
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  39. Цзянь. ПрепятствиеКанонический текcт
Благоприятен юго-запад, неблагоприятен северо-восток. Благоприятно свидание
с великим человеком. Стойкость — к счастью.
- Уйдешь — (будут) препятствия. Придешь — (будет) хвала.
- Царскому слуге — препятствие за препятствием. (Это) не из-за него
самого.
- Уйдешь — (будут) препятствия. Придешь — вернешься (на правый путь).
- Уйдешь — (будут) препятствия. Придешь — (будет) связь (с близкими
людьми).
- Великие препятствия. Друзья придут.
- Уйдешь — (будут) препятствия. Придешь — (будешь) велик. — Счастье.
Благоприятно свидание с великим человеком.
Разлад сам по себе является препятствием всякой деятельности, и поэтому
момент препятствия характеризуется как следующая ситуация. Такие случаи
раскрытия одной из сторон предыдущей ситуации в последующей уже
встречались, и потому здесь не приходится учитывать удивляться
гексаграмме, которая носит название Препятствие. Для того чтобы
интерпретировать афоризм данной гексаграммы, надо вспомнить, что
существует определенная пространственная символика триграмм, по которой на
юго-западе помещается триграмма дуй — «разрешение», т.е. разрешение
какого-то в предыдущем напряженного состояния; наоборот, северо-восток
символизируется триграммой гэнь, которая обозначает остановку, т.е.
«сохранение». Поэтому в ситуации Препятствие все благоприятные воздействия
могут идти от разрешения этой напряженной обстановки, в особенности от
обстановки разлада, очерченной в предыдущей гексаграмме. Кроме того, само
присутствие сил, воздействующих извне, сил разрешения, символизируется
здесь в образе великого человека. Поэтому в данной гексаграмме, где
внутренняя жизнь человека охарактеризована неподвижностью, а внешняя —
опасностью, единственный выход из положения указывается афоризмом:
Препятствие. Благоприятен юго-запад. Неблагоприятен северо-восток.
Благоприятно свидание с великим человеком. Стойкость — к счастью.
1
Движение от первой позиции к шестой на техническом языке «Книги Перемен»
называется уходом. Наоборот, погружение от шестой позиции к первой
называется приходом, т.е. приходить — это, значит, углубляться в самого
себя. В данной ситуации во внешнем символизирована опасность.
Следовательно, уход в самого себя может быть понят как известный обход
препятствия, обход опасности. В этом смысле понимается текст:
В начале слабая черта. Уйдешь — будут препятствия. Придешь — будет хвала.
2
По общественной символике гексаграмм вторая черта — это изображение
царского слуги. Поэтому речь здесь идет именно о нем. Он на данной позиции
находится в ситуации препятствий. Однако поскольку эти препятствия, как
было сказано выше, являются одним из слагаемых предыдущей ситуации,
постольку человек, символизированный данной чертой, не является сам
виновником этих препятствий. Поэтому текст говорит здесь:
Слабая черта на втором месте. Царскому слуге препятствие за препятствием.
Это не из-за него самого.
3
Поскольку третья черта символизирует выход вовне, постольку здесь «Книга
Перемен» еще раз напоминает в данной ситуации о необходимости ухода в свою
замкнутость, которая было уже указана на первой позиции. Поэтому текст
здесь говорит только:
Сильная черта на третьем месте. Уйдешь — будут препятствия. Придешь —
вернешься (на правый путь).
4
На четвертой позиции, где происходит выступление вовне, в верхнюю
триграмму, которая является бездной, опасностью, опасность препятствий
дает себя чувствовать с особой силой. Поэтому здесь дальнейшее движение
встречает особенно сильное препятствие. Наоборот, уход от этого
препятствия для того, чтобы его обойти каким-нибудь иным путем, приводит к
возвращению к первой черте, с которой стоит в соответствии четвертая. И
благодаря этому, т.е. благодаря полному погружению в самого себя, человек
достигает возможности, во-первых, найти себе помощь соответственно с теми
силами, которые имеются в виду в основном афоризме гексаграммы, во-вторых,
такой человек имеет возможность найти выход из данной ситуации
препятствий. Поэтому в тексте сказано:
Слабая черта на четвертом месте. Уйдешь — будут препятствия. Придешь —
будет связь с близкими людьми.
5
Поскольку пятая позиция представляет собой максимальное выявление качеств
данной гексаграммы, постольку здесь препятствие особенно сильно. Это —
великое препятствие, ибо оно находится в самой середине бездны, т.е.
опасности, т.е. того, что символизировано верхней триграммой. С другой
стороны, так как пятая позиция вообще является позицией благоприятной и с
ней в теснейшей связи стоит вторая позиция, помогающая ей, «ее друг», то
текст здесь говорит только следующее:
Сильная черта на пятом месте. Великое препятствие. Друзья придут.
6
Здесь еще раз звучит напоминание необходимости погрузиться в самого себя,
для того чтобы, временно остановившись на месте, обойти предстоящее
препятствие. Еще раз напоминается о помощи, приходящей извне. Но это уже
звучит только как напоминание. Поэтому в тексте говорится:
Наверху слабая черта. Уйдешь — будет препятствие. Придешь — будешь
великим. Счастье. Благоприятно свидание с великим человеком.
Во внешнем — Погружение и опасность, во внутреннем — Пребывание и
незыблемость. Если при общей внутренней незыблемости возникает внешняя
опасность, то это вызвано внешним же препятствием.
Интерпретация Хейслип
Увы, но эта одна из самых худших гексаграмм. Чем больше усилий вы
прилагаете, тем дальше оказываетесь отброшенными назад. Трудно
сказать, почему именно, но в данный момент фортуну ваша судьба не
интересует. Лучше всего сейчас погрузиться в учебу, чтение, научную
деятельность, просто в водоворот домашних дел, и в них найти
успокоение. Возможно, что несколько ваших друзей окажут вам поддержку.
Постарайтесь проследить за своими расходами: в этот недобрый
период вы можете остаться без средств.
  61. Чжун-фу. Внутренняя правдаКанонический текcт
(Даже) вепрям и рыбам — счастье. Благоприятен брод через великую реку.
Благоприятна стойкость.
- (Если будет) соразмерность, (то будет) счастье. (Если отвлечешься)
к другому — будет неспокойно.
- Кричащий журавль находится в тени. Его птенцы вторят ему. У меня
есть хороший кубок, я разделяю его с тобой.
- Обретешь противника. То забьешь в барабан, то прекратишь, то заплачешь,
то запоешь.
- Луна почти в полнолунии. Пара коней погибнет. — Хулы не будет.
- Обладай правдой — (она) объединяет. — Хулы не будет.
- Голоса пернатых поднимаются в небо. — Стойкость — к несчастью.
В процессе раздробления возникли отдельные индивидуумы. Процесс этот
подвергался ограничению. Таким образом, индивидуальное представляло
известную стойкость. Но для дальнейшего своего бытия, собственно, для
того, чтобы возникнуть в подлинном смысле этого слова, индивидуальное
должно быть внутренне самостоятельно, оно должно быть наполнено внутренней
правдой. Поэтому данная ситуация, идущая на смену предыдущим, называется
Внутренняя правда. Независимо от того, насколько развит данный индивидуум,
эта внутренняя правда должна присутствовать в нем. С точки зрения авторов
«Книги Перемен», вепри и рыбы представляют собой существа, наиболее тупые
и ограниченные в дурном смысле слова. Конечно, это лишь образ,
обозначающий слаборазвитого человека. Но даже такой человек, несмотря на
всю его ограниченность, если он обладает этой внутренней правдой, все же
является человеком и может действовать в окружающей его жизни. При наличии
такой внутренней правды он способен к серьезной и большой деятельности, в
которой, само собою, он должен сохранять стойкость, т.е. умение
гармонировать внешнее побуждение к действию и внутреннюю реакцию на это
побуждение. Именно в гармонии восприятия и реакции должна протекать эта
серьезная и большая деятельность, которая имеется здесь в виду. Эту мысль
«Книга Перемен» облекает в следующие образы:
Внутренняя правда. Даже вепрям и рыбам счастье. Благоприятен брод через
великую реку. Благоприятна стойкость.
1
В самом начале данной ситуации, когда она еще не только не выявлена вовне,
но и не найдена внутри, соразмерность и гармоничность, о которой только
что было сказано, являются еще проблематичными. Но только при наличии их
может быть достигнуто счастье. Всякое отступление от этого, если не
приведет к несчастью, во всяком случае, вызовет беспокойство, а оно именно
мешает правильному и нормальному ходу всего процесса. Поэтому в
предупреждение «Книга Перемен» говорит:
В начале сильная черта. Если будет соразмерность, то будет счастье. Если
отвлечешься к другому, будет неспокойно.
2
Каждый индивидуум, возникший в ходе творчества, которое должно было
охарактеризовано на предыдущей ступени, представляет собою нечто
самостоятельное. И отношение между индивидуумами рассматривается с точки
зрения их подлинного внутреннего содержания. Это не их внешнее
соотношение, а соотношение их сущностей. Внешне они могут и не видеть друг
друга, могут оставаться в тени один по отношению к другому, но в силу их
внутреннего созвучия, в силу того, что в каждом из них есть эта внутренняя
правда, они могут гармонически вторить друг другу. При таком внутреннем
согласии, естественно, в них может возникнуть желание поделиться своим
состоянием. Поэтому текст «Книги Перемен» здесь говорит:
Сильная черта на втором месте. Кричащий журавль находится в тени. Его
птенцы вторят ему. У меня есть хороший кубок, я разделю его с тобой.
3
При выходе вовне, свойственном третьей позиции, когда уже возникли
отдельные индивидуумы, человек встречает равного себе противника. Поэтому
успех или неуспех заранее здесь не может быть предопределен, и
альтернативность данной позиции «Книга Перемен» выражает следующим
образом:
Слабая черта на третьем месте. Найдешь противника. То забьешь в барабан,
то перестанешь. То заплачешь, то запоешь.
4
В некоторых случаях гексаграмма рассматривается не как состоящая из двух
триграмм, а состоящая из трех пар отдельных черт. В данном случае
четвертая и третья черты представляют собою известную пару. Но третья
черта была здесь охарактеризована полной неуверенностью. Само собою,
сочетание с таким человеком, который совсем не уверен в своих действиях,
не может быть благоприятным. Здесь больше следует обратиться вперед к
выявлению той внутренней правдивости, которая характеризует всю данную
ситуацию. Однако полное выявление ее на позиции, где эта внутренняя
правдивость еще недостаточно созрела для того, чтобы распространиться
вовне, еще невозможно. Здесь область «почти». Все дело в том, что здесь
луна почти достигла полнолуния. И поэтому человеку может показаться данное
положение опасным. Однако невозможность связи с предыдущим и устремление к
последующему приводит к тому, что исход данной позиции все-таки
благоприятен. Поэтому в тексте здесь говорится:
Слабая черта на четвертом месте. Луна близится к полнолунию. Пара коней
погибнет. Хулы не будет.
5
Вторая позиция, характеризующая данную ситуацию изнутри, говорила о
созвучии сущностей. Пятая позиция, характеризующая тот же процесс извне,
говорит о результате такого созвучия — об объединении. Само наличие
внутренней правдивости приводит к такому объединению. Поэтому текст здесь
говорит только:
Сильная черта на пятом месте. Обладай правдой. Она объединяет. Хулы не
будет.
6
Все, что нужно было сделать для развития внутренней правдивости, и все,
что нужно было сделать для объединения с другими личностями, также
исполненными этой внутренней правдивости, уже было достигнуто. Продолжение
той же деятельности привело бы лишь к стремлению чрезмерного подъема
самого себя. Однако поскольку в данной ситуации оно еще невозможно, то это
было бы равносильно стремлению подняться на небо. Упорное и стойкое
сохранение этого желания, само собою, т.е. к тому, что внутренняя
правдивость, характерная для данной ситуации, отошла бы от человека. В
этом смысле текст говорит:
Наверху слабая черта. Голоса пернатых поднимаются в небе. Стойкость к
несчастью.
Во внешнем — Утончение и проникновенность, во внутреннем — разрешение
и радостность. Если утончение и проникновенность во внешнем, несмотря
на
неопределенность, приносит радостность и чувство разрешения, то этот
человек обладает внутренней правдой. Поиск проявлений Абсолюта для него
является внутренней необходимостью.
Интерпретация Хейслип
Сейчас вам необходимо работать в сотрудничестве с другими
но никак не одному. Вы склонны переоценивать свои умственные способности;
остерегайтесь этого, иначе можете стать просто невыдержанным
и спесивым гордецом. И это может помешать осуществлению
ваших планов. Старайтесь быть сдержаннее и скромнее Желания ваши
исполнятся лишь в том случае, если они разумны и честны. В самом
ближайшем будущем ваши возможности и способности будут по достоинству
оценены начальством; это очень поможет вам продвинуться по
пути успеха.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого