
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  38. Куй. РазладКанонический текcт
В незначительных делах — счастье.
- Раскаяние исчезнет. (Когда) утратишь коня, не гонись за ним: (он)
и сам вернется. Увидишь злого человека — хулы не будет.
- Встретишься с господином в закоулке — хулы не будет.
- Увидишь, что воз оттягивают вспять и его быка задерживают. У человека
обрезаны волосы и нос. Не (в твоей) власти начало, но (в твоей) власти
конец.
- Разлад и одиночество. (Если) встретишь великого мужа (и если) связь
с ним будет правдива, (то — хотя это и) опасное (положение), хулы будет.
- Раскаяние исчезнет. Этот (твой) сообщник прокусит кожу. Если выступишь
— какая же может быть хула?
- Разлад и одиночество. Увидишь свинью, покрытую грязью , (увидишь,
что) бесы наполняют всю колесницу. Сперва натянешь лук (против этого, а)
потом отложишь его в сторону. (Если бы) не разбойник, (был бы брак). (Если),
выступая, встретишь дождь, то (будет) счастье.
Если семья устроена неправильно, т.е. если, прежде всего глава ее не
развивает в себе необходимых качеств, если семья предоставлена самой себе,
то в ней с необходимостью возникает разлад, т.е. та ситуация, которая
рассматривается здесь. Данная гексаграмма комментируется еще со следующей
стороны. Триграммы, ее составляющие, по семейной символике «Книги Перемен»
обозначают среднюю дочь и младшую дочь, т.е. двух женщин. Как говорят
китайские комментаторы, в одном доме две женщины не могут жить в мире,
между ними с необходимостью возникает разлад. Само собой, и в такой
обстановке кое-что может быть сделано, но то только незначительные мелкие
дела. Поэтому и текст говорит здесь о мелких делах, которые могут быть
благоприятны. С другой стороны, этот образ, независимо от символики семьи,
рассматривается еще комментаторами и так: верхняя триграмма здесь огонь,
могущий подняться, двигаться вверх; нижняя триграмма здесь водоём, для
него характерно движение в глубину, т.е. вниз. Таким образом, между
верхней и нижней триграммой происходит разрыв, который самым ярким образом
выражен в 12-й гексаграмме. Как там был распад, так здесь — разлад.
Поэтому в тексте мы читаем:
Разлад. В незначительных делах счастье.
1
Во время разлада самое лучшее — не принимать в нем участия, предоставив
событиям течь самим по себе и, не вмешиваясь в них, ждать, когда данная
ситуация минет и можно будет что-нибудь сделать. Достаточно увидеть этот
разлад, и самое созерцание его и понимание его качества дадут возможность
направить свою деятельность так, что она не приведет к дурному результату.
Так, достаточно увидеть злого человека как именно злого, для того чтобы
понять, как следует себя вести по отношению к нему, и тем самым
обезопасить себя от его действий. В этом смысле текст говорит:
В начале сильная черта. Раскаяние исчезнет. Когда потеряешь коня, не
гонись за ним. Он и сам вернется. Увидишь злого человека — хулы не будет.
2
Пассивная выжидательная позиция, которая должна быть занята здесь, не
исключает возможности встречи с высшим, ибо оно может оказаться и в таком
захолустье, которое представляет собою атмосфера разлада. То, что здесь
эта встреча возможна, объясняет комментаторами через образ соответствия
второй позиции и пятой, которой свойственно качество мягкости и
податливости в контексте данной гексаграммы, т.е. качество милостивой
снисходительности. В этом смысле приходится понимать афоризм текста:
Сильная черта на втором месте. Встретишь господина в закоулке. Хулы не
будет.
3
Третья позиция, расположенная между второй и четвертой, склоняет человека
к тому, что он обращает на них больше внимания, чем это следует. Здесь
именно не следует обращать внимания на действия окружения, т.е. вторую и
четвертую позиции, которые, конкурируя друг с другом, представляют собой
этот разлад. Наоборот, если бы человек обратил внимание на воздействие
извне, на спорящие стороны, то это значило бы, что он остановился на
данной позиции, тогда как именно с нее нужно сойти. Это значило бы, что он
лишился возможности движения вперед, или, иными словами, он сам подверг
себя казни. Для того чтобы преодолеть это, надо думать, что в данной
ситуации сам человек невиновен, не в его власти начало этой ситуации, и
только правильным поведением своим он может достигнуть того, что конец
этой ситуации будет сделан таким, каким это необходимо для него. Текст это
облекает в следующие образы:
Слабая черта на третьем месте. Увидишь, что воз оттягивает вспять и его
вола задерживают. У человека в нем обрезаны волосы и нос. Не в твоей
власти начало, но в твоей власти конец.
4
Первая позиция характеризовалась стремлением предоставить событиям течь,
как они протекают. Поэтому силы первой позиции не оказывают никакого
влияния на остальные события. И четвертая позиция, которая по закону
соответствий могла бы быть поддержана только первой, указывается символом
того, кто оставлен в полном одиночестве во время разлада. Здесь следует не
столько рассчитывать на поддержку со стороны первой позиции, сколько на
связь с тем, кто символизирован на следующей позиции. Само собой, это
положение может быть названо ужасным, но если связь с вышестоящим будет
правдивой, то даже в одиночестве будут найдены необходимые силы для
преодоления разлада. Текст говорит здесь:
Сильная черта на четвертом месте. Разлад и одиночество. Если встретишь
великого мужа и если связь с ним будет правдивой, то хотя это и ужасное
положение, хулы не будет.
5
Пятая позиция, наконец, приводит к тому, что намечается выход из ситуации
разлада. Поэтому при правильном действии на ней не в чем будет
раскаиваться. Кроме того, пятая позиция здесь может найти поддержку в том
человеке, который представлен второй чертой. Если она отстоит от данного
человека на некотором расстоянии и две черты их разделяют, точно
перегородка, «кожа», о которой говорит текст, то все же в силу
соответствия это препятствие может быть устранено. И самое лучшее при
полном развитии сил, нужных для преодоления разлада, — выступить из данной
ситуации. В этом случае приходится понимать текст:
Слабая черта на пятом месте. Раскаяние исчезнет. Этот сообщник прокусит
кожу. Если выступишь, то какая же может быть хула?
6
На шестой позиции, т.е. в апогее разлада, перед человеком предстает разлад
во всей своей силе, во всей своей грязи и безобразии. Если человек здесь и
предпринимает какие-нибудь действия против него, то вскоре может
убедиться, что действия эти тщетны, ибо разлад, как ложное отношение между
людьми, лишен субстанциональности. Такой человек увидит, что это не
подлинные, а потому и непостоянные отношения между людьми. Поэтому если он
предпринимает против разлада какие-нибудь действия, то вскоре поймет, что
эти действия излишни, ибо ситуация сама собой должна миновать. Здесь могло
бы быть полное воссоединение враждующих сторон. Но все же сам разлад,
олицетворенный в образе разбойника, здесь еще продолжает действовать. Но
действие его таково, что в силу окончания данной ситуации напряженная
атмосфера должна разрядиться, точно грозовая туча должна пролить дождь. В
этом смысле в «Книге Перемен» сказано:
Наверху сильная черта. Разлад и одиночество. Увидишь свинью, покрытую
грязью. Увидишь, что бесы наполняют всю колесницу. Сперва натянешь лук
против этого, а потом отложишь его в сторону. Если бы не разбойник, был бы
брак. Если, выступая, встретишь дождь, то будет счастье.
Во внешнем — Сцепление и ясность, во внутреннем — Разрешение и
радостность. Для людей с неокрепшим сознанием в
этой ситуации нет ничего
неблагоприятного. Но для тех, у кого оно более развито, предопределенное
окончание внутреннего процесса, несмотря на преобладание Ян как во
внутреннем, так и во внешнем, благоприятность данной ситуации весьма
сомнительна.
Интерпретация Хейслип
Эта гексаграмма говорит, что сейчас ваша жизнь лишена гармонии.
Вам кажется, будто все вокруг придираются к вам, настроены
агрессивно. Вас выводят из себя даже самые незначительные события.
Возьмите себя в руки, не нервничайте, положение скоро изменится. Сочувствующих
людей вам сейчас найти трудно. Некая женщина действует
вам на нервы. Контролируйте свои слова, поступки, и не принимайтесь
ни за что новое. Те события, вещи, которые находятся в настоящее время
в поле ваших интересов, на деле совершенно не соответствует вашим
истинным желаниям.
  6. Сун. СудКанонический текcт
Обладателю правды — препятствие. С трепетом блюди середину — к счастью.
Крайность — к несчастью. Благоприятно свидание с великим человеком. Не
благоприятен брод через великую реку.
- Не навеки будет то, в чем усердствуешь. — Будут незначительные разговоры,
а в конце концов — счастье.
- Не одолеешь в тяжбе. — Поверни — и беги. Триста дворов — население
твоего города — не (накличет) беды.
- Кормись от обретенного встарь. — Будешь стойким в опасности — в конце
концов будет счастье. Пожалуй, следи за царем в (его) делах без того, чтобы
совершать (самому).
- Не одолеешь в тяжбе. (Если) опять подчинишься приказу, (то положение)
изменится. — Будешь спокоен в стойкости — будет счастье.
- Тяжба. — Изначальное счастье.
- Быть может, будешь пожалован парадным поясом,(но) до конца утреннего
приема (тебе) трижды порвут его.
Ожидание небесполезно. Оно именно может и должно быть наполнено
самопроверкой. Конечно, она является временным отходом от внешнего мира и
погружением в себя. Такое расхождение внешнего и внутреннего выражено даже
в символике гексаграммы. Здесь наверху, во внешнем — небо (творчество), а
внизу, внутри — вода (опасность). Сущность неба — в его стремлении
возвышаться так же, как сущность воды — в ее стремлении течь вниз. Между
ними — конфликт, тяжба, т. е. суд. Но вода отражает в себе творческое
небо, она пронизана его силами. Это выражено и в триграмме воды , где
световая черта погружена в середину двух теневых черт. Бдительное
сохранение во внутреннем этой отраженной сущности неба приводит к
гармоническому единению с ним. Но всякое чрезмерное доведение дела до
конца здесь пагубно, ибо выявится до конца сущность воды, тяготеющая вниз
и отдаляющая от неба. Наоборот, если не поддаваться ее тяготению, а
взирать на небо как на высший человеческий идеал творчества, если
свидеться с великим человеком, то будет благополучие, и обратно: его не
будет, если ринуться самостоятельно в поток жизни. В пути познания дело
обстоит здесь так же. Должно быть произнесено суждение о соотношении уже
известного и вновь приобретенного опыта. Такой суд имеет не только
отрицательную сторону осуждения, но (едва ли не в большей степени) и
положительную сторону суждения об ошибках и освобождения от них. Тем
более, что в этой сфере это суд человека над самим собой — суд лучшего,
что есть в человеке, над его ошибками и упущениями, суд творчества над
пассивной косностью и преодоление ее. Это все конденсировано в следующем
тексте:
Суд. Обладателю правды — препятствие. Бдительность и уравновешенность — к
счастью. Крайности — к несчастью. Благоприятно свидеться с великим
человеком. Неблагоприятен брод через великую реку.
1
Все дурное в начале возникновения еще не обладает достаточно большой силой
сопротивления, чтобы считать его неустранимым. На первой ступени «суда»
оно символизировано слабой чертой, податливый характер которой указывает
на легкую возможность преодоления зла, т.е. того, что здесь подлежит
осуждению. Самое большое, по поводу него могут возникнуть незначительные
толки и прения, но в конечном счете дело будет исправлено хотя бы одним бы
одним своевременным раскаянием. В тексте читаем:
В начале слабая черта. Не вечно то, о чем идет дело. Будут небольшие
толки. В конце концов — счастье.
2
Не одолев зла вовремя, мы на следующей ступени даем ему возможность
окрепнуть настолько, что оно уже довлеет над ним. Оно гонит нас и
понуждает к суду, но суд этот не будет для нас на пользу, но может быть
лишь в осуждение. Судясь, мы сами на себя накличем беду. Здесь лучше
отказаться от суда и хотя бы с полдороги вернуться и скрыться у себя дома;
лучше вернуться даже незначительные свои владения, чем в тяжбе гнаться за
чем-то большим. — Так и в познании в аналогичных условиях бывает
предпочтительно вернуться к незначительному, но вполне освоенному опыту,
чем, сбившись в правого пути, стремиться к стяжанию все новых и новых
познаний, остающихся совершенно внешними и неосваиваемыми. Допустив
ошибку, необходимо отказаться от того, чтобы произнести конечное суждение.
Надо вернуться к исходной точке и исправить допущенную погрешность, и лишь
после этого двигаться дальше. В тексте это выражено в следующем совете:
Сильная черта на втором месте. Не одолевший себя (идет на) суд. Пусть он
вернется и скроется в своем поселении из трехсот дворов. Тогда не будет
беды (вызванной им самим).
3
Невозможность движения изнутри вовне уже в самой гексаграмме указана ясно:
во внешнем стоит творческая сила, против которой не может устоять
внутренний мир, находящийся в состоянии опасности. Над последнем здесь
произносится суд. Эта невозможность движения вперед в момент кризиса
(третья позиция) выступает особенно отчетливо, ибо эта позиция- момент
перехода от внутреннего к внешнему. Конечно, всякий отказ от новых
познаний, от движения вперед, всякое стойкое пребывание на месте ужасно,
но здесь оно лишь в состоянии привести к счастливому исходу. Здесь человек
не может действовать самостоятельно ради новых достижений. Лишь
достигнутое встарь может здесь поддержать человека. Но подлинный вождь
человечества является и самым совершенным носителем того, что было
достигнуто встать. Поэтому, следуя за ним, еще возможно действовать,
только даже при таком действии ничего не достичь ради себя. Человек здесь
подобен вьющемуся растению, которое при поддержке высокого и крепкого
дерева может подняться на большую высоту. — Так же и в познании: в момент
кризиса отношения субъекта к объекту первый не в состоянии выработать
методологию познания ad hoc и вынужден пользоваться прежде выработанной
методологией. (Не следует, однако, упускать из виду то, что данное
положение является лишь частным случаем и совсем не выражает общих
гносеологических воззрений нашего памятника. Здесь имеется в виду лишь
конкретная возможность, характерная для данной ситуации в процессе
познания. — Ю.Щ.) В тексте это зашифровано в следующие слова:
Слабая черта на третьем месте. Кормись от достигнутого встарь. Стойкость
ужасна, но в конце концов будет счастье. Может быть, следуя за вождем,
будешь действовать, но ничего не совершишь (сам).
4
Влияние кризиса еще продолжается и на данной позиции, и здесь человек тоже
не в состоянии совладать с собою и доводит дело до суда. Но данная позиция
уже включена в триграмму Творчества, т.е. здесь человек обладает
творческой мощью, благодаря которой он может все свои поступки исправить и
вернуться в состояние невиновности, соответствующее замыслу рока. Поняв
его, человек может достичь полного и совершенного примирения со своей
судьбой. Стойко сохраняя эту примиренность, он вступают в мир как
гармонически входящая в него часть. Опять-таки не следует полагать, что
здесь дана раз навсегда общая установка. Дело идет о специфических
условиях одного из моментов «суда«, причем «суд» этот теперь
рассматривается с точки зрения судящего (верхняя триграмма). С этой точки
зрения суд — не наказание, а исправление ради торжества необходимости
закона судеб. Необходимо торжество истины над временной и кажущейся
правильностью. Именно восстановление истины и имеется здесь в виду. В
тексте это выражено так:
Сильная черта на четвертом месте. Не одолевший себя (идет на) суд. Пусть
он обратится и воссоединит себя с судьбою, и в этой перемене да обретет он
умиротворение. Стойкость — к счастью.
5
С точки зрения произносящего приговор суда, суд- это главное и совершенное
познание, очищение и исправление проступка. С высоты этого действия не
может быть упущено из виду ни одно дурное дело. Познается все, что не
является благим. А раз оно познано в характеристике, то оно уже не будет
больше совершаться. Так восстанавливается полная невиновность, то
изначальное состояние гармонии, которое было до первых причин
преступления. Его больше нет, как его не было до его замысла. Поэтому и
текст здесь лаконичен:
Сильная черта на пятом месте. Суд. Изначальное счастье.
6
Искупление проступка в осуждении не должно приводить человека в
легкомысленному отношению к возможности искупить проступок. В противном
случае это будет переразвитием искупления, которое описывается в шестом
отделе данной гексаграммы. Здесь речь идет о таком легком отношении к
прощению. Человек может быть прощен, но он снова совершает проступок,
рассчитывая на новое раскаяние и искупление. Если на предыдущей ступени
речь была о полном и совершенном исправлении, то здесь — переразвитие, все
вновь и вновь возникающее исправление проступков, совершаемых все снова и
снова. (Текст здесь облекает эти мысли в образы, понятные и без
объяснения, но полные специфики жизни придворных феодалов древнего Китая.
— Ю.Щ.)
Наверху сильная черта. Может быть, тебя пожалуют поясом, но до конца
аудиенции ты трижды порвешь его.
Внутри — опасность, во внешнем — творчество. Страх оправдан — не навеки
будет то, в чем усердствуешь. Лучше ничего не совершайте сами, следуйте
за царем. Чувство опасности вызвано ярко выраженным творческим началом
во внешнем, но со временем, если
будете спокойны в стойкости — будет
счастье. Однако эта же творческая составляющая придает внешнему
значительную неопределенность: быть может, будешь пожалован парадным
поясом, но до конца утреннего приема тебе трижды порвут его.
Интерпретация Хейслип
Вы чувствуете дисгармонию. Назревает какой — то конфликт.
Постарайтесь вести себя сдержанно. Не отвечайте на брошенный вам
вызов. Не нужно предъявлять слишком много требований; и не начинайте
в одиночку никаких предприятий до тех пор, пока обстоятельства
не будут благоприятствовать вам. Попробуйте лучше начать работу
совместно с кем-либо. Пускай все идет своим порядком, и вы поймете,
что жизненные проблемы подчас многому могут научить, а не только
доставлять огорчения.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого