрерывным, ибо только такое
взаимодействие может привести к правильному положению в жизни. При этом
чрезвычайно важно помнить о том, что взаимодействие имеет своей целью
дальнейшую деятельность человека в мире, т.е. деятельность не только для
себя, но и для других. Если эта деятельность в том смысле, который указан
здесь, проводится с полной стойкостью, то она может гарантировать
благополучный исход ситуации. Поэтому необходимость общения указывается в
тексте так:
Сильная черта на четвертом месте. Непрерывное общение. Друзья последуют за
твоими мыслями. Стойкость — к счастью Раскаяние исчезнет.
5
Здесь уже намечается та тема неподвижной стойкости, того постоянства,
которое как частный момент данной ситуации будет развито в следующей
гексаграмме. Поэтому как образ чего-то неподвижного, того, что является
как бы стержнем всей ситуации, здесь выбирается образ спины, ведь спина
характеризуется триграммой гэнь, которая сама по себе в «Книге Перемен»
имеет афоризм, указывающий на неподвижность. Это постоянство приводит к
тому, что если в предыдущей деятельности и были какие-нибудь упущения,
которые они здесь могут быть исправлены. Поэтому и текст говорит:
Сильная черта на пятом месте. Взаимодействие. Оно коснется лишь твоей
спины. Раскаяния не будет.
6
Взаимодействие, которое намечено здесь, имеет своей целью дальнейшую
деятельность. Эта деятельность может быть, прежде всего, проявлена в
обращении к окружающим людям, в речи, но при этом «Книга Перемен» не
говорит о благоприятности или неблагоприятности к окружающим людям, ибо
здесь символизируется лишь взаимодействие приобретенного вновь знания и
опыта, накопленного прежде. Как этот синтез будет использован человеком,
зависит уже не от данной ситуации, а от деятельности самого человека,
который символизируется в следующих гексаграммах. Поэтому «Книга Перемен»
молчит о благоприятности или неблагоприятности исхода данной ситуации и
говорит только:
Наверху слабая черта. Взаимодействие. Оно коснется лишь твоих зубов, щек и
языка.
Во внешнем — Разрешение и радостность, во внутреннем — Пребывание и
незыблемость. На любой стадии развития сплошная черта сочетается с
прерванной. Так если
во внешнем Ян, то во внутреннем Инь, и наоборот. Это
говорит о гармонии во взаимодействии с внешним. Поскольку во внутреннем
преобладает Инь, то творческую составляющую человек черпает из
взаимодействия с внешним.
Интерпретация Хейслип
Везение и успех должны сейчас сопутствовать вам благодаря
тому душевному состоянию, в котором вы пребываете. Вы сейчас
«на волне» успеха. Вот-вот произойдет несколько неожиданных событий,
очень благоприятных для вас, почти каждый ваш шаг принесет
удачу. Результаты будут таковы, что вы и не представляете себе сейчас;
это привнесет в вашу душу покой и мир. Однако после всех волнений
и переживаний вам, видимо, будет нужно уйти ненадолго от дел
и отдохнуть.
  55. Фын. ИзобилиеКанонический текcт
Свершение. Царь приближается к нему. Не беспокойся. Надо солнцу быть
в середине (своего пути).
- Встретишь подобного тебе хозяина. Даже если (ты) равен (с ним),
хулы не будет. (Если) отправишься, будет награда.
- Сделаешь обильными свои занавеси (так, что) среди дня увидишь Большую
Медведицу. (Если) отправишься, попадешь под сомнение и ненависть. (Если)
обладаешь правдой, будь открыт. — Счастье.
- Сделаешь обильным свой полог (так, что) среди дня увидишь (неяркую
полярную звезду) Алькор. Сломаешь свой правый локоть. — Хулы не будет.
- Сделаешь обильными свои занавеси (так, что) среди дня увидишь Большую
Медведицу. Встретишь равного тебе хозяина. — Счастье.
- Придешь с блеском. Будет поддержка и хвала. — Счастье.
- Сделаешь обильным свое жилище. Сделаешь занавеси в своем доме. Взглянешь
на свою дверь, и в тиши не будет никого. Три года никого не будешь видеть. —
Несчастье.
В предыдущей ситуации цель достигнута. Брак состоялся. Дом заведен. Если
все это сделано так, как это требовала окружающая жизнь, то дому предстоит
изобилие, и данная ситуация изображает собою полную чашу. Даже
пиктографический анализ знака фын показывает жертвенную чашу, которая
наполнена до краев. Но само изобилие и полнота действительны лишь в
динамике. Если бы даже к такому полному дому приближался выше его стоящий
царь, то и здесь беспокоится нечего, ибо дом действительно полон. Но эта
полнота не должна быть ограничена одним домом. Как солнце, стоящее в
середине своего пути отдает свои лучи всему окружающему пространству, так
и изобилие должно простираться на всех. Поэтому текст говорит здесь:
Изобилие. Свершение. Царь приближается к нему. Не беспокойся. Надо солнцу
быть в середине своего пути.
1
Динамичность изобилия, которая имеется здесь в виду, охарактеризована даже
структурой самой гексаграммы. Внутри — это огонь, солнце, свет,
излучающейся во все стороны. Вовне — это возбуждение, молния. Как из
светового центра разлетаются во все стороны лучи, как молния, так изобилие
дома простирается на всех. Поэтому уже на первой позиции здесь возможна
встреча с хозяином, подобным самому действующему человеку. Настолько
данный человек богат достигнутым в предыдущем, что всякое выступление
здесь продиктовано самим изобилием. Поэтому «Книга Перемен» говорит здесь
о выступлении в самом положительном духе. Но для понимания данной позиции
и всех остальных необходимо принять во внимание еще следующее. Один из
древнейших китайских политических текстов, уже упоминавшийся нами, — «Хун
фань», говорит, между прочим, о том, что среди управляемых людей могут
встретиться три типа: во-первых, люди, которые обладают как твердостью
характера, так и податливостью его, и эти два качества в них уравновешены;
во-вторых, люди, у которых твердость и непреклонность характера
преобладают; и, в-третьих, люди, которых по преимуществу характеризует их
мягкость и обходительность. Управлять людьми первого типа сравнительно
просто, ибо для этого нужна только гармоническая многосторонняя политика.
При управлении людьми второго и третьего типа необходимо, как говорится в
данном памятнике, принять во внимание, в чем проявляется их сила или
слабость. Если сила или слабость таких людей проявляется в сфере воли, то
сильным людям надо противопоставить сильную политику, а слабым — слабую.
Если же их сила или слабость проявляется в сфере интеллекта, то для
управления людьми со слабым интеллектом управляющий должен применить всю
мягкость и обходительность политики. В переводе на символику «Книги
Перемен», как говорит об этом Вань И, первое, т.е. возможность управления
людьми, чрезмерно сильными или чрезмерно слабыми в области воли,
соответствует только данной гексаграмме, и второе, т.е. управление людьми,
у которых сила или слабость проявляются в сфере интеллекта, выражено во
всех остальных гексаграммах. Мы обыкновенно видели, что слабая черта
находит отзвук и соответствие, если на соответствующей позиции находится
сильная, и наоборот. Здесь же, в контексте данной гексаграммы,
соответствие между чертами возникает только тогда, когда соответствующие
позиции заняты чертами одного и того же рода. Здесь первая сильная черта
стоит в соответствии с четвертой, тоже сильной чертой. И поэтому «Книга
Перемен» дает следующий положительный афоризм:
В начале сильная черта. Встретишь подобного тебе хозяина. Даже если ты
равен с ним, хулы не будет. Если отправишься, то будешь награжден.
2
Поскольку вторая позиция характеризует выявление данного качества внутри,
а четвертая позиция выражает первые шаги выявления данного качества вовне,
постольку между этими двумя позициями соответствия нет. Кроме того, они
заняты разнородными линиями, что в контексте данной гексаграммы лишь
подчеркивает отсутствие соответствия. Поэтому сильная четвертая черта для
второй черты является своего рода препятствием. Так говорится о тех
препятствиях, которые стоят в окружении человека, когда он только еще в
себе самом нашел это изобилие, полноту своих сил. Здесь говорится о тех
занавесях, которыми окружает себя человек. В переводе с образного языка
«Книги Перемен» эти занавеси — не что иное, как сомнения в возможности
действовать, сомнение в себе самом, а отсюда неуверенность в действии
вызывает среди окружающих как результат недоверие, ненависть. Поэтому
здесь, в этой ситуации, в которой занавеси настолько плотны, что темнота
напоминает ночь, когда видна Большая Медведица, необходимо в полной силой
и напряжением раскрыть свою внутреннюю правду, ибо это единственный способ
преодоления того недоверия, которое встречает здесь человек, еще не
приступивший к действию — раздаче своего изобилия. Но если это раскрытие
внутренней правды наступит, то исход будет счастливым. Поэтому в тексте
здесь находим:
Слабая черта на втором месте. Сделаешь обильными свои занавеси так, что
среди дня увидишь Большую Медведицу. Если выступишь, то попадешь под
сомнение и ненависть. Если овладеешь правдой, то путь открыт. Счастье.
3
(Для интерпретации афоризма данной третьей позиции в комментаторской
литературе приводятся два мнения. Одно высказывает Вань И, другое
высказывают такие комментаторы, как Ван Би и японский комментатор Ито
То-гай. Дело сводится к пониманию седьмого иероглифа данного афоризма.
Одни, как, например Ван Би, понимают его в чтении мэй, и тогда он значит
«еле заметная звезда». Другие же, как, например, Вань И, понимают этот
знак, как мо, и тогда это значит «пена, брызги». Поскольку мы исходим по
преимуществу из комментария Вань И, постольку следовало бы принять его
чтение. Но его чтение я нахожу ошибочным, потому что Вань И не заметил
здесь рифмы, ибо данное слово должно рифмовать с третьим словом, которое,
как известно, читается пэй. Таким образом, чтение седьмого иероглифа мэй,
совпадающее не только по произношению, но и по тону со словом пэй, которое
предложено еще Ван Би, приходится признать правильным чтением. Поэтому
объяснение данного афоризма построено на основании комментария Ито Тогай.)
Дальнейшее развитие изобилия приводит к тому, что оно становится все
полнее и полнее, но все ближе и ближе закрывающая изобилие четвертая
черта. Все сильнее и сильнее сомнение, закрывающее изобилие внутренних сил
человека. Если на предыдущей ступени эти сомнения окутывали такой
темнотой, что она напоминала ночь, во время которой видна Большая
Медведица, то здесь ночь еще темнее, так что видна самая незаметная
маленькая звездочка. Данное слово, которое мы переводим незаметной
звездой, означает, по некоторым версиям, Полярную Звезду. И мы
останавливаемся именно на этом значении, чтобы приблизить ее к контексту,
где говорится о Большой Медведице. В этих условиях полной окутанности
сомнениями, когда они, как полог, покрывают человека со всех сторон, сама
его деятельность будет сильно затруднена. Ибо чем больше человек мешает
своим сомнением возможности действовать дальше, тем больше стеснена
возможность раздачи того благосостояния, которое в изобилии есть у
человека. Затрудненность его действий выражена в образе перелома правой
руки, именно правой, которой человек действует. Если человек примет во
внимание все то, что указано здесь о недопустимости сомнений в своих
собственных силах, то он может избежать задержки, поставленной им самому
себе. И тогда перед ним возможность избежать дурного результата. Вот
почему «Книга Перемен» говорит здесь:
Сильная черта на третьем месте. Сделаешь обильным свой полог так, что
среди дня увидишь Полярную Звезду. Сломаешь правый локоть. Хулы не будет.
4
Данная гексаграмма состоит из триграммы ли, которая обозначает солнце, и
триграммы чжэнь, которая обозначает молнию. Но ее значение несколько шире,
чет только молния. Это, собственно говоря, гроза. Отсюда и грозовые тучи,
которые закрывают солнце, в особенности здесь, где «гроза» помещена над
«солнцем». Поэтому здесь, на четвертой позиции, когда мы переходим к
верхней триграмме, опять повторяется образ занавеси, которая покрывает
человека густой непроглядной мглой, напоминающей темную ночь. Постольку
четвертая черта стоим в соответствии с первой, где упоминался образ
хозяина, постольку и здесь упоминается этот образ. В таких образах
выражено то, что человек, даже будучи окутан сомнениями, все же должен
пробиться сквозь них и встретить другого человека, равного ему. Только
тогда исход его деятельности может быть благоприятным. Ибо действие одного
человека не может привести к плодотворным результатам. Здесь уже
подготовляется та поддержка, которая выступит на следующей позиции.
Поэтому в тексте здесь мы читаем:
Сильная черта на четвертом месте. Сделаешь обильными свои занавеси, так
что среди дня увидишь Большую Медведицу. Встретишь равного себе хозяина.
Счастье.
5
Суть данной ситуации в том, чтобы изобилие, присущее ей, было
распространено на людей, окружающих данного человека. Поэтому здесь, на
пятой позиции, которой свойственно максимальное выявление вовне, с особой
силой выявляется эта суть. Поскольку между данной позицией и сутью данной
гексаграммы есть созвучие, постольку здесь «Книга Перемен» говорит о той
хвале, которая предстоит человеку. Вообще «Книга Перемен» чаще всего
говорит о том, что хулы или хвалы не будет, и только в нескольких местах
дается упоминание о том, что наступит хвала или хула. Тем сильнее звучат
эти слова. Поэтому они и здесь сказаны не напрасно. Так, в тексте здесь мы
читаем:
Слабая черта на пятом месте. Придешь с блеском. Будет поддержка. Хвала!
Счастье.
6
На последней позиции переразвитие ситуации изобилия в самой себе. Она
замкнута в себе. Безусловно, в такой деятельности, в которой человек не
делится своим достоянием с другими, а замыкается в себе, его деятельность
не может быть благополучной. Он сам отрезал себя от окружающих людей.
«Книга Перемен» говорит о его трехлетнем одиночестве. Под тремя годами
разумеются, с одной стороны, длительный срок, с другой стороны — те три
позиции, которые отделяют шестую позицию от созвучной ей третьей, считая,
конечно, и саму третью позицию. По поводу такого переразвития и замыкания
человека «Книга Перемен» предупреждает:
Наверху слабая черта. Сделаешь обильным свое жилище. Сделаешь занавеси в
своем доме. Взглянешь на свою дверь, и в тиши не будет никого. Три года
никого не будешь видеть. Несчастье.
Во внешнем — Возбуждение и подвижность, во внутреннем — Сцепление и
ясность. Интенсивная и удачливая деятельность во внешнем в сочетании с
ясностью и гармонией
во внутреннем приведет к изобилию. Но вот только
для совершенномудрого материальное благосостояние является скорее
отрицательным фактором, чем положительным.
Интерпретация Хейслип
Символ этой гексаграммы — осенняя жатва, сбор богатого урожая.
Это значит, что ваша счастливая звезда ярко освещает ваш путь.
Дела ваши идут стабильно и успешно. Возможно, в будущем они пойдут
еще лучше. Помните, что вам всегда нужно быть в курсе всех событий.
Не забывайте и об экономии, старайтесь откладывать деньги понемногу.
Это время особенно благоприятно для занятий сельским хозяйством,
а также искусством. Однако совсем нет уверенности в том, что
желания ваши исполнятся, хотя сейчас вам явно сопутствует успех.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого