
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  36. Мин-и. Поражение светаКанонический текcт
Благоприятна в трудности стойкость.
- Поражение света: у него в полете опускаются крылья. Благородный
человек в пути по три дня не ест, (но ему) есть, куда выступить, (и его)
господин будет говорить (о нем).
- Поражение света: он поражен в левое бедро. Нужна поддержка мощная,
(как) конь. — Счастье.
- Свет поражен на южной охоте. (Но будет) обретена его большая голова.
Нельзя болеть о стойкости.
- Вонзится в левую (часть) живота. Сохранишь чувство поражения света,
когда выйдешь из ворот и двора.
- Поражение света (вождя) Цзи-Цзы. — Благоприятна стойкость.
- Не просветишься, (а) померкнешь. Сначала поднимешься на небо, (а)
потом погрузишься в землю.
При чтении «Книги Перемен» нетрудно заметить, что гексаграммы следуют
друг за другом по противоположности. Так, если первая гексаграмма сплошь
состояла из сильных черт и обозначала чистое творчество, то вторая
гексаграмма состояла только из слабых черт и представляла собой чистое
исполнение. Предыдущая гексаграмма, была изображением солнца, восходящего
над землей, а эта 36-я гексаграмма представляет собою образ солнца,
опустившегося на землю. Этим, собственно говоря, указывается на следующий
момент: на умение также в нужную минуту отступить, ибо если бы человек
только выступал вовне, то был бы нарушен правильный ритм деятельности
человека, перед нами была бы угроза поражения его сияния. Поэтому данная
ситуация носит название Поражения света. Здесь свет должен опуститься во
тьму, в толщу земли. Кроме того, существует еще другая интерпретация
названия гексаграммы, ибо второе из слов, обозначающих ее, обозначает
также варвара. Если исходить из этого значения, то название Мин-и может
быть переведено «просвещение варваров», т.е. нисхождение с культурной
высоты большого уровня к людям низкой культуры. Оба варианта существуют в
комментаторской литературе, хотя Вань И настаивает только на первом. При
таком нисхождении человек, естественно, встречает трудности. Но именно в
трудностях, в частности в потускнении, он должен пребывать стойким, т.е.
всегда выступать, исходя из своей правоты. Поэтому и краткий текст говорит
здесь:
Поражение света. Благоприятна в трудностях стойкость.
1
Поскольку исходной позицией для данной ситуации было восхождение света,
т.е. солнца, на его высоты, постольку первая позиция данной гексаграммы
начинается с образа полета, ибо с высот своих лет здесь опускается вниз.
Поэтому здесь лучше не действовать для самого себя. Здесь нужно иметь
мужество на прекращение своего восхождения и нужно иметь мужество на то,
чтобы в своих действиях, направленных в пользу другим людям, переносить
лишения, ибо именно в преодолении трудностей здесь может быть достигнуто
то, что является целью деятельности данной ситуации. Только при
деятельности, направленной таким образом, человек может рассчитывать на
то, что лицо, стоящее выше его, обратит внимание. Поэтому текст говорит
здесь:
В начале сильная черта. Поражение света. У него в полете опускаются
крылья. Благородный человек в пути три дня не ест, но ему есть куда
выступить, и его господин будет говорить о нем.
2
Поражение, которое характерно для данной ситуации, здесь начинает
действовать все дальше и дальше. И нужна очень большая мощь того, кто
оказывает поддержку, чтобы ситуация имела благоприятный исход. Лошадь в
символике животных по «Книге Перемен» обозначает большую мощь, активную
силу. Поэтому в тексте мы читаем:
Слабая черта на втором месте. Поражение света. Он поражен в левое бедро.
Нужна поддержка мощная, как конь. Счастье.
3
В древних китайских воззрениях юг рассматривался не как область, наиболее
озаренная солнечным светом, но, ввиду динамичности этого мировоззрения,
как область, где солнце начинает постепенно клониться к закату. Поэтому
третья позиция, где больше всего дает себя чувствовать общая
характеристика данной ситуации, — поражения света — дает образ именно
южной охоты. Но в это время может быть победа над большим злом, ибо свет,
вознесенный над землей, здесь нисходит обратно к земле для того, чтобы
озарить отставших, т.е. уничтожить их зло незнания. Конечно, при таком
нисхождении человек может отойти от своего собственного величия, в
известном смысле утерять его, но именно об этом он не должен печалиться,
ибо такова его миссия — нисхождение к отставшим. Эти мысли выражены в
тексте следующим образом:
Сильная черта на третьем месте. Свет поражен на южной охоте. Но будет
получена большая голова. Нельзя болеть о стойкости.
4
Настроение самоотдачи, жертвенного отхода от своей высоты очень
чувствуется в афоризме четвертой черты. Здесь из своего собственного опыта
бытия человек уже выходит к иному. Ибо здесь начинается уже верхняя, т.е.
внешняя триграмма. Это — настроение человека, покидающего свое присущее
место. И оно все пронизано чувством поражения света. Это поражение
касается самой части живота. Поэтому в тексте написано:
Слабая черта на четвертом месте. Поражение вонзится в левую часть живота.
Сохранишь чувство поражения света, когда выйдешь за вороты дома и двора.
5
В арсенале китайских национальных героев есть знаменитый царедворец
Цзи-Цзы. Это — человек, живший в ХI в. до н.э., если верить традиции, и
бывший главным советником при дворе тогдашнего царя. В это время произошла
смена династий. Цзи-цзы, несмотря на то, что правитель новой династии
всячески старался его, как человека, достигшего искусства в управлении
государством, склонить на свою сторону, все же предпочел удалиться от
всякой политической деятельности и, как говорит предание, поселиться на
краю страны, где-то на территории современной Кореи. Он предпочел полное
уединение и жизнь среди людей чужой и менее развитой культуры, чем службу
тому, кого он считал узурпатором. Придание говорит о том, что он написал
так называемый «Великий план» («Хун фань»). Это произведение впоследствии
получило весьма широкую известность. Даже для нас, как первые зачатки
философствования в Китае (хотя вряд ли верно авторство Цзи-цзы), оно
представляет большой интерес. И китайский авторы рассматривают Цзи-цзы как
образ человека, отошедшего сознательно от своей возможной славы, отдавшего
свои знания менее развитым людям, но, тем не менее, впоследствии
прославленного и вознесенного на высоту. Пятая позиция представляет собой
максимальное выражение данной ситуации в целом. Поэтому здесь выявлен
образ, связанный с именем Цзи-цзы. Текст говорит здесь:
Слабая черта на пятом месте. Поражение света Цзи-цзы. Благоприятна
стойкость.
6
Окончательное завершение процесса приводит к тому, что все светлые силы
света, которые были приобретены в предыдущей ситуации, здесь должны
померкнуть. Тут только возможно воспоминание того, что было в прошлом
славой данного человека, но именно здесь возможно самое интенсивное
сопоставление того, что было достигнуто в прошлом, и того, к чему привела
необходимость в настоящем. Поэтому текст говорит здесь:
Наверху слабая черта. Не просияешь, а померкнешь. Сначала поднимешься на
небо, а потом погрузишься в землю.
Во внешнем — Исполнение и самоотдача, во внутреннем — Сцепление и
ясность.
Интерпретация Хейслип
Ситуация очень скоро изменится. Поэтому не будьте излишне
самоуверенны, хотя вам сейчас и сопутствует удача. Не надо пускаться
в любовные авантюры, старайтесь действовать обдуманно и предусмотрительно.
Вас привыкли считать баловнем судьбы, поэтому и поступки
ваши могут быть истолкованы превратно. Но не тревожьтесь, в
ближайшем будущем все переменится, станет на свои места. Не надо отчаиваться;
но сейчас ваши желания не исполнятся. Будьте более экономны.
  7. Ши. ВойскоКанонический текcт
Стойкость. Возмужалому человеку — счастье. Хулы не будет.
- Выводи войско, руководясь законом. — (А если) не так, (то хотя бы
оно и было) хорошим — будет несчастье.
- Пребывание в войске.— Счастье. Хулы не будет. Царь трижды пожалует
приказы.
- В войске, быть может, воз трупов. — Несчастье.
- Войско отступает на постоянные квартиры. — Хулы не будет.
- На поле есть дичь. Благоприятно сдержать слово; хулы не будет. Старшему
сыну вести войска. Младшему — воз трупов. Стойкость — к несчастью.
- Великий государь владеет судьбами, начинает династию и наследует
(своему) дому. — Ничтожному человеку — не действовать.
Эта гексаграмма отличается от предыдущей тем, что в ней вместо
Творчества, расположенного вовне, находится Исполнение. Если первое — это
напряжение, Свет, то второе — это податливость, Тьма. Она не может вносить
ясность, так сказать, произносить суждение, и поэтому в ситуации
выраженной в данной гексаграмме, судом конфликт не может быть решен. Здесь
действенно нечто иное. Тот, кто может судить сам себя, не доводит дело до
суда. Тот же, кто доходит до необходимости судится, еще не обязательно
будет удовлетворен решением суда. В таком случае он, несмотря на решение
это, восстанет против него. Но в таком положении действовать одними
юридическими средствами бессмысленно, ибо именно при помощи их произнесено
осуждение. Система «Книги Перемен» была бы нарушена, если бы суд в ней был
показан с одной положительной стороны. Возможен и неправый суд, против
которого необходимо восстать. Но так как юридически восстать невозможно,
то приходится прибегать к вооруженному восстанию, к войску. Нельзя,
однако, легкомысленно относиться к последнему. Поэтому данная гексаграмма
посвящена многостороннему изучению «войска», его действия и применения.
Опасность — это основное качество действия и применения войска. Это
выражено в самой структуре гексаграммы: внутри (внизу) — Опасность, а
вовне — Исполнение: триграмма, состоящая только из черт Тьмы. Мрачная
опасность, вот о чем говорит сам символ. С величайшей бдительностью, с
полноценным жизненным опытом мужа следует решать спор при помощи войска.
Здесь одинаково пагубным может оказаться как юношеский задор, так и
старческая косность. Только при учете этого может быть успех, т.е. может
быть исправлено то, что уже раньше было испорчено. Недоразвитый юноша или
разовьется правильно, и тогда ему надо лишь выждать свой час; или же он в
развитии совершит ошибку, которая должна быть осуждена. Если же даже судом
нельзя исправить ошибку, то необходимы решительные меры: необходимо
действие войска. Таков второй смысл данной гексаграммы. Но в них обоих
общим остается требование стойкости: устойчивого пребывания на правом пути
и незапятнанной совести. В тексте лишь намек на эти руководящие мысли,
вскрывающиеся только в комментаторской литературе, главным образом из
герменевтического исследования. Вот текст:
Войско. Стойкость. Возмужалому человеку — счастье. Хулы не будет.
1
Во всяком действии войска сосуществуют и приобретение и утрата. Перевес
первого над второй определяет успех войска. Но успех достижим лишь тогда,
когда не он является страстно желаемым результатом. Здесь горячность может
лишь привести к наихудшим последствиям. Наоборот, успех возможен лишь
тогда, когда применение войска вытекает не из одного желания победы
(которой одинаково желают обе воюющие стороны), а из железной
необходимости, из высших законов стратегии. — Так и исправление ошибок,
допущенных в познании, недостижимо при помощи действий, основанных на
простом намерении и желании. Оно достижимо только из осознания его
неизбежности, которое должно быть самым основательным и добросовестным.
Текст облекает эти мысли в следующие слова:
В начале слабая черта. Войску выступать по закону. Без добросовестности —
несчастье.
2
Различие элементов полярности возможно лишь в силу их единства. Различие
между светом и тьмой возможно лишь благодаря их единству. В теории Книги
указывается весьма часто на взаимное тяготение света и тьмы. С другой
стороны, в каждой гексаграмме преимущественно действенна тьма, если
теневых, слабых черт в ней ощутимое меньшинство, и наоборот. С третьей
стороны, в каждой гексаграмме выражается развертывание во времени данного
процесса, идущее двумя волнами, в которых две высшие точки — это черты
вторая (во внутреннем) пятая (во внешнем). Они, занимающие срединное
положение между началом волны и ее концом, особенно благоприятны. Это еще
подчеркивается тем, что середина, сосредоточенность, целеустремленность,
уравновешенность — все это понятия, заключающиеся в техническом термине
чжун. Рассматриваемая позиция выражена здесь чертой, символизирующей все
эти качества, т.е. она занимает наиболее удачное положение, кроме того,
это единственная в гексаграмме световая черта, к которой тяготеют и
которой подчиняются все остальные черты. Но, кроме того, она находится в
самом средоточии триграммы «опасность». Все это должно выражать положение
полководца в средоточии его войска. Пусть войско и его действия и стоят
под знаком опасности, пусть в окружении и тьма, но данный полководец
находится в средоточии войска, т. е. одинаково чужд как чрезмерного, так и
недостаточного. Поэтому его действия будут вполне и навсегда удачны и он
удостоится высшей похвалы, ибо между его чертой (сильной) и чертой
государя (слабой пятой) существует соответствие как по аналогии их
центральных положений, так и по антитезе полярности. Так изображен в
данной образности и символике удачно действующий полководец. — Таков
разум, действующий в самом средоточии нового акта познания. Благодаря его
центральному положению ему одинаково доступны все слагаемые, входящие в
состав познавательного акта. И именно этот разум, заложенный в средоточии
нового акта познания, и инспирируя со стороны носителей уже достигнутого
знания. В тексте это выражено следующими словами:
Сильная черта на втором месте. Пребывание в средоточии войска. Счастье.
Хулы не будет. Царь трижды пожалует приказ.
3
Позиция кризиса — децентрирована. Кроме того, здесь она занята слабой
чертой, а это еще ухудшается тем, что в символике Книги нормой считается
пребывание сильных черт на нечетных позициях и слабых — на четных.
Собственно, норма эта требует силы для преодоления кризиса, а в данном
случае как раз наоборот. Поэтому никакого успеха здесь ожидать невозможно,
что и находит свое выражение в соответствующем образе текста. — Так и в
познании не может быть успеха, т.е. нового знания, когда акт нового
познания лишен внутренней силы и правильности. Он не в состоянии
преодолеть косность уже накопленного опыта, который, в новых условиях,
может быть совершенно неприменимым, неживым. Происходит тогда подмена
нового живого познания трупами когда-то возникших мыслей, чуждых текущему
моменту познавательной жизни. Иными словами, происходит гибель познания,
т.е. несчастье, раскол между знанием и миром. Текст это выражает лаконично
и напряженно:
Слабая черта на третьем месте. В войске может быть воз трупов. Несчастье.
4
Нормальность отношения между слабой чертой и четной позицией дает
возможность говорить о следующем этапе развития данной ступени, на которой
учитывается предыдущий опыт и оказывается предпочтенным отказ от активного
действия: отступление войска на постоянные квартиры для выжидательной
подготовки дальнейшего выступления. — Так же и в познании это момент,
когда выжидательно подводится итог накопленного опыта перед вторичным
завоеванием нового познания. Ни об удаче, ни о неудаче здесь говорить
невозможно, но можно лишь указать, что такое «отступление войска» — не
бегство, а подготовка, за которую хулить нельзя. Текст здесь следующий:
Слабая черта на четвертом месте. Войску — отступать в тыл. Хулы не будет.
5
Хотя пятая позиция вообще представляет собой подъем сил, но в данном
случае она занята слабой чертой, символизирующей невозможность
самостоятельного действия. Однако действовать здесь еще необходимо, ибо
конечный результат действия еще не достигнут, и примешиваются к нему еще
совершенно чуждые элементы. Точно на возделанном поле появилась дичь,
которая портит всходы. Однако если самому здесь действовать и невозможно,
то для успешности распоряжений из не следует отменять. Надо держаться
своего слова. При этом, конечно, важно, чтобы был правильно выбран
человек, которому дается распоряжение и который тем самым облекается
соответствующими полномочиями. В таких условиях его единоначалие
необходимо, а всякий его подчиненный, действующий на свой риск и страх,
обречен на неудачу, даже если бы он действовал с полной прямотой и
стойкостью. — В гносеологической глоссе символика этой цитаты понимается
так, что речь идет о том моменте познания, когда завоевывается новое
знание, но оно еще не завоевано до конца. В таком положении к подлинному
знанию примешиваются еще элементы случайных ассоциаций, возникающих не в
силу незнания или слишком поверхностного знакомства с предметом познания.
Здесь много может помочь и начитанность в литературе, и за эти слова надо
крепко держаться, однако надо помнить, что важен смысл слов, а не самые
слова, что смысл этот должен быть основательно усвоен, точно издавна
усыновлен. Это «старший сын», который противопоставляется «младшему сыну»,
олицетворяющему лишь поверхностное ознакомление с литературой. Для
последнего стойкость равносильна косности, которая может погубить успех
познания. Вот образы в тексте:
Слабая черта на пятом месте. На пашне есть дичь. Благоприятно держаться
слова. Хулы не будет. Старшему сыну — предводительствовать войском.
Младшему сыну — воз трупов. Стойкость — к несчастью.
6
Погоня за победой лишь закрывает глаза на насущную необходимость борьбы.
Поэтому на предыдущих ступенях с соответственно разных сторон давались
предупреждения против ошибок текущего момента. Здесь же — конец процесса,
названного Войско. Здесь речь уже должна идти о результате его действий.
Единственное предупреждение, уместное здесь, — это предупреждение против
действия «ничтожеств», которые борются лишь ради победы. Поэтому один из
комментаторов данного места говорит столь же лаконично, сколь и
парадоксально: «Когда совершенномудрый человек действует войском, то в
начале этого действия он не добивается победы во что бы то ни стало.
Поэтому в конце данного действия он может (достичь) подлинного успеха». —
Как метафора эта мысль применима и к деятельности познания на этапе
завоевания нового знания, где это последнее уже завоевано и должно
образовать единства, точно вновь основанное государство должно сочетаться
с домами прежних феодалов , — если облекать это в образность феодального
памятника — «Книги Перемен», где мы читаем:
Наверху слабая черта. Великий государь владеет судьбами. Он основывает
царство, примыкая к домам (феодалов). Ничтожные люди да не действуют.
Внешнее — Исполнение, Опасность — внутреннее. Такое сочетание означает
то, что должно быть опасно по
определению — войну. Но, выводя войско,
следует следовать естественному ходу событий, руководствуясь законом. С
войной неизбежно связаны такие понятия, как воз трупов и размещение по
квартирам. Но у каждого своя война — великий государь владеет судьбами,
начинает династию и наследует своему дому. Война же ничтожного человека
бессмысленна и жестока — ему лучше не
действовать.
Интерпретация Хейслип
Символ этой гексаграммы — сознательное уединение. Сейчас вы
будто бы полководец, который обдумывает предстоящее наступление.
Удача сопутствует вам, но будьте внимательны и осторожны в выборе
союзников. Пусть ими станут люди, у которых добрые намерения. Возможно,
вас посетит нежданный гость, или вы получите неожиданное известие.
Хотя у вас и возник разлад с близким человеком — но все же
вы пребываете в романтическом состоянии духа. Но все будущие дела
вам нужно планировать более тщательно и разумно.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого