
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  35. Цзинь. ВосходКанонический текcт
Сиятельному князю надо жаловать коней и в круговороте дня трижды принимать
(подданных).
- В выдвижении и в отступлении! — (Если пребудешь в) стойкости, (будет)
счастье. Не будет правды. (Но если отнесешься к этому) невозмутимо, (то)
хулы не будет.
- В выдвижении и в подавленности! — (Если пребудешь в) стойкости,(будет)
счастье. Получишь такое великое благополучие от матери твоего царя.
- Доверие многих. — Раскаяние исчезнет.
- (Если) выдвинешься, как хомяк, (то) стойкость (будет) опасна.
- Раскаяние исчезнет. Ни принимай близко к сердцу ни потерю, ни обретение. —
Выступление — к счастью, ничего неблагоприятного.
- Выставляй свои рога лишь для того, чтобы покарать (свой) город.
— (Положение) опасно, (но оно) — к счастью: хулы не будет. Стойкость —
к сожалению.
Образ, данный в этой гексаграмме, расшифровывается из образов триграмм,
ее составляющих. Здесь внизу триграмма, обозначающая землю, а наверху —
сияние, которое иногда интерпретируется как солнце, т.е. перед нами
картина солнца, восходящего над землей, что обозначается и самим названием
гексаграммы, которое мы переводим соответственно с этим словом — Восход.
Если сопоставить эту гексаграмму с предыдущими, то намечается следующая
линия развития ситуации. Нужно начать с 31-й гексаграммы, которая
представляет собой синтез всех приобретенных ранее качеств и сил в их
полном слиянии, в браке. Дальше говорилось о необходимости подчинения этих
сил какому-нибудь постоянному закону, после чего этот постоянный закон
должен быть проверен и углублен в уединении человека, на время отошедшего
от деятельности. Это уединение приводит к развитию человеке той великой
мощи, которая в дальнейшем может гарантировать благоприятную деятельность
вовне. Только после всех этих ситуаций может, наконец, появиться та,
которая представляет собою реальный выход вовне, символизированный в
образе солнца, восходящего над землей. Но в таком выходе вовне совершенно
необходимо направлять свою деятельность не только на пользу для самого
себя, но и на пользу окружающим людям. Здесь больше, чем где бы то ни
было, должна проявиться полная щедрость. Как солнце щедро раздает свои
лучи всему окружению, так и деятельность человека должна быть направлена
на пользу всех окружающих его людей. Так деятельность может быть
расшифрована, конечно, в различных масштабах, ибо окружение человека может
простираться на большее или меньшее количество людей. Но Вань И здесь
говорит даже о развитии щедрости до космических размеров. Однако это на
совести данного комментатора, ибо текст в «Книге Перемен», сложившийся в
конкретных условиях раннего феодального общества в Китае, выразил это в
образах, не имеющих еще отношения к космическому размаху мыслей: В тексте
эти мысли выражены следующим образом:
Восход. Сиятельному князю надо жаловать коней в великом обилии и в
круговороте дня трижды принимать подданных.
1
На первой позиции, где еще только начинается данный процесс, выступление
вовне, восход еще не намечен с полной очевидностью. Он до известной
степени еще нерешителен, так что иногда он напоминает даже отступление.
Поэтому возможно, что менее чуткие люди не смогут заметить самого
выступления. И поэтому человек, который охарактеризован в данной ситуации,
может и не встретить доверия со стороны окружающих. Однако он должен
научиться смотреть на такое непризнание своего восхода со стороны
окружающих как на нечто само собой понятное и отнестись к окружающим с
полным великодушием. Тогда минет данная ситуация, и человек все же получит
возможность блестящего проявления деятельности своей вовне. Поэтому текст
говорит здесь (незначительные расхождения по сравнению с переводом, данные
выше, объясняются тем, что здесь интерпретация с точки зрения Вань И):
В начале слабая черта. Если, выступая и отступая, пробудешь в стойкости,
будет счастье. Не будет доверия. Но если отнесешься к этому великодушно,
то хулы не будет.
2
Вторая позиция, как апогей внутреннего развития гексаграммы, указывает на
пребывание человека в самом себе. Для такого человека, который находится в
ситуации восхода, пребывания только в себе неразрывно связано с некоторой
подавленностью. Однако, поняв, что эта подавленность является временным
состоянием, человек может продолжать стойко стремится к своему восходу. Во
всяком случае, его стойкость, в конце концов, приведет к благоприятному
исходу, и это особенно потому, что здесь человек может рассчитывать на
поддержку извне. По символике «Книги Перемен» эта поддержка может исходить
из того, кто обозначен пятой позицией данной гексаграммы. Поскольку пятая
позиция здесь занята слабой чертой, которая характеризует женщину, и
поскольку пятая позиция в социальном разрезе символизируется государя
(слово «вождь» восстановлено палеографически, здесь дается позднее
понимание слова), постольку здесь говорится о поддержке матери государя. В
тексте это выражено в следующих словах:
Слабая черта на втором месте. Если в выступлении и в подавленности
пребудешь стойким, то будет счастье. Обретешь такую великую милость от
матери твоего государя.
3
Если в большинстве случаев третья позиция связана с кризисом,
предшествующим выходу вовне, то здесь, где вся ситуация представляет собой
выход вовне, третья позиция лишена своей характерной черты кризиса как
чего-то отрицательного. Наоборот, здесь наконец выступает такое проявление
человека во внешнем, которое воспринимается окружающими его людьми, и
поэтому-то доверие со стороны других людей, которое не оказали человеку,
стоящему в данной ситуации на первой позиции, здесь наличествует
полностью. Поэтому текст говорит здесь только:
Слабая черта на третьем месте. Доверие многих. Раскаяние исчезнет.
4
Ошибка, которая может быть совершена на четвертой позиции, состоит в
следующем. Четвертая позиция — лишь подготовительная к пятой, ибо центр
гексаграммы — в пятой. Четвертая позиция, поэтому при ошибочном
использовании ее может стать чем-то вроде подделки, замены настоящего
ненастоящим. Это выражено в образе хомяка. Между прочим, Вань И, чтобы
сделать этот экзотический образ понятным, рассказывает следующее: «Некогда
я, только что, прибыв в область Минь, увидел человека, продававшего белого
зайца. Люди, споря друг с другом, хотели купить его за 100 золотых монет,
но это им не удавалось. Купец выкормил очень много зайцев, и тогда цена на
них постепенно упала до одной денежки с чем-то. Любители странностей
попробовали убить их и сварить, но они были так зловонны, что есть их,
было нельзя. И стало так, что ни один человек не покупал их. Можно
сказать, что это не белый заяц, а просто хомяк. Увы! По существу он —
ничтожная крыса, и обманным порядком ему было присуждено имя белого зайца.
Это значит, что он, не имея нужных достоинств, занял высокое место. Так с
людьми такого рода». После этого рассказа, может быть, нам покажется
странным образ, данный в тексте:
Сильная черта на четвертом месте. Если выдвинешься, как хомяк, то
стойкость будет ужасна.
5
Пятая черта, представляя собою самое совершенное проявление вовне, больше
всего ассоциируется с тем образом, который дан в символике триграмм,
составляющих данную гексаграмму. Это солнце, взошедшее над землей, так
полно сил и так щедро, что никакая утрата и никакое приобретение не могут
его огорчить. И человек, занимающий данную позицию, исправляя все ошибки,
допущенные им в прошлом, в полной щедрости дает свои силы окружению. В
тексте это отражено в следующих словах:
Слабая черта на пятом месте. Раскаяние исчезнет. Не принимай близко к
сердцу ни утрату, ни приобретение. Ничего неблагоприятного.
6
Поскольку третья черта верхней триграммы сильная (как максимальное
проявление этого сияния вовне), большого всего характеризует качества
сияния, постольку в обществе неблагоприятная шестая позиция здесь лишена
этого качества. Но это лишь внешнее проявление сияния, совершенно лишенное
существа, как нечто самое крайнее вышедшее вовне, оно выражено в образе
рогов. Они могут быть проявлением вовне, но только внешним проявлением. И
вот здесь дан образ ясности вовне при отсутствии ясности внутри. Поэтому
сил, присутствующих у человека, здесь может хватить, конечно, на
какое-нибудь дело, но оно не столь велико, сколь велико дело щедрости,
выраженное на предыдущей позиции. Все же, в общем, благоприятный характер
данной позиции (конечно, только в контексте данной гексаграммы) выражен в
тексте так:
Наверху сильная черта. Выставляй свои рога лишь для того, чтобы покарать
свой город. Это положение ужасно, но оно — к счастью. Хулы не будет.
Стойкость к сожалению.
Во внешнем — Сцепление и ясность, во внутреннем Исполнение и
самоотдача. Ясное и гармоничное внешнее при еще полном отсутствии
проявлений абсолюта во внутреннем. Это напоминает пробуждение
внутреннего — восход.
Интерпретация Хейслип
Удача уже близко. Вы не напрасно рассчитывали на признание и
уважение, они по праву ожидают вас. В дальнейшем вы будете вознаграждены
еще более, чем теперь. Смело и решительно шагайте вперед, положитесь
на свою счастливую звезду. Ваше желание исполнится не сразу,
но пусть это не печалит вас. Вас ждет встреча с человеком, которого
вы очень давно не видели. Не сорите деньгами, будьте немного
экономней; это очень поможет вам в будущем.
  51. Чжэнь. Возбуждение Канонический текcт
Свершение. Молния приходит, (и воскликнешь испуганно): о! о! (а потом)
засмеешься: ха-ха! Молния и пугает за сотни верст, (но она) не приведет
к утрате (и) ложки жертвенного вина.
- Молния приходит, (и воскликнешь испуганно): о! о! (а) потом за смеешься:
ха-ха! Счастье.
- (Когда) молния приходит, (она) опасна. (Ты можешь) сто тысяч (раз)
утратить (свои) богатства, (но) поднимаешься на девятую высоту. — Не гонись.
(Через) семь дней (и так) обретешь.
- От молнии растеряешься. (Но, как) молния, действуй — и не (вызовешь) беды.
- Молния попадает в ил.
- Молния отходит и приходит. Опасно. Хотя бы и в стотысячный (раз
пришла), не утратишь уменья действовать.
- От молнии потеряешь самообладание (и будешь) пугливо озираться вокруг. —
Поход — к несчастью. (Если) молния (еще) не касается тебя самого, (а лишь)
твоих соседей, — хулы не будет. — (Даже по поводу) брака будут толки.
Для предыдущей ситуации была характерна статичность. Она сменяется
максимальной динамичностью, которая свойственна данной ситуации. Уже само
название ее — Возбуждение и ее образ — молния указывают на динамичность
данной ситуации. Это самая динамичная из всех ситуаций, указанных в «Книге
Перемен». Она символизирует то развитие, которое может наступить после
того, как не только накоплены обновленные силы, но и обновлены и
переплавлены. Кроме того, данная гексаграмма состоит из повторения
триграммы «чжэнь», которая по семейной символике обозначает старшего сына.
Старший сын — это тот, который, наследуя отцу, вынужден дальше развивать
дело, начатое отцом. Поэтому ему именно предстоит действие, и он достигнет
того свершения; энергичное вмешательство в жизнь окружающей среды не
проходит мимо. И потому в начале наступления этой ситуации динамика может
показаться человеку чем-то сильно меняющим обстоятельства, чем-то
потрясающим их до основ, и лишь в конце, по завершении данной ситуации,
если она проведена правильно, может наступить известное удовлетворение.
Здесь «Книга Перемен» выражает это в образе молнии. Когда «приходит»
молния, она пугает человека. Если он уже услышал и увидел ее, то он сам
остается невредимым, и испуг сменяется радостью. Кроме того, молния видна
издалека. Это символизирует то, что здесь имеется в виду напряженная
активная деятельность, захватывающая очень широкие круги. И тем не менее
та опасность, которая свойственна молнии, если ситуация проведена
правильно, не может оказать дурного влияния даже в мелочах. В таком смысле
понимается основной афоризм данной ситуации:
Возбуждение. Свершение. Молния приходит, и воскликнешь: ого! А пройдет, и
засмеешься: ха-ха! Молния пугает за сотни верст. Но она не опрокинет и
ложки жертвенного вина.
1
В данной ситуации первая позиция является главной. Здесь возникает сразу,
без всяких предупреждений, первый удар молнии. Здесь именно мы застаем тот
первый удар, который больше всего пугает. Поэтому здесь опять повторяется
афоризм об испуге. Но здесь же дается напоминание о том, что этот испуг,
если молния осознана и увидена, не приведет к дурному последствию. Поэтому
в тексте здесь сказано:
В начале сильная черта. Молния приходит, и воскликнешь: ого! А пройдет, и
засмеешься: ха-ха! Счастье.
2
Вслед за ударом молнии человек может ощутить страх. Само собой, это
положение опасно. И поскольку импульс первой черты здесь действует весьма
сильно, движение к ней вспять невозможно. Можно только двигаться дальше,
вперед. В момент такой динамики, которая имеется в виду в первой позиции,
всякое движение вспять было бы полным разрывом с условиями, окружающими
человека, привело бы его к утрате всего того, что он имеет. Но здесь, если
он будет двигаться неизменно вперед, пусть бы он бесчисленное количество,
раз терял все, чем он обладает, об этом заботиться не следует, следует
неуклонно двигаться дальше. Такое движение может привести к высочайшему
успеху. Человек может достигнуть последних высот, которые называются на
языке «Книги Перемен» «девятой высотой». Но такое движение должно идти
исключительно импульсированное собственными силами человека. Гнаться за
чем-нибудь, т.е. видеть перед собой какую-нибудь цель, — это значит уже
отстоять от этой цели. Поэтому здесь «Книга Перемен», предупреждая, что, в
конце концов, все будет достигнуто, говорит:
Слабая черта на втором месте. Когда молния приходит, она ужасна. Ты можешь
сто тысяч раз потерять свои богатства, но поднимешься на девятую высоту.
Не гонись — через семь дней и так получишь.
3
Момент перехода от внутренней жизни к внешней является тогда, когда
человек может потерять уверенность в своих действиях. В особенности в
такой ситуации, как данная, эта растерянность может проявиться с особенной
силой; чтобы не оказаться застигнутыми врасплох, надо и здесь не изменить
принципу неуклонного действия и стремления вперед, ибо в противном случае
человек сам может накликать на себя беду, без того чтобы эта беда была
предопределена самой ситуацией. В тексте это высказано так:
Слабая черта на третьем месте. От молнии растеряешься. Но, как молния,
действуй и не накличешь беды.
4
Самый импульс развивается, с точки зрения авторов «Книги Перемен»,
волнообразно. За одним ударом молнии следует второй. Но вот удар уже
является лишь отголоском первого, в котором сосредоточена вся сила. Это
удар по тому, что не оказывает достаточного сопротивления и что поглощает
в себя силу удара без того, чтобы был налицо эффект этого удара. Молния
ударяет в нечто инертное, мягкое, податливое, в чем только теряется сила
удара. Такой повторный ослабленный удар «Книги Перемен» облекает в
следующий образ:
Сильная черта на четвертом месте. Молния попадает в ил.
5
Как на второй позиции, так и на пятой говорится о возможности утраты, ибо
это соответствующие друг другу позиции с той только разницей, что вторая
характеризует внутреннюю жизнь, а пятая — внешнюю. Но разбег, динамика,
которые были уже на предыдущих позициях, приводят к тому, что на пятой
позиции развития данной ситуации, несмотря на всю опасность ее, все же
есть возможность выйти — и выйти умело — из того положения, в которое
поставила человека в данном случае жизнь. В этом смысле «Книга Перемен»
говорит:
Слабая черта на пятом месте. Молния отходит и приходит. Ужасно! Хотя бы и
в стотысячный раз, не утратишь умения действовать.
6
Как на третьей позиции, так и на шестой, которая стоит в соответствии с
ней, человека при повторном ударе может охватить страх и растерянность.
Однако там, на третьей позиции, перед ним была возможность дальнейшего
развертывания данной ситуации. Удар молнии ощущался еще сильнее, и поэтому
испуг человек мог больше найти оправданий. Здесь же такой испуг, когда
удар молнии очень далеко от места, занимаемого данным человеком, может
быть воспринят лишь как чрезмерная пугливость, что понятно, ибо шестая
позиция представляет собой чрезмерность. Поэтому если человек здесь
впадает в растерянность и страх, то всякое его дальнейшее действие и
выступление могут быть испорчены в полной мере. Чтобы не впасть в этот
страх, нужно иметь в виду, что основной удар молнии далеко, что он никак
не касается самого действующего человека, а лишь его соседей. Кроме того,
здесь мы встречаем ту позицию, на которой динамика всей данной ситуации
пронизывает собою уже все окружение человека и касается даже его быта.
Если здесь не будет сильных потрясений, то, во всяком случае, будут хотя
бы толки и разговоры. Вот почему в тексте здесь мы читаем:
Наверху слабая черта. От молнии потеряешь самообладание и будешь пугливо
озираться вокруг. Поход — к несчастью. Но молния не касается тебя, а лишь
твоих соседей. Хулы не будет. Но даже по поводу брака будут толки.
И во внешнем и во внутреннем — Возбуждение и подвижность. Несмотря на
подвижность во внешнем и внутреннем, в
триграмме преобладает Инь. Для
ничтожного человека это благо, потому что все будет протекать и закончится
вполне предсказуемо. Он лишь в начале испугается, но затем рассмеется. Для
благородного же мужа такое подавление Ян не является благоприятным.
Интерпретация Хейслип
Успех ваш близок, но у вас есть соперник, который прилагает
все усилия, чтобы помешать вам его достигнуть. Не нужно из-за этого
расстраиваться; со спокойной душой уступите свои позиции, потому
что то, что вы стремитесь получить как необходимое вам, на деле
окажется совершенно другим, не таким, как представлялось. В ближайшее
время в вашем окружении произойдет неожиданное и неприятное
событие, но вам оно ничем не повредит. Сейчас вам необходимо отдохнуть,
отвлечься, и постараться не нервничать из-за того, что обстоятельства
складываются так, а не иначе. Не унывайте, чуть позднее
и вам улыбнется судьба.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого