
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  38. Куй. РазладКанонический текcт
В незначительных делах — счастье.
- Раскаяние исчезнет. (Когда) утратишь коня, не гонись за ним: (он)
и сам вернется. Увидишь злого человека — хулы не будет.
- Встретишься с господином в закоулке — хулы не будет.
- Увидишь, что воз оттягивают вспять и его быка задерживают. У человека
обрезаны волосы и нос. Не (в твоей) власти начало, но (в твоей) власти
конец.
- Разлад и одиночество. (Если) встретишь великого мужа (и если) связь
с ним будет правдива, (то — хотя это и) опасное (положение), хулы будет.
- Раскаяние исчезнет. Этот (твой) сообщник прокусит кожу. Если выступишь
— какая же может быть хула?
- Разлад и одиночество. Увидишь свинью, покрытую грязью , (увидишь,
что) бесы наполняют всю колесницу. Сперва натянешь лук (против этого, а)
потом отложишь его в сторону. (Если бы) не разбойник, (был бы брак). (Если),
выступая, встретишь дождь, то (будет) счастье.
Если семья устроена неправильно, т.е. если, прежде всего глава ее не
развивает в себе необходимых качеств, если семья предоставлена самой себе,
то в ней с необходимостью возникает разлад, т.е. та ситуация, которая
рассматривается здесь. Данная гексаграмма комментируется еще со следующей
стороны. Триграммы, ее составляющие, по семейной символике «Книги Перемен»
обозначают среднюю дочь и младшую дочь, т.е. двух женщин. Как говорят
китайские комментаторы, в одном доме две женщины не могут жить в мире,
между ними с необходимостью возникает разлад. Само собой, и в такой
обстановке кое-что может быть сделано, но то только незначительные мелкие
дела. Поэтому и текст говорит здесь о мелких делах, которые могут быть
благоприятны. С другой стороны, этот образ, независимо от символики семьи,
рассматривается еще комментаторами и так: верхняя триграмма здесь огонь,
могущий подняться, двигаться вверх; нижняя триграмма здесь водоём, для
него характерно движение в глубину, т.е. вниз. Таким образом, между
верхней и нижней триграммой происходит разрыв, который самым ярким образом
выражен в 12-й гексаграмме. Как там был распад, так здесь — разлад.
Поэтому в тексте мы читаем:
Разлад. В незначительных делах счастье.
1
Во время разлада самое лучшее — не принимать в нем участия, предоставив
событиям течь самим по себе и, не вмешиваясь в них, ждать, когда данная
ситуация минет и можно будет что-нибудь сделать. Достаточно увидеть этот
разлад, и самое созерцание его и понимание его качества дадут возможность
направить свою деятельность так, что она не приведет к дурному результату.
Так, достаточно увидеть злого человека как именно злого, для того чтобы
понять, как следует себя вести по отношению к нему, и тем самым
обезопасить себя от его действий. В этом смысле текст говорит:
В начале сильная черта. Раскаяние исчезнет. Когда потеряешь коня, не
гонись за ним. Он и сам вернется. Увидишь злого человека — хулы не будет.
2
Пассивная выжидательная позиция, которая должна быть занята здесь, не
исключает возможности встречи с высшим, ибо оно может оказаться и в таком
захолустье, которое представляет собою атмосфера разлада. То, что здесь
эта встреча возможна, объясняет комментаторами через образ соответствия
второй позиции и пятой, которой свойственно качество мягкости и
податливости в контексте данной гексаграммы, т.е. качество милостивой
снисходительности. В этом смысле приходится понимать афоризм текста:
Сильная черта на втором месте. Встретишь господина в закоулке. Хулы не
будет.
3
Третья позиция, расположенная между второй и четвертой, склоняет человека
к тому, что он обращает на них больше внимания, чем это следует. Здесь
именно не следует обращать внимания на действия окружения, т.е. вторую и
четвертую позиции, которые, конкурируя друг с другом, представляют собой
этот разлад. Наоборот, если бы человек обратил внимание на воздействие
извне, на спорящие стороны, то это значило бы, что он остановился на
данной позиции, тогда как именно с нее нужно сойти. Это значило бы, что он
лишился возможности движения вперед, или, иными словами, он сам подверг
себя казни. Для того чтобы преодолеть это, надо думать, что в данной
ситуации сам человек невиновен, не в его власти начало этой ситуации, и
только правильным поведением своим он может достигнуть того, что конец
этой ситуации будет сделан таким, каким это необходимо для него. Текст это
облекает в следующие образы:
Слабая черта на третьем месте. Увидишь, что воз оттягивает вспять и его
вола задерживают. У человека в нем обрезаны волосы и нос. Не в твоей
власти начало, но в твоей власти конец.
4
Первая позиция характеризовалась стремлением предоставить событиям течь,
как они протекают. Поэтому силы первой позиции не оказывают никакого
влияния на остальные события. И четвертая позиция, которая по закону
соответствий могла бы быть поддержана только первой, указывается символом
того, кто оставлен в полном одиночестве во время разлада. Здесь следует не
столько рассчитывать на поддержку со стороны первой позиции, сколько на
связь с тем, кто символизирован на следующей позиции. Само собой, это
положение может быть названо ужасным, но если связь с вышестоящим будет
правдивой, то даже в одиночестве будут найдены необходимые силы для
преодоления разлада. Текст говорит здесь:
Сильная черта на четвертом месте. Разлад и одиночество. Если встретишь
великого мужа и если связь с ним будет правдивой, то хотя это и ужасное
положение, хулы не будет.
5
Пятая позиция, наконец, приводит к тому, что намечается выход из ситуации
разлада. Поэтому при правильном действии на ней не в чем будет
раскаиваться. Кроме того, пятая позиция здесь может найти поддержку в том
человеке, который представлен второй чертой. Если она отстоит от данного
человека на некотором расстоянии и две черты их разделяют, точно
перегородка, «кожа», о которой говорит текст, то все же в силу
соответствия это препятствие может быть устранено. И самое лучшее при
полном развитии сил, нужных для преодоления разлада, — выступить из данной
ситуации. В этом случае приходится понимать текст:
Слабая черта на пятом месте. Раскаяние исчезнет. Этот сообщник прокусит
кожу. Если выступишь, то какая же может быть хула?
6
На шестой позиции, т.е. в апогее разлада, перед человеком предстает разлад
во всей своей силе, во всей своей грязи и безобразии. Если человек здесь и
предпринимает какие-нибудь действия против него, то вскоре может
убедиться, что действия эти тщетны, ибо разлад, как ложное отношение между
людьми, лишен субстанциональности. Такой человек увидит, что это не
подлинные, а потому и непостоянные отношения между людьми. Поэтому если он
предпринимает против разлада какие-нибудь действия, то вскоре поймет, что
эти действия излишни, ибо ситуация сама собой должна миновать. Здесь могло
бы быть полное воссоединение враждующих сторон. Но все же сам разлад,
олицетворенный в образе разбойника, здесь еще продолжает действовать. Но
действие его таково, что в силу окончания данной ситуации напряженная
атмосфера должна разрядиться, точно грозовая туча должна пролить дождь. В
этом смысле в «Книге Перемен» сказано:
Наверху сильная черта. Разлад и одиночество. Увидишь свинью, покрытую
грязью. Увидишь, что бесы наполняют всю колесницу. Сперва натянешь лук
против этого, а потом отложишь его в сторону. Если бы не разбойник, был бы
брак. Если, выступая, встретишь дождь, то будет счастье.
Во внешнем — Сцепление и ясность, во внутреннем — Разрешение и
радостность. Для людей с неокрепшим сознанием в
этой ситуации нет ничего
неблагоприятного. Но для тех, у кого оно более развито, предопределенное
окончание внутреннего процесса, несмотря на преобладание Ян как во
внутреннем, так и во внешнем, благоприятность данной ситуации весьма
сомнительна.
Интерпретация Хейслип
Эта гексаграмма говорит, что сейчас ваша жизнь лишена гармонии.
Вам кажется, будто все вокруг придираются к вам, настроены
агрессивно. Вас выводят из себя даже самые незначительные события.
Возьмите себя в руки, не нервничайте, положение скоро изменится. Сочувствующих
людей вам сейчас найти трудно. Некая женщина действует
вам на нервы. Контролируйте свои слова, поступки, и не принимайтесь
ни за что новое. Те события, вещи, которые находятся в настоящее время
в поле ваших интересов, на деле совершенно не соответствует вашим
истинным желаниям.
  50. Дин. ЖертвенникКанонический текcт
Изначальное счастье. Свершение.
- Жертвенник опрокинут вверх ногами. Благоприятствует изгнанию упадка.
Наложницу берут ради ее потомства. — Хулы не будет.
- Жертвенник наполнен. У моих противников нужда. (Но до) меня (им)
не достигнуть. — Счастье.
- Ушки жертвенника изменены. В этом действии (будут) препятствия.
Жиром фазана не напитаешься. Как только (будет) дождь, (так он и) иссякнет. —
Раскаяние. (Но) в конце концов — счастье.
- У жертвенника подломилась нога. Опрокинуты жертвы князей, и снаружи
он выпачкан. — Несчастье.
- У жертвенника желтые ушки и золотая дужка. — Благоприятна стойкость.
- У жертвенника яшмовая дужка.— Великое счастье. Ничего неблагоприятного.
Образу динамичной смены противопоставляется здесь нечто статичное.
Треножный жертвенник — вот образ данной ситуации. Его треноги гарантируют
устойчивость; так после динамического момента наступает статический. Но
здесь дело обстоит несколько сложнее, и образ данной гексаграммы надо
рассмотреть и с других сторон, чтобы сделать понятным текст. Если в
предыдущей гексаграмме мы упоминали в комментариях к четвертой позиции
переплавку, то здесь этот жертвенник появляется как орудие переплавки, как
тот тигель, в котором плавится металл. Образно это выражено в том, что
внизу мы имеем триграмму сунь, которая символизирует дерево, понимаемое
здесь как топливо, а наверху мы имеем триграмму ли, которая обозначает
огонь, возникающий из этого топлива. Здесь показано действие огня на
подогреваемый им тигель, и внутри тигля в расплавленном металле
проявляется действие огня как жар. В этой переплавке намечаются дальнейшие
и новые пути развития всех ситуаций. Но здесь пока берется лишь устойчивый
момент самой переплавки. В этом смысле жертвенник понимается как
устойчивость. Данный образ выражается в контекстах афоризмов при отдельных
чертах. Общий же афоризм здесь крайне краток, он говорит только о начале
нового периода и о возможности дальнейшего развития и свершения. Кроме
того, необходимо сказать, что текст здесь, по-видимому, подвергся
значительной порче, ибо в разных изданиях «Книги Перемен» мы здесь находим
разные тексты. Филологически критический выбор текста сделан в критическом
переводе. Здесь же, поскольку данные комментарии строятся главным образом
на работе Вань И, постольку мы придерживаемся его издания. Так, в его
издании мы читаем:
Жертвенник. Изначальное счастье. Свершение.
1
Основная особенность первой позиции в данном случае в том, что она, с
одной стороны, приходит на смену предыдущей ситуации, которая должна быть
целиком отметена, с другой же стороны, — в том, чтобы стремиться к высшим
позициям, т.е. к дальнейшему развитию ситуации. Поэтому здесь говорится о
том, что жертвенник опрокинут вверх ногами. Естественно, что при этом
остатки прежних жертв из него выпадают. Так же должно выпасть все, что
является остатком от предыдущих ошибок. Но при этом остаткам предыдущего
можно судить и о качестве данной ситуации. Так, здесь повторяется мысль,
которая неоднократно встречается в древних китайских текстах (например,
«Дао дэ цзин»), что «по сыну узнают мать». Поскольку здесь предполагается
дальнейшее развитие, которое возможно именно благодаря очищению от
остатков предыдущих ошибок, поскольку здесь говорится о благоприятном
исходе данной позиции. Эти образы в тексте выражены так:
В начале слабая черта. Жертвенник опрокинут вверх ногами. Благоприятствует
изгнанию упадка. Наложницу берут ради ее потомства. Хулы не будет.
2
На предыдущей ступени уже были приобретены известные силы. Они являются
содержанием данной ситуации. Поэтому на второй ступени ситуации, которая
называется Жертвенник, говорится о содержимом жертвенника, здесь он должен
быть полным. Если человек занимает данную позицию в этой ситуации, то эта
полнота касается именно его. Наоборот, у людей, которые враждебно
противостоят ему, т.е. у людей, качественно отличных от него, этой позиции
быть не может. В силу антитезы о них может быть сказано как о людях,
переживающих нужду. Но эта нужда в силу разграничения данного человека и
его противника не может коснуться его самого, ибо здесь, на второй
позиции, он еще целиком пребывает в себе со своими силами. Поэтому в
тексте здесь мы читаем:
Сильная черта на втором месте. В жертвеннике есть полнота. У моих
противников нужда, но до меня она не достигнет. Счастье.
3
Образ жертвенника все время упоминается в афоризмах отдельных черт. Третья
черта — самая середина жертвенника, представляет собой то место, где у
него начинаются ушки. Но поскольку третья черта является переломным
моментом, постольку здесь говорится об изменении формы этих ушек. С другой
же стороны, образ жертвенника есть только образ, образ переплавки тех сил
и качеств, которые остались от прошлого и которые лишь в переделанном виде
могут быть использованы в дальнейшем. На третьей позиции эта переплавка
еще, конечно, не доведена до своего конца, здесь еще почти нет сил,
которые должны быть приобретены. Поэтому «Книга Перемен» здесь говорит о
жире фазана. Как известно, мясо фазана имеет мало жира. Поэтому жир фазана
— это, собственно говоря, еще почти отсутствие жира. Но все же здесь
намечается известное развитие и хотя бы частичный переход к разрежению
атмосферы, сгущенной в предыдущем, и поэтому здесь делается упоминание о
конечном благополучии, которое может быть достигнуто в том случае, если
данная позиция пройдена правильно. В этом смысле приходится понимать
текст:
Сильная черта на третьем месте. Ушки жертвенника изменены. В действии
будут препятствия. Жиром фазана не насытишься. Как только пройдет дождь,
так он и иссякнет. Раскаяние. Но в конце концов — счастье.
4
При выходе вовне в данной ситуации должна быть была бы быть помощь со
стороны того, что уже существует в самом начале ее, ибо ситуация эта
статична, в ней нет постоянного накопления сил. Соответствие четвертой и
первой позиций здесь давало бы возможность ожидать эту помощь от первой
позиции, но она была охарактеризована образом жертвенника, опрокинутого
вверх ногами. Поэтому с точки зрения четвертой позиции здесь ноги
жертвенника подломлены, т.е., если мы расшифруем этот образ, исходная
точка деятельности человека, занимающего эту позицию, лишена всякой
устойчивости. Надежность такой позиции «Книги Перемен» выражает путем
развития образа жертвенника, у которого подломлена нога. Поэтому в тексте
здесь мы читаем:
Сильная черта на четвертом месте. У жертвенника подломилась нога.
Опрокинуты жертвы князей, и снаружи жертвенник выпачкан. Несчастье.
5
Устойчивость, характерная для данной гексаграммы, достигает своего
выражения вовне на пятой позиции. Поскольку четвертая охарактеризована как
позиция отрицательная, постольку исправление ее может исходить не от нее
самой, а от предвосхищения дальнейшего развития, т.е. того, что выражено
на шестой позиции. Сильная черта, характеризующая шестую позицию, здесь
воспринимается как дужка, которая соединяет ушки жертвенника. Она здесь
названа золотой дужкой, и этот образ, образ твердого металла, и выражает
собою сильную черту, т.е. в конечном счете, те накопленные силы, которые
выразятся на следующей позиции. Эти ушки жертвенника здесь названы
желтыми, но, как мы неоднократно видели, только потому, что это средняя
черта и ей присущ цвет середины. На данной позиции необходимо только
правдивое и верное соблюдение полной стойкости тех качеств, которые
являются результатом переплавки, упоминаемой в данной ситуации. Поэтому
текст говорит здесь:
Слабая черта на пятом месте. У жертвенника желтые ушки и золотая дужка.
Благоприятна стойкость.
6
В контексте данной гексаграммы верхняя черта не ощущается как
переразвитие, потому что подлинное выявление всех сил, приобретенных на
пятой позиции, там еще не дано. Пятая позиция здесь лишь подводит к
шестой, а не является самостоятельной. Если с точки зрения пятой позиции
сильная верхняя черта была выражена в образе золотой дужки, то в контексте
самой шестой позиции, где важно подчеркнуть отсутствие чрезмерности на
ней, говорится уже не о золотой дужке, а яшмовой дужке, ибо яшма в
арсенале китайской образности является символом гармонической полноты
развития всех высших качеств. Поэтому текст здесь говорит следующее:
Наверху сильная черта. У жертвенника яшмовая дужка. Великое счастье.
Ничего неблагоприятного.
Во внешнем — Сцепление и ясность, во внутреннем — Утончение и
проникновенность. Проникновенность
во внешнюю гармонию — обращение к
богам, отсюда и образ жертвенника.
Интерпретация Хейслип
Эта гексаграмма указывает на то, что в настоящее время есть
все предпосылки для того, чтобы вам решительно взять на себя роль
лидера, чтобы добиться положительных результатов. Найдутся люди,
которые будут завидовать вашим успехам; не обращайте внимания на
этих людей. Не берите на себя больше, чем можете дать, и не обещайте
больше, чем в состоянии выполнить. Сильное влияние на вас и
на ваши отношения с окружающими оказывает цифра «три». Дело, за
которое вы принялись, вместе с двумя единомышленниками, приведет
вас к успеху. Ваше желание исполнится, хотя и не совсем так, как
вы изначально задумывали. Обратите внимание на то, что вы слишком
много тратите на развлечения и на хобби.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого