
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  33. Дунь. БегствоКанонический текcт
Свершение. Малому — благоприятна стойкость.
- При бегстве — хвост в опасности. — Не надо, чтобы предстояло куда-нибудь выступить.
- (Чтоб) удержать его (бегущего), нужна кожа желтого быка. — (Тогда)
никто не сможет его освободить.
- Связанному беглецу будет болезнь и опасность, держащему слуг и служанок
— счастье.
- Хорошее бегство. — Благородному человеку — счастье. Ничтожному человеку
— нет.
- Счастливое бегство. — Стойкость — к счастью.
- Летящее бегство. — Ничего неблагоприятного.
Если постоянство намечалось как свойство человека, который, исходя из
синтеза всех своих предыдущих достижений, переходит к деятельности, то
думать, что эта деятельность может наступить сразу после достижения
синтеза, не приходится, ибо мир и деятельность человека гораздо сложнее,
чем может показаться на первый взгляд. Существует известный момент,
который разделяет готовность к действию и само действие. Этот момент,
поскольку он существует, должен быть основан, и ему «Книга Перемен»
посвящает особую гексаграмму. Если человек и способен к действию и
обладает всеми необходимыми для этого действия силами, то все же, но
должен поступать обдуманно. Для того, чтобы поступать обдуманно,
необходимо на некоторое время задержаться, т.е. «бежать» от возможной
деятельности. Поэтому данная гексаграмма говорит о бегстве, об известном
сознательном отходе от деятельности на время. Здесь происходит нечто
подобное тому, когда мы предварительно отступаем на несколько шагов назад
перед тем, как прыгнуть с разбега. Если абстрагировано рассматривать
момент этой задержки, то естественно, что в нем, в его пределах, никакая
деятельность крупного размаха невозможна. Поэтому лишь малому, лишь тому,
кто действует в малом, здесь может быть предсказана благоприятность исхода
его ситуации. Вот почему текст здесь говорит:
Бегство. Свершение. Малому — благоприятна стойкость.
1
Как в шестой черте намечается переход к следующей гексаграмме, т.е. к
следующей ситуации в жизни, так первая черта является своего рода
реминисценцией — воспоминанием предыдущей ситуации. Это воспоминание
символически выражено в образе хвоста. Предыдущая ситуация было
охарактеризована отчасти и деятельностью. Здесь, если в момент
необходимости воздержаться от действия воспоминания о предыдущей ситуации,
по инерции будет продолжаться какая-то деятельность («хвост»), то
благоприятного исхода не может быть. Здесь важнее всего стойко пребывать
на том месте, на котором данная ситуация застает человека в жизни. Лишь
постепенно может развиться дальше ситуация, перейдя в следующую, и лишь
постепенно человек может получить возможность действовать. В этом смысле
приходится понимать:
В начале слабая черта. Не надо, чтобы предстояло кому-нибудь выступать.
2
При рассмотрении пятой черты второй гексаграммы уже указывалась символика
желтого цвета, цвета середины. Здесь, на второй позиции, позиции
центральной для нижней триграммы, совершенно естественно появляется желтый
цвет. Далее эта вторая позиция занята слабой чертой, которая символизирует
податливость, мягкость, а эти качества по символике животных в «Книге
Перемен» выражены коровой. Поэтому для того, чтобы удержать бегущего на
месте, т.е. помочь человеку воздержаться от деятельности, здесь нужно
качество пребывания в середине, т.е. недействия. Поэтому и текст говорит:
Слабая черта на втором месте. Чтобы удержать бегущего, нужна кожа желтой
коровы. Тогда никто на сможет выпустить его.
3
Кризис, характерный для третьей позиции, здесь понимается несколько
своеобразно. В общем для данной ситуации необходимо пребывание на месте,
бегство от деятельности. Но в переводе на язык ситуации кризиса это
бегство может быть рассмотрено как известная обуза, как-то именно, что
вызывает само бегство, т.е. данное качество переходит в свою
противоположность. Само собою, в этом состоянии невозможно предпринять
какую-либо широкую общественную деятельность. Поэтому здесь может привести
к благоприятному исходу только ограничение себя, действия в пределах своей
вотчины, своего дома. Таким образом, связанный своим бегством беглец
невольно попадает в опасное положение, и ему лучше не выходить никуда за
пределы своих, может быть, и ограниченных владений. Это выражено в тексте
следующим образом:
Сильная черта на третьем месте. Связанному беглецу будет болезнь,
опасность. Держащему слуг и служанок — счастье.
4
Четвертая позиция стоит в соответствии с первой. Основные качества,
необходимые для данной ситуации, развиваются при правильном соблюдении
того совета, который дается в первой. Поэтому на четвертой позиции, где
есть поддержка от того человека, который символизирован первой чертой,
можно ожидать благоприятного исхода. Но для этого надо уметь самому
остановиться и остановиться как раз тогда, когда налицо вся полнота
творческих сил, а то, что здесь эта полнота творческих сил есть,
символизировано верхней триграммой, которая начинается четвертой чертой,
триграммой творчества. На такое самоограничение способен лишь человек
большой внутренней культуры и большой воли. Вот почему текст говорит
здесь:
Сильная черта на четвертом месте. Хорошее богатство. Благородному человеку
— счастье. Ничтожному человеку — несчастье.
5
В пятой черте символизируется обыкновенно максимальное проявление данной
ситуации вовне, но именно здесь внешняя деятельность вся сводится к отходу
от проявления вовне, к тому, чтобы не проявлять все свои лучшие силы
вовне. Поэтому здесь можно говорить о том бегстве, которое вполне
удовлетворено, о том бегстве, которое может быть с этой точки зрения
призвано счастливым. В нем, само собой, необходима полная стойкость.
Поэтому в тексте говорится:
Сильная черта на пятом месте. Счастливое бегство. Стойкость — к счастью.
6
Последняя позиция, представляя собой некий отрыв от всей ситуации, может
быть символизирована неким полетом. Поскольку в ней намечаются
определенные качества данной позиции, постольку ее можно рассматривать как
бегство от самого бегства, т.е. переход к деятельности. Здесь он вполне
уместен. Поэтому краткий текст говорит:
Наверху сильная черта. Летящее бегство. Ничего неблагоприятного.
Во внешнем — Творчество и крепость, во внутреннем — Незыблемость и
пребывание. Сохранить неизменное внутреннее состояние пребывания и
неизменности при непредсказуемо развивающемся внешнем, можно только
бегством от внешнего.
Интерпретация Хейслип
Постарайтесь немного сдерживать себя; поверьте, что вы только
выиграете от этого. В данный момент настойчивость и упорство никакой
пользы не принесет. Эта гексаграмма очень благоприятна для интересного
отдыха и развлечений; воспользуйтесь этим временем для
того, чтобы обдумать свои планы на будущее. Однако не спешите их
осуществлять, пока не закончится нынешний период неопределенности.
Лучше используйте его для медитации, спокойного созерцания и размышления.
  15. Цянь. СмирениеКанонический текcт
Свершение. Благородному человеку — обладать законченностью.
- Смиренный из смиренных благородный человек. — Надо переходить вброд
через большую реку. Счастье.
- Провозгласи смирение. — Стойкость — к счастью.
- Трудись над смирением. — Благородному человеку — обладать законченностью. — Счастье.
- Ничего неблагоприятного. Возвысь смирение.
- Не разбогатеешь из-за своих соседей. — Благоприятно и нужно наступать
и нападать. — Ничего неблагоприятного.
- Провозгласи смирение. — Благоприятно и нужно двинуть войско в карательные
походы на города и страны.
Обладание великим достоянием, всей полнотой мира, могло бы быть конечной
целью, если бы в мире допускалась возможность остановки. Но основным
положением является учение об изменчивости, о непрерывной подвижности мира
и о том, как человек гармонически должен включаться в это движение.
Поэтому остановка в развитии является не остановкой, отставанием,
вызывающим конфликт с мировым развитием. Поэтому, если остановиться даже
на высоте величайших достижений, то и в такой остановке не будет
правильного отношения к миру. Но двигаться прямолинейно дальше уже нельзя,
ибо на предыдущей ступени достигнуто все, чего надо было достигнуть.
Следовательно, только полный отказ от уже достигнутого может гарантировать
возможность дальнейшего развития, идущего в ногу с развитием мира. Такой
необходимый отказ от личных достижений называется «смирение» и выражается
в образе самой гексаграммы, в которой под знаком земли помещен знак горы.
Гора должна вообще возвышаться над землей, то в этом с предельной
лаконичностью выражен образ смирения. Такое положение не должно отпугивать
человека, ибо только в нем здесь возможно дальнейшее развитие, причем это
развитие должно быть плодотворным: оно должно быть доведено до конца, до
завершения. В этом смысле в тексте говорится:
Смирение. Развитие. Благородному человеку предстоит завершение.
1
На первой ступени смирение показывается в самой интенсивной, но и в самой
общей форме. Поэтому невозможно конкретизировать его в специфическом
образе. Возможно, лишь указать на то, что человеку, обладающему данным
свойством, предстоит необходимость преодоления громадных трудностей, ибо
благодаря этому свойству он предрасположен к такому преодолению. Это
понятно, потому что здесь данное свойство рассматривается в его, не
выявленном состоянии, а потому не указывается его практическое приложение;
с другой стороны, оно, судя по композиции «Книги Перемен», присуще
человеку, который на предыдущих этапах достиг уже громадных результатов и
потому способен на преодоление самых больших трудностей. Текст выражает
это так:
В начале слабая черта. Смиренный из смиренных благородный человек. Ему
надо переходить вброд через великую реку. Счастье.
2
На второй позиции возникает нечто вроде конфликта между спецификой всей
гексаграммы (смирения, т.е. невыявленности, отступления в тень и т.п.) и
характером второй позиции, смысл которой состоит в том, что на ней
выявляются внутренние качества. На разрешение этого противоречия оказывает
влияние и то, что данная позиция предваряет следующую, на которой самым
интенсивным образом проявляется содержание понятия смирения. В результате
оказывается, что выявление внутреннего свойства здесь все же происходит,
но это свойство — смирение, т.е. то, что не может выражать себя самого, а
выражается лишь в самоотдаче, в созвучии с тем, что выражает себя. При
этом гармоничность развития здесь может быть легко нарушена тем, что
внимание, уделяемое выражению собственного свойства, будет сильнее самого
свойства — смирения: невыражения себя в первую очередь. Поэтому к
счастливому исходу здесь приводит лишь стойкое и непоколебимое смирение,
или, как об этом говорит текст:
Слабая черта на втором месте. Созвучное смирение. Стойкость — к счастью.
3
Момент кризиса здесь выражен уже в самом образе триграммы. В образе «гора»
третья черта, как самая вознесенная, изображает специфику возвышающейся
горы. Но на этой позиции именно происходит соприкосновение «горы» с
«землей», и именно высшей точки горы с низшей областью земли. Так,
содержание смирения здесь выступает с особенной силой; но именно благодаря
этому и для обладания таким смирением необходимо наибольшее напряжение.
Только интенсивным трудом достигается смирение; оно подлинно может быть
выражено в образе горы (смысл ее — возвышаться), но склонившейся ниже
земли, которая должна быть ниже всего. И только человек, обладающий таким
выработанным смирением, может довести свое дело до конца и, выполнив все,
что требуется временем и положением, встать в правильное отношение к
мировому свершению, т.е. достигнуть счастья. Такой человек если для себя и
достиг уже в прошлом полной победы над всяким злом, то здесь он вторично
вступает с ним в борьбу, для того чтобы своей борьбой подать пример
другим. Поэтому и в тексте говорится:
Сильная черта на третьем месте. Смирение от трудов своих благородному
человеку предстоит завершение (его дел). Счастье.
4
Мы видели, что свойство предыдущей позиции оказывается влияние на свойство
второй позиции. Но на третьей позиции это свойство вырабатывается лишь
путем определенных усилий. На четвертой позиции оно уже выработано, и если
на предыдущей ступени смирение оказывалось действующим вовне вследствие
усилий, (что стоит в соответствии с символом черты), то здесь (где позиция
занята слабой чертой) воздействие силы и принуждения уже невозможно. Но на
четвертой позиции само наличие выработанного свойства может оказывать
воздействие на иное. Это свойство действует как увлекающий пример. Поэтому
все действия здесь свободно и не встречает никаких препятствий. Вот почему
и в тексте сказано:
Слабая черта на четвертом месте. Ничего неблагоприятного. Манящее
смирение.
5
Свойства, выраженные на третьей позиции, находили поддержку в своем
окружении. Изнутри там действовало «созвучное смирение», создающее
резонанс, извне действовало «манящее смирение», которое является лишь
дальнейшим развитием свойств третьей ступени. Здесь же, на пятой позиции,
обстоятельства иные: изнутри действует четвертая позиция, лишенная
собственных сил, а вовне — шестая, которая, как правило, символизирует уже
утрату свойств данной гексаграммы. Поэтому здесь невозможно ожидать
поддержки из окружения, от «соседей». Деятельность здесь возможна лишь как
совершенно самостоятельная. Но в силу всего предыдущего процесса качество
смирения доведено уже до такой полноты и совершенства, что даже для
действий, противоположных действию смирения, последнее все же является
наиболее характерным, и поэтому даже такая деятельность не вступает в
конфликт с общей ситуацией и не встречает ничего не благоприятствующего
ей. Это находит в тексте следующее выражение:
Слабая черта на пятом месте. Не разбогатеешь от соседей своих.
Благоприятна необходимость совершить карающее нападение. Ничего
неблагоприятного.
6
На шестой позиции ситуация и ее характерные черты подходят к концу, теряют
свою специфичность. Так и здесь, смирение остается лишь как отзвук
прошлого, тех трудов, которые упоминаются на третьей позиции. Зато
агрессивность, начавшаяся на предыдущей, пятой позиции, здесь получает еще
большее развитие, особенно как необходимость подчинить себе то, что вышло
из повиновения, ибо здесь уже не действуют ни мощь усилий, как на третьей
позиции, ни заманчивость примера, как на четвертой. Здесь основной тон
смирения уже только звучит, но не действует, и ограничение, исходящее от
смирения, отступает, ибо оно должно уступить место дальнейшей ситуации
Вольность, для которой характерно отсутствие ограничений. Поэтому здесь
обстановка благоприятствует действиям, далеким от смирения. В тексте это
выражено следующим образом:
Наверху слабая черта. Звучащее смирение. Благоприятствует необходимости
двинуть войска и пойти на города и царства.
Исполнение и самоотдача во внешнем, Пребывание и незыблемость во
внутреннем. Незыблемость — то, что может закончится лишь случайно, то что
само собой не заканчивается, и в сочетании с полной предопределенностью
во внешнем — это смирение. Но
смирение — покорность не другому человеку,
а судьбе и естественному ходу событий. И если складывается
соответствующая ситуация, то благоприятно наступать и нападать.
Интерпретация Хейслип
Выпавший снег до самой земли склонил ветку дерева; но скоро
все переменится и она вновь выпрямится. Обстоятельства ваши сейчас
умеренно благоприятны. Но вы можете сделаться хозяином положения,
если проявите сдержанность. Неудачи, в том числе и финансовые, доставляют
вам беспокойство. Но не надо тревожиться, все переменится
к лучшему. И финансовые дела поправятся. Если не станете пренебрегать
помощью других, ваше желание исполнится.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого