
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  32. Хэн. ПостоянствоКанонический текcт
Свершение. Хулы не будет. Благоприятна стойкость. Благоприятно иметь,
куда выступить.
- Углубление в постоянство. — Стойкость — к несчастью. Ничего благоприятного.
- Раскаяние исчезнет.
- Не будешь постоянным в своих достоинствах, (а), может быть, попадешь
с ними в неловкое положение. Стойкость — к сожалению.
- На поле нет дичи.
- Будешь постоянным в своих достоинствах. Стойкость. Для жены счастье.
Для мужа — несчастье.
- Нарушенное постоянство. — Несчастье.
Уже в предыдущей гексаграмме, когда мы говорили о пятой черте, наметилась
тема постоянства. Если бы взаимодействие не было подчинено каким-нибудь
определенным и постоянным ненарушимым и постоянным законам, то оно не
могло бы приобрести своего качества единения. Поэтому как частный момент
предыдущего процесса рассматривается ситуация, имеющая название
постоянства. В переносе на символику семьи это — то постоянство брака, о
котором было сказано в предыдущей гексаграмме при рассмотрении ее в целом.
Однако постоянство имеет своей целью подготовку к дальнейшей деятельности
человека. Поэтому здесь надо иметь в виду не только само постоянство, но и
будущий выход вовне. Это состояние символизировано самим образом триграмм,
которые составляют данную гексаграмму. Внизу в ней помещается триграмма,
которая имеет своим качеством проникновение, даже взаимопроникновение.
Здесь указано та то, что было приобретено как результат взаимодействия на
предыдущей ступени. Верхняя триграмма, которая обозначает выход вовне,
молния, которая имеет своим качеством активнейшую деятельность, т.е. выход
вовне, который проявляется в этой активнейшей деятельности. Но именно в
этой деятельности необходимо особенно строго соблюдать закон постоянства.
Вот почему в тексте данной гексаграммы говорится:
Постоянство. Свершение. Благоприятна стойкость. Хулы не будет.
Благоприятно иметь куда выступить.
1
В предыдущей ситуации важнее всего было обратить внимание на то, чтобы
было взаимодействие. Здесь же, наоборот, акцентируется момент
неподвижности. Но эта неподвижность, как указывается в общем, вступлении,
не должна быть замкнутой исключительно в себе. Если нижняя триграмма
выражает внутренний мир, то первая черта выражает наибольшие глубины этой
внутренней жизни, те глубины, в которых человек замкнут исключительно в
себе. Поэтому данная позиция является символом как раз того замкнутого
пребывания в себе, стойкое соблюдение которого может привести только к
неблагоприятному исходу. Вот почему в «Книге Перемен» мы читаем:
В начале слабая черта. Углубленное постоянство. Стойкость — к несчастью.
Ничего благоприятного.
2
Здесь, по-видимому, испорчен текст, ибо не хватает самого афоризма, а есть
только гадательный вывод из него, который говорит:
Сильная черта на втором месте. Раскаяние исчезнет.
3
Третья позиция, представляющая собою переход к внешней деятельности, в
ситуации, где речь идет о соблюдении постоянства именно во внешней
деятельности, может иметь своим дурным последствием нарушение советов,
т.е. утрату своего постоянства — пребывание стойко на месте. Поэтому текст
здесь звучит предупреждением:
Сильная черта на третьем месте. Не будешь постоянным в своих достоинствах.
А, может быть, попадешь с ними в неловкое положение. Стойкость — к
сожалению.
4
Одно из необходимых качеств охотника, которое для него совершенно
необходимо, — это выдержка и умение выждать. Только тогда он может
рассчитывать добыть на охоте дичь. На четвертой позиции, которая является
первой в триграмме, обозначающей действие, именно постоянство, т.е.
выдержка, может быть утрачено. На языке охотника это может обозначить
неудачную охоту. Все шансы здесь за то, что человек может потерять свое
постоянство при первом переходе к реальной деятельности. Поэтому
лаконичный образ «Книги Перемен» здесь говорит:
Сильная черта на четвертом месте. На поле нет дичи.
5
Если на третьей позиции речь шла об утрате постоянства, то в пятой
позиции, которая является самым интенсивным выявлением данной ситуации,
постоянство достигнуто и существует во всей своей полноте. Но, с точки
зрения китайской традиции, постоянство и пребывание на месте в доме
является по преимуществу деятельностью жены, тогда как муж призван
действовать вовне. Поэтому в данном тексте есть следующие указания:
Слабая черта на пятом месте. Будешь постоянным в своих достоинствах.
Стойкость. Для жены — счастье. Для мужа — несчастье.
6
Поскольку шестая позиция представляет собою конец данной ситуации и
переход к следующей, поскольку здесь основное качество, охарактеризованное
в данной гексаграмме, т.е. постоянство, нарушается. Но это нарушение,
собственно, не должно идти по линии утраты постоянства, ибо, как сказано,
было в начале данной гексаграммы, постоянство должно быть соблюдено в
самой активной деятельности. Поэтому утрата постоянства, о которой говорит
текст, может привести только к неблагоприятному исходу, вот почему в
тексте сказано:
Наверху слабая черта. Нарушенное постоянство. Несчастье.
Во внешнем — Возбуждение и подвижность, во внутреннем — Утончение и
проникновенность. Проникновение во внутреннем несмотря на возбуждение
во внешнем — углубление в постоянство.
Интерпретация Хейслип
Не нужно гнаться за двумя зайцами сразу, буквально разрываясь
на части. Храните выдержку, и все завершиться удачно для вас.
Будьте терпеливы — и желание ваше исполнится. Попытайтесь сейчас
хорошенько разобраться в своих намерениях и планах на будущее. Однако
для новых начинаний момент не слишком подходящий.
  21. Ши-хо. Стиснутые зубыКанонический текcт
Свершение. Благоприятствует (тому, чтобы) применять тюрьмы.
- (Когда) надевают колодки, гибнут пальцы на ногах. — Хулы не будет.
- Вырви брюшину; уничтожь нос. — Хулы не будет.
- Вырвешь окостеневшее мясо, (но) встретишь яд. — Небольшое сожаление.
Хулы не будет.
- Вырвешь мясо, присохшее к кости. Получишь металлическую стрелу. —
Благоприятна стойкость в затруднениях. Счастье.
- Вырвешь засохшее мясо. Получишь желтое золото. — Будешь стойким в
опасности — хулы не будет.
- Возложишь колодку (на шею) и уничтожишь уши. — Несчастье.
Казалось бы, предыдущая ситуация такова, что все силы, участвующие в ней,
стоят в таком гармоническом взаимоотношении, что невозможно ничему
нарушать это «созерцание». Однако, как полное совершенство едва ли
достижимо, так даже эта ситуация подвержена закону изменчивости. Она
меняется в том отношении, что начинают приобретать значение оппозиционные
элементы. Для того чтобы выправить их разрушительную деятельность,
необходимы совершенно активные мероприятия. Как совершенно чуждые, эти
элементы, вклиниваясь в органическое целое данной ситуации, могут быть
восприняты двояко: или как нечто чуждое данной ситуации и поэтому с точки
зрения ее — пустое, не существующее, но нечто своей пустотой нарушающее и
мешающее соединению элементов, исконно присущих данной ситуации. Как бы то
ни было, чуждое мешает единству и должно быть уничтожено. Образ «стиснутых
зубов» выражает, во-первых, восстановление нарушенного единства и,
во-вторых, разрушение того, что попадает между зубами. Только такое
активное очищение от чуждого приводит развитие к продвижению вперед. И
если здесь еще нельзя говорить об окончательном уничтожении чуждого, то
все же ситуации благоприятствует ограничение свободы вредно действующих
элементов. В переносном смысле это приложимо и к процессу познания, к тому
именно моменту, когда к нему примешиваются ненужные и чуждые понятия,
коренящиеся в прошлом опыте и недомыслии, в тот момент, когда от
непосредственного созерцания нужно перейти к самому познавательному акту.
Эти мешающие понятия должны быть подавлены. И в тексте сказано:
Стиснутые зубы. Развитие. Благоприятно применение тюрем.
1
При подавлении отрицательных и чуждых элементов следует стараться
приметить их уже в самом начале, когда их воздействие еще незначительно.
Это одинаково и для практики и для познания. В познании эти чуждые
элементы, — прежде усвоенные понятия, не имеющие отношения к познаваемому
вновь и лишь отвлекающие от него, не могут быть корректированы из еще не
завершенного нового акта познания, но могут быть устранены благодаря
разуму, выработанному, как они, в прошлом. Все чуждое должно быть сразу же
устранено, прежде чем оно приобретет силу, достаточную для активного
сопротивления. Эта позиция — лишь начало всего процесса, здесь чуждые
элементы еще не окрепли. Кроме того, как это символически выражено
световой линией, правильно занимающей подобающую позицию (нечетную),
человек в таком положении обладает достаточными силами и возможностями для
того, чтобы вовремя удержаться от отрицательного поступка, «надеть на ноги
колодки и придавить пальцы на ногах», чтобы не пойти по неверному пути.
Именно в этом образе данную мысль выражает текст:
В начале сильная черта. Надень колодки и придави пальцы на ногах. Хулы не
будет.
2
Хотя чуждое еще и не окончательно окрепло, но оно уже может оказывать
сопротивление. Пусть оно еще слабо и выражено в образе мягкого мяса, но
сквозь него необходимо уже прогрызаться, — «вцепиться зубами в мягкое
мясо». Однако, хотя это и нетрудно, т.е. нетрудно подавить зло, лишь
начинающее действовать, оно все же оказывает неожиданное сопротивление:
если вцепиться зубами в большой кусок мягкого мяса, то оно придавит нос, и
дышать (жить) будет трудно. Однако и здесь дело еще поправимо, ибо
выступает уже в гармонически действующее новое познание, а проступок еще
недостаточно оплотнел. Символически это выражено тем, что вторая, четная,
позиция занята слабой, податливой чертой, в тексте это выражено так:
Слабая черта на втором месте. Вцепишься зубами в мягкое мясо. Оно придавит
твой нос. Хулы не будет.
3
Если на предыдущей ступени податливость и слабость еще и допустима, то
здесь, на напряженной позиции кризиса она, символизирована слабой чертой,
неправильно занимающей нечетную, световую позицию, уже недостаточна для
преодоления зла. Если на первой позиции положение могло быть спасено
прежде накопленным разумом, то здесь он выступает уже как нечто
устаревшее, как яд. Изменившееся положение выражено в соответственно
измененных образах. Однако эта позиция — лишь позиция кризиса, но еще не
гибели, и в тексте указано на небезвыходность положения следующим образом:
Слабая черта на третьем месте. Вцепившись зубами в окосневшее мясо,
Встретишь яд. Небольшое сожаление. Хулы не будет.
4
Воздействие чуждого становится все сильнее, оно смешивает грани между
добром и злом. Нужны большая внутренняя стойкость и сила (ее наличие
символизировано сильной чертой), для того чтобы привести положение к
счастливому исходу. Здесь не столь трудно напасть на зло, сколь трудно
остаться незатронутым им. Не так трудно охотнику, выстрелив в добычу,
ранить ее до кости, как трудно тогда извлечь оттуда стрелу. Не трудно
прокусить мясо, наросшее на кости, но не будет ли с зубами того же, что
было со стрелой охотника, ранившего добычу до кости? Чтобы этого не
случилось, нужна уже указанная стойкость. Поэтому в тексте сказано:
Сильная черта на четвертом месте. Вцепишься зубами в мясо при кости,
(чтобы) добыть металлическую стрелу. Благоприятна стойкость в
затруднениях. Счастье.
5
Отрицательные воздействия здесь окрепли уже настолько, что в контексте
других образов они выражены в образе засохшего мяса: то, что должно быть
податливо мягким, — мясо, — стало иссохшим и жестким. Но надо учесть, что
пятая позиция, благоприятнейшая в гексаграмме для внешнего проявления
всего процесса, символизирует самый благоприятный момент всей ситуации.
Поэтому достижения здесь возможны, и они выражены в образе «желтого
золота». О символике желтого цвета уже было сказано во второй гексаграмме,
поэтому здесь ее объяснять излишне. Надо еще только упомянуть, что в этих
условиях активного преодоления зла весьма затруднительного стойкое
сохранение достигнутого. Однако здесь может хватить сил и на преодоление
этих трудностей, о чем свидетельствует и наш текст:
Слабая черта на пятом месте. Вцепившись зубами в засохшее мясо, Добудешь
желтое золото. Стойкость — ужасна. Хулы не будет.
6
Эта позиция — максимальное развитие зла, отсталости. Оно охватывает всего
человека доверху. Точно колодка надета сверху на шею и прижимает уши так,
что человек уже не услышит никаких увещеваний. Единственный выход из
положения — это пресечь зло на более ранней ступени. Если же ситуация
доведена до данной позиции, то в ней человек уже не будет склонен к
исправлению. И текст говорит со строгой категоричностью:
Наверху сильная черта. Наложат колодку (на шею). И придавит она уши.
Несчастье.
Во внешнем — Сцепление и ясность, во внутреннем — Возбуждение и
подвижность. Во внешнем процесс начинается и заканчивается
неопределенно, тогда как во внутреннем он только начинается спонтанно,
протекает же и заканчивается
по предопределенной схеме, не учитывая
появление неопределенности во внешнем. Человек действует «невпопад»,
что в сочетании с его подвижностью и возбуждением приводит к
затруднениям, несчастью и сожаленью.
Интерпретация Хейслип
Вас что-то мучает, вы чувствуете себя несчастным. Попытайтесь
взяться за какое-нибудь новое дело, и дела ваши пойдут лучше,
и постепенно добросовестная работа приведет вас к большому успеху.
Вы склонны считать себя жертвой несправедливости. Но если постоянно
вы будете думать о том, как такое могло случиться — это делу
не поможет. Все мы совершаем массу ошибок; очевидно, в чем-то ошиблись
и вы. Но постарайтесь не падать духом и извлечь нужный урок из
того, что произошло. Не нужно отчаиваться, тем более, что как раз сейчас
обстоятельства благоприятствуют исполнению вашего желания. Соберитесь;
оставайтесь спокойны и рассудительны.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого