
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  33. Дунь. БегствоКанонический текcт
Свершение. Малому — благоприятна стойкость.
- При бегстве — хвост в опасности. — Не надо, чтобы предстояло куда-нибудь выступить.
- (Чтоб) удержать его (бегущего), нужна кожа желтого быка. — (Тогда)
никто не сможет его освободить.
- Связанному беглецу будет болезнь и опасность, держащему слуг и служанок
— счастье.
- Хорошее бегство. — Благородному человеку — счастье. Ничтожному человеку
— нет.
- Счастливое бегство. — Стойкость — к счастью.
- Летящее бегство. — Ничего неблагоприятного.
Если постоянство намечалось как свойство человека, который, исходя из
синтеза всех своих предыдущих достижений, переходит к деятельности, то
думать, что эта деятельность может наступить сразу после достижения
синтеза, не приходится, ибо мир и деятельность человека гораздо сложнее,
чем может показаться на первый взгляд. Существует известный момент,
который разделяет готовность к действию и само действие. Этот момент,
поскольку он существует, должен быть основан, и ему «Книга Перемен»
посвящает особую гексаграмму. Если человек и способен к действию и
обладает всеми необходимыми для этого действия силами, то все же, но
должен поступать обдуманно. Для того, чтобы поступать обдуманно,
необходимо на некоторое время задержаться, т.е. «бежать» от возможной
деятельности. Поэтому данная гексаграмма говорит о бегстве, об известном
сознательном отходе от деятельности на время. Здесь происходит нечто
подобное тому, когда мы предварительно отступаем на несколько шагов назад
перед тем, как прыгнуть с разбега. Если абстрагировано рассматривать
момент этой задержки, то естественно, что в нем, в его пределах, никакая
деятельность крупного размаха невозможна. Поэтому лишь малому, лишь тому,
кто действует в малом, здесь может быть предсказана благоприятность исхода
его ситуации. Вот почему текст здесь говорит:
Бегство. Свершение. Малому — благоприятна стойкость.
1
Как в шестой черте намечается переход к следующей гексаграмме, т.е. к
следующей ситуации в жизни, так первая черта является своего рода
реминисценцией — воспоминанием предыдущей ситуации. Это воспоминание
символически выражено в образе хвоста. Предыдущая ситуация было
охарактеризована отчасти и деятельностью. Здесь, если в момент
необходимости воздержаться от действия воспоминания о предыдущей ситуации,
по инерции будет продолжаться какая-то деятельность («хвост»), то
благоприятного исхода не может быть. Здесь важнее всего стойко пребывать
на том месте, на котором данная ситуация застает человека в жизни. Лишь
постепенно может развиться дальше ситуация, перейдя в следующую, и лишь
постепенно человек может получить возможность действовать. В этом смысле
приходится понимать:
В начале слабая черта. Не надо, чтобы предстояло кому-нибудь выступать.
2
При рассмотрении пятой черты второй гексаграммы уже указывалась символика
желтого цвета, цвета середины. Здесь, на второй позиции, позиции
центральной для нижней триграммы, совершенно естественно появляется желтый
цвет. Далее эта вторая позиция занята слабой чертой, которая символизирует
податливость, мягкость, а эти качества по символике животных в «Книге
Перемен» выражены коровой. Поэтому для того, чтобы удержать бегущего на
месте, т.е. помочь человеку воздержаться от деятельности, здесь нужно
качество пребывания в середине, т.е. недействия. Поэтому и текст говорит:
Слабая черта на втором месте. Чтобы удержать бегущего, нужна кожа желтой
коровы. Тогда никто на сможет выпустить его.
3
Кризис, характерный для третьей позиции, здесь понимается несколько
своеобразно. В общем для данной ситуации необходимо пребывание на месте,
бегство от деятельности. Но в переводе на язык ситуации кризиса это
бегство может быть рассмотрено как известная обуза, как-то именно, что
вызывает само бегство, т.е. данное качество переходит в свою
противоположность. Само собою, в этом состоянии невозможно предпринять
какую-либо широкую общественную деятельность. Поэтому здесь может привести
к благоприятному исходу только ограничение себя, действия в пределах своей
вотчины, своего дома. Таким образом, связанный своим бегством беглец
невольно попадает в опасное положение, и ему лучше не выходить никуда за
пределы своих, может быть, и ограниченных владений. Это выражено в тексте
следующим образом:
Сильная черта на третьем месте. Связанному беглецу будет болезнь,
опасность. Держащему слуг и служанок — счастье.
4
Четвертая позиция стоит в соответствии с первой. Основные качества,
необходимые для данной ситуации, развиваются при правильном соблюдении
того совета, который дается в первой. Поэтому на четвертой позиции, где
есть поддержка от того человека, который символизирован первой чертой,
можно ожидать благоприятного исхода. Но для этого надо уметь самому
остановиться и остановиться как раз тогда, когда налицо вся полнота
творческих сил, а то, что здесь эта полнота творческих сил есть,
символизировано верхней триграммой, которая начинается четвертой чертой,
триграммой творчества. На такое самоограничение способен лишь человек
большой внутренней культуры и большой воли. Вот почему текст говорит
здесь:
Сильная черта на четвертом месте. Хорошее богатство. Благородному человеку
— счастье. Ничтожному человеку — несчастье.
5
В пятой черте символизируется обыкновенно максимальное проявление данной
ситуации вовне, но именно здесь внешняя деятельность вся сводится к отходу
от проявления вовне, к тому, чтобы не проявлять все свои лучшие силы
вовне. Поэтому здесь можно говорить о том бегстве, которое вполне
удовлетворено, о том бегстве, которое может быть с этой точки зрения
призвано счастливым. В нем, само собой, необходима полная стойкость.
Поэтому в тексте говорится:
Сильная черта на пятом месте. Счастливое бегство. Стойкость — к счастью.
6
Последняя позиция, представляя собой некий отрыв от всей ситуации, может
быть символизирована неким полетом. Поскольку в ней намечаются
определенные качества данной позиции, постольку ее можно рассматривать как
бегство от самого бегства, т.е. переход к деятельности. Здесь он вполне
уместен. Поэтому краткий текст говорит:
Наверху сильная черта. Летящее бегство. Ничего неблагоприятного.
Во внешнем — Творчество и крепость, во внутреннем — Незыблемость и
пребывание. Сохранить неизменное внутреннее состояние пребывания и
неизменности при непредсказуемо развивающемся внешнем, можно только
бегством от внешнего.
Интерпретация Хейслип
Постарайтесь немного сдерживать себя; поверьте, что вы только
выиграете от этого. В данный момент настойчивость и упорство никакой
пользы не принесет. Эта гексаграмма очень благоприятна для интересного
отдыха и развлечений; воспользуйтесь этим временем для
того, чтобы обдумать свои планы на будущее. Однако не спешите их
осуществлять, пока не закончится нынешний период неопределенности.
Лучше используйте его для медитации, спокойного созерцания и размышления.
  28. Да-го. Переразвитие великогоКанонический текcт
Стропила прогибаются. Благоприятно иметь, куда выступить. Свершение.
- Для подстилки пользуйся белым камышом. — Хулы не будет.
- На иссохшем тополе вырастают почки. Старый человек получает эту девушку
в жены. — Ничего неблагоприятного.
- Стропила прогибаются. — Несчастье.
- Стропила великолепны. — Счастье. (А если) что-нибудь другое, (то
будет) сожаление.
- На иссохшем тополе вырастают цветы. Старая женщина получит этого
служилого мужа. — Хулы не будет, хвалы не будет.
- При переходе вброд (зайдешь так глубоко, что) исчезнет темя. — Несчастье.
Хулы не будет.
Для того, чтобы понять данную гексаграмму, небесполезно обратить внимание
на ее внешний вид. Нижняя и верхняя черты в ней слабые, все остальные —
сильные. Она точно указывает на какой-то предмет, у которого сила
сосредоточена на всем протяжении, кроме концов, которые лишены этой силы.
Это, согласно комментаторской литературы, образ балки стропил, прогнившей
на обоих концах. Предыдущее положение могло быть охарактеризовано
известным застоем, ибо все черты там тяготели вспять к первой. Всякий
застой приводит к тому, что даже в самой мирной обстановке рождаются
зачатки будущей смуты. Будет ли это взято в чисто внешнем образе, или
будет перенесено на деятельность завоевателей, — везде мы будем видеть
одно и то же: порок, зарождающийся от бездеятельности, от застоя. Этот
застой отображен в образе концов балки. Поэтому в тексте здесь не раз
встречается образ стропил. По существу, данная ситуация является
неблагоприятной, и поэтому единственное, что может рекомендовать «Книга
Перемен» — это как можно скорее выйти из нее. В этом смысл того, что здесь
благоприятно иметь куда выступить. Текст говорит:
Переразвитие великого. Стропила прогибаются. Благоприятно иметь куда
выступить. Свершение.
1
Комментаторы обыкновенно рассматривали гексаграммы и со стороны их
пространственного расположения. Поэтому во многих случаях нижняя черта
символизирует что-нибудь находящееся внизу. Так, например, подстилка ложа
может быть символизирована нижней чертой, фундамент тоже может быть
отнесен к нижней черте. Здесь нижняя черта — слабая. Поэтому в переводе на
язык образов «Книга Перемен» говорит о мягком белом камыше, который
берется для подстилки. Само собой понятно, что слабая черта — мягкий белый
камыш — не может быть прочным и основательным фундаментом. Если человек
пребывает в данной ситуации и занимает именно эту позицию, то его может
охватить испуг, что вся его деятельность построена на недостаточно твердом
основании. Но все здесь сводится к тому, чтобы выступить из данной
ситуации, выйти из нее. Поэтому здесь излишне строить благополучие, не
основанное на крепком фундаменте. Вот почему здесь текст «Книги Перемен»
стремится успокоить тревогу:
В начале слабая черта. Для подстилки пользуйся белым камышом. Хулы не
будет.
2
Вся гексаграмма, выражающая переразвитие великого, напоминает характерные
качества верхней черты. Это образ старости, которая достигла всего и
которая ждет только покоя. Здесь в образ «Книги Перемен» отражено
сочетание такой старости с чем-то, несущим новые импульсы. Именно эти
новые импульсы, которые выражены в почках на старом тополе, могут привести
к выходу из данной, в общем, неблагополучной ситуации. Поэтому «Книга
Перемен» говорит в достаточно ясных образах:
Сильная черта на втором месте. На иссохшем тополе вырастают почки. Старый
человек получает эту девушку в жены. Ничего неблагополучного.
3
Выход из данной ситуации наступить должен, но он должен наступить во
благовремении. Третья черта характеризует здесь кризис выхода во внешнее,
который несколько преждевременен. С другой стороны, образ, данный в «Книге
Перемен», может быть понят и так, что выход из данной для человека
является ломкой, ломкой старого. Для ситуации это — несчастье, гибель. Но
это не значит, что данная ситуация является гибелью и для человека,
проходящего ее. В «Книге Перемен» выражена лишь часть этих мыслей,
сохраненных комментаторской литературой. Текст говорит только:
Сильная черта на третьем месте. Стропила прогибаются — несчастье.
4
Четвертая позиция, целиком тяготеющая к пятой, которая представляет
максимальное развитие данных качеств гексаграммы, вся озарена силами
пятой. Поэтому и текст здесь говорит о «великолепии». Однако нельзя
думать, что это великолепии может быть понято как нечто положительное, ибо
именно оно может приковать внимание человека настолько, что он
остановится, тогда как самое основное требование «Книги Перемен»,
обращенное к человеку, находящемуся в данной ситуации, это — выход из нее,
т.е. выход из застоя. Если человек отдастся чему-нибудь иному, кроме
выхода из ситуации переразвития великого, то он остановится на месте, не
выйдет из нее, и ему самому придется пожалеть об упущенном времени. Исходя
из этих несколько противоречивых мыслей, текст говорит:
Сильная черта на четвертом месте. Стропила великолепны. Счастье. А если
что-нибудь другое, то будет сожаление.
5
Тот процесс, который был намечен во второй позиции, поскольку она стоит в
соответствии с пятой, здесь показывается в его завершении. Если там был
образ почек, то здесь дан образ цветов. Но сама пятая позиция не тяготеет
никуда. Поэтому здесь выступает образ безразличной старухи. Правда, она
находит своего старого мужа служивого, который дряхл и поэтому выражен
слабой шестой чертой, — и они замыкаются в своей личной жизни, не обращая
внимания на окружающих их. Это — удовлетворение, замкнутое в себе. Правда,
удовлетворение это заработано всем, что было сделано на предыдущих
ступенях. За него никто не будет хулить, но и похвалы человек, стоящий в
такой ситуации, не заслуживает, ибо он замыкается в себе. Вот почему в
тексте мы можем прочитать:
Сильная черта на пятом месте. На иссохшем тополе вырастают цветы. Старая
женщина получает этого служивого мужа. Хулы не будет. Хвалы не будет.
6
Всякая чрезмерность приводит к гибели. Гибель может быть понята и как
несчастье. Но поскольку ни одна из ситуаций, выраженных в гексаграммах, не
может длиться вечно, то эта гибель возникает совершенно естественно. Здесь
шестую позицию занимает слабая черта, и это символизирует отсутствие сил,
необходимых на переход, который нужно сделать, т.е. на переход к новой
ситуации. Поэтому здесь особенно подчеркнута гибель. Сама динамика
перехода может захлестнуть переходящего человека. Но, как уже было
указано, это совершенно естественное положение. Поэтому «Книга Перемен»
говорит, что никто не осмелиться хулить человека, погибшего в этом
положении. Иными словами, в тексте мы видим:
Наверху слабая черта. При переходе вброд исчезает темя. Несчастье. Хулы не
будет.
Во внешнем Разрешение и радостность, во внутреннем Утончение и
проникновенность. Утончение — удел зрелости, возбуждение — молодости.
Поэтому говорится: на иссохшем тополе вырастают цветы; старая женщина
получит этого служилого мужа; старый человек получает эту девушку в
жены.
Интерпретация Хейслип
Вы счастливы, ощущаете свое счастье. Но постарайтесь взять
себя в руки; ваш темперамент может повредить как другим, так и вам
самому. Взгляните на себя критически, и не будьте излишне самоуверенны;
ваши суждения в данный момент далеко не самые верные. Не пытайтесь
добиться успеха с помощью силы. Время все изменит, нужно
сдержать себя и поразмыслить о состоянии дел. Ваше желание не может
исполниться быстро. Будьте корректны, и не обижайте своей горячностью
других.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого