Ответы ко многим вопросам

 
 
У вас могут возникнуть вопросы:

В результате гадания получилась «гуа» со «старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: Куй. Разлад И. Приумножение

Иероглиф Куй. РазладГексаграмма 38 Куй. Разлад

38. Куй. Разлад

Канонический текcт

В незначительных делах — счастье.

  1. Раскаяние исчезнет. (Когда) утратишь коня, не гонись за ним: (он) и сам вернется. Увидишь злого человека — хулы не будет.
  2. Встретишься с господином в закоулке — хулы не будет.
  3. Увидишь, что воз оттягивают вспять и его быка задерживают. У человека обрезаны волосы и нос. Не (в твоей) власти начало, но (в твоей) власти конец.
  4. Разлад и одиночество. (Если) встретишь великого мужа (и если) связь с ним будет правдива, (то — хотя это и) опасное (положение), хулы будет.
  5. Раскаяние исчезнет. Этот (твой) сообщник прокусит кожу. Если выступишь — какая же может быть хула?
  6. Разлад и одиночество. Увидишь свинью, покрытую грязью , (увидишь, что) бесы наполняют всю колесницу. Сперва натянешь лук (против этого, а) потом отложишь его в сторону. (Если бы) не разбойник, (был бы брак). (Если), выступая, встретишь дождь, то (будет) счастье.

Комментарий Ю.К. Щуцкого

Если семья устроена неправильно, т.е. если, прежде всего глава ее не развивает в себе необходимых качеств, если семья предоставлена самой себе, то в ней с необходимостью возникает разлад, т.е. та ситуация, которая рассматривается здесь. Данная гексаграмма комментируется еще со следующей стороны. Триграммы, ее составляющие, по семейной символике «Книги Перемен» обозначают среднюю дочь и младшую дочь, т.е. двух женщин. Как говорят китайские комментаторы, в одном доме две женщины не могут жить в мире, между ними с необходимостью возникает разлад. Само собой, и в такой обстановке кое-что может быть сделано, но то только незначительные мелкие дела. Поэтому и текст говорит здесь о мелких делах, которые могут быть благоприятны. С другой стороны, этот образ, независимо от символики семьи, рассматривается еще комментаторами и так: верхняя триграмма здесь огонь, могущий подняться, двигаться вверх; нижняя триграмма здесь водоём, для него характерно движение в глубину, т.е. вниз. Таким образом, между верхней и нижней триграммой происходит разрыв, который самым ярким образом выражен в 12-й гексаграмме. Как там был распад, так здесь — разлад. Поэтому в тексте мы читаем: Разлад. В незначительных делах счастье.

1

Во время разлада самое лучшее — не принимать в нем участия, предоставив событиям течь самим по себе и, не вмешиваясь в них, ждать, когда данная ситуация минет и можно будет что-нибудь сделать. Достаточно увидеть этот разлад, и самое созерцание его и понимание его качества дадут возможность направить свою деятельность так, что она не приведет к дурному результату. Так, достаточно увидеть злого человека как именно злого, для того чтобы понять, как следует себя вести по отношению к нему, и тем самым обезопасить себя от его действий. В этом смысле текст говорит: В начале сильная черта. Раскаяние исчезнет. Когда потеряешь коня, не гонись за ним. Он и сам вернется. Увидишь злого человека — хулы не будет.

2

Пассивная выжидательная позиция, которая должна быть занята здесь, не исключает возможности встречи с высшим, ибо оно может оказаться и в таком захолустье, которое представляет собою атмосфера разлада. То, что здесь эта встреча возможна, объясняет комментаторами через образ соответствия второй позиции и пятой, которой свойственно качество мягкости и податливости в контексте данной гексаграммы, т.е. качество милостивой снисходительности. В этом смысле приходится понимать афоризм текста: Сильная черта на втором месте. Встретишь господина в закоулке. Хулы не будет.

3

Третья позиция, расположенная между второй и четвертой, склоняет человека к тому, что он обращает на них больше внимания, чем это следует. Здесь именно не следует обращать внимания на действия окружения, т.е. вторую и четвертую позиции, которые, конкурируя друг с другом, представляют собой этот разлад. Наоборот, если бы человек обратил внимание на воздействие извне, на спорящие стороны, то это значило бы, что он остановился на данной позиции, тогда как именно с нее нужно сойти. Это значило бы, что он лишился возможности движения вперед, или, иными словами, он сам подверг себя казни. Для того чтобы преодолеть это, надо думать, что в данной ситуации сам человек невиновен, не в его власти начало этой ситуации, и только правильным поведением своим он может достигнуть того, что конец этой ситуации будет сделан таким, каким это необходимо для него. Текст это облекает в следующие образы: Слабая черта на третьем месте. Увидишь, что воз оттягивает вспять и его вола задерживают. У человека в нем обрезаны волосы и нос. Не в твоей власти начало, но в твоей власти конец.

4

Первая позиция характеризовалась стремлением предоставить событиям течь, как они протекают. Поэтому силы первой позиции не оказывают никакого влияния на остальные события. И четвертая позиция, которая по закону соответствий могла бы быть поддержана только первой, указывается символом того, кто оставлен в полном одиночестве во время разлада. Здесь следует не столько рассчитывать на поддержку со стороны первой позиции, сколько на связь с тем, кто символизирован на следующей позиции. Само собой, это положение может быть названо ужасным, но если связь с вышестоящим будет правдивой, то даже в одиночестве будут найдены необходимые силы для преодоления разлада. Текст говорит здесь: Сильная черта на четвертом месте. Разлад и одиночество. Если встретишь великого мужа и если связь с ним будет правдивой, то хотя это и ужасное положение, хулы не будет.

5

Пятая позиция, наконец, приводит к тому, что намечается выход из ситуации разлада. Поэтому при правильном действии на ней не в чем будет раскаиваться. Кроме того, пятая позиция здесь может найти поддержку в том человеке, который представлен второй чертой. Если она отстоит от данного человека на некотором расстоянии и две черты их разделяют, точно перегородка, «кожа», о которой говорит текст, то все же в силу соответствия это препятствие может быть устранено. И самое лучшее при полном развитии сил, нужных для преодоления разлада, — выступить из данной ситуации. В этом случае приходится понимать текст: Слабая черта на пятом месте. Раскаяние исчезнет. Этот сообщник прокусит кожу. Если выступишь, то какая же может быть хула?

6

На шестой позиции, т.е. в апогее разлада, перед человеком предстает разлад во всей своей силе, во всей своей грязи и безобразии. Если человек здесь и предпринимает какие-нибудь действия против него, то вскоре может убедиться, что действия эти тщетны, ибо разлад, как ложное отношение между людьми, лишен субстанциональности. Такой человек увидит, что это не подлинные, а потому и непостоянные отношения между людьми. Поэтому если он предпринимает против разлада какие-нибудь действия, то вскоре поймет, что эти действия излишни, ибо ситуация сама собой должна миновать. Здесь могло бы быть полное воссоединение враждующих сторон. Но все же сам разлад, олицетворенный в образе разбойника, здесь еще продолжает действовать. Но действие его таково, что в силу окончания данной ситуации напряженная атмосфера должна разрядиться, точно грозовая туча должна пролить дождь. В этом смысле в «Книге Перемен» сказано: Наверху сильная черта. Разлад и одиночество. Увидишь свинью, покрытую грязью. Увидишь, что бесы наполняют всю колесницу. Сперва натянешь лук против этого, а потом отложишь его в сторону. Если бы не разбойник, был бы брак. Если, выступая, встретишь дождь, то будет счастье.

Комментарий А.В. Швеца

Во внешнем — Сцепление и ясность, во внутреннем — Разрешение и радостность. Для людей с неокрепшим сознанием в этой ситуации нет ничего неблагоприятного. Но для тех, у кого оно более развито, предопределенное окончание внутреннего процесса, несмотря на преобладание Ян как во внутреннем, так и во внешнем, благоприятность данной ситуации весьма сомнительна.

Интерпретация Хейслип

Эта гексаграмма говорит, что сейчас ваша жизнь лишена гармонии. Вам кажется, будто все вокруг придираются к вам, настроены агрессивно. Вас выводят из себя даже самые незначительные события. Возьмите себя в руки, не нервничайте, положение скоро изменится. Сочувствующих людей вам сейчас найти трудно. Некая женщина действует вам на нервы. Контролируйте свои слова, поступки, и не принимайтесь ни за что новое. Те события, вещи, которые находятся в настоящее время в поле ваших интересов, на деле совершенно не соответствует вашим истинным желаниям.




Иероглиф И. ПриумножениеГексаграмма 42 И. Приумножение

42. И. Приумножение

Канонический текcт

Благоприятно иметь, куда выступить. Благоприятен брод через великую реку.

  1. Благоприятствует необходимость вершить великие дела. Изначальное счастье. — Хулы не будет.
  2. Можно и приумножить то, (в чем недостаток). Черепаха — оракул (ценой в) десять связок (монет. От его указаний) невозможно отклониться. Вечная стойкость — к счастью. Царю надо (проникнуть) с жертвами к богам. — Счастье.
  3. Если приумножить это, то с необходимостью (накличешь) несчастья делу. Хулы не будет. Обладая правдой, пойдешь верным путем, заявишь (об этом) князю и поступишь (по его) мановению.
  4. (Если), идя верным путем, заявишь (об этом) князю, (то) за (тобою) пойдут. Благоприятствует необходимости, создав (себе) поддержку, перенести столицу.
  5. Обладая правдой, облагодетельствуешь сердца (людей, но) не спрашивай (их об этом). — Изначальное счастье. Обладание правдой облагодетельствует (и) твои собственные достоинства.
  6. Ничто не преумножит это, (а), пожалуй, разобьет это. В воспитании сердец не будь косным. (Иначе) — несчастье.

Комментарий Ю.К. Щуцкого

То, о чем будет, говорится в данной гексаграмме, уже было частично намечено в предыдущей. Убавление отрицательных сторон приводит к приумножению положительных. Но само собой такое приумножение положительных сторон возможно лишь в том случае, если злу противопоставляется активное создание добра, а не простое выжидание. Поэтому в ситуации Приумножения чрезвычайно важно сохранение и действие той внутренней правдивости, которая намечалась уже из предыдущей ситуации. Здесь сама ситуация предполагает к тому, чтобы, исходя из внутренней правдивости, предпринять какое-нибудь серьезное и большое дело, ведущее к крупным переменам. В этом смысле говорит текст: Приумножение. Благоприятно иметь куда выступить. Благоприятен брод через великую реку.

1

Многое из того, что происходит в этой ситуации, было уже намечено в предыдущем. Первая позиция, которая представляет собою преемницу всей предыдущей ситуации, особенно предрасположена к тому, чтобы совершить те великие действия, о которых говорит основной афоризм. Произведение великих действий здесь является уже чем-то необходимым. И только при наличии такой деятельности, которая идет по пути приумножения не только своих собственных достоинств, но и всего окружения, осуществится тот благоприятный исход, который идеально может быть мыслим здесь. В этом смысле говорит текст: В начале слабая черта. Благоприятствует необходимости вершить великие дела. Изначальное счастье. Хулы не будет.

2

Тот афоризм, который был нами рассмотрен на пятой позиции предыдущей гексаграммы, здесь находится на подобающем месте. Поэтому, не повторяя объяснения образов данного афоризма, которое было сделано выше, непосредственно переводим самый афоризм. Он, правда, осложнен здесь еще указанием на жертвоприношение, но оно является лишь развитием основного образа, уже рассмотренного выше. Текст здесь следующий: Слабая черта на втором месте. Можно и приумножить то, в чем недостаток, черепахой-оракулом ценой в 10 связок монет. От его указаний невозможно уклонится. Вечная стойкость — к счастью. Царю надо проникнуть — жертвами к богам. Счастье.

3

На пользу человеку может быть не только помощь, которую ему оказывает кто-нибудь другой. Но, как это ни странно, и противодействие, оказываемое человеку, может быть направлено ему на пользу и на приумножение его достоинств и сил, ибо в борьбе с препятствиями человек может закалить и укрепить свои, уже присущие ему силы. Здесь сказывается влияние шестой позиции, которая не столько способствует и помогает третьей, сколько противоборствует ей, ибо в ней процесс приумножения уже заканчивается. Но при наличии необходимой внутренней правдивости, при умении совершать нужные и верные поступки именно это противодействие может привести человека к благоприятному исходу. Он не должен скрывать свои силы, приобретенные на других путях. Но в своей деятельности он должен иметь перед собой некий руководящий образец, ибо его собственной силы для определенной своей деятельности здесь еще не хватает, так как здесь процесс приумножения еще не доведен до предельной высоты. Поэтому довольно пространный текст говорит следующее: Слабая черта на третьем месте. Приумножай и при посредстве несчастных событий. Хулы не будет. Если сам, обладая правдой, пойдешь верным путем, если заявишь об этом князю и поступишь по его мановению, то хулы не будет.

4

Те крупные события и действия, о которых говорилось в общем, афоризме ко всей гексаграмме, здесь могут быть доведены до их реализации. Одним из образов крупных действий, значительных и отмечавшихся в истории, в древнем Китае рассматривалось перенесение столицы. При нем царь должен был, конечно, считаться с голосом своих вассалов, и, только найдя в них поддержку, он мог решаться на перенесение столицы. Так расшифровывается данный текст, в образах которого по существу говорится лишь о предприятии какого-нибудь серьезного дела, которое затрагивает не только самого деятеля, но и его окружение. В тексте здесь мы читаем: Слабая черта на четвертом месте. Если, идя верным путем, заявишь об этом князю, то все за тобой пойдут. Благоприятствует необходимости, создав себе поддержку, перенести столицу.

5

Верхняя триграмма символизирует внешнее, равно как и деятельность, направленную вовне, поэтому приумножение, которое имеется в виду здесь, не может быть направлено исключительно на свою собственную пользу. Здесь более чем где бы то ни было, выступает необходимость. Направить приумножение на окружающих людей, в особенности на людей, стоящих ниже в каком бы то ни было смысле. Здесь необходимо, как говорит текст, облагодетельствовать людей. Но помощь, оказываемая извне, была бы лишь искажением этой помощи, если бы оказавший милость спрашивал людей, которые получили что-нибудь от него, о том, хорошо ли им стало. Такая помощь производила бы впечатление, в конце концов, корыстного действия. Если человек может воздержаться от этого и производит великие действия для окружающих бескорыстно, то, в конце концов, это повышает и его собственные моральные качества. В таком смысле текст говорит здесь: Сильная черта на пятом месте. Обладая правдой, облагодетельствуешь сердца людей, но не спрашивай их об этом. Изначальное счастье. Обладание правдой облагодетельствует и твои собственные достоинства.

6

Характер действия этой позиции уже был отмечен нами при рассмотрении третьей позиции. Это тоже оказание пользы и помощи другим, но оказывается эта помощь своеобразно, не столько непосредственным приумножением их достоинств, сколько оказанием препятствий их действиям. Однако если бы человек, действующий исходя из этой позиции, стремился исключительно ставить препятствия, то он не был бы на верном пути. Косность в этом отношении была бы пагубной для себя самого, ибо окружающими была бы воспринята не столько его своеобразная воспитательная деятельность, сколько его суровость, граничащая с жестокостью. Поэтому текст говорит здесь: Наверху слабая черта. Ничего не приумножит это, а, пожалуй, разобьет это. При воспитании сердец не будь косным. Иначе — несчастье.

Комментарий А.В. Швеца

Во внешнем — Утончение и проникновенность, во внутреннем Возбуждение и подвижность. Подвижность во внутреннем приводит к утончению во внешнем. Это приумножение. Оно всегда благоприятно для ничтожного человек, так как увеличивает в наблюдаемом мире число проявлений абсолюта. Но для благородного подвижность означает увеличение предсказуемости его действий, которые только начинаются с проявлений Ян, поэтому эта ситуация не является для него однозначно благоприятной.

Интерпретация Хейслип

Данное время благоприятно выдающимся личностям. Но и для остальных людей оно также плодотворно. Осуществится задуманное, будет оплачено сделанное. И вы сможете оказать помощь другим. Некое порученное вам дело обернется личной выгодой для вас. Вам также готовятся сделать выгодное предложение. Желание ваше исполнится, не без помощи вышестоящего лица. Есть возможность существенно поправить свои финансовые дела, причем в самом ближайшем будущем.