
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  38. Куй. РазладКанонический текcт
В незначительных делах — счастье.
- Раскаяние исчезнет. (Когда) утратишь коня, не гонись за ним: (он)
и сам вернется. Увидишь злого человека — хулы не будет.
- Встретишься с господином в закоулке — хулы не будет.
- Увидишь, что воз оттягивают вспять и его быка задерживают. У человека
обрезаны волосы и нос. Не (в твоей) власти начало, но (в твоей) власти
конец.
- Разлад и одиночество. (Если) встретишь великого мужа (и если) связь
с ним будет правдива, (то — хотя это и) опасное (положение), хулы будет.
- Раскаяние исчезнет. Этот (твой) сообщник прокусит кожу. Если выступишь
— какая же может быть хула?
- Разлад и одиночество. Увидишь свинью, покрытую грязью , (увидишь,
что) бесы наполняют всю колесницу. Сперва натянешь лук (против этого, а)
потом отложишь его в сторону. (Если бы) не разбойник, (был бы брак). (Если),
выступая, встретишь дождь, то (будет) счастье.
Если семья устроена неправильно, т.е. если, прежде всего глава ее не
развивает в себе необходимых качеств, если семья предоставлена самой себе,
то в ней с необходимостью возникает разлад, т.е. та ситуация, которая
рассматривается здесь. Данная гексаграмма комментируется еще со следующей
стороны. Триграммы, ее составляющие, по семейной символике «Книги Перемен»
обозначают среднюю дочь и младшую дочь, т.е. двух женщин. Как говорят
китайские комментаторы, в одном доме две женщины не могут жить в мире,
между ними с необходимостью возникает разлад. Само собой, и в такой
обстановке кое-что может быть сделано, но то только незначительные мелкие
дела. Поэтому и текст говорит здесь о мелких делах, которые могут быть
благоприятны. С другой стороны, этот образ, независимо от символики семьи,
рассматривается еще комментаторами и так: верхняя триграмма здесь огонь,
могущий подняться, двигаться вверх; нижняя триграмма здесь водоём, для
него характерно движение в глубину, т.е. вниз. Таким образом, между
верхней и нижней триграммой происходит разрыв, который самым ярким образом
выражен в 12-й гексаграмме. Как там был распад, так здесь — разлад.
Поэтому в тексте мы читаем:
Разлад. В незначительных делах счастье.
1
Во время разлада самое лучшее — не принимать в нем участия, предоставив
событиям течь самим по себе и, не вмешиваясь в них, ждать, когда данная
ситуация минет и можно будет что-нибудь сделать. Достаточно увидеть этот
разлад, и самое созерцание его и понимание его качества дадут возможность
направить свою деятельность так, что она не приведет к дурному результату.
Так, достаточно увидеть злого человека как именно злого, для того чтобы
понять, как следует себя вести по отношению к нему, и тем самым
обезопасить себя от его действий. В этом смысле текст говорит:
В начале сильная черта. Раскаяние исчезнет. Когда потеряешь коня, не
гонись за ним. Он и сам вернется. Увидишь злого человека — хулы не будет.
2
Пассивная выжидательная позиция, которая должна быть занята здесь, не
исключает возможности встречи с высшим, ибо оно может оказаться и в таком
захолустье, которое представляет собою атмосфера разлада. То, что здесь
эта встреча возможна, объясняет комментаторами через образ соответствия
второй позиции и пятой, которой свойственно качество мягкости и
податливости в контексте данной гексаграммы, т.е. качество милостивой
снисходительности. В этом смысле приходится понимать афоризм текста:
Сильная черта на втором месте. Встретишь господина в закоулке. Хулы не
будет.
3
Третья позиция, расположенная между второй и четвертой, склоняет человека
к тому, что он обращает на них больше внимания, чем это следует. Здесь
именно не следует обращать внимания на действия окружения, т.е. вторую и
четвертую позиции, которые, конкурируя друг с другом, представляют собой
этот разлад. Наоборот, если бы человек обратил внимание на воздействие
извне, на спорящие стороны, то это значило бы, что он остановился на
данной позиции, тогда как именно с нее нужно сойти. Это значило бы, что он
лишился возможности движения вперед, или, иными словами, он сам подверг
себя казни. Для того чтобы преодолеть это, надо думать, что в данной
ситуации сам человек невиновен, не в его власти начало этой ситуации, и
только правильным поведением своим он может достигнуть того, что конец
этой ситуации будет сделан таким, каким это необходимо для него. Текст это
облекает в следующие образы:
Слабая черта на третьем месте. Увидишь, что воз оттягивает вспять и его
вола задерживают. У человека в нем обрезаны волосы и нос. Не в твоей
власти начало, но в твоей власти конец.
4
Первая позиция характеризовалась стремлением предоставить событиям течь,
как они протекают. Поэтому силы первой позиции не оказывают никакого
влияния на остальные события. И четвертая позиция, которая по закону
соответствий могла бы быть поддержана только первой, указывается символом
того, кто оставлен в полном одиночестве во время разлада. Здесь следует не
столько рассчитывать на поддержку со стороны первой позиции, сколько на
связь с тем, кто символизирован на следующей позиции. Само собой, это
положение может быть названо ужасным, но если связь с вышестоящим будет
правдивой, то даже в одиночестве будут найдены необходимые силы для
преодоления разлада. Текст говорит здесь:
Сильная черта на четвертом месте. Разлад и одиночество. Если встретишь
великого мужа и если связь с ним будет правдивой, то хотя это и ужасное
положение, хулы не будет.
5
Пятая позиция, наконец, приводит к тому, что намечается выход из ситуации
разлада. Поэтому при правильном действии на ней не в чем будет
раскаиваться. Кроме того, пятая позиция здесь может найти поддержку в том
человеке, который представлен второй чертой. Если она отстоит от данного
человека на некотором расстоянии и две черты их разделяют, точно
перегородка, «кожа», о которой говорит текст, то все же в силу
соответствия это препятствие может быть устранено. И самое лучшее при
полном развитии сил, нужных для преодоления разлада, — выступить из данной
ситуации. В этом случае приходится понимать текст:
Слабая черта на пятом месте. Раскаяние исчезнет. Этот сообщник прокусит
кожу. Если выступишь, то какая же может быть хула?
6
На шестой позиции, т.е. в апогее разлада, перед человеком предстает разлад
во всей своей силе, во всей своей грязи и безобразии. Если человек здесь и
предпринимает какие-нибудь действия против него, то вскоре может
убедиться, что действия эти тщетны, ибо разлад, как ложное отношение между
людьми, лишен субстанциональности. Такой человек увидит, что это не
подлинные, а потому и непостоянные отношения между людьми. Поэтому если он
предпринимает против разлада какие-нибудь действия, то вскоре поймет, что
эти действия излишни, ибо ситуация сама собой должна миновать. Здесь могло
бы быть полное воссоединение враждующих сторон. Но все же сам разлад,
олицетворенный в образе разбойника, здесь еще продолжает действовать. Но
действие его таково, что в силу окончания данной ситуации напряженная
атмосфера должна разрядиться, точно грозовая туча должна пролить дождь. В
этом смысле в «Книге Перемен» сказано:
Наверху сильная черта. Разлад и одиночество. Увидишь свинью, покрытую
грязью. Увидишь, что бесы наполняют всю колесницу. Сперва натянешь лук
против этого, а потом отложишь его в сторону. Если бы не разбойник, был бы
брак. Если, выступая, встретишь дождь, то будет счастье.
Во внешнем — Сцепление и ясность, во внутреннем — Разрешение и
радостность. Для людей с неокрепшим сознанием в
этой ситуации нет ничего
неблагоприятного. Но для тех, у кого оно более развито, предопределенное
окончание внутреннего процесса, несмотря на преобладание Ян как во
внутреннем, так и во внешнем, благоприятность данной ситуации весьма
сомнительна.
Интерпретация Хейслип
Эта гексаграмма говорит, что сейчас ваша жизнь лишена гармонии.
Вам кажется, будто все вокруг придираются к вам, настроены
агрессивно. Вас выводят из себя даже самые незначительные события.
Возьмите себя в руки, не нервничайте, положение скоро изменится. Сочувствующих
людей вам сейчас найти трудно. Некая женщина действует
вам на нервы. Контролируйте свои слова, поступки, и не принимайтесь
ни за что новое. Те события, вещи, которые находятся в настоящее время
в поле ваших интересов, на деле совершенно не соответствует вашим
истинным желаниям.
  64. Вэй-цзи. Еще не конецКанонический текcт
Свершение. Молодой лис почти переправился, (но) вымочил свой хвост —
ничего благоприятного.
- Промочишь свой хвост. — Сожаление.
- Затормози свои колеса. — Стойкость — к счастью.
- Еще не конец. — Поход — к несчастью. Благоприятен брод через великую
реку.
- Стойкость — к счастью. Раскаяние исчезает.(При) потрясении надо
напасть на страну бесов, (и через) три года будет похвала от великого царства.
- Стойкость — к счастью. Раскаяния не будет. (Если в) блеске благородного
человека будет правда, (то будет) счастье.
- Обладай правдой, когда пьешь вино. Хулы не будет. (Если) помочишь
голову, обладая правдой, потеряешь это.
Ситуации разворачиваются так, что, наконец, наступает хаос, но хаос
рассматривается не как распад созданного, а как бесконечность, как
возможность бесконечного творчества все вновь и вновь. Не как нечто
отрицательное выступает здесь хаос, а как среда, в которой может быть
создано нечто совершенно новое. Безусловно, это новое творчество должно
пройти по законам (и с точки зрения авторов «Книги Перемен», по тем же
законам, который были указаны выше). В этом усматривается цикличность в
«Книги Перемен». В последнюю минуту в этой последней ситуации «Книга
Перемен», точно напутствие, дает указание, что здесь может произойти и
чего надо остерегаться. Самое важное здесь — это наличие полноты сил.
Лучше, если их будет больше, чем надо, чем если их не хватит в последнюю
минуту, ибо если бы их не хватило в последнюю минуту, то ничего
благоприятного нельзя было бы ожидать. Вот почему текст говорит здесь:
Еще не конец. Свершение. Молодой лис почти переправился. Если вымочишь
хвост, то не будет ничего благоприятного.
1
Первая позиция представляет собой лишь начало данного процесса, т.е.
начало выработки необходимых сил, поэтому можно предположить, что их здесь
еще мало. В первую очередь текст «Книги Перемен» указывает на то, что
человеку придется сильно пожалеть, если в прошлом, до того, как ему
приходится переходить через хаос, он не выработал достаточного количества
сил. Поэтому в тексте здесь сказано только следующее:
В начале слабая черта. Подмочишь свой хвост. Сожаление.
2
В то время когда человек проходит через хаос, единственное, на чем он
может держаться, это на самом себе, ибо в хаосе не на что положиться. Он
должен на второй позиции, которая как раз характеризует внутреннюю жизнь
человека и его замкнутость, полнейшим образом держаться на самом себе,
сохранить самого себя. Поэтому в тексте здесь говорится:
Сильная черта на втором месте. Затормози колеса. Стойкость — к счастью.
3
Но вот наступает выход вовне. Он не может не наступить, и третья позиция
характеризует именно его. Но здесь, когда «еще не конец», собственно
говоря, еще ничего не достигнуто и еще сил не хватает. Поход, который был
бы предпринят, исходя из этой позиции, мог бы быть только неудачным. И тем
не менее необходимость этого выхода вовне, необходимость предпринять новый
цикл творчества здесь выступает настолько сильно, что позиция сама
благоприятствует этому. Противоречивость данной позиции выражается в
противоречивости афоризма, приписанного к ней:
Слабая черта на третьем месте. Еще не конец. Поход — к несчастью.
Благоприятен брод через великую реку.
4
Необходимым условием работы, которая может быть предпринята на данной
позиции, является та стойкость, которая свидетельствует о полноте сил.
Только она может привести к удачному исходу. Но эта стойкость имеет перед
собою не спокойную среду, а возбужденный хаос, и именно против него должен
здесь выступать человек. Пусть его ожидают большие труды, пусть долгий
срок он будет вынужден бороться, но если он будет, сохраняя стойкость,
продолжать борьбу, то все в мире, весь мир, зашифрованный в образе
великого царства, одобрит его деятельность. Против всех сил тьмы должен
выступить он здесь. И «Книга Перемен» советует ему:
Сильная черта на четвертом месте. Стойкость — к счастью. Раскаяние
исчезнет. При потрясении надо напасть на страну бесов. И через три года
будет похвала от великого царства.
5
Стойкость, охарактеризованная на предыдущей ступени, здесь является
центральной чертой человека. Она сообщает ему благородство. И это
благородство, как из некоего центра, может излучаться во все окружение,
облагораживая его. Суть этого внутреннего благородства — в той гармонии,
которая подчеркивается средней позицией в верхней триграмме. Это
внутренняя правдивость. То, что она должна излучаться и сиять, указывается
тем, что данная черта является центральной в триграмме сияния. Так, здесь,
в пределах мрака и хаоса, внутренняя правда сияет, озаряя все вокруг, и в
этом указывается возможность дальнейшего проявления света, т.е.
творчества. Иными словами, здесь дается исходная точка для нового цикла,
начинающегося опять в первой гексаграмме творчества. В таком смысле может
быть понят текст:
Слабая черта на пятом месте. Стойкость — к несчастью. Не будет раскаяния.
Если с блеском благородного человека будет правда, то будет и счастье.
6
После достигнутого уже на предыдущей позиции, остается лишь умиротворение
старости. Если человек вовремя не успел приступить к творчеству, то перед
ним, как возможность, остается лишь найти удовлетворение в спокойном пире.
Для того чтобы дойти до такого пира, надо обладать многими силами, надо
обладать внутренней правдивостью. За бездеятельность здесь нельзя винить
человека, и никто его не будет хулить за это. Он заслужил свой покой. Но
если бы он предпринял какое-нибудь действие, когда уже время для этого
действия миновало, то он был бы захлестнут силами хаоса с головой. Все
было бы им потеряно. Поэтому в тексте сказано:
Наверху сильная черта. Обладай правдой, когда льешь вино. Хулы не будет.
Если промочишь голову, то, даже обладая правдой, потеряешь эту правду.
Во внешнем — Сцепление и ясность, во внутреннем — Погружение и
опасность.
Если динамично развивающееся внешнее вызывает
необоснованную суету, панику в сочетании с неспособностью к изменениям,
то дальнейшее развитие ситуации приведет к сожаленью. Следует
остановиться и пересмотреть свое отношение к происходящему —
притормози свои колеса. Однако для благородного человека триграмма
Погружение может означать и искусство — поиск многочисленных нюансов и
оттенков в привычном и отбор
тех из них, которые являются проявлениями
абсолюта — правды. Если в блеске благородного человека будет такая правда,
то гексаграмма принесет счастье.
Интерпретация Хейслип
Совсем близка удача; к ней идут ваши дела. Но для активных
действий время еще не пришло. День ото дня обстоятельства будут
складываться лучше, если только вы будете достаточно осмотрительны.
Желание ваше исполнится в ближайшее время. Совсем немного осталось
подождать — и в жизни наступит счастливый, удачный период.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого