
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  34. Да-чжуань. Мощь великогоКанонический текcт
Благоприятна стойкость.
- Мощь в пальцах ног. — Поход — к несчастью, обладай правдой.
- Стойкость — к счастью.
- Ничтожному человеку придется быть мощным; благородному человеку
придется погибнуть. — Стойкость — опасна. Когда козел бодает изгородь, (в
ней) застревают его рога.
- Стойкость — к счастью. Раскаяние исчезнет. Изгородь пробита, (в ней)
не застрянешь. Мощь — в осях большой колесницы.
- Утратишь козла (даже) в легких (обстоятельствах). — Раскаяния не будет.
- Козел бодает изгородь — не может отступить, не может продвинуться.
— Ничего благоприятного. (Но если будет) трудно, то (будет и) счастье.
За время предыдущего периода человек может выработать все силы, которые
нужны ему для дальнейшей деятельности. Весь смысл этой временной задержки
в деятельности, которая была намечена в предыдущем, состоит именно в том,
чтобы в спокойствии выработать, возможно, большую силу, необходимую для
какого-нибудь крупного дела, которое может быть осуществлено в дальнейшем.
Во время этого спокойствия вырабатывается великая мощь, которая является
темой данной ситуации, но при этом всегда надо иметь в виду, что великая
мощь может быть только тогда, когда человек не полагается исключительно на
одного себя, а действует совместно с коллективом. В этом отношении нужно с
полной стойкостью соблюдать свои связи с окружающими людьми. Поэтому
весьма краткий текст говорит:
Мощь великого. Благоприятна стойкость.
1
В общем мы уже указали на стойкость. Здесь для дальнейшего рассмотрения
нужно принять во внимание, что стойкость (чжэн) интерпретируется постоянно
и как правота. И именно с этим значением правоты, верности приходится
считаться. Для понимания образа данной черты необходимо вспомнить то, что
говорилось в 32-й гексаграмме относительно символики тела в «Книге
Перемен». В первый момент проявления великой мощи, о которой говорит
данная ситуация, прежде всего, необходимо принять во внимание, что
стойкость (она же — правота) должна быть понята как объективная правота,
как та, которая подтверждена всем окружением человека. Ибо если бы,
наоборот, человек рассчитывал на стойкость как на свое собственное
качество, он впал бы в ошибку так же, как впал бы в ошибку, если бы
успокоил себя тем, что мощь его велика. Поэтому всякое выступление к
деятельности здесь еще не может быть благоприятным, ибо на данной ступени,
ступени первого момента ситуации мощи великого, нужно только собрать силы
к развитию данной ситуации по дальнейшим этапам. Поэтому текст «Книги
Перемен» говорит здесь:
В начале сильная черта. Мощь в пальцах ног. Поход — к несчастью. Так будет
подлинно!
2
Стойкость, понимаемая как правота, является в данной ситуации подлинным
внутренним качеством занимающего ее лица. Именно на второй позиции мы
всегда встречаем максимальное выражение внутренних качеств. Поэтому
лаконичный текст здесь только напоминает:
Сильная черта на втором месте. Стойкость — к счастью.
3
Третья позиция, как позиция кризиса, характеризуется тем, что за
деятельность человек берется, не обладая достаточным количеством сил. Хотя
здесь в ситуации мощи великого предполагается наличие больших сил, однако
подлинно большие силы у человека могут быть лишь в том случае, если он
опирается на окружение, т.е. если он в этическом плане связан с другими
людьми и с их деятельностью. Поскольку третья черта представляет собой
замыкание в себе как противоположность выхода вовне, постольку не сможет
здесь человек рассчитывать на поддержку окружающих его людей. Если бы он
все же стал действовать вопреки нормальной ситуации, то он проявил бы себя
как человек, лишенный этических качеств, т.е. неблагородный человек. И все
же, если бы такой человек стал действовать, то настойчивость его в этом
действии была бы ужасной. И это «Книга Перемен» выражает в образе, полном
юмора:
Сильная черта на третьем месте. Ничтожному человеку придется быть мощным.
Благородному человеку придется погибнуть. Стойкость — ужасна. Когда козел
бодает изгородь, то в ней застрянут его рога.
4
Для того чтобы понять афоризм данной черты, необходимо вспомнить, из чего
состоит данная гексаграмма. В ней внизу «творчество», т.е. творческие
силы, которыми полна внутренняя жизнь человека: вовне триграмма «молния»,
т.е. активнейшая деятельность. Само по себе творчество, поскольку оно
только внутри, может быть понято как творчество в потенциальном состоянии.
Верхняя же триграмма действия характеризует уже проявления этой творческой
мощи вовне. Поэтому нижняя черта верхней триграммы, т.е. первый выход
вовне, обусловлена самой ситуацией, выраженной здесь в образе пробитой
изгороди, которую можно понять, лишь сопоставив ее с образом предыдущего
афоризма. Здесь имеется в виду выход к деятельности большого размаха.
Такая деятельность может охватить большие пространства. Поэтому здесь
появляется образ колесницы как средства передвижения. И в этом стремлении
к действию вовне должна быть соблюдена полная стойкость, которая в данном
контексте понимается и как правота этого действия. В тексте мы здесь
читаем:
Сильная черта на четвертом месте. Изгородь пробита. В ней не застрянешь.
Мощь — в осях большой колесницы. Стойкость — к счастью. Раскаяние
исчезнет.
5
На третьей позиции встретился образ козла, бодающего изгородь. Этот козел
— символ необузданной силы, которая бросается к внешней деятельности, не
соразмерившись с препятствием. Поскольку пятая позиция представляет собою
самое гармоничное проявление вовне качеств, символизируемые этим козлом,
должны быть здесь отражены. Более того, они должны отойти от человека
настолько и быть заменены своей противоположностью, что должно наступить
исправление совершенных прежде ошибок. Вот почему текст говорит здесь:
Слабая черта на пятом месте. Утратишь козла даже в легких обстоятельствах.
Раскаяния не будет.
6
Параллельно с мощью, о которой говорилось в данной гексаграмме, в ней
говорилось о стремлении проявить эту мощь. В момент переразвития, который
символизируется верхней чертой, положительное качество, т.е. мощность,
отступает на задний план, и необдуманный поступок, и стремление к
проявлению вовне без достаточных сил выступают как характеристика данного
момента. Но если на третьей позиции, которая представляет собою лишь
переход к внешней деятельности, это уже приводило к неблагоприятным
результатам, то здесь это качество может привести к совершенно
безвыходному положению. Здесь нельзя ожидать ничего благоприятного. Но
если человек в этих самых неблагоприятных условиях будет ими спровоцирован
на напряжение своих сил, а тем самым и на развитие их, то, в конце концов,
он может найти благоприятный выход из создавшегося положения. Эта мысль
выражена в тексте следующих образах:
Наверху слабая черта. Козел бодает изгородь и не может отступить, не может
и продвинуться. Ничего благоприятного. Но если будет трудно то будет
счастье.
Во внешнем — Возбуждение и подвижность, во внутреннем — Творчество и
крепость. Творческая деятельность вызывает возбуждение внешнего, но не
меняет его.
Оно активизируется, но не поддается творческому импульсу
человека. Такое противостояние может быть как благоприятным, так и
неблагоприятным: ничтожному человеку придется быть мощным,
благородному человеку придется погибнуть.
Интерпретация Хейслип
Вы чересчур напористы, слишком активно стремитесь выбиться
вперед; не нужно этого, это только вредит вам. Подумайте об окружающих
вас людях. Помните, что невозможно построить свое благополучие
на неудачах других. Не нужно никого и ничего приносить в жертву
собственному честолюбию. Ведите себя скромнее, тактичнее, и желание
ваше исполнится. Постарайтесь отыскать здесь «золотую середину».
  13. Тун жэнь. ЕдиномышленникиКанонический текcт
(Родня) на полях. Свершение. Благоприятна благородному человеку стойкость. Благоприятен
брод через великую реку.
- Родня в воротах. — Хулы не будет.
- Родня в храме предков. — Сожаление.
- Спрячь оружие в зарослях и поднимись на их высокое взгорье. И через
три года не поднимется (оружие).
- Поднимутся на самый вал и не смогут напасть. — Счастье.
- Родня сначала (издает) крики и вопли, а потом смеется. Большие войска,
одолевая друг друга, встречаются.
- Родня в пригороде. — Раскаяния не будет.
Ход личного развития закончился на предыдущей гексаграмме. Он привел к
упадку, но и к преодолению этого упадка. Какой бы высоты ни достиг расцвет
предыдущего процесса, здесь, после упадка, приходится начинать подъем
сначала. Но на сей раз это делается уже совместно с другими. Для такого
совместного действия необходимо, чтобы эти люди обладали тождественным
положением и тождественным целеустремлением. Так наступает пора действия
единомышленников. Они все начинают с совершенно необработанной почвы, в
«пустоши», на которой именно и может начаться их дальнейшее развитие. Оно
в случае такой совместной деятельности может охватывать крупные и опасные
действия, переходить вброд через великую реку, но для таких серьезных
действий нужна стойкость, полная благородства, «стойкость благородного
человека». Может возникнуть вопрос, почему здесь процесс должен начаться с
совершенно невозделанной, сырой почвы, заброшенной всеми. На это отвечает
комментатор Су Мэй-шань: «Пустошь — это земля, которой никто не
добивается. Если я стою на такой земле, то все, кто последуют за мной,
действительно будут со мной едины, ибо без такого действительного
объединения разве же они могли бы последовать за мной на пустошь?..»
Символически, образно это единение выражено уже и в самой гексаграмме, где
верхняя триграмма символизирует небо, а нижняя — солнце — свет. — Образ
мира, построенный в познании, хотя и отображает его правильно, но никогда
не отображает его с абсолютной исчерпывающей полнотой. Поэтому под
термином «мир» обычно подразумевают лишь познанный мир; на данной же
ступени, на которой начинается новая познавательная волна, безусловно,
требуется исходить из чистой данности, включающей в себя как познанное,
так и еще не познанное; последнее в такой мере, что его присутствие
способно изменить привычные очертания мира, ибо это начало нового
познавательного процесса. Так равновесие образа мира нарушено настолько,
что не установлены еще никакие грани, разделяющие объекты, и все познается
заново в контекстах новых окружений. Эта необходимость пройти через весь
мир заново символизирована в образе брода через великую реку. Но на этот
раз человек проходит весь этот путь уже не один, а со своими
единомышленниками. Поэтому, хотя и остается необходимой его личная
стойкость, тем не менее, ему еще необходимо и другое: умение действовать
не из личных желаний, хотя и не без них, но, главное, в ритмическом
созвучии с другими. В точной и краткой формулировке это выражает
комментатор Вань И: «Человек, желая познать сущность элемента единодушия,
должен воспользоваться силой нового акта познания и знания, приобретенного
прежде. Но особенно ему нельзя добиваться этого со страстностью; однако и
оставаясь бесстрастным, он ничего не обретет. Как говорится, когда
ритмически придет время, то и идея сама собой проявится. В этой душевной
работе самая важная заповедь — это не забывать и не помогать». Такие мысли
высказываются в комментаторской литературе по поводу текста:
Единомышленники находятся на пустоши. Развитие. Благоприятен брод через
великую реку. Благоприятна стойкость великого человека.
1
На пути единодушия совершенно необходима полная общность и недопустима
личная обособленность. Нельзя оставаться в собственном доме, а надо выйти
из него. Но этот процесс здесь только начинается, человек стоит в воротах.
Однако, выйдя из ворот, он может пойти на пустошь, с которой начинается
построение нового развития в данной ситуации. В тексте мы находим здесь
следующие слова:
В начале сильная черта. Единомышленники находятся в воротах. Хулы не
будет.
2
Правильное соответствие второй и пятой черт выражает здесь единодушие.
Однако еще большое влияние на данную позицию оказывает прошлое, выраженное
предыдущей чертой. Человек в таком состоянии охвачен прошлым. Он точно
пребывает в «храме предков». Но там он пребывает на месте, — иными
словами, задерживается на месте. Эта задержка оказывается причиною
сожаления, которое должно наступить. — Причины такой ошибки на данной
ступени в том, что, несмотря на правильное новое познание, личный
накопленный опыт прошлого оказывается слишком слабым (вспомним об Упадке в
потоке ситуаций минувшего личного развития), поэтому человек бывает
слишком сильно охвачен непосредственным созерцанием и не может выйти за
пределы прежде сложившегося образа мира. В тексте здесь сказано:
Слабая черта на втором месте. Единомышленники находятся в храме предков.
Сожаление!
3
То, чего не хватало на предыдущей ступени, — накопленный прежде опыт и
разум, — получает импульс к более интенсивному развитию. Но время, в
котором может проявиться благотворное действие единодушия, еще не
наступило. Оно настанет лишь с переходом с пятой позиции, имеющей
«единомышленника», на вторую. Так, в момент кризиса, несмотря на полное
желание сложить оружие и мирным путем подняться на высокий холм — на
высшую по значению пятую позицию, это остается недостижимым на протяжении
длительного срока. Три года безуспешного ожидания предшествуют желанному
достижению. Для достижения необходима полная гармония прежних знаний и
новых познаний. Здесь же, в реакции на недостаточность опыта, последний
применяется чрезмерно, так что есть опасность подменить им новое знание,
как оружие спрятать его в зарослях. Такое положение в кризисе текст
облекает в следующие образы:
Сильная черта на третьем месте. Скроешь оружие в зарослях. Станешь
восходить на высокий холм, но три года не возвысишься.
4
Так как кризис уже миновал, то, казалось бы, здесь именно должно наступить
достижение намеченной цели — единение с людьми. Но оно символизировано
соответствием второй и пятой позиций. Поэтому четвертая позиция обозначает
момент, непосредственно предшествующий самому единению. Если это не
понято, то возможны попытки интенсивной и незрелой (а потому и
безуспешной) агрессии. Необходимо понять это и в момент, когда, кажется,
возможность наступления совсем близка, задержаться и дать ситуации назреть
совершенно закономерно. Это выражено в достаточно ясном образе текста,
суть которого в приложении к познавательной жизни вань И-чжи толкует так:
«Новый акт познания и прежнее знание совершенно гармонизированы, но хотя
сначала человек охвачен чувством настойчивости, впоследствии он узнает,
что из-за этой настойчивости он не может достичь истины, и в конце концов
в состоянии, полном бесстрастия, он проникает в нее и находится в
счастии». Текст это выражает так:
Сильная черта на четвертом месте. Поднявшись на городской вал, не решайся
на атаку. Счастье.
5
Единодушие — основная цель данной ситуации — не достигается просто. Это
видно из затруднений, очерченных на предыдущих ступенях. Сначала путь,
полный трудностей, отчаяния и отрешенности, и лишь потом — удовлетворение.
Это дает себя чувствовать даже здесь, где возможно максимальное выявление
единодушия, в кульминации внешнего процесса (пятая позиция с ее правильным
соответствием второй). Но здесь больше всего выступает требование победы
над собой, отмеченное еще на пятой позиции. По поводу этого комментатор
Чжэн Хай-жу говорит: «Победа над великими войсками — это не победа над
третьей и четвертой позициями (которыми отграничена от пятой вторая), а
победа над этими позициями в собственной душе. Как только личные помыслы
возникают внутри, так благородные люди оказываются разграниченными девятью
заставами. Какая это громадная трудность: победить себя. Без великих войск
справишься ли с ней?» А другой комментатор Ян Чэн-чжай замечает: «Нет
большего войска, чем твое сознание. Оружие и щиты перед ним — мелочь».
Так, отрешившись от своей личной ограниченности, можно рассчитывать на
встречу с единомышленниками. Текст говорит об этом так:
Сильная черта на пятом месте. Единомышленникам — сначала возгласы и вопли,
а потом смех. Великие войска побеждены, и будет встреча.
6
Все положительно действующее в переразвитии оказывается дурным.
Бесстрастность, столь необходимая для достижения единодушия, здесь, когда
цель уже достигнута, оказывается уже безразличием. Процесс уже не в центре
внимания, а на окраине. Поэтому не будет раскаяния, ни другой эмоции. Но в
безразличии намечается антитеза данной ситуации: оставленность. Су
Мэй-шань по этому поводу пишет: «Нет того, к чему тяготеешь в единении,
поэтому нет и раскаяния. Никто не стоит рядом, поэтому и стремление еще не
достижимо». Можно было бы здесь ожидать раскаяния. Однако безразличие
снимает его, но это понятно само собою, поэтому текст прямо указывает на
отсутствие раскаяния:
Наверху сильная черта. Единомышленники на окраине. Не будет раскаяния.
Во внешнем — Творчество и крепость, во внутреннем — Сцепление и ясность.
Интерпретация Хейслип
Вы не попадете никогда в дурную компанию, куда бы вы ни отправились.
Не бойтесь высоких целей, вступайте смело в борьбу; и вас
поддержат те, на кого вы и не рассчитываете. Вы пребываете сейчас в
некотором беспокойстве, и потому несколько растерянны и неуверенны.
Но очень скоро дела ваши пойдут на лад. Желание ваше исполнится,
если только вы достаточно серьезно отнесетесь к предлагаемой вам
помощи старших.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого