
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  37. Цзя-жэнь. ДомашниеКанонический текcт
Благоприятна женщине стойкость.
- Замкнись и заведи (свой) дом. — Раскаяние исчезнет.
- (Ей) не за кем следовать, (а дело ее) в том, чтобы сосредоточить
на продовольствии. — Стойкость — к счастью.
- (Когда среди) домашних суровые оклики, (будет) раскаяние в опасной
строгости, (но будет) и счастье. (Когда же) жена и дети болтают и хохочут,
в конце концов (будет) сожаление.
- Обогащение дома. — Великое счастье.
- Царь приближается к обладателю семьи. Не принимай (этого) близко
к сердцу. — Счастье.
- В обладании правдой — сила.— В конце концов — счастье.
Отход от широкого проявления вовне, которое было охарактеризовано в
предыдущей гексаграмме, приводит к ситуации, в которой человек
ограничивается деятельностью в пределах только своей семьи. Он занят
целиком только своими домашними. Поэтому здесь рассматривается среда
домашних. Однако не следует забывать, что устройство дома, которое
базируется на усовершенствовании домоправителя в древнем Китае, как это,
например, отражено в «Великом Учении» («Дасюэ»), является основой для
приведения в порядок всего мира. В семье значительную роль играет женщина,
так, по крайней мере, полагали комментаторы «Книги Перемен». Здесь
говорится о том, какой должна быть женщина в семье. Афоризмы отдельных
черт еще больше развивают его. Здесь же сказано только:
Домашние. Благоприятна женщине стойкость.
1
На первой позиции человек целиком погружен в это замыкание в пределах
своей собственной семьи. Это и должно быть здесь. Ему не придется ни в чем
раскаиваться, если он, оставшись в этой узкой среде, займется ее
устройством. Поэтому текст говорит здесь только следующее:
В начале сильная черта. Замкнись и заведи свой дом. Раскаяние исчезнет.
2
Деятельность женщины, жены и хозяйки, замкнута интересами семьи, причем
главным образом интересами питания. Этот образ замкнутости в пределах
семьи характеризуется в данной позиции. Никуда не требуется выступать, да
и не за кем идти. Нужна только та стойкость, о которой было сказано в
общем, введении. Поэтому текст здесь говорит простыми словами следующее:
Слабая черта на втором месте. Ей (жене) не за кем следовать. А дело ее в
том, чтобы сосредоточиться на продовольствии. Стойкость к счастью.
3
Человек, находящийся в данной ситуации, если и должен действовать, то
только в пределах своей семьи. Однако в этих пределах ему необходимо
принять на себя ответственность за свой дом, реально управлять им. Для
того чтобы управлять своей семьей, он должен быть не жестким, но суровым.
Хотя его суровость может быть воспринята как нечто ужасное, однако она
приводит к тому, что дом подчинен ему и он, приняв на себя ответственность
за успешную жизнь своей семьи, ведет ее по вполне осознанному пути.
Наоборот, распустить своих домашних, предоставить им возможность
своевольных поступков — это, значит, повести дело так, что впоследствии
придется о многом пожалеть. Поэтому в данном случае текст говорит:
Сильная черта на третьем месте. Когда среди домашних суровые окрики, то
будет раскаяние в строгости, но будет и счастье. Когда же жена и дети
болтают и хохочут, то в конце концов будет сожаление.
4
В результате той деятельности, которая планомерно руководится главой
семьи, и если эта деятельность проходит правильно, в доме наступает
достаток. Правильность такой деятельности подчеркивается близостью данной
позиции к пятой крайней черте. Поэтому текст здесь говорит только:
Слабая черта на четвертом месте. Богатый дом. Великое счастье.
5
Человек должен настолько уйти в дела своей семьи, что ожидание каких бы то
ни было благ со стороны выше поставленных людей для него является чем-то
неестественным и несвойственным. Однако если человек не учитывает
правильно свое положение, то ему может импонировать милость, оказанная
свыше. Это привело бы к известной заинтересованности в общественной жизни
за пределами его дома, т.е. дисгармонировало бы с данной ситуацией.
Поэтому текст здесь предупреждает:
Сильная черта на пятом месте. Царь приближается к обладателю семьи. Не
принимай это близко к сердцу. Счастье.
6
Здесь опять выступает тема суровости, намеченная уже в третьей черте,
которая стоит в соответствии с шестой. Но прежде всего нужно подчеркнуть,
что имеется в виду суровость, а не жестокость. Жестокость лишена
правдивости, тогда как суровость может быть вполне правдивой. Поэтому
текст советует:
Наверху сильная черта. В обладании правдой — суровость. В конце концов —
счастье.
Во внешнем Утончение и проникновенность, во внутреннем — Сцепление и
ясность. Ясность характеризует отношение к домашним. Создание семьи
может быть
предопределено, но семейная жизнь богата случайностями — это
утончение и проникновенность.
Интерпретация Хейслип
Удача и успех ждут вас именно там, куда стремится ваша душа.
Ваши надежды сбудутся, но не без посторонней помощи. Не совершайте
ошибку, не покидайте сейчас свой край, иначе очень скоро вам станет
ясно, что этого нельзя было делать. Ищите успокоение и мир в своей
семейной жизни, в домашних делах, в общении с друзьями.
  5. Сюй. Необходимость ждатьКанонический текcт
Обладателю правды — изначальное свершение. Стойкость — к счастью. Благоприятен
брод через великую реку.
- Ожидание на окраине. Благоприятно применение постоянства. Хулы не
будет.
- Ожидание на (прибрежном) песке. — Предстоят незначительные разговоры.
В конце концов — счастье.
- Ожидание в тине. — Близится приход разбойников.
- Ожидание в крови. — Выйди из пещеры.
- Ожидание за вином и яствами. — Стойкость к счастью.
- Войдешь в пещеру, и будет приход трех неторопливых гостей. — Отнесись
к ним с уважением, и в конце концов будет счастье.
В процессе развития недоразвитых именно с особой силой выступает
необходимостью планомерности и выдержки, т.е. «необходимость ждать». И по
поводу самовоспитания, — одного из видов воспитания вообще — Мын-чзы
приводит следующую притчу: «Необходимо (все время) работать (над собой),
но не (рассчитывать на) непосредственный успех. Пусть сознание и не
забывает об этом деле, и не «помогает росту». Не надо быть таким, как один
человек из удела Сун, который был удручен тем, что его всходы не растут, и
стал их вытягивать. Много так потрудившись, он вернулся домой и сказал
домашним: «Как я сегодня устал! Я помогал всходам расти». Его сын побежал
смотреть на всходы, а они уже засохли. Мало кто в мире не «помогает» так
расти». Однако здесь имеется в виду не пассивное ожидание благоприятных
обстоятельств, а, наоборот, самая активная подготовительная деятельность:
нижняя триграмма — это «творчество», которое пока сосредоточено внутри и
еще не проявляется вовне, ибо оно окружено туманом и облаками (верхняя
триграмма — внешний мир — вода). Если каждое событие имеет свою причину,
то, правильно создавая причины будущих событий, мы готовим их правильную
реализацию. Творя правду теперь, ее реализацию можно предоставить
будущему, когда она сама собой проявиться. Поэтому на данной ступени
существенным является «обладание», и тогда ее «блеск», ее очевидность
будет развиваться сама собой. При таком распределении деятельности сама
«необходимость ждать» приобретает несколько иной смысл, и именно здесь
уместно указание на ее конечный результат, на возможность предпринять
крупное и серьезное дело — переправляться через великую реку — через весь
поток человеческой жизни, чтобы плодотворно достигнуть высшего идеала
человеческого совершенства. Этот образ находит себе поддержку и в самой
гексаграмме: со всей полнотой внутренних сил творчества, мужества и
ясности перед водной опасной пучиной окружения — и решительно двинуться в
нее. Это мысли в тексте выражены так:
Необходимость ждать. Обладай правдой. Тогда блеск ее разовьется, и
стойкость будет к счастью. Благоприятен брод через великую реку.
1
В каждом человеке заложена способность к новым актам познания. Но до сих
пор, пока они существуют лишь совершенно латентно, процесс нового познания
еще не начался, и здесь еще неуместно говорить о какой бы то ни было
необходимости ждать. Еще нечего ждать. Но как только процесс познания
приведен в действие, так сразу же необходимо считаться с закономерностью
ритма, в которой он протекает , для успешности и результативности его
развития. Первые же этапы в процессе нового познания состоят в
основательном усвоении уже известного предшественникам. Поэтому здесь идет
речь еще не о личном познании, а об изучении того, что может быть
почерпнуто из книг или из учительской традиции. Конечно, это никак не
должно подменять подлинного самостоятельного акта познания, ибо это лишь
преддверие, предместье познания. Тем не менее, это совершенно необходимая
ступень. Не только нельзя миновать ее, но даже торопливость и нетерпение
на этой ступени могут оказать лишь пагубное влияние на весь процесс.
Наоборот, в этой Необходимости ждать — постоянство в деятельности усвоения
уже известного приносит самые благие плоды. И на данной ступени никак
нельзя упрекать человека в медлительности, ибо она вытекает из
постоянства, из самой необходимости ждать. Само собой ясно, что личная
борьба с ошибочными и ложными взглядами здесь немыслима. В тексте это
выражено следующими словами:
В начале сильная черта. Ожидание в предместье. Благоприятствует
постоянству деятельности. Хулы не будет.
2
На следующей, второй ступени требуется нечто большее, чем простое
интеллектуальное усвоение того, что уже известно. Здесь человек уже должен
сам выйти к непосредственному данному миру и вступить с ним в
соприкосновение как пассивно — в созерцании, так и активно — в моральной
деятельности, проистекающей из познания. Сомнения здесь уже должны быть
преодолены. Но именно из-за этого волевого усилия к новому познанию
возмущается и противится этому импульсу все косное и инертное в человеке.
Поэтому здесь лишь, на берегу, на познания, Необходимость ждать
характеризуется тем, что возникнут «небольшие толки», некоторый спор между
импульсом к новому познанию и косностью накопленного опыта. Но подлинное
умение выждать и переждать здесь, в конце концов, приводит к счастью. В
тексте об этом говорится так:
Сильная черта на втором месте. Ожидание на (прибрежном) песке. Будут
небольшие толки. В конце концов — счастье.
3
Для окончательного усвоения нового познания необходимо выждать, пока
приобретенное знание не станет столь же естественным и непроизвольным,
как, например, чувственное восприятие. Если предыдущая ступень может быть
уподоблена ожидания на берегу, то здесь сделан еще шаг вперед, еще ближе к
реке (которая символизирована верхней триграммой «вода» — «река»). Здесь —
ожидание в илу. Здесь все отрицательное, все силы косности и мрака
выступают во всей своей мощности. Именно здесь их необходимо преодолеть,
но для этого надо сначала предостеречь об их наступлении. Такое
предостережение мы и находим в тексте:
Сильная черта на третьем месте. Ожидание в илу. Надвигается приход
разбойников.
4
При благоприятном исходе кризиса, выраженного в предыдущей позиции,
дальнейшее движение выражается в совершенно особой форме необходимости
ждать. Это не пассивное ожидание, а творческое, активное ожидание,
исполненное внутренних сил, приобретенных на предыдущих ступенях. Здесь,
чтобы приобретенное знание пронести в будущее, необходимо защитить его и
отвоевать его от всех противоборствующих сил. В кажущемся спокойствии
ожидания в действительности протекает столь интенсивная деятельность, что
она может быть выражена лишь в образе кровавого боя. Уже не на прибрежном
песке, не в илу приходится здесь ждать своего часа: здесь — ожидание
крови. Но только оно дает возможность выйти из темной пещеры незнания в
открытый и ясно воспринимаемый мир. Текст облекает это в следующие образы:
Слабая черта на четвертом месте. Ожидание в крови. Выход из пещеры.
5
Выиграв бой предыдущей ступени, человек приходит к той стадии ожидания, на
которой стираются грани положительного и отрицательного. Все уже
завоевано, все уже достигнуто. Обобщено и прежде добытое знание, и
содержание нового акта познания. Наступает момент успокоения, тот момент,
когда нет нужды в деятельности, когда возможен спокойный пир, за которым
проходит время ожидания. Здесь нужна лишь спокойная целеустремленность.
Уже благодаря ей одной гарантировано счастье. Это возможно лишь благодаря
тому, что было положительно приобретено на предыдущих ступенях. В тексте
по этому поводу сказано следующее:
Сильная черта на пятом месте. Ожидание за вином и явствами. Стойкость — к
счастью.
6
Полное новое познание достигнуто. Более того: оно окончательно освоено.
Это дает возможность не только знать, но и мочь. То, что прежде было
личной ограниченностью, не в состоянии больше ограничивать. То, что прежде
казалось темной пещерой, из которой необходимо вырваться на свет, не
омрачает больше. Человек правильно прожил время необходимости ожидания. Он
получил доступ к вершинам познания мира, и тем самым он приобрел
возможность без ущерба для себя опуститься в мрачный глубины мира. И
именно в них к нему возвращаются творческие силы, накопленные на первых
трех подготовительных ступенях ожидания. Их действие отражает в себе
характер всего этого времени ожидания. Они приходят, как три неторопливых
гостя. Необходимо отнестись к ним с полным уважением, ибо от них зависит
конечный успех. Это силы молодости, которые получают возможность повторно
проявиться в старости, чтобы создать завершение единства биографии
человека. Эти мысли текст выражает в нормальной для нашего памятника
образности:
Наверху слабая черта. Войдешь в пещеру. Будет приход трех неторопливых
гостей. Почтишь их, — и в конце концов будет счастье.
Во внешнем — Погружение и опасность, во внутреннем — Творчество и
крепость. Творчество и крепость обязательно, принесут свои плоды во
внешнем. И если в настоящий момент во
внешнем кроется опасность, то
следует запастись терпением и выждать.
Интерпретация Хейслип
Сейчас время ждать и собираться с силами, они вам скоро понадобятся,
и очень скоро — когда наступит весна, растает снег, и вновь
зацветут цветы. Торопливость и нетерпеливость в поступках сейчас
могут принести только вред. Нужно немного еще потерпеть, месяца
два, пока не явится некий человек, который поможет вам так, как вы
и не ждете. А если вы решительно и энергично займетесь планированием
дальнейших действий, то помощь и поддержка придут еще быстрее. Вы
можете почувствовать влечение к человеку, который старше вас. Постарайтесь
не слишком обнаруживать свой интерес к нему. Если вы будете
действовать целеустремленно и достаточно осмотрительно, желание
ваше исполнится.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого