
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
![Гу. Исправление [порчи]](/glyphs/hex 18.png) |
  3. Чжунь. Начальная трудностьКанонический текcт
Изначальное свершение: благоприятна стойкость. Незачем иметь, куда выступить.
Благоприятно для возведения князей.
- Нерешительное кружение на месте. — Благоприятно пребывание в стойкости;
благоприятно для возведения князей.
- В трудности, в нерешительности четверка коней тянет в разные стороны!
— (Если бы) не разбойник, (то был бы) брак. Но девушка стойко не принимает
его. Через десяток лет примет.
- Выйдешь на оленя без ловчего — лишь (попусту) войдешь в лес. — Благородный
человек предвидит события: не лучше ли оставить (начатое дело, ибо его)
продолжение приведет к сожалению.
- Четверка коней тянет в разные стороны! Добивайся брака. — В дальнейшем
счастье. Ничего неблагоприятного.
- Трудно ее милостям. — В малом — стойкость к счастью, в великом —
стойкость к несчастью.
- Четверка коней тянет в разные стороны! Слезы до крови — льются сплошным
потоком.
Собственно, именно с этой гексаграммы начинается повествование о
взаимодействии Света и Тьмы, ибо первые две гексаграммы показывают
внутреннее развитие Света и Тьмы вне их взаимодействия. Но начало всякого
действия состоит в преодолении предшествующего состояния. Отсюда —
трудность данного положения, выраженная в самом названии гексаграммы. Она
состоит из символов Воды: Облака — наверху или вовне, и Молнии, Грома —
внизу или внутри. Верхний символ обозначает также погружение в опасность,
ибо в нём черта Света погружена в среду черт Тьмы. Нижний символ
обозначает пробивающееся изнутри движение, возбуждение. Такое возбуждение,
которое, например, весной стимулирует растения к росту. Но оно протекает
внутри опасностей, в условиях начальной трудности. Поэтому в таком
движении чрезмерная поспешность может лишь вредить делу, и обратно,
выдержка и стойкость могут способствовать изначальному развитию. Важно не
только указать положительно правильный путь к преодолению этой трудности.
На нём нужна, прежде всего, поддержка и помощь окружающих. Их надо
склонить на свою сторону, чтобы они помогали своим действием, и тогда
самому можно не предпринимать никаких выступлений, ибо они ещё слишком
опасны. Именно в силу опасности необходимо объединение сил. Оно необходимо
было и сюзерену, впервые устраивавшему свои владения при содействии
феодалов, возводимых им на престол; оно необходимо и отдельному человеку,
начинающему своё дело. Даже и в самой познавательной жизни отдельного
человека дело обстоит так же: в самый первый момент своего появления
познавательная мысль движется под покровом непознанности и извне
облекается в образы представлений. Это выражено в символах данной
гексаграммы: внутри — молния, гром, вовне — облака. Молния познающей мысли
облекается облаками представлений, и эти представления играют роль
помощников мышления. В тексте здесь мы читаем:
Начальная трудность. В изначальном развитии благоприятна стойкость. Не
надо никуда выступать. Здесь благоприятно возводить на престол вассалов.
1
Первая, начальная черта играет главную роль в этой гексаграмме, ибо она и
обозначает начальную трудность. Это, правда, активность, движение, но она
лежит под плотным слоем ещё не преодолённой пассивности. Поэтому такое
движение ещё не может быть поступательным. Это лишь кружение на месте,
лишь подготовка к подлинному движению. Вот почему поспешные действия здесь
могут быть лишь во вред. Наоборот, стойкость- умение с полной выдержкой
соблюдать правоту — вот то, что может здесь быть благоприятным. Трудность
этого положения, естественно, требует помощи со стороны подчиненных.
Поэтому само это положение способствует вербовке помощников. Так и в
познании: это лишь первый момент осознания движения мысли. Она тоже должна
здесь найти поддержку в свидетельстве опыта и в проверенной правоте
разума. Об этом говорят и образы текста:
В начале сильная черта. Нерешительное кружение на месте. Благоприятно
пребывать в стойкости. Благоприятно возводить на престол вассалов.
2
На данной позиции внешне все складывается благополучно: и сама позиция,
как центральная в нижней триграмме, выражает благоприятную
уравновешенность, и занята она одной из слабых черт, которым предназначены
четные позиции, и ее соответствие с пятой, сильной чертой — правильно. Но,
тем не менее, здесь столь ощутимо непосредственное соседство с первой
чертой, которая к тому же является главной чертой для данной гексаграммы,
что движение этой черты к ее правильной цели, к «браку» — к единению с
пятой чертой — задержано. При этом, хотя в первой черте самой по себе нет
ничего дурного, однако для второй черты она выступает в роли грабителя,
захвату которого вторая все же не поддается лишь в силу своей правоты,
выраженной в центральном ее положении. Здесь она — «девушка» не дает
обещания на брак «разбойнику». Она выжидает наибольший срок, лишь бы
дождаться того, с которым она стоит в правильном соответствии. Так и
мышление: в данный момент оно еще не в состоянии отвлечься от первого
мгновения самосознания, и ему необходим известный срок, чтобы перейти к
непосредственному объекту познания в его полной глубине. Это выражено в
следующих образах:
Слабая черта на втором месте.В трудности, в нерешительности — колесница и
кони вспять. Не с разбойником же быть браку! Но девушка в стойкости не
идет на помолвку. Через десяток же лет — будет помолвка.
3
Данная позиция — это позиция некоего кризиса. Здесь силы, действующие
внутри, уже иссякают, а сил, действующих вовне, еще нет. Нет проводника в
дебрях непознанного мира. Но только с его помощью было бы возможно
продвижение вперед. Говоря образно, нужен лесник, знающий лес, когда
гонятся за дичью. Без него ждет неудача, о которой придется пожалеть. Но
все это еще только будет. Однако всякое событие не свершается внезапно,
наоборот, оно бывает подготовлено всей системой причин. Поэтому весьма
важно уметь замечать зачатки будущих событий, чтобы не быть ими
застигнутым врасплох. Эта способность видеть зачатки будущего и
руководствоваться ими — качество обязательное для благородного человека.
Поэтому и здесь, предвидя надвигающуюся неудачу, он предпочитает не
выходить из своего жилья, чем предпринять что- либо, о чём все равно
придется лишь пожалеть. Так и в процессе познания, если человек остается
без помощи уже выработанного разума и стремится постигнуть нечто ему ещё
неизвестное, — его здесь ждет такая же неудача.
Слабая черта на третьем месте.Преследуя оленя без ловчего, лишь попусту
войдешь в середину леса. Благородный человек примечает зачатки событий и
предпочитает оставаться дома. Ибо выступление приведет к сожалению.
4
При выходе вовне получается возможность снова оглянуться внутрь и извне,
совершенно объективно осознавать внутреннее содержание импульса мышления.
Возможно, здесь полное единение с ним, и настолько полное, что все
дальнейшее уже будет менее благоприятным, ибо в дальнейшем возможно лишь
переразвитие. Конечно, так наступает лишь самый первый толчок мышления, но
ведь это происходит во время «начальной трудности», поэтому здесь
совершенно бесполезно гнаться за чем-нибудь большим, а надо достигнуть
полной ясности в отношении первого момента. Поэтому и в тексте здесь
сказано:
Слабая черта на четвертом месте.Колесница и кони — вспять! Стремясь к
браку, выступишь, — и будет счастье. Ничего неблагоприятного.
5
Вообще данная позиция имеет смысл самой благой и широкой экспансии, но в
данной гексаграмме, где главной чертой является первая, экспансия
невозможна. Возникает противоречие между требованиями данного положения и
реальными возможностями. Благие силы здесь не имеют доступа к тем, кого
они должны были бы облагодетельствовать. Они замкнуты в себе. Поэтому если
для самого носителя этих сил и есть благоприятный исход, то для его
широкого воздействия — нет. Так и в познании — в момент начальных
трудностей — на данном этапе невозможно ни дальнейшее постижение, ни
сообщение постигнутого другим, ниже стоящим, а возможно только
поддерживать общение с наставником и друзьями, которые уже прежде
способствовали познанию.
Сильная черта на пятом месте.Затруднения в твоих милостях. В малом
стойкость — к счастью. В великом стойкость — к несчастью.
6
Эта черта — слабая. Она выражает положение, в котором нет возможности
рассчитывать на собственные силы. Но здесь нет и поддержки вовне, ибо с
третьей чертой (тоже слабой) нет правильного (т.е. по антитезе)
соответствия, пятая черта, как не главная, не может поддержать, а первая —
главная — максимально удалена, Кроме того, данная черта — верхняя в
триграмме «опасность» — выражает высшую опасность, и как верхняя во всей
гексаграмму она выражает высшую точку в начальной трудности. Поэтому ни о
каком движении вперед не может быть и речи. Здесь удел — полное отчаяние.
Такое положение в познании — это тот момент, когда нет возможности найти
поддержку в опыте руководящего разума. При этом, если даже познание
направлено на самые высокие объекты, все равно оно остается тщетным, и
познающему лишь остается горечь разочарования. В образах текста это
выражено так:
Наверху слабая черта. Колесница и кони — вспять. Плач до крови —
непрерывным потоком.
Свойство внутренней триграммы Возбуждение — подвижность, тогда как
внешняя означает Погружение и опасность. Подвижность в опасности для
ничтожного человека — кружение на месте. Ему следует выбрать князя,
который бы его вел и направлял
. Даже человек с более развитым сознанием,
но предоставленный сам себе будет находиться в нерешительности, словно
четверка коней тянет в разные стороны. В подвижности только начало
процесса непредсказуемо, все же остальное вполне закономерно, поэтому
благородному человеку, который видит, что это ведет к опасности, полезно
вообще остановить процесс, ибо продолжение неминуемо приведет
к
сожаленью.
Для совершенномудрого эта ситуация означает разъединение проявлений
Абсолюта и погружение их в Инь, тогда как сами его действия тоже в
большей мере принадлежат Земле. И поэтому на его пути к Дао возникает
серьезное препятствие — слезы до крови льются сплошным потоком.
Интерпретация Хейслип
Эта гексаграмма представляет собой одну из самых злосчастных
комбинаций. Все будет валиться из рук, не давая результата, за что
бы вы ни брались. Не остается ничего другого, как ждать более
благоприятного момента. Постарайтесь вести замкнутый образ жизни, по
меньшей мере месяца три; это, конечно, вовсе не означает, что в этот
период не следует продумать тщательно планы на будущее. Будьте терпеливы,
прислушайтесь к советам женщины. Но сейчас о везении, об
удаче в делах не может быть и речи.
![Иероглиф Гу. Исправление [порчи]](glyphs/hieroglyph 18 l.jpg) ![Гексаграмма 18 Гу. Исправление [порчи]](glyphs/hexagram 18 r.jpg) 18. Гу. Исправление [порчи]Канонический текcт
Изначальное свершение. Благоприятен брод через великую реку. (Будь бдителен)
за три дня до начала и три дня после начала.
- Исправление испорченного отцом. — Если есть сын, то покойному хулы
не будет. (Хотя и) опасно, (но) в конце концов — счастье.
- Исправление испорченного матерью. — Невозможна стойкость.
- Исправление испорченного отцом. — Будет небольшое раскаяние. Не будет
большой хулы.
- Свободное отношение к испорченному отцом. — Выступив, увидишь сожаление.
- Исправление испорченного отцом. — Необходима хвала.
- Не служи ни царю, ни князю. — Возвеличь и прославь свое дело.
Идеограмма, которой обозначается данной понятие, изображает собою чашку,
в которой, оттого что ею давно не пользовались, завелись черви. Так
изображается понятие порчи. Но оно понимается и в переносном значении
слова. Так мир и спокойствие, которые слишком долго сковывали косной
спячкой страну, приводят к процессам порчи и разложения в ней. Так и
атмосфера радостного последования допустима лишь на время. Когда же она
затягивается, то даже и в ней начинается процесс разложения. — Так и в
познании, когда ощущаются первые результаты достигнутого познания, то
человек, с легкостью остановившийся на них, может и не заметить, что
дальнейший познавательный процесс искажается влиянием прежних привычных,
но неправильных представлений. В конце концов, их примесь начинает
сказываться с такой силой, что для всей ситуации становится характерной
эта порча познания, а не оно само. Но все вышеизложенное — лишь одна
сторона дела. Другая же состоит в том, что данная ситуация — это не только
порча, но и исправление доведенного отцами до порчи. Эта порча — лишь
начальная исходная точка для исправления порчи, исправления, которому
предстоит развитие. Условия благоприятствуют этому делу, хотя оно и трудно
и опасно, как «брод через великую реку». Но, несмотря на это, здесь нужна
полная обдуманность действий и активное укрепление достигнутых
результатов. Здесь, как говорит Вань И, «нужны три дня для предварительной
подготовки себя (к действию) и три дня для последующего закрепления (его
результатов)». Поэтому и в тексте мы находим:
Исправление порчи. Изначальное развитие. Благоприятен брод через великую
реку. (Будь бдителен) за три дня до начала и три дня после начала.
1
Всякая порча — это результат не одного дня, она появляется после многих
поколений, если они были нерадивы в каком-нибудь отношении. Поэтому здесь,
на протяжении описания всего процесса, постоянно говорится о том, что
испорчено предками и исправляется потомками. Такая мысль могла получить
особенное развитие в классической стране культа предков — в Китае. Весь
смысл бытия сына — исправить то, что испорчено отцом. Но на первой позиции
имеется в виду еще не глубокая порча, поэтому, несмотря на опасность
положения, исход можно ожидать счастливым. Вот почему в тексте сказано:
В начале слабая черта. Исправление испорченного отцом. (Для этого) есть
сын. Предкам не будет хулы. Опасность, но в конце концов — счастье.
2
Вторая позиция — это уже более глубокая порча, более интенсивный процесс.
Исправление здесь осложнено тем, что вторая позиция, как четная,
предрасположена к пассивности, а для исправлении проступков матери встает
внутренне противоречивая проблема: чувство долга требует исправить
проступок матери, но чувство любви к ней не допускает вмешиваться в то,
что ею оставлено. И все-таки это положение небезвыходно. Для него только
необходима большая активность. Ее наличие символизировано тем, что эта
позиция занята активной, сильной чертой. Если эта активность приведена в
действие, то исправление возможно, исправление, которое было бы
невозможным, если бы человек остался стойким, остался косным. Поэтому и в
тексте читаем:
Сильная черта на втором месте. Исправление испорченного матерью. Нельзя
быть стойким.
3
Здесь положение отличается от предшествующего только тем, что при нем уже
невозможна та мягкость и осторожность, с которой можно было действовать на
предыдущей позиции. Поэтому и действие может привести к некоторому
раскаянию в нем. Однако необходимость исправления порчи, основное
содержание всей ситуации, — здесь самое важное, и, несмотря на некоторую
осложненность процесса, он не будет иметь дурного исхода. Поэтому в тексте
говорится:
Сильная черта на третьем месте. Исправление испорченного отцом. В мелочах
будет раскаяние. Не будет большой хулы.
4
Основной смысл четвертой позиции — это самоотдача, ибо здесь уже совершен
переход от внутреннего к внешнему, от себя к иному. Поэтому в данной
ситуации это значит отказ от своей деятельности, от исправления и отдачу
себя окружению; но в нем порча. Поэтому здесь лишь увеличивается порча,
допущенная предками, и лучше здесь воздержаться от деятельности и
переждать время, ибо если, наоборот, выступить, т.е. проявить свою
деятельность, лишь усугубляющую порчу, то об этом придется пожалеть, когда
наступит пора, более предрасположенная для деятельности. Поэтому текст
предостерегает:
Слабая черта на четвертом месте. Усугубление испорченного отцом. Если
выступишь, то увидишь сожаление.
5
Пятая позиция — позиция максимального раскрытия внутренних сил и
способностей вовне. Здесь объединяются все положительные достижения
предыдущих позиций. С этой позиции легче всего управлять всеми носителями
положительных сил. Именно в данный момент возможна похвала им. Поэтому
лаконичный текст говорит только:
Слабая черта на пятом месте. Исправление испорченного отцом. Необходима
хвала.
6
Верхняя позиция — это момент, когда отступает на задний план специфика
данной ситуации. Если все черты, бывшие прежде, символизируют то или иное
участие в исправлении порчи, то данная позиция не имеет отношения к самой
порче и в силу этого не участвует в ее исправлении. Здесь человек не
участвует в жизни других людей, что на языке «Книги Перемен», памятника
феодальной эпохи, называется не служить государю. Он — выше жизни
государства. Он сам может прославить и оценить свои дела. Поэтому и в
тексте читаем:
Наверху сильная черта. Не служи царю и князю, Воззвеличишь и оценишь свое
дело.
Во внешнем — Разрешение и радостность, во внутреннем — Утончение и
проникновенность. Проникновение во внутреннем приводящее к
разрешению во внешнем — есть исправление
внешнего, в соответствии с
новым, более утонченным, взглядом на мир.
Интерпретация Хейслип
Вам нужно особенно тщательно анализировать и оценивать события:
вы можете стать участником перемен в чужой личной жизни. Вам
следовало бы быть хозяином положения. Это станет возможным благодаря
вашему нынешнему состоянию. Может случиться так, что вы потеряете
друга. От вас в скором времени можно ждать самых неожиданных поступков.
Вам нужно прояснить свои отношения с окружающими. Они не в
порядке, и возникающие из этого проблемы могут препятствовать исполнению
ваших желаний.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого