
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  31. Сянь. ВзаимодействиеКанонический текcт
Свершение; благоприятна стойкость. Брать жену — к счастью.
- Взаимодействие. (Оно касается лишь) твоего большого пальца на ноге.
- Взаимодействие. (Оно касается лишь) твоих голеней. — Несчастье. (Но
если) пребудешь (на месте, то будет) счастье.
- Взаимодействие. (Оно касается лишь) твоих бедер. Держись того, за
кем следуешь. — Выступление приведет к сожалению.
- Стойкость к счастью. Раскаяние исчезнет. Непрерывное общение. Друзья
последуют за твоими мыслями.
- Взаимодействие. (Оно касается лишь) твоей спины. — Раскаяния не будет.
- Взаимодействие. (Оно касается лишь) твоих скул, щек и языка.
Здесь начинается вторая часть «Книги Перемен». Поэтому комментаторская
литература обращает внимание и на те гексаграммы, которые начинают первую
часть и заканчивают ее, и на те гексаграммы, которые начинают вторую часть
и заканчивают ее. Если в первой части мы имели сначала творчество как
первый импульс к бытию, и вслед за ним была гексаграмма исполнения как
осуществления этого творческого замысла, то в конце первой части мы
встречаем две гексаграммы. Первая из них бездна — опасность, стоящая перед
вновь созданным предметом, и дальше, как преодоление этой опасности —
сияние. В от отличии от первой части, которая занимается главным образом
процессом творчества в космосе и является в переводе на язык гносеологии
отношением уже познанного и нового акта познания, вторая часть в отличие
от этого занимается вопросом практики, главным образом общественной
практики человека, при которой предполагается, что уже достигнута
известная гармония между новым актом познания и накопленным прежде опытом
знания. Здесь самое существенное — синтез. Это исходная точка для всей
практической деятельности. Поэтому неудивительно, что вторая часть
начинается с гексаграммы, которая называется «взаимодействие», и может
быть также переведена нашим словом «брак» в самом широком смысле этого
слова. Дальше — переход в гексаграмму «постоянство», трактуемую как
постоянный закон действий, исходящих из синтеза, указанного выше. И, что
замечательнее всего, вторая часть заканчивается двумя гексаграммами, из
которых первая называется «уже конец», т.е. уже достигнуто полное
завершение и единство всего, что должно было быть достигнуть на протяжении
ситуаций, охарактеризованных во второй части, и эта гексаграмма переходит
в гексаграмму, которая называется «еще не конец». Этим «Книга Перемен»
указывает на то, что тот цикл ситуаций, который рассмотрен в ней, является
лишь одним кольцом развития, идущего все дальше и дальше. Интерпретация
данной (31-й) гексаграммы как брака объясняется еще и следующим. Дело в
том, что составляющие ее триграммы, если рассмотреть их со стороны
символики триграммы в семье, символизирует младшую дочь и младшего сына.
Здесь сочетаются младшая дочь одной семьи и младший сын другой семьи. Это
брак. Он должен быть плодотворным и ненарушенным. Поэтому в тексте мы
встречаем:
Взаимодействие. Свершение. Благоприятна стойкость. Брать жену — к счастью.
1
Для того чтобы понять образы афоризмов данной гексаграммы, необходимо
принять во внимание то, что всякая гексаграмма может быть рассмотрена как
символика человеческого тела, где верхняя черта символизирует голову, а
нижняя черта — ноги. Этим, собственно говоря, можно объяснить постепенное
развитие образов, которые даны в афоризмах данной гексаграммы. Так, в
первой черте мы имеем указания на взаимодействие, которое только еще
начинается. Поскольку начало гексаграммы находится внизу, постольку в
образе человеческого тела мы здесь встречаем указание на ноги. Так, на
символическом языке, вместо того чтобы сказать о первом начале процесса
взаимодействия, в «Книги Перемен» говорится:
В начале слабая черта. Взаимодействие. Оно коснется лишь твоего большого
пальца на ноге.
2
В данной гексаграмме говорится только о процессе взаимодействия, а еще не
о том, что может быть достигнуто в результате такого взаимодействия.
Поэтому непосредственно приступить к какой-нибудь деятельности здесь было
бы преждевременно, ибо взаимодействие еще не доведено до конца. Поэтому,
указывая на следующую ступень развития этого процесса взаимодействия,
«Книга Перемен» предостерегает от поспешной и необдуманной деятельности.
Вот почему здесь говорится:
Слабая черта на втором месте. Взаимодействие. Оно коснется лишь твоих
голеней. Несчастье. Но если пребудешь на месте, то будет счастье.
3
Здесь мы имеем лишь дальнейшее развитие того, что было намечено во второй
черте. Однако кризис, характерный для третьей черты, дает себя
чувствовать. Поэтому здесь особенно не могут быть рекомендованы
самостоятельные действия и выступления. Только совершенная пассивность и
отдача тому, кто достиг уже полного развития процессов взаимодействия,
т.е. тому, кто символизирован последней, шестой чертой, может привести к
благополучному исходу ситуации. Образ, данный в афоризме, объясняется тем,
что уже было указано как символика тела в объяснении первой черты. Поэтому
в тексте говорится:
Сильная черта на третьем месте. Взаимодействие. Оно коснется лишь твоих
бедер. Держись того, за кем следуешь. Если выступишь — будешь сожалеть.
4
Четвертая черта характеризует ту ситуацию, которая несамостоятельна и
тяготеет больше к тому, что символизировано пятой чертой. Здесь совершенно
необходимо общение, ибо здесь процесс взаимодействия начинает выявляться
вовне. Это взаимодействие должно быть вполне непрерывным, ибо только такое
взаимодействие может привести к правильному положению в жизни. При этом
чрезвычайно важно помнить о том, что взаимодействие имеет своей целью
дальнейшую деятельность человека в мире, т.е. деятельность не только для
себя, но и для других. Если эта деятельность в том смысле, который указан
здесь, проводится с полной стойкостью, то она может гарантировать
благополучный исход ситуации. Поэтому необходимость общения указывается в
тексте так:
Сильная черта на четвертом месте. Непрерывное общение. Друзья последуют за
твоими мыслями. Стойкость — к счастью Раскаяние исчезнет.
5
Здесь уже намечается та тема неподвижной стойкости, того постоянства,
которое как частный момент данной ситуации будет развито в следующей
гексаграмме. Поэтому как образ чего-то неподвижного, того, что является
как бы стержнем всей ситуации, здесь выбирается образ спины, ведь спина
характеризуется триграммой гэнь, которая сама по себе в «Книге Перемен»
имеет афоризм, указывающий на неподвижность. Это постоянство приводит к
тому, что если в предыдущей деятельности и были какие-нибудь упущения,
которые они здесь могут быть исправлены. Поэтому и текст говорит:
Сильная черта на пятом месте. Взаимодействие. Оно коснется лишь твоей
спины. Раскаяния не будет.
6
Взаимодействие, которое намечено здесь, имеет своей целью дальнейшую
деятельность. Эта деятельность может быть, прежде всего, проявлена в
обращении к окружающим людям, в речи, но при этом «Книга Перемен» не
говорит о благоприятности или неблагоприятности к окружающим людям, ибо
здесь символизируется лишь взаимодействие приобретенного вновь знания и
опыта, накопленного прежде. Как этот синтез будет использован человеком,
зависит уже не от данной ситуации, а от деятельности самого человека,
который символизируется в следующих гексаграммах. Поэтому «Книга Перемен»
молчит о благоприятности или неблагоприятности исхода данной ситуации и
говорит только:
Наверху слабая черта. Взаимодействие. Оно коснется лишь твоих зубов, щек и
языка.
Во внешнем — Разрешение и радостность, во внутреннем — Пребывание и
незыблемость. На любой стадии развития сплошная черта сочетается с
прерванной. Так если
во внешнем Ян, то во внутреннем Инь, и наоборот. Это
говорит о гармонии во взаимодействии с внешним. Поскольку во внутреннем
преобладает Инь, то творческую составляющую человек черпает из
взаимодействия с внешним.
Интерпретация Хейслип
Везение и успех должны сейчас сопутствовать вам благодаря
тому душевному состоянию, в котором вы пребываете. Вы сейчас
«на волне» успеха. Вот-вот произойдет несколько неожиданных событий,
очень благоприятных для вас, почти каждый ваш шаг принесет
удачу. Результаты будут таковы, что вы и не представляете себе сейчас;
это привнесет в вашу душу покой и мир. Однако после всех волнений
и переживаний вам, видимо, будет нужно уйти ненадолго от дел
и отдохнуть.
  9. Сяо-чу. Воспитание малымКанонический текcт
Cвершение. Плотные тучи — и нет дождя; (они) — с нашей западной окраины.
- Возврат исходит из Пути. — Какая может быть в этом хула? — Счастье.
- Привлечение к возврату. — Счастье.
- У телеги выпали спицы. — Муж и жена отворачивают взгляды.
- Обладай правдой. От кровопролития уходи, из страшного выходи. — Хулы
не будет.
- Обладай правдой — (она) объединяет. Разбогатеешь от своих соседей.
- Уже идет дождь. Уже (найдено подобающее) место. Еще удастся собрать
(скарб). — Стойкость жены — опасна. Луна почти в полнолунии. — Благородному
человеку — подход — к несчастью.
Как и в двух предыдущих гексаграммах, в этой одна черта одного рода,
противостоя пяти чертам другого, является объектом их стремления. Такое
ферментное действие меньшинства уже намечалось в предыдущем, но здесь оно
подчеркивается с особой силой и постепенно оказывает свое действие на весь
процесс. В нем рассматривается, так сказать, зарождение воздействия
противоположного. Оно еще целиком во внешней среде, которая отличается
пассивной податливостью (выраженной в свойстве верхней триграммы
«податливость»), и оно противостоит максимальному напряжению творчества,
выраженного в нижней триграмме. Так здесь слабость начинает преодолевать
силу, ставя последней препятствия. С другой стороны, здесь имеется в виду
противостояние индивида всему окружающему его и его сопротивление
окружению. Чтобы понять, в каком смысле здесь говорится о препятствии,
необходимо принять во внимание, что здесь есть непереводимая игра слов,
ибо, это проходит красной нитью через комментаторскую литературу, слово,
обозначающее здесь «препятствие», в равной степени обозначает и
«воспитание». Ведь препятствия, если их преодолевают, являются лучшим
средством воспитания, и из чего- то отрицательного превращаются в
положительно действующий фактор воспитания воли и выдержки. Что же
является «препятствием», преодоление которого здесь действует
воспитательно? Ответ на это выражен в несколько странном по автохтонности
образе. Дело в том, что в Китае дождевые облака чаще движутся с востока —
с моря. Созидатели же текста «Книги Перемен» — племя Чжоу, как гласит
предание, — пришли с запада. Поэтому для авторов запад служил метафорой
прошлого. Облака, идущие с запада (из прошлого), не дают плодотворного
дождя. Пусть воспитание намечает возможность развития, но оно — лишь в
преодолении прошлого; то, что оно не в силах одолеть настоящее, понималось
вполне среди ицзинистов, и один из них — Вань И — в своем комментарии
восклицает: «Совершенномудрый, правя миром, не презирает ограниченный
народ. Будда, спасая всех, не пренебрегает и демонами. И созерцающее
сознание, победоносно двигаясь вперед, разве устрашится временных
препятствий? Они точно булыжники, которые не могут задержать колесо
повозки; они точно удар по колоколу, который заставляет его звучать; точно
точильный камень для ножа, на котором он становится острее. Когда свиньи
подходят к золотой горе, это увеличивает блеск ее; когда иней и снег
увеличиваются, то тем прекраснее сосны и кедры. Вот почему здесь речь идет
о развитии». С таким содержанием приходится понимать и то, как
воспоминания о пройденных ступенях познания, препятствуя новому акту
познания, которому необходимо их преодолеть, являются материалом для его
воспитания. Этими мыслями комментаторской литературы насыщен следующий
текст:
Воспитание малым. Развитие. Плотные облака, и не идет дождь: они — с нашей
западной окраины.
1
В самом начале этого процесса, когда полному творческих сил внутреннему
противостоит препятствие, легкое, как веяние ветра (верхняя триграмма
символизирует также и ветер), суета мелких хлопот и дел сбивает человека с
принятого им познавательного творческого пути, выступая в его собственных
неорганизованных и порывистых стремлениях. Необходимо одержать сразу же
победу над собой, оттеснить на подобающее место эти стремления и включить
себя вновь в нормальные отношения к окружению, — вернуться к дисциплине.
По этому поводу в тексте читаем:
В начале сильная черта. Какая хула тому, что возвратился на собственный
путь? Счастье.
2
Такое возвращение на собственный путь возможно и на следующей ступени,
хотя оно и несколько затруднено приближением к препятствиям, совращающим с
пути. Однако это позиция самого гармоничного раскрытия творческих сил,
поэтому именно здесь возможно воздействовать ими на препятствия так, что
они превращаются в средство воспитания, как об этом подробнее сказано в
общем, вступлении к данной гексаграмме. Лаконичный текст здесь гласит:
Сильная черта на втором месте.
3
В момент кризиса продолжается действие, но в изменившихся условиях,
ставших неблагоприятными, одна сила, хотя бы даже и сила творчества,
действовать уже не может. Она лишена всех необходимых обстоятельств. Это
выражено в образе текста, говорящем достаточно выразительно и не требующем
объяснений. Наступает тот внутренний разлад, который, например, в семье
выражается разладом между мужем и женой. Это — отдельно указанный момент,
когда невозможно синтезировать вновь приобретенное знание и прежде
сложившиеся убеждения с противоречиями окружающей среды, которые могут
быть и незначительными, однако здесь и их достаточно для препятствия
положительному движению познания вперед. По этому поводу в тексте мы
находим следующие слова:
Сильная черта на третьем месте. У колесницы выпали спицы. Муж и жена
отвращают взоры.
4
Воздействие предыдущей ступени здесь еще продолжает сказываться, создавая
достаточную опасную ситуацию, на которую намекает текст в образе
выступившей крови. Но нормальность отношений данной позиции и ее сил в
этой гексаграмму указывает на возможность благоприятного исхода дела.
Кроме того, это именно тот момент, который является самым важным в данной
ситуации, что выражено и символически: здесь мы находим единственную
слабую черту, к которой тяготеют все остальные. Хотя это еще не позиция
государя, а лишь его приближенного, однако во всем контексте данной
ситуации указано на такого подданного, который, владея познанием истины,
может сам руководить событиями. Два условия необходимы ему: правдивость и
осмотрительность. Все его действие может достигнуть успеха лишь тогда,
когда оно базируется на его собственном непосредственно новом акте
познания. Тем самым здесь указывается на главную роль нового познания в
момент преодоления им препятствий, возникающих из прошлого, и тем самым
уже не настоящего. Осмотрительность здесь особенно необходима еще и
потому, что действие данной ступени простирается, как мы увидим, и на
следующую, т.е. на будущую. Поэтому о такой правдивости и осмотрительности
текст говорит прямо, а не образно:
Слабая черта на четвертом месте. Обладай правдой. Когда выступает кровь,
выходи с осмотрительностью. Хулы не будет.
5
Уже и сама благоприятность данной позиции — второго положительного подъема
всего процесса — может быть достаточно благотворной. Однако для него
необходима поддержка в предыдущем; непрерывно наследовать ту правдивость,
которая достигнута в предыдущем, вот то, что делает это положение благим.
Эта помощь предыдущей ступени и есть то обогащение от соседа, о котором
говорит текст. Это уже не сохранение одних лишь знаний, добытых в прошлом,
— это сохранение плода нового познания, укрепленного в наиболее
благоприятных для этого условиях. Текст здесь следующий:
Сильная черта на пятом месте. Обладай правдой в непрерывной
преемственности. Разбогатеешь благодаря твоему соседу.
6
Конец рассматриваемого процесса, когда его положительные достижения, его
достоинства не только обретены, но и закреплены за их носителем,
ознаменован разрешением той напряженности, которая характеризует его
вообще. Однако никакая консервативность здесь недопустима, особенно
консервативность менее прогрессивной женщины. Это привело бы к тому, что
живое познание стало бы мертвой традицией. Но из этого еще не следует, что
с этими достижениями можно рекомендовать агрессивное выступление. На это
указывает образ луны, которая «в полнолунии». В самом деле, если луна уже
достигла полноты, то она должна пойти к ущербу. Так же, с необходимостью,
ущерб будет нанесен и тому, кто в таких условиях момента разрешения
напряженности, не давая ему правильно прозвучать, обратится сразу к
агрессии; последняя не отвергается вообще, но только она рассматривается
как отдельная ситуация, и ей именно посвящена следующая гексаграмма. Здесь
же внимание направлено на разрешение, на завершение всего предыдущего
процесса, что выражено в тексте так:
Наверху сильная черта. Уже идет дождь, уже (все на должном) месте.
Почтение носителю достоинств. Стойкость женщины — ужасна. Луна близится к
полнолунию. Благородному человеку поход — к несчастью.
Во внешнем — Утончение и проникновение. Во внутреннем — Творчество и
крепость. Для ничтожного человека то, что его крепость и творчество
привели
к утончению во внешнем, безусловно, — счастье. Для благородного
человека все не так однозначно, в частности, из-за того, что во внешнем
процессы инициируются иньской четвертой чертой.
Интерпретация Хейслип
Да, сейчас вам не сопутствуют ни везение, ни успех. Но помните: ночь темнее
всего перед рассветом. Вы в растерянности, вы сейчас не владеете обстановкой,
но это скоро пройдет. Уже близки события, которые все изменят к лучшему.
Теперь же вам нужно просто набраться терпения и ждать.
Да, вас привыкли считать баловнем судьбы. Вам не нужно сейчас тратить
себя на мелочные ссоры, старайтесь не переутомляться на работе.
Через три месяца ожидает вас успех в денежных делах.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого