
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  3. Чжунь. Начальная трудностьКанонический текcт
Изначальное свершение: благоприятна стойкость. Незачем иметь, куда выступить.
Благоприятно для возведения князей.
- Нерешительное кружение на месте. — Благоприятно пребывание в стойкости;
благоприятно для возведения князей.
- В трудности, в нерешительности четверка коней тянет в разные стороны!
— (Если бы) не разбойник, (то был бы) брак. Но девушка стойко не принимает
его. Через десяток лет примет.
- Выйдешь на оленя без ловчего — лишь (попусту) войдешь в лес. — Благородный
человек предвидит события: не лучше ли оставить (начатое дело, ибо его)
продолжение приведет к сожалению.
- Четверка коней тянет в разные стороны! Добивайся брака. — В дальнейшем
счастье. Ничего неблагоприятного.
- Трудно ее милостям. — В малом — стойкость к счастью, в великом —
стойкость к несчастью.
- Четверка коней тянет в разные стороны! Слезы до крови — льются сплошным
потоком.
Собственно, именно с этой гексаграммы начинается повествование о
взаимодействии Света и Тьмы, ибо первые две гексаграммы показывают
внутреннее развитие Света и Тьмы вне их взаимодействия. Но начало всякого
действия состоит в преодолении предшествующего состояния. Отсюда —
трудность данного положения, выраженная в самом названии гексаграммы. Она
состоит из символов Воды: Облака — наверху или вовне, и Молнии, Грома —
внизу или внутри. Верхний символ обозначает также погружение в опасность,
ибо в нём черта Света погружена в среду черт Тьмы. Нижний символ
обозначает пробивающееся изнутри движение, возбуждение. Такое возбуждение,
которое, например, весной стимулирует растения к росту. Но оно протекает
внутри опасностей, в условиях начальной трудности. Поэтому в таком
движении чрезмерная поспешность может лишь вредить делу, и обратно,
выдержка и стойкость могут способствовать изначальному развитию. Важно не
только указать положительно правильный путь к преодолению этой трудности.
На нём нужна, прежде всего, поддержка и помощь окружающих. Их надо
склонить на свою сторону, чтобы они помогали своим действием, и тогда
самому можно не предпринимать никаких выступлений, ибо они ещё слишком
опасны. Именно в силу опасности необходимо объединение сил. Оно необходимо
было и сюзерену, впервые устраивавшему свои владения при содействии
феодалов, возводимых им на престол; оно необходимо и отдельному человеку,
начинающему своё дело. Даже и в самой познавательной жизни отдельного
человека дело обстоит так же: в самый первый момент своего появления
познавательная мысль движется под покровом непознанности и извне
облекается в образы представлений. Это выражено в символах данной
гексаграммы: внутри — молния, гром, вовне — облака. Молния познающей мысли
облекается облаками представлений, и эти представления играют роль
помощников мышления. В тексте здесь мы читаем:
Начальная трудность. В изначальном развитии благоприятна стойкость. Не
надо никуда выступать. Здесь благоприятно возводить на престол вассалов.
1
Первая, начальная черта играет главную роль в этой гексаграмме, ибо она и
обозначает начальную трудность. Это, правда, активность, движение, но она
лежит под плотным слоем ещё не преодолённой пассивности. Поэтому такое
движение ещё не может быть поступательным. Это лишь кружение на месте,
лишь подготовка к подлинному движению. Вот почему поспешные действия здесь
могут быть лишь во вред. Наоборот, стойкость- умение с полной выдержкой
соблюдать правоту — вот то, что может здесь быть благоприятным. Трудность
этого положения, естественно, требует помощи со стороны подчиненных.
Поэтому само это положение способствует вербовке помощников. Так и в
познании: это лишь первый момент осознания движения мысли. Она тоже должна
здесь найти поддержку в свидетельстве опыта и в проверенной правоте
разума. Об этом говорят и образы текста:
В начале сильная черта. Нерешительное кружение на месте. Благоприятно
пребывать в стойкости. Благоприятно возводить на престол вассалов.
2
На данной позиции внешне все складывается благополучно: и сама позиция,
как центральная в нижней триграмме, выражает благоприятную
уравновешенность, и занята она одной из слабых черт, которым предназначены
четные позиции, и ее соответствие с пятой, сильной чертой — правильно. Но,
тем не менее, здесь столь ощутимо непосредственное соседство с первой
чертой, которая к тому же является главной чертой для данной гексаграммы,
что движение этой черты к ее правильной цели, к «браку» — к единению с
пятой чертой — задержано. При этом, хотя в первой черте самой по себе нет
ничего дурного, однако для второй черты она выступает в роли грабителя,
захвату которого вторая все же не поддается лишь в силу своей правоты,
выраженной в центральном ее положении. Здесь она — «девушка» не дает
обещания на брак «разбойнику». Она выжидает наибольший срок, лишь бы
дождаться того, с которым она стоит в правильном соответствии. Так и
мышление: в данный момент оно еще не в состоянии отвлечься от первого
мгновения самосознания, и ему необходим известный срок, чтобы перейти к
непосредственному объекту познания в его полной глубине. Это выражено в
следующих образах:
Слабая черта на втором месте.В трудности, в нерешительности — колесница и
кони вспять. Не с разбойником же быть браку! Но девушка в стойкости не
идет на помолвку. Через десяток же лет — будет помолвка.
3
Данная позиция — это позиция некоего кризиса. Здесь силы, действующие
внутри, уже иссякают, а сил, действующих вовне, еще нет. Нет проводника в
дебрях непознанного мира. Но только с его помощью было бы возможно
продвижение вперед. Говоря образно, нужен лесник, знающий лес, когда
гонятся за дичью. Без него ждет неудача, о которой придется пожалеть. Но
все это еще только будет. Однако всякое событие не свершается внезапно,
наоборот, оно бывает подготовлено всей системой причин. Поэтому весьма
важно уметь замечать зачатки будущих событий, чтобы не быть ими
застигнутым врасплох. Эта способность видеть зачатки будущего и
руководствоваться ими — качество обязательное для благородного человека.
Поэтому и здесь, предвидя надвигающуюся неудачу, он предпочитает не
выходить из своего жилья, чем предпринять что- либо, о чём все равно
придется лишь пожалеть. Так и в процессе познания, если человек остается
без помощи уже выработанного разума и стремится постигнуть нечто ему ещё
неизвестное, — его здесь ждет такая же неудача.
Слабая черта на третьем месте.Преследуя оленя без ловчего, лишь попусту
войдешь в середину леса. Благородный человек примечает зачатки событий и
предпочитает оставаться дома. Ибо выступление приведет к сожалению.
4
При выходе вовне получается возможность снова оглянуться внутрь и извне,
совершенно объективно осознавать внутреннее содержание импульса мышления.
Возможно, здесь полное единение с ним, и настолько полное, что все
дальнейшее уже будет менее благоприятным, ибо в дальнейшем возможно лишь
переразвитие. Конечно, так наступает лишь самый первый толчок мышления, но
ведь это происходит во время «начальной трудности», поэтому здесь
совершенно бесполезно гнаться за чем-нибудь большим, а надо достигнуть
полной ясности в отношении первого момента. Поэтому и в тексте здесь
сказано:
Слабая черта на четвертом месте.Колесница и кони — вспять! Стремясь к
браку, выступишь, — и будет счастье. Ничего неблагоприятного.
5
Вообще данная позиция имеет смысл самой благой и широкой экспансии, но в
данной гексаграмме, где главной чертой является первая, экспансия
невозможна. Возникает противоречие между требованиями данного положения и
реальными возможностями. Благие силы здесь не имеют доступа к тем, кого
они должны были бы облагодетельствовать. Они замкнуты в себе. Поэтому если
для самого носителя этих сил и есть благоприятный исход, то для его
широкого воздействия — нет. Так и в познании — в момент начальных
трудностей — на данном этапе невозможно ни дальнейшее постижение, ни
сообщение постигнутого другим, ниже стоящим, а возможно только
поддерживать общение с наставником и друзьями, которые уже прежде
способствовали познанию.
Сильная черта на пятом месте.Затруднения в твоих милостях. В малом
стойкость — к счастью. В великом стойкость — к несчастью.
6
Эта черта — слабая. Она выражает положение, в котором нет возможности
рассчитывать на собственные силы. Но здесь нет и поддержки вовне, ибо с
третьей чертой (тоже слабой) нет правильного (т.е. по антитезе)
соответствия, пятая черта, как не главная, не может поддержать, а первая —
главная — максимально удалена, Кроме того, данная черта — верхняя в
триграмме «опасность» — выражает высшую опасность, и как верхняя во всей
гексаграмму она выражает высшую точку в начальной трудности. Поэтому ни о
каком движении вперед не может быть и речи. Здесь удел — полное отчаяние.
Такое положение в познании — это тот момент, когда нет возможности найти
поддержку в опыте руководящего разума. При этом, если даже познание
направлено на самые высокие объекты, все равно оно остается тщетным, и
познающему лишь остается горечь разочарования. В образах текста это
выражено так:
Наверху слабая черта. Колесница и кони — вспять. Плач до крови —
непрерывным потоком.
Свойство внутренней триграммы Возбуждение — подвижность, тогда как
внешняя означает Погружение и опасность. Подвижность в опасности для
ничтожного человека — кружение на месте. Ему следует выбрать князя,
который бы его вел и направлял
. Даже человек с более развитым сознанием,
но предоставленный сам себе будет находиться в нерешительности, словно
четверка коней тянет в разные стороны. В подвижности только начало
процесса непредсказуемо, все же остальное вполне закономерно, поэтому
благородному человеку, который видит, что это ведет к опасности, полезно
вообще остановить процесс, ибо продолжение неминуемо приведет
к
сожаленью.
Для совершенномудрого эта ситуация означает разъединение проявлений
Абсолюта и погружение их в Инь, тогда как сами его действия тоже в
большей мере принадлежат Земле. И поэтому на его пути к Дао возникает
серьезное препятствие — слезы до крови льются сплошным потоком.
Интерпретация Хейслип
Эта гексаграмма представляет собой одну из самых злосчастных
комбинаций. Все будет валиться из рук, не давая результата, за что
бы вы ни брались. Не остается ничего другого, как ждать более
благоприятного момента. Постарайтесь вести замкнутый образ жизни, по
меньшей мере месяца три; это, конечно, вовсе не означает, что в этот
период не следует продумать тщательно планы на будущее. Будьте терпеливы,
прислушайтесь к советам женщины. Но сейчас о везении, об
удаче в делах не может быть и речи.
  35. Цзинь. ВосходКанонический текcт
Сиятельному князю надо жаловать коней и в круговороте дня трижды принимать
(подданных).
- В выдвижении и в отступлении! — (Если пребудешь в) стойкости, (будет)
счастье. Не будет правды. (Но если отнесешься к этому) невозмутимо, (то)
хулы не будет.
- В выдвижении и в подавленности! — (Если пребудешь в) стойкости,(будет)
счастье. Получишь такое великое благополучие от матери твоего царя.
- Доверие многих. — Раскаяние исчезнет.
- (Если) выдвинешься, как хомяк, (то) стойкость (будет) опасна.
- Раскаяние исчезнет. Ни принимай близко к сердцу ни потерю, ни обретение. —
Выступление — к счастью, ничего неблагоприятного.
- Выставляй свои рога лишь для того, чтобы покарать (свой) город.
— (Положение) опасно, (но оно) — к счастью: хулы не будет. Стойкость —
к сожалению.
Образ, данный в этой гексаграмме, расшифровывается из образов триграмм,
ее составляющих. Здесь внизу триграмма, обозначающая землю, а наверху —
сияние, которое иногда интерпретируется как солнце, т.е. перед нами
картина солнца, восходящего над землей, что обозначается и самим названием
гексаграммы, которое мы переводим соответственно с этим словом — Восход.
Если сопоставить эту гексаграмму с предыдущими, то намечается следующая
линия развития ситуации. Нужно начать с 31-й гексаграммы, которая
представляет собой синтез всех приобретенных ранее качеств и сил в их
полном слиянии, в браке. Дальше говорилось о необходимости подчинения этих
сил какому-нибудь постоянному закону, после чего этот постоянный закон
должен быть проверен и углублен в уединении человека, на время отошедшего
от деятельности. Это уединение приводит к развитию человеке той великой
мощи, которая в дальнейшем может гарантировать благоприятную деятельность
вовне. Только после всех этих ситуаций может, наконец, появиться та,
которая представляет собою реальный выход вовне, символизированный в
образе солнца, восходящего над землей. Но в таком выходе вовне совершенно
необходимо направлять свою деятельность не только на пользу для самого
себя, но и на пользу окружающим людям. Здесь больше, чем где бы то ни
было, должна проявиться полная щедрость. Как солнце щедро раздает свои
лучи всему окружению, так и деятельность человека должна быть направлена
на пользу всех окружающих его людей. Так деятельность может быть
расшифрована, конечно, в различных масштабах, ибо окружение человека может
простираться на большее или меньшее количество людей. Но Вань И здесь
говорит даже о развитии щедрости до космических размеров. Однако это на
совести данного комментатора, ибо текст в «Книге Перемен», сложившийся в
конкретных условиях раннего феодального общества в Китае, выразил это в
образах, не имеющих еще отношения к космическому размаху мыслей: В тексте
эти мысли выражены следующим образом:
Восход. Сиятельному князю надо жаловать коней в великом обилии и в
круговороте дня трижды принимать подданных.
1
На первой позиции, где еще только начинается данный процесс, выступление
вовне, восход еще не намечен с полной очевидностью. Он до известной
степени еще нерешителен, так что иногда он напоминает даже отступление.
Поэтому возможно, что менее чуткие люди не смогут заметить самого
выступления. И поэтому человек, который охарактеризован в данной ситуации,
может и не встретить доверия со стороны окружающих. Однако он должен
научиться смотреть на такое непризнание своего восхода со стороны
окружающих как на нечто само собой понятное и отнестись к окружающим с
полным великодушием. Тогда минет данная ситуация, и человек все же получит
возможность блестящего проявления деятельности своей вовне. Поэтому текст
говорит здесь (незначительные расхождения по сравнению с переводом, данные
выше, объясняются тем, что здесь интерпретация с точки зрения Вань И):
В начале слабая черта. Если, выступая и отступая, пробудешь в стойкости,
будет счастье. Не будет доверия. Но если отнесешься к этому великодушно,
то хулы не будет.
2
Вторая позиция, как апогей внутреннего развития гексаграммы, указывает на
пребывание человека в самом себе. Для такого человека, который находится в
ситуации восхода, пребывания только в себе неразрывно связано с некоторой
подавленностью. Однако, поняв, что эта подавленность является временным
состоянием, человек может продолжать стойко стремится к своему восходу. Во
всяком случае, его стойкость, в конце концов, приведет к благоприятному
исходу, и это особенно потому, что здесь человек может рассчитывать на
поддержку извне. По символике «Книги Перемен» эта поддержка может исходить
из того, кто обозначен пятой позицией данной гексаграммы. Поскольку пятая
позиция здесь занята слабой чертой, которая характеризует женщину, и
поскольку пятая позиция в социальном разрезе символизируется государя
(слово «вождь» восстановлено палеографически, здесь дается позднее
понимание слова), постольку здесь говорится о поддержке матери государя. В
тексте это выражено в следующих словах:
Слабая черта на втором месте. Если в выступлении и в подавленности
пребудешь стойким, то будет счастье. Обретешь такую великую милость от
матери твоего государя.
3
Если в большинстве случаев третья позиция связана с кризисом,
предшествующим выходу вовне, то здесь, где вся ситуация представляет собой
выход вовне, третья позиция лишена своей характерной черты кризиса как
чего-то отрицательного. Наоборот, здесь наконец выступает такое проявление
человека во внешнем, которое воспринимается окружающими его людьми, и
поэтому-то доверие со стороны других людей, которое не оказали человеку,
стоящему в данной ситуации на первой позиции, здесь наличествует
полностью. Поэтому текст говорит здесь только:
Слабая черта на третьем месте. Доверие многих. Раскаяние исчезнет.
4
Ошибка, которая может быть совершена на четвертой позиции, состоит в
следующем. Четвертая позиция — лишь подготовительная к пятой, ибо центр
гексаграммы — в пятой. Четвертая позиция, поэтому при ошибочном
использовании ее может стать чем-то вроде подделки, замены настоящего
ненастоящим. Это выражено в образе хомяка. Между прочим, Вань И, чтобы
сделать этот экзотический образ понятным, рассказывает следующее: «Некогда
я, только что, прибыв в область Минь, увидел человека, продававшего белого
зайца. Люди, споря друг с другом, хотели купить его за 100 золотых монет,
но это им не удавалось. Купец выкормил очень много зайцев, и тогда цена на
них постепенно упала до одной денежки с чем-то. Любители странностей
попробовали убить их и сварить, но они были так зловонны, что есть их,
было нельзя. И стало так, что ни один человек не покупал их. Можно
сказать, что это не белый заяц, а просто хомяк. Увы! По существу он —
ничтожная крыса, и обманным порядком ему было присуждено имя белого зайца.
Это значит, что он, не имея нужных достоинств, занял высокое место. Так с
людьми такого рода». После этого рассказа, может быть, нам покажется
странным образ, данный в тексте:
Сильная черта на четвертом месте. Если выдвинешься, как хомяк, то
стойкость будет ужасна.
5
Пятая черта, представляя собою самое совершенное проявление вовне, больше
всего ассоциируется с тем образом, который дан в символике триграмм,
составляющих данную гексаграмму. Это солнце, взошедшее над землей, так
полно сил и так щедро, что никакая утрата и никакое приобретение не могут
его огорчить. И человек, занимающий данную позицию, исправляя все ошибки,
допущенные им в прошлом, в полной щедрости дает свои силы окружению. В
тексте это отражено в следующих словах:
Слабая черта на пятом месте. Раскаяние исчезнет. Не принимай близко к
сердцу ни утрату, ни приобретение. Ничего неблагоприятного.
6
Поскольку третья черта верхней триграммы сильная (как максимальное
проявление этого сияния вовне), большого всего характеризует качества
сияния, постольку в обществе неблагоприятная шестая позиция здесь лишена
этого качества. Но это лишь внешнее проявление сияния, совершенно лишенное
существа, как нечто самое крайнее вышедшее вовне, оно выражено в образе
рогов. Они могут быть проявлением вовне, но только внешним проявлением. И
вот здесь дан образ ясности вовне при отсутствии ясности внутри. Поэтому
сил, присутствующих у человека, здесь может хватить, конечно, на
какое-нибудь дело, но оно не столь велико, сколь велико дело щедрости,
выраженное на предыдущей позиции. Все же, в общем, благоприятный характер
данной позиции (конечно, только в контексте данной гексаграммы) выражен в
тексте так:
Наверху сильная черта. Выставляй свои рога лишь для того, чтобы покарать
свой город. Это положение ужасно, но оно — к счастью. Хулы не будет.
Стойкость к сожалению.
Во внешнем — Сцепление и ясность, во внутреннем Исполнение и
самоотдача. Ясное и гармоничное внешнее при еще полном отсутствии
проявлений абсолюта во внутреннем. Это напоминает пробуждение
внутреннего — восход.
Интерпретация Хейслип
Удача уже близко. Вы не напрасно рассчитывали на признание и
уважение, они по праву ожидают вас. В дальнейшем вы будете вознаграждены
еще более, чем теперь. Смело и решительно шагайте вперед, положитесь
на свою счастливую звезду. Ваше желание исполнится не сразу,
но пусть это не печалит вас. Вас ждет встреча с человеком, которого
вы очень давно не видели. Не сорите деньгами, будьте немного
экономней; это очень поможет вам в будущем.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого