
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  36. Мин-и. Поражение светаКанонический текcт
Благоприятна в трудности стойкость.
- Поражение света: у него в полете опускаются крылья. Благородный
человек в пути по три дня не ест, (но ему) есть, куда выступить, (и его)
господин будет говорить (о нем).
- Поражение света: он поражен в левое бедро. Нужна поддержка мощная,
(как) конь. — Счастье.
- Свет поражен на южной охоте. (Но будет) обретена его большая голова.
Нельзя болеть о стойкости.
- Вонзится в левую (часть) живота. Сохранишь чувство поражения света,
когда выйдешь из ворот и двора.
- Поражение света (вождя) Цзи-Цзы. — Благоприятна стойкость.
- Не просветишься, (а) померкнешь. Сначала поднимешься на небо, (а)
потом погрузишься в землю.
При чтении «Книги Перемен» нетрудно заметить, что гексаграммы следуют
друг за другом по противоположности. Так, если первая гексаграмма сплошь
состояла из сильных черт и обозначала чистое творчество, то вторая
гексаграмма состояла только из слабых черт и представляла собой чистое
исполнение. Предыдущая гексаграмма, была изображением солнца, восходящего
над землей, а эта 36-я гексаграмма представляет собою образ солнца,
опустившегося на землю. Этим, собственно говоря, указывается на следующий
момент: на умение также в нужную минуту отступить, ибо если бы человек
только выступал вовне, то был бы нарушен правильный ритм деятельности
человека, перед нами была бы угроза поражения его сияния. Поэтому данная
ситуация носит название Поражения света. Здесь свет должен опуститься во
тьму, в толщу земли. Кроме того, существует еще другая интерпретация
названия гексаграммы, ибо второе из слов, обозначающих ее, обозначает
также варвара. Если исходить из этого значения, то название Мин-и может
быть переведено «просвещение варваров», т.е. нисхождение с культурной
высоты большого уровня к людям низкой культуры. Оба варианта существуют в
комментаторской литературе, хотя Вань И настаивает только на первом. При
таком нисхождении человек, естественно, встречает трудности. Но именно в
трудностях, в частности в потускнении, он должен пребывать стойким, т.е.
всегда выступать, исходя из своей правоты. Поэтому и краткий текст говорит
здесь:
Поражение света. Благоприятна в трудностях стойкость.
1
Поскольку исходной позицией для данной ситуации было восхождение света,
т.е. солнца, на его высоты, постольку первая позиция данной гексаграммы
начинается с образа полета, ибо с высот своих лет здесь опускается вниз.
Поэтому здесь лучше не действовать для самого себя. Здесь нужно иметь
мужество на прекращение своего восхождения и нужно иметь мужество на то,
чтобы в своих действиях, направленных в пользу другим людям, переносить
лишения, ибо именно в преодолении трудностей здесь может быть достигнуто
то, что является целью деятельности данной ситуации. Только при
деятельности, направленной таким образом, человек может рассчитывать на
то, что лицо, стоящее выше его, обратит внимание. Поэтому текст говорит
здесь:
В начале сильная черта. Поражение света. У него в полете опускаются
крылья. Благородный человек в пути три дня не ест, но ему есть куда
выступить, и его господин будет говорить о нем.
2
Поражение, которое характерно для данной ситуации, здесь начинает
действовать все дальше и дальше. И нужна очень большая мощь того, кто
оказывает поддержку, чтобы ситуация имела благоприятный исход. Лошадь в
символике животных по «Книге Перемен» обозначает большую мощь, активную
силу. Поэтому в тексте мы читаем:
Слабая черта на втором месте. Поражение света. Он поражен в левое бедро.
Нужна поддержка мощная, как конь. Счастье.
3
В древних китайских воззрениях юг рассматривался не как область, наиболее
озаренная солнечным светом, но, ввиду динамичности этого мировоззрения,
как область, где солнце начинает постепенно клониться к закату. Поэтому
третья позиция, где больше всего дает себя чувствовать общая
характеристика данной ситуации, — поражения света — дает образ именно
южной охоты. Но в это время может быть победа над большим злом, ибо свет,
вознесенный над землей, здесь нисходит обратно к земле для того, чтобы
озарить отставших, т.е. уничтожить их зло незнания. Конечно, при таком
нисхождении человек может отойти от своего собственного величия, в
известном смысле утерять его, но именно об этом он не должен печалиться,
ибо такова его миссия — нисхождение к отставшим. Эти мысли выражены в
тексте следующим образом:
Сильная черта на третьем месте. Свет поражен на южной охоте. Но будет
получена большая голова. Нельзя болеть о стойкости.
4
Настроение самоотдачи, жертвенного отхода от своей высоты очень
чувствуется в афоризме четвертой черты. Здесь из своего собственного опыта
бытия человек уже выходит к иному. Ибо здесь начинается уже верхняя, т.е.
внешняя триграмма. Это — настроение человека, покидающего свое присущее
место. И оно все пронизано чувством поражения света. Это поражение
касается самой части живота. Поэтому в тексте написано:
Слабая черта на четвертом месте. Поражение вонзится в левую часть живота.
Сохранишь чувство поражения света, когда выйдешь за вороты дома и двора.
5
В арсенале китайских национальных героев есть знаменитый царедворец
Цзи-Цзы. Это — человек, живший в ХI в. до н.э., если верить традиции, и
бывший главным советником при дворе тогдашнего царя. В это время произошла
смена династий. Цзи-цзы, несмотря на то, что правитель новой династии
всячески старался его, как человека, достигшего искусства в управлении
государством, склонить на свою сторону, все же предпочел удалиться от
всякой политической деятельности и, как говорит предание, поселиться на
краю страны, где-то на территории современной Кореи. Он предпочел полное
уединение и жизнь среди людей чужой и менее развитой культуры, чем службу
тому, кого он считал узурпатором. Придание говорит о том, что он написал
так называемый «Великий план» («Хун фань»). Это произведение впоследствии
получило весьма широкую известность. Даже для нас, как первые зачатки
философствования в Китае (хотя вряд ли верно авторство Цзи-цзы), оно
представляет большой интерес. И китайский авторы рассматривают Цзи-цзы как
образ человека, отошедшего сознательно от своей возможной славы, отдавшего
свои знания менее развитым людям, но, тем не менее, впоследствии
прославленного и вознесенного на высоту. Пятая позиция представляет собой
максимальное выражение данной ситуации в целом. Поэтому здесь выявлен
образ, связанный с именем Цзи-цзы. Текст говорит здесь:
Слабая черта на пятом месте. Поражение света Цзи-цзы. Благоприятна
стойкость.
6
Окончательное завершение процесса приводит к тому, что все светлые силы
света, которые были приобретены в предыдущей ситуации, здесь должны
померкнуть. Тут только возможно воспоминание того, что было в прошлом
славой данного человека, но именно здесь возможно самое интенсивное
сопоставление того, что было достигнуто в прошлом, и того, к чему привела
необходимость в настоящем. Поэтому текст говорит здесь:
Наверху слабая черта. Не просияешь, а померкнешь. Сначала поднимешься на
небо, а потом погрузишься в землю.
Во внешнем — Исполнение и самоотдача, во внутреннем — Сцепление и
ясность.
Интерпретация Хейслип
Ситуация очень скоро изменится. Поэтому не будьте излишне
самоуверенны, хотя вам сейчас и сопутствует удача. Не надо пускаться
в любовные авантюры, старайтесь действовать обдуманно и предусмотрительно.
Вас привыкли считать баловнем судьбы, поэтому и поступки
ваши могут быть истолкованы превратно. Но не тревожьтесь, в
ближайшем будущем все переменится, станет на свои места. Не надо отчаиваться;
но сейчас ваши желания не исполнятся. Будьте более экономны.
  14. Да-ю. Обладание великимКанонический текcт
Изначальное свершение.
- Нет связи с вредным. — Не то чтоб была хула, (но если) потрудишься,
то хулы не будет.
- Большая колесница — для грузов. — Есть куда выступить. Хулы не будет.
- Князю нужно проникнуть к сыну неба. — (В таком случае) ничтожные
люди не смогут одолеть (его).
- (Если) не будет у тебя роскоши, хулы не будет.
- Такая правдивость. (В ней будешь) связан (со всеми, будешь) силен.
— Счастье.
- От неба благословение этому. — Счастье. Ничего неблагоприятного.
После уничтожения упадка и совместного действия единомышленников все
оказывается в их руках. Они сообща обладают великим. Поэтому никакие
препятствия на их пути развития невозможны, и развитие идет так, как оно
изначально задумано. Это выражение и в символике гексаграммы, где пятая
слабая черта является центром тяготения всех остальных черт. Она обладает
ими всеми. Это и есть обладание великим, т.е. всеми элементами света. Они
действуют все сообща, поэтому, как и в предыдущей ситуации, совместимость
действия здесь особо подчеркивается. Здесь же идет речь лишь о том, что в
данной ситуации, несмотря на ее благоприятность, все же необходима полная
активность. Только тогда в конкретных условиях отдельных позиций может
происходить то, о чем говорит основной текст гексаграммы:
Обладание великим. Изначальное развитие.
1
Владение многим вызывает опасение в том, что это потребует слишком больших
и разносторонних связей, между которыми могут оказаться и связи с тем, что
наносит ущерб. Конечно, такое отсутствие общения с вредными не заслуживает
порицания, но полная безупречность и на будущее достижима лишь в том
случае, если поставить препятствия даже самой возможности общения с
вредным. Осуществление зависит от развития того, кого это касается. На
первых ступенях создание таких препятствий сводится к системе запретов. Но
они отпадают по отношению к тому, кто достиг идеальной чистоты. Вредное
влияние на него не может быть оказано, даже если он общается с самым
низким и переразвитым. Эти влияния ограничены уже в силу его чистоты.
Однако текст без разграничений говорит об этом:
В начале сильная черта. Отсутствие связей с вредным — не хула. Поставь им
затруднения, и тогда хулы не будет.
2
Во внутреннем апогее обладания великими достижениями на первый план
выступает возможность самого широкого усвоения воспринимаемого материала.
Символически это выражается в правильном соответствии внутреннего (вторая
черта) и внешнего (пятая черта). Этим определяется и возможность экспансии
действия. Конечно, это не дается автоматически, а требует развития
некоторой культуры сознания для недостаточно развитого человека так же,
как для человека, ушедшего в своем развитии вперед, необходима
деятельность, направленная на благо остальным людям. Только при этом
достижимо то, что выражено в следующем образе текста:
Сильная черта на втором месте. Большая колесница — для того, чтобы ее
нагрузить. Ей есть куда отправиться. Хулы не будет.
3
Общность действия, о которой говорилось во введении, здесь особенно
необходима. Символом такого обобщения многих людей в древнем Китае
мыслился князь. Даже само слово «князь» — гун сохранило не менее частое
значение «общий». Только при наличии этого качества возможно здесь
движение вверх. Но при таком восхождении человек недостаточно развитой, —
этически ничтожный, — может из-за радости и эгоистического наслаждения
подъемом отклониться от намеченной цели. В этом сказывается положение
кризиса, заметное даже в столь благоприятной ситуации. Только вполне
совершенный человек может здесь не погибнуть от этой надвигающейся на него
радости. Для рядового человека здесь нужна особая тренировка ума, которая
не под силу этически отсталому человеку. В этом смысле приходится понимать
слова текста:
Сильная черта на третьем месте. Князю надо проникнуть к Сыну Неба.
Ничтожным людям это невозможно.
4
Если третья позиция, как правило, выражает кризис перехода от внутреннего
к внешнему, то четвертая позиция выражает уже погружение во внешнее, в
«иное». С этим необходимо связано некое настроение самоотрешенности,
которое можно усмотреть при внимательном изучении всех текстов четвертой
позиции. Это достигается, следовательно, лишь герменевтически, а не из
комментаторской литературы. Однако и лучшие комментаторы смутно сознавали
эту закономерность текста и на своем языке соответственно выражали ее.
Наиболее выпукло это в применении к данной гексаграмме у Вань И, одного из
самых вдумчивых истолкователей. В общем, разграничивая приложимость данной
гексаграммы к человеку, лишь начинающему свой познавательный путь, и к
человеку, достигшему на этом пути совершенства, он здесь, несмотря на их
различие, по-разному говорит об одном: о том идеале, который в истории
буддийской философии выразился в основном учении махаяны — в мотиве
самоотдачи во имя других. Это противопоставляется эгоцентрическому
развитию школы шраваков и пратьекабудд. Допускается, что и эти школы
приводят к познанию истины, но лишь через самоотрешение возможно подняться
к истинному познанию ее. Эта мысль нашего комментатора напоминает формулу
Гете: «Das Was bedenke, mehr bedenke Wie». В ситуации обладания великим,
конечно, возможно достичь пышности в личных владениях, но на позиции
самоотрешенности, — необходимо отказаться от личного обладания ради
общности обладания. Только здесь достижима безупречность, о которой
говорится в тексте, и ясность, которой она парафразируется в четвертом
слое. В тексте читаем:
Сильная черта на четвертом месте. Отрицай свою пышность. Хулы не будет.
5
Данная позиция выражает положение, в котором свободно, без принуждения
себя к чему-либо человек проявляет с наибольшей очевидностью существо всей
ситуации. Это — положение, в котором он в полной правдивости владеет
многим. Именно здесь ему доступно также и самое интенсивности общение с
людьми. Но они не могли бы злоупотреблять этим, если бы не другое,
совершенно необходимое для человека в таком положении. Это суровая
строгость его. Так, направляя людей, он выдвигает лучших из них и
подавляет все дурное в них. Такое очищение необходимо для достижения
следующей ступени, на которой должны исчезнуть грани социальной иерархии.
В краткой формуле выражает это текст:
Слабая черта на пятом месте. В такой правдивости (будь) общителен и строг.
Счастье.
6
Тяготение всех предыдущих позиций к пятой было окрашено общим тоном
подъема к высшему. Но и шестая позиция представляет здесь силу, которая,
несмотря на высоту своего положения, склоняется перед низшей, но в данной
ситуации главной силой пятой черты. «Трудно дается это человеку, поэтому
небо должно непременно помочь ему в этом», — восклицает по поводу данного
текста Ито Тогай. И текст почти до многословия, чуждого Книге,
подчеркивает удачность данного положения, в котором уже намечается зачаток
ситуации, выраженной в следующей гексаграмме Смирение. Текст здесь
следующий:
Наверху сильная черта. Само небо благословляет на это. Счастье. Ничего
неблагоприятного.
Во внешнем — Сцепление и ясность, во внутреннем — Творчество и крепость.
Для ничтожного человека такая крепость и такое творчество непривычны, но
если потрудиться, то хулы не будет. Чем
более развито у человека сознание,
тем благоприятней для него эта ситуация — от неба благословение .
Интерпретация Хейслип
Солнце светит ярко. Это значит, что вы ощущаете себя совсем
свободным. Можно сказать, что вы богаты — и материально, и духовно.
Для успеха в делах нужно сконцентрировать свою волю и желания на
том, что в данный период необходимо. И не упускайте из виду главную
цель, помните о ней, хотя сейчас все складывается вполне благоприятно
для вас. Не распыляйте себя!
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого