
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  32. Хэн. ПостоянствоКанонический текcт
Свершение. Хулы не будет. Благоприятна стойкость. Благоприятно иметь,
куда выступить.
- Углубление в постоянство. — Стойкость — к несчастью. Ничего благоприятного.
- Раскаяние исчезнет.
- Не будешь постоянным в своих достоинствах, (а), может быть, попадешь
с ними в неловкое положение. Стойкость — к сожалению.
- На поле нет дичи.
- Будешь постоянным в своих достоинствах. Стойкость. Для жены счастье.
Для мужа — несчастье.
- Нарушенное постоянство. — Несчастье.
Уже в предыдущей гексаграмме, когда мы говорили о пятой черте, наметилась
тема постоянства. Если бы взаимодействие не было подчинено каким-нибудь
определенным и постоянным ненарушимым и постоянным законам, то оно не
могло бы приобрести своего качества единения. Поэтому как частный момент
предыдущего процесса рассматривается ситуация, имеющая название
постоянства. В переносе на символику семьи это — то постоянство брака, о
котором было сказано в предыдущей гексаграмме при рассмотрении ее в целом.
Однако постоянство имеет своей целью подготовку к дальнейшей деятельности
человека. Поэтому здесь надо иметь в виду не только само постоянство, но и
будущий выход вовне. Это состояние символизировано самим образом триграмм,
которые составляют данную гексаграмму. Внизу в ней помещается триграмма,
которая имеет своим качеством проникновение, даже взаимопроникновение.
Здесь указано та то, что было приобретено как результат взаимодействия на
предыдущей ступени. Верхняя триграмма, которая обозначает выход вовне,
молния, которая имеет своим качеством активнейшую деятельность, т.е. выход
вовне, который проявляется в этой активнейшей деятельности. Но именно в
этой деятельности необходимо особенно строго соблюдать закон постоянства.
Вот почему в тексте данной гексаграммы говорится:
Постоянство. Свершение. Благоприятна стойкость. Хулы не будет.
Благоприятно иметь куда выступить.
1
В предыдущей ситуации важнее всего было обратить внимание на то, чтобы
было взаимодействие. Здесь же, наоборот, акцентируется момент
неподвижности. Но эта неподвижность, как указывается в общем, вступлении,
не должна быть замкнутой исключительно в себе. Если нижняя триграмма
выражает внутренний мир, то первая черта выражает наибольшие глубины этой
внутренней жизни, те глубины, в которых человек замкнут исключительно в
себе. Поэтому данная позиция является символом как раз того замкнутого
пребывания в себе, стойкое соблюдение которого может привести только к
неблагоприятному исходу. Вот почему в «Книге Перемен» мы читаем:
В начале слабая черта. Углубленное постоянство. Стойкость — к несчастью.
Ничего благоприятного.
2
Здесь, по-видимому, испорчен текст, ибо не хватает самого афоризма, а есть
только гадательный вывод из него, который говорит:
Сильная черта на втором месте. Раскаяние исчезнет.
3
Третья позиция, представляющая собою переход к внешней деятельности, в
ситуации, где речь идет о соблюдении постоянства именно во внешней
деятельности, может иметь своим дурным последствием нарушение советов,
т.е. утрату своего постоянства — пребывание стойко на месте. Поэтому текст
здесь звучит предупреждением:
Сильная черта на третьем месте. Не будешь постоянным в своих достоинствах.
А, может быть, попадешь с ними в неловкое положение. Стойкость — к
сожалению.
4
Одно из необходимых качеств охотника, которое для него совершенно
необходимо, — это выдержка и умение выждать. Только тогда он может
рассчитывать добыть на охоте дичь. На четвертой позиции, которая является
первой в триграмме, обозначающей действие, именно постоянство, т.е.
выдержка, может быть утрачено. На языке охотника это может обозначить
неудачную охоту. Все шансы здесь за то, что человек может потерять свое
постоянство при первом переходе к реальной деятельности. Поэтому
лаконичный образ «Книги Перемен» здесь говорит:
Сильная черта на четвертом месте. На поле нет дичи.
5
Если на третьей позиции речь шла об утрате постоянства, то в пятой
позиции, которая является самым интенсивным выявлением данной ситуации,
постоянство достигнуто и существует во всей своей полноте. Но, с точки
зрения китайской традиции, постоянство и пребывание на месте в доме
является по преимуществу деятельностью жены, тогда как муж призван
действовать вовне. Поэтому в данном тексте есть следующие указания:
Слабая черта на пятом месте. Будешь постоянным в своих достоинствах.
Стойкость. Для жены — счастье. Для мужа — несчастье.
6
Поскольку шестая позиция представляет собою конец данной ситуации и
переход к следующей, поскольку здесь основное качество, охарактеризованное
в данной гексаграмме, т.е. постоянство, нарушается. Но это нарушение,
собственно, не должно идти по линии утраты постоянства, ибо, как сказано,
было в начале данной гексаграммы, постоянство должно быть соблюдено в
самой активной деятельности. Поэтому утрата постоянства, о которой говорит
текст, может привести только к неблагоприятному исходу, вот почему в
тексте сказано:
Наверху слабая черта. Нарушенное постоянство. Несчастье.
Во внешнем — Возбуждение и подвижность, во внутреннем — Утончение и
проникновенность. Проникновение во внутреннем несмотря на возбуждение
во внешнем — углубление в постоянство.
Интерпретация Хейслип
Не нужно гнаться за двумя зайцами сразу, буквально разрываясь
на части. Храните выдержку, и все завершиться удачно для вас.
Будьте терпеливы — и желание ваше исполнится. Попытайтесь сейчас
хорошенько разобраться в своих намерениях и планах на будущее. Однако
для новых начинаний момент не слишком подходящий.
  20. Гуань. СозерцаниеКанонический текcт
Умыв руки, не приноси жертв; владея правдой, будь нелицеприятен и строг.
- Юношеское созерцание. — Ничтожному человеку — хулы не будет; благородному
человеку — сожаление.
- Созерцание сквозь (щель). — Благоприятна стойкость женщины.
- Созерцай продвижение и отступление нашей жизни.
- Созерцай блеск страны. — Благоприятно тому, чтобы быть принятым как
гость у царя.
- Созерцай нашу жизнь. — Благородному человеку хулы не будет.
- Созерцай их (других людей) жизнь. — Благородному человеку хулы не будет.
Созерцание, которое подразумевается здесь, рассматривается в
комментаторской литературе с двух сторон. Во-первых, со стороны
созерцаемого и, во-вторых, со стороны созерцающего. Когда благодаря
высочайшим положительным качествам уже достигнуто единение,
охарактеризованное в предыдущей ситуации, то человек, не может оставаться
незамеченным другими людьми. Так же и философская концепция, которая
благодаря процессу приближения, описываемому в предыдущей гексаграмме,
сделана доступной для людей, она также становится объектом их умозрения. В
таком смысле и данный человек, и данная концепция выступают как объекты
созерцания. С другой стороны, когда наше познание в его новом акте
приближено к объекту познания и вполне покоится на правильно
подготовленном основании мышления и воли, когда оно освобождено от
сомнений, то для него наступает момент созерцания. Если это даже только
момент, все-таки он тоже имеет свои специфические черты. Это момент,
противоположный деятельности во внешнем. Все для нее уже подготовлено, но
человек на мгновение (а в некоторых случаях на известный промежуток
времени) отстраняется от деятельности вовне и концентрирует свои силы на
самом познавательном созерцании, которое является тоже деятельностью, но
деятельностью познания. Последнее, конечно, подготовлено предшествующей
деятельностью. Кроме того, этот момент со стороны его содержания
характеризуется полной правдивостью внутри и ее внешним проявлением —
строгостью и искренностью. В тексте эти характеристики выражены следующим
образом:
Созерцание. Умой руки, но не приступай к жертвоприношению. Владей правдой,
будь нелицеприятен и строг.
1
Если на языке «Книги Перемен» «ничтожные люди» и противопоставляются
«благородному человеку» с этической точки зрения, то их низкий моральный
уровень здесь рассматривается как функция их познавательной
недоразвитости. Поэтому их нельзя обвинять в познавательной близорукости,
ибо в отношении познания они юны, а от юноши невозможно требовать
дальновидности. Но дело обстоит иначе, если недальновидностью созерцания
обладает «благородный человек». Для него она есть результат недомыслия,
т.е. проступка перед своей собственной познавательной жизнью. Наличие
недальновидности может привести благородного человека только к сожалению.
Здесь, на первой позиции, лишь начало процесса созерцания, это созерцание
юноши, о котором в тексте сказано:
В начале слабая черта. Юношеское созерцание. Ничтожному человеку не будет
хулы. Благородному человеку — сожаление.
2
Недальновидность созерцания — это его замкнутость в узкой сфере своего
эгоистического бытия. Но созерцание должно расширяться и расти. Поэтому
созерцание должно пробиться сквозь эту ограниченность. Сначала лишь в
некоторых отношениях оно может выйти за эти пределы. Они точно стена,
окружающая человека, и на этой ступени он получает лишь незначительную
возможность выглянуть вовне, точно посмотреть сквозь щель забора. Если на
этой ступени еще возможно стойко оставаться женщине, которая, как полагали
в древнем Китае, предрасположена к тому, чтобы пребывать внутри, далеко от
внешней деятельности, то эта ступень никак не может удовлетворить
человека, стремящегося к прогрессирующему развитию созерцания. Поэтому в
тексте мы находим:
Слабая черта на втором месте. Созерцание сквозь щель. Благоприятна
стойкость женщины.
3
Когда наступает выход из внутреннего во внешнее, то внутреннее тоже
становится внешним и доступным для объективного рассмотрения. Здесь
собственная жизнь предстает человеку, как обширная панорама, и в ней
человек созерцает отливы и приливы, выступления к активности вовне и
отступления вовнутрь для собственного усовершенствования. Эту широкую
созерцательную мысль текст облекает в лаконическую формулу:
Слабая черта на третьем месте. Созерцай наступление и отступления
собственной жизни.
4
Созерцание должно расшириться еще более. Уже и рамки целой жизни для него
должны стать более тесными, ибо хотя это и целая жизнь, но все лишь
индивидуальная жизнь одного человека. Здесь созерцание должно выйти и за
пределы. Объектом созерцания здесь должны стать «блеск всей страны»,
лучшие стороны жизни общества, то, что в нем выработано как ценности,
перерастающие ограниченность эпохи. Такой человек, который способен на это
расширенное созерцание, был достоин, по древнекитайским представлениям,
быть приятым как гость у царя. Текст об этом говорит следующим образом:
Слабая черта на четвертом месте. Созерцай блеск страны. Благоприятно тому,
чтобы быть принятым как гость у царя.
5
При правильном развитии после созерцания, объектом которого становится
жизнь общества в целом, человек должен своей жизнью совершенно слиться с
созерцаемой жизнью общества. На нее он должен смотреть, как на собственную
жизнь, и ее недостатки принимать на свою ответственность. Поэтому текст
опять говорит:
Сильная черта на пятом месте. Созерцай собственную жизнь. Благородному
человеку не будет хулы.
6
На высшей ступени созерцания достигается полная внутренняя свобода.
Человек уже ни с чем и ни с кем не связан в своих восприятиях и суждениях.
Пройдя весь опыт, очерченный в предыдущем, он свободно может наблюдать и
понимать переживания и действия других людей. Но, достигнув освобождения
такого рода, он был бы лишен содержания, стал бы внутренне пустым, если бы
он воспользовался возможностью отделиться от жизни людей. Поэтому и ему,
не связанному в силу необходимости с людьми, следует свободно по
собственному решению связаться с ними, созерцая их жизнь и служа объектом
их созерцания. Хотя это и кажется некоторым снижением уровня собственного
развития, однако это только кажется на первый взгляд. Поэтому и текст
говорит:
Наверху сильная черта. Созерцай их жизнь. Благородному человеку не будет
хулы.
Во внешнем — Утончение и проникновение, во внутреннем — Исполнение и
самоотдача. Если созерцаем с полной самоотдачей, то проникаем в
проявления Абсолюта и наш мир становится более утонченным.
Интерпретация Хейслип
Вам надо быть готовым к возможным и неожиданным неприятностям.
Постарайтесь спокойно и рассудительно обдумать и проанализировать
положение дел. Возможно, что вам необходимо будет сменить место
жительства и работу. Старайтесь ничего важного не упустить, вам нужно
быть сейчас особенно внимательным. Помощь вы можете получить оттуда,
откуда меньше всего ждете, для этого нужно только тщательно
продумывать все свои действия. Желания ваши исполнятся, может быть,
не так быстро, как вам хотелось бы. Вам необходимо хорошо обдумывать
возможности осуществления ваших планов. Ну, а если дела ваши
пойдут успешно, то не забывайте помогать другим.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого