
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  3. Чжунь. Начальная трудностьКанонический текcт
Изначальное свершение: благоприятна стойкость. Незачем иметь, куда выступить.
Благоприятно для возведения князей.
- Нерешительное кружение на месте. — Благоприятно пребывание в стойкости;
благоприятно для возведения князей.
- В трудности, в нерешительности четверка коней тянет в разные стороны!
— (Если бы) не разбойник, (то был бы) брак. Но девушка стойко не принимает
его. Через десяток лет примет.
- Выйдешь на оленя без ловчего — лишь (попусту) войдешь в лес. — Благородный
человек предвидит события: не лучше ли оставить (начатое дело, ибо его)
продолжение приведет к сожалению.
- Четверка коней тянет в разные стороны! Добивайся брака. — В дальнейшем
счастье. Ничего неблагоприятного.
- Трудно ее милостям. — В малом — стойкость к счастью, в великом —
стойкость к несчастью.
- Четверка коней тянет в разные стороны! Слезы до крови — льются сплошным
потоком.
Собственно, именно с этой гексаграммы начинается повествование о
взаимодействии Света и Тьмы, ибо первые две гексаграммы показывают
внутреннее развитие Света и Тьмы вне их взаимодействия. Но начало всякого
действия состоит в преодолении предшествующего состояния. Отсюда —
трудность данного положения, выраженная в самом названии гексаграммы. Она
состоит из символов Воды: Облака — наверху или вовне, и Молнии, Грома —
внизу или внутри. Верхний символ обозначает также погружение в опасность,
ибо в нём черта Света погружена в среду черт Тьмы. Нижний символ
обозначает пробивающееся изнутри движение, возбуждение. Такое возбуждение,
которое, например, весной стимулирует растения к росту. Но оно протекает
внутри опасностей, в условиях начальной трудности. Поэтому в таком
движении чрезмерная поспешность может лишь вредить делу, и обратно,
выдержка и стойкость могут способствовать изначальному развитию. Важно не
только указать положительно правильный путь к преодолению этой трудности.
На нём нужна, прежде всего, поддержка и помощь окружающих. Их надо
склонить на свою сторону, чтобы они помогали своим действием, и тогда
самому можно не предпринимать никаких выступлений, ибо они ещё слишком
опасны. Именно в силу опасности необходимо объединение сил. Оно необходимо
было и сюзерену, впервые устраивавшему свои владения при содействии
феодалов, возводимых им на престол; оно необходимо и отдельному человеку,
начинающему своё дело. Даже и в самой познавательной жизни отдельного
человека дело обстоит так же: в самый первый момент своего появления
познавательная мысль движется под покровом непознанности и извне
облекается в образы представлений. Это выражено в символах данной
гексаграммы: внутри — молния, гром, вовне — облака. Молния познающей мысли
облекается облаками представлений, и эти представления играют роль
помощников мышления. В тексте здесь мы читаем:
Начальная трудность. В изначальном развитии благоприятна стойкость. Не
надо никуда выступать. Здесь благоприятно возводить на престол вассалов.
1
Первая, начальная черта играет главную роль в этой гексаграмме, ибо она и
обозначает начальную трудность. Это, правда, активность, движение, но она
лежит под плотным слоем ещё не преодолённой пассивности. Поэтому такое
движение ещё не может быть поступательным. Это лишь кружение на месте,
лишь подготовка к подлинному движению. Вот почему поспешные действия здесь
могут быть лишь во вред. Наоборот, стойкость- умение с полной выдержкой
соблюдать правоту — вот то, что может здесь быть благоприятным. Трудность
этого положения, естественно, требует помощи со стороны подчиненных.
Поэтому само это положение способствует вербовке помощников. Так и в
познании: это лишь первый момент осознания движения мысли. Она тоже должна
здесь найти поддержку в свидетельстве опыта и в проверенной правоте
разума. Об этом говорят и образы текста:
В начале сильная черта. Нерешительное кружение на месте. Благоприятно
пребывать в стойкости. Благоприятно возводить на престол вассалов.
2
На данной позиции внешне все складывается благополучно: и сама позиция,
как центральная в нижней триграмме, выражает благоприятную
уравновешенность, и занята она одной из слабых черт, которым предназначены
четные позиции, и ее соответствие с пятой, сильной чертой — правильно. Но,
тем не менее, здесь столь ощутимо непосредственное соседство с первой
чертой, которая к тому же является главной чертой для данной гексаграммы,
что движение этой черты к ее правильной цели, к «браку» — к единению с
пятой чертой — задержано. При этом, хотя в первой черте самой по себе нет
ничего дурного, однако для второй черты она выступает в роли грабителя,
захвату которого вторая все же не поддается лишь в силу своей правоты,
выраженной в центральном ее положении. Здесь она — «девушка» не дает
обещания на брак «разбойнику». Она выжидает наибольший срок, лишь бы
дождаться того, с которым она стоит в правильном соответствии. Так и
мышление: в данный момент оно еще не в состоянии отвлечься от первого
мгновения самосознания, и ему необходим известный срок, чтобы перейти к
непосредственному объекту познания в его полной глубине. Это выражено в
следующих образах:
Слабая черта на втором месте.В трудности, в нерешительности — колесница и
кони вспять. Не с разбойником же быть браку! Но девушка в стойкости не
идет на помолвку. Через десяток же лет — будет помолвка.
3
Данная позиция — это позиция некоего кризиса. Здесь силы, действующие
внутри, уже иссякают, а сил, действующих вовне, еще нет. Нет проводника в
дебрях непознанного мира. Но только с его помощью было бы возможно
продвижение вперед. Говоря образно, нужен лесник, знающий лес, когда
гонятся за дичью. Без него ждет неудача, о которой придется пожалеть. Но
все это еще только будет. Однако всякое событие не свершается внезапно,
наоборот, оно бывает подготовлено всей системой причин. Поэтому весьма
важно уметь замечать зачатки будущих событий, чтобы не быть ими
застигнутым врасплох. Эта способность видеть зачатки будущего и
руководствоваться ими — качество обязательное для благородного человека.
Поэтому и здесь, предвидя надвигающуюся неудачу, он предпочитает не
выходить из своего жилья, чем предпринять что- либо, о чём все равно
придется лишь пожалеть. Так и в процессе познания, если человек остается
без помощи уже выработанного разума и стремится постигнуть нечто ему ещё
неизвестное, — его здесь ждет такая же неудача.
Слабая черта на третьем месте.Преследуя оленя без ловчего, лишь попусту
войдешь в середину леса. Благородный человек примечает зачатки событий и
предпочитает оставаться дома. Ибо выступление приведет к сожалению.
4
При выходе вовне получается возможность снова оглянуться внутрь и извне,
совершенно объективно осознавать внутреннее содержание импульса мышления.
Возможно, здесь полное единение с ним, и настолько полное, что все
дальнейшее уже будет менее благоприятным, ибо в дальнейшем возможно лишь
переразвитие. Конечно, так наступает лишь самый первый толчок мышления, но
ведь это происходит во время «начальной трудности», поэтому здесь
совершенно бесполезно гнаться за чем-нибудь большим, а надо достигнуть
полной ясности в отношении первого момента. Поэтому и в тексте здесь
сказано:
Слабая черта на четвертом месте.Колесница и кони — вспять! Стремясь к
браку, выступишь, — и будет счастье. Ничего неблагоприятного.
5
Вообще данная позиция имеет смысл самой благой и широкой экспансии, но в
данной гексаграмме, где главной чертой является первая, экспансия
невозможна. Возникает противоречие между требованиями данного положения и
реальными возможностями. Благие силы здесь не имеют доступа к тем, кого
они должны были бы облагодетельствовать. Они замкнуты в себе. Поэтому если
для самого носителя этих сил и есть благоприятный исход, то для его
широкого воздействия — нет. Так и в познании — в момент начальных
трудностей — на данном этапе невозможно ни дальнейшее постижение, ни
сообщение постигнутого другим, ниже стоящим, а возможно только
поддерживать общение с наставником и друзьями, которые уже прежде
способствовали познанию.
Сильная черта на пятом месте.Затруднения в твоих милостях. В малом
стойкость — к счастью. В великом стойкость — к несчастью.
6
Эта черта — слабая. Она выражает положение, в котором нет возможности
рассчитывать на собственные силы. Но здесь нет и поддержки вовне, ибо с
третьей чертой (тоже слабой) нет правильного (т.е. по антитезе)
соответствия, пятая черта, как не главная, не может поддержать, а первая —
главная — максимально удалена, Кроме того, данная черта — верхняя в
триграмме «опасность» — выражает высшую опасность, и как верхняя во всей
гексаграмму она выражает высшую точку в начальной трудности. Поэтому ни о
каком движении вперед не может быть и речи. Здесь удел — полное отчаяние.
Такое положение в познании — это тот момент, когда нет возможности найти
поддержку в опыте руководящего разума. При этом, если даже познание
направлено на самые высокие объекты, все равно оно остается тщетным, и
познающему лишь остается горечь разочарования. В образах текста это
выражено так:
Наверху слабая черта. Колесница и кони — вспять. Плач до крови —
непрерывным потоком.
Свойство внутренней триграммы Возбуждение — подвижность, тогда как
внешняя означает Погружение и опасность. Подвижность в опасности для
ничтожного человека — кружение на месте. Ему следует выбрать князя,
который бы его вел и направлял
. Даже человек с более развитым сознанием,
но предоставленный сам себе будет находиться в нерешительности, словно
четверка коней тянет в разные стороны. В подвижности только начало
процесса непредсказуемо, все же остальное вполне закономерно, поэтому
благородному человеку, который видит, что это ведет к опасности, полезно
вообще остановить процесс, ибо продолжение неминуемо приведет
к
сожаленью.
Для совершенномудрого эта ситуация означает разъединение проявлений
Абсолюта и погружение их в Инь, тогда как сами его действия тоже в
большей мере принадлежат Земле. И поэтому на его пути к Дао возникает
серьезное препятствие — слезы до крови льются сплошным потоком.
Интерпретация Хейслип
Эта гексаграмма представляет собой одну из самых злосчастных
комбинаций. Все будет валиться из рук, не давая результата, за что
бы вы ни брались. Не остается ничего другого, как ждать более
благоприятного момента. Постарайтесь вести замкнутый образ жизни, по
меньшей мере месяца три; это, конечно, вовсе не означает, что в этот
период не следует продумать тщательно планы на будущее. Будьте терпеливы,
прислушайтесь к советам женщины. Но сейчас о везении, об
удаче в делах не может быть и речи.
  1. Цянь. ТворчествоКанонический текcт
Изначальное свершение: благоприятна стойкость.
- Нырнувший дракон. — Не действуй.
- Появившийся дракон находится на поле. — Благоприятно свидание с великим
человеком.
- Благородный человек до конца дня деятелен. Вечером он осмотрителен,
точно в опасности. — Хулы не будет.
- Точно прыжок в бездне. — Хулы не будет.
- Летящий дракон находится в небе. — Благоприятно свидание с великим
человеком.
- Возгордившийся дракон. — Будет раскаяние.
При действии девяток смотри, чтобы драконы не главенствовали: тогда
будет счастье.
Здесь творчество рассматривается в его самом чистом виде. Это прежде
всего — акциденция неба как олицетворения творческой силы, которая лежит в
начале всего существующего. Она, как универсальная сила, принципиально не
может иметь никаких препятствий в своём развитии, которому
благоприятствует то, что эта сила является совершенно стойкой.
Совершенный человек может в своей деятельности полностью проявить такое
творчество, которое благотворно отражается на всём его окружении. Вот
почему в тексте сказано:
Творчество. В изначальном развитии благоприятствует стойкость.
1
Вообще активной деятельности отдаётся предпочтение перед простым,
пассивным бытиём. Поэтому нужна особая бдительность для того, чтобы эта
деятельность привела к положительному результату. Момент её начала
является одним из самых ответственных моментов. В нём ещё неуместна
деятельность, а нужна лишь замкнутая и сосредоточенная подготовка. Человек
может быть полон сил, но время ещё неблагоприятно для его деятельности. В
образе нырнувшего дракона, т. е. мощного существа, которое скрылось и ещё
не действует, изображается такой человек. Не следует думать, что это может
относиться лишь к каким-нибудь особенным людям, ибо совершенно не в духе
Книги ограничивать предостережения, даваемые в ней, их пригодностью лишь
для некоторых людей. Поэтому о первом моменте всякого творчества сказано:
В начале сильная черта. Нырнувший дракон, не действуй.
2
Следующий момент, выраженный второй чертой, которая в символике называется
полем, т. е. поверхностью земли, характеризуется тем, что человек, полный
творческой силы, зашифрованный в образе дракона, может уже выйти из своего
уединения: он, появившийся, уже находится в поле. Его творчество уже может
проявиться, он видим всеми, и это положение для всех благоприятствует
встрече с таким великим человеком.
Кроме того, в системе графических соотношений символов Книг принято
считать, что между чертами символов существует некий резонанс,
«соответствие», а именно: первая черта соответствует четвертой, вторая —
пятой, третья — шестой. Но в символике социальной иерархии пятая черта
обозначает государя. Поэтому на второй позиции, стоящей в соответствии с
пятой, благоприятна встреча с великим человеком. Вот почему текст этой
черты гласит:
Сильная черта на втором месте. Появившийся дракон находится на поле.
Благоприятна встреча с великим человеком.
3
Первая волна творческого акта на второй позиции уже достигла высшей точки.
Но всё это существует пока лишь внутренне, ибо первые три черты обозначают
внутренний мир, а вторые три — внешний. Всё это ещё не реализовано вовне .
Необходим выход из себя для этой реализации. Он символизирован третьей
чертой. При таком переходе естественно возникает некий кризис, делающий
это положение опасным даже для благородного человека, который на
протяжении всего первого периода творчества — «весь день» — отдавался
непрерывному созиданию. Только полная сил бдительность в конце этого
периода — «вечером» — может привести к тому, что хулы не будет. Так об
этом сказано и в тексте:
Сильная черта на третьем месте. Благородный человек до конца дня
непрерывно созидает. Вечером он бдителен. Опасность. Но хулы не будет.
4
При выходе к активной деятельности вовне у человека, подготовившего её
внутренне, точно вырывается почва из-под ног, но именно эта
предварительная подготовленность делает возможным благоприятный исход. Это
с достаточной ясностью выражено в образе текста:
Сильная черта на четвертом месте. Точно прыжок в бездне. Хулы не будет.
5
Только на пятой позиции творческий процесс выступает в своей полной силе.
Он до конца проявился вовне и, имея в себе достаточную мощь, не нуждается
ни в какой поддержке. Он, как полный сил дракон, летит в небе. С такой
высоты творящий легко может заметить великого человека, где бы тот ни
находился. Но и сам он является великим человеком, настолько развернувшим
свою деятельность, что его нетрудно увидеть кому угодно. Вот как это
выражено в тексте:
Сильная черта на пятом месте. Летящий дракон находится в небе.
Благоприятна встреча с великим человеком.
6
На этом, собственно, заканчивается творческий процесс. Всё дальнейшее
является лишь ненужным переразвитием. Раз творчество уже достигло своего
полнейшего проявления и больше уже ничего создать нельзя, то тот, кто в
этом положении всё же захотел бы «творить» ещё дальше, проявил бы лишь
свою излишнюю гордость, в результате которой ему пришлось бы раскаяться.
Так об этом говорит и данный текст:
Наверху сильная черта. Возгордившийся дракон. Будет раскаяние.
Резюме
Весь процесс творчества выражен сильными световыми чертами. Это, конечно,
благотворные силы, но для подлинно благого результата необходимо вполне
управлять ими и не допускать того, чтобы они главенствовали. Только тогда
деятельность может идти в гармоническом отношении ко всему мировому
свершению и быть счастливой. Поэтому в тексте, где силы света выражены в
образе драконов, сказано:
При действии сильных черт смотри, чтобы все драконы не главенствовали.
Тогда будет счастье.
И внутреннее, и внешнее характеризуется триграммой Творчество.
Непредсказуемое изменение внешних условий сочетается с внутренней
крепостью, которая является свойством этой триграммы. Ваши решения ни
от кого и не от чего не зависят, выбор вами задач тоже не определен и даже
сам способ их
решения постоянно меняется. Но ваше окружение обладает
теми же свойствами. Изменения, происходящие вокруг вас непредсказуемы,
процессы удивительны, а то, как они завершаются, зависит от случайных
событий. Вы не влияете на внешнее, но и оно не подчиняет вас себе.
Эта ситуация — максимальное проявление Творчества и Ян. Однако,
для человека с небольшим
уровнем энергии она опасна — лучше не
действовать. Нижняя строка характеризует человека, сознание которого в
наименьшей степени готово к восприятию проявлений Абсолюта, и к
творчеству. Поэтому в этой строке И-цзин предостерегает его от действий в
сложившейся ситуации.
Для более развитого сознания благоприятно свидание с великим
человеком, который бы не позволил такому
количеству Ян разрушить
сознание. На следующей ступени человек уже не нуждается в такой опеке,
но, несмотря на активную деятельность, некоторая осмотрительность не
помешает и ему. Для еще более подготовленного сознания — это прыжок в
бездну, который таит в себе и большую опасность, и невиданные
возможности одновременно. На пятом этапе развития сознания
данная
ситуация сулит полет в небе, то есть в Абсолюте. И здесь опять благоприятна
встреча с великим человеком, но уже не для того, чтобы он защитил от
Абсолюта, а для того чтобы помог постичь его.
Для совершенномудрого эта ситуация означает полное слияние с
абсолютом и потеря человеческого, но если полное растворение
своего «я»
не достигнуто, то будет раскаяние.
Интерпретация Хейслип
Добрый, хороший знак. Эта гексаграмма мужская, означает месяц апрель и весенние надежды. Но будьте осмотрительны! Сейчас вы на
вершине горы, и пока возможности спуститься у вас нет. Находясь наверху, будьте бдительны и рассудительны. Ждите крупных перемен не
позднее, чем через шесть месяцев. Время благоприятствует вашим начинаниям. Существует известная неопределенность у вас в личной жизни,
необходимо внести в нее ясность. Ваше желание непременно исполнится, если оно разумно и скромно. Кто-то противостоит вам, но если
вы будете решительны и непреклонны, вас ожидает успех. Испытание, которому вы подвергнитесь, вы выдержите.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого