
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  40. Цзе. РазрешениеКанонический текcт
Благоприятен юго-запад. (Если) некуда выступить, (то когда) оно (разрешение)
наступит — опять (будет) счастье. (Если же) есть куда выступить, (то уже)
заранее (предуготовано) счастье.
- Хулы не будет.
- На охоте добудешь трех лисиц. Обретешь желтую стрелу. — Стойкость
— к счастью.
- Носильщик — а едет (на другом. Сам) привлечешь приход разбойников.
— Стойкость — к сожалению.
- Разреши (путы на) твоих больших пальцах на ногах. — Друг придет, и
в нем (будет) правда.
- Благородный человек — лишь (для него) есть разрешение. — Счастье.
(Он) обладает правдивостью по отношению к ничтожным людям.
- Князю надо стрелять в ястреба на высокой стене. — (Когда он) добудет
его, не будет (ничего) неблагоприятного.
Тема освобождения, разрешения, затронутая в предыдущей гексаграмме, здесь
является основной. Здесь имеется прежде всего в виду то разрешение,
которое приходит с юго-запада, о котором было сказано во введении к
предыдущей гексаграмме. Разрешение напряженной обстановки должно
наступить, ибо ни одна из ситуаций не может оставаться вечной. Таким
образом, конечный исход данной ситуации предоставляется все же
благополучным. Вот почему в тексте говорится:
Разрешение. Благоприятен юго-запад. Если некуда выступить, то когда оно
(разрешение) наступит, опять будет счастье. Если же есть куда выступить,
то уже заранее предуготовано счастье.
1
Можно предполагать, что текст здесь неполный. В нем только одно
успокоительное изречение:
В начале слабая черта. Хулы не будет.
2
Поскольку данная ситуация является разрешением, постольку нужно доверится
именно ей. Всякое сомнение в возможности разрешения напряженной обстановки
могло бы послужить только задержкой этого разрешения. Сомнение, как
результат хитрости, идущей извне, символизируется в образе лисицы. Против
этого образа поставлен другой — образ стрелы, который символизирует
прямоту и неуклонность, стойкое проведение предпринятого плана. Поэтому
текст, с одной стороны, указывает на возможность сомнений, с другой
стороны, говорит о прямоте и неукоснительности предпринятого движения. То,
что стрела, упоминаемая здесь, названа желтой, обусловлено тем, что данная
черта — вторая, т.е. срединная, а желтый цвет — цвет середины. Это
указание на сопротивление сомнениям выражено в тексте следующими образами:
Сильная черта на втором месте. На охоте поймаешь трех лисиц. Получишь
желтую стрелу. Стойкость — к сожалению.
3
Третья черта должна была быть подготовкой к четвертой, но поскольку здесь
есть возможность не последовать правильному пути, т.е., вместо того, чтобы
помочь дальнейшему, может появиться стремление воспользоваться тем, что
было выработано на предыдущей ступени. Вместо того чтобы выступать как
носильщик, человек может постараться стать седоком. Но так он может
накликать на себя сам беду. И если, даже поняв это, он будет продолжать
действовать так же, т.е. если он будет стойким в своем стремлении
воспользоваться приобретенными прежде силами и опытом, то в дальнейшем ему
предстоит только сожаление. Поэтому текст говорит:
Слабая черта на третьем месте. Носильщик, а едет на другом. Сам привлечешь
приход разбойников. Стойкость — к сожалению.
4
В данном случае четвертая позиция в развитии данной ситуации главным
образом указывает на сочетание необходимой здесь деятельности, на
ликвидацию тех вредных влияний, которые могут исходить из предыдущей
третьей позиции. Это вряд ли было бы возможно, если бы данная позиция было
взята в изолированном ее состоянии. Но поскольку имеется в виду указание
на помощь соседней, пятой позиции, постольку в тексте говорится:
Сильная черта на четвертом месте. Разреши путы на больших пальцах твоих
ног. Друг придет, и в нем будет правда.
5
На предыдущей ступени уже было намечено, что от лица, занимающего пятую
позицию в данной ситуации, исходит помощь предыдущей ситуации. Эта помощь,
прежде всего, является поступком, лишенным всякого эгоизма, т.е.
представляет собой моральный поступок. Моральный поступок свойствен
благородному человеку, и его деятельность здесь может привести к счастью.
Он может поступать со всей правотой, на которую он способен, с правотой и
правдивостью, которая простирается даже на людей, отставших от него в
своем развитии. В этом смысле текст говорит:
Слабая черта на пятом месте. Благородный человек — лишь для него есть
разрешение. Счастье. Он обладает правдивостью по отношению к ничтожным
людям.
6
Шестая позиция здесь характеризует полное активности стремление к тому,
чтобы окончательно уничтожить те путы, которые связывали человека в
предыдущей ситуации. Так намечается переход к следующей гексаграмме,
которая называется «убыль» и понимается двояко, т.е. не только как убыль
накопленного прежде, но и как убыль всего отрицательного, что еще есть на
данной ступени. Это отрицательное выражено в образе ястреба, в которого
стреляет человек. Он поставлен в благоприятные условия. Он стоит на
высокой стене, как говорит текст, а высокая стена символизирует здесь
высокое положение шестой черты. Этот выстрел, однако, может быть как
удачным, так и неудачным, т.е. переход к следующей ситуации может быть
совершен с большей или меньшей успешностью. Поэтому текст здесь говорится
о благоприятном исходе только в гипотетическом смысле, а именно:
Наверху слабая черта. Князю надо стрелять в ястреба на высокой стене.
Когда он попадет в него, то не будет ничего неблагоприятного.
Во внешнем — Возбуждение и подвижность, во внутреннем — Погружение и
опасность.
Интерпретация Хейслип
Вам пришлось преодолеть долгий период беспокойства и неприятностей.
И вот этот период позади. Сейчас необходимо собраться и
немедленно начинать действовать, иначе можно упустить возможность
добиться блестящих результатов. Некое давнее желание исполнится, новое
— тоже, но чуть позднее. У вас появятся новые друзья. Если у вас
запланирована поездка, путешествие — счастливого пути! Они доставят
вам только удовольствие. Начавшийся период очень благоприятен для
того, чтобы хорошо заработать.
  14. Да-ю. Обладание великимКанонический текcт
Изначальное свершение.
- Нет связи с вредным. — Не то чтоб была хула, (но если) потрудишься,
то хулы не будет.
- Большая колесница — для грузов. — Есть куда выступить. Хулы не будет.
- Князю нужно проникнуть к сыну неба. — (В таком случае) ничтожные
люди не смогут одолеть (его).
- (Если) не будет у тебя роскоши, хулы не будет.
- Такая правдивость. (В ней будешь) связан (со всеми, будешь) силен.
— Счастье.
- От неба благословение этому. — Счастье. Ничего неблагоприятного.
После уничтожения упадка и совместного действия единомышленников все
оказывается в их руках. Они сообща обладают великим. Поэтому никакие
препятствия на их пути развития невозможны, и развитие идет так, как оно
изначально задумано. Это выражение и в символике гексаграммы, где пятая
слабая черта является центром тяготения всех остальных черт. Она обладает
ими всеми. Это и есть обладание великим, т.е. всеми элементами света. Они
действуют все сообща, поэтому, как и в предыдущей ситуации, совместимость
действия здесь особо подчеркивается. Здесь же идет речь лишь о том, что в
данной ситуации, несмотря на ее благоприятность, все же необходима полная
активность. Только тогда в конкретных условиях отдельных позиций может
происходить то, о чем говорит основной текст гексаграммы:
Обладание великим. Изначальное развитие.
1
Владение многим вызывает опасение в том, что это потребует слишком больших
и разносторонних связей, между которыми могут оказаться и связи с тем, что
наносит ущерб. Конечно, такое отсутствие общения с вредными не заслуживает
порицания, но полная безупречность и на будущее достижима лишь в том
случае, если поставить препятствия даже самой возможности общения с
вредным. Осуществление зависит от развития того, кого это касается. На
первых ступенях создание таких препятствий сводится к системе запретов. Но
они отпадают по отношению к тому, кто достиг идеальной чистоты. Вредное
влияние на него не может быть оказано, даже если он общается с самым
низким и переразвитым. Эти влияния ограничены уже в силу его чистоты.
Однако текст без разграничений говорит об этом:
В начале сильная черта. Отсутствие связей с вредным — не хула. Поставь им
затруднения, и тогда хулы не будет.
2
Во внутреннем апогее обладания великими достижениями на первый план
выступает возможность самого широкого усвоения воспринимаемого материала.
Символически это выражается в правильном соответствии внутреннего (вторая
черта) и внешнего (пятая черта). Этим определяется и возможность экспансии
действия. Конечно, это не дается автоматически, а требует развития
некоторой культуры сознания для недостаточно развитого человека так же,
как для человека, ушедшего в своем развитии вперед, необходима
деятельность, направленная на благо остальным людям. Только при этом
достижимо то, что выражено в следующем образе текста:
Сильная черта на втором месте. Большая колесница — для того, чтобы ее
нагрузить. Ей есть куда отправиться. Хулы не будет.
3
Общность действия, о которой говорилось во введении, здесь особенно
необходима. Символом такого обобщения многих людей в древнем Китае
мыслился князь. Даже само слово «князь» — гун сохранило не менее частое
значение «общий». Только при наличии этого качества возможно здесь
движение вверх. Но при таком восхождении человек недостаточно развитой, —
этически ничтожный, — может из-за радости и эгоистического наслаждения
подъемом отклониться от намеченной цели. В этом сказывается положение
кризиса, заметное даже в столь благоприятной ситуации. Только вполне
совершенный человек может здесь не погибнуть от этой надвигающейся на него
радости. Для рядового человека здесь нужна особая тренировка ума, которая
не под силу этически отсталому человеку. В этом смысле приходится понимать
слова текста:
Сильная черта на третьем месте. Князю надо проникнуть к Сыну Неба.
Ничтожным людям это невозможно.
4
Если третья позиция, как правило, выражает кризис перехода от внутреннего
к внешнему, то четвертая позиция выражает уже погружение во внешнее, в
«иное». С этим необходимо связано некое настроение самоотрешенности,
которое можно усмотреть при внимательном изучении всех текстов четвертой
позиции. Это достигается, следовательно, лишь герменевтически, а не из
комментаторской литературы. Однако и лучшие комментаторы смутно сознавали
эту закономерность текста и на своем языке соответственно выражали ее.
Наиболее выпукло это в применении к данной гексаграмме у Вань И, одного из
самых вдумчивых истолкователей. В общем, разграничивая приложимость данной
гексаграммы к человеку, лишь начинающему свой познавательный путь, и к
человеку, достигшему на этом пути совершенства, он здесь, несмотря на их
различие, по-разному говорит об одном: о том идеале, который в истории
буддийской философии выразился в основном учении махаяны — в мотиве
самоотдачи во имя других. Это противопоставляется эгоцентрическому
развитию школы шраваков и пратьекабудд. Допускается, что и эти школы
приводят к познанию истины, но лишь через самоотрешение возможно подняться
к истинному познанию ее. Эта мысль нашего комментатора напоминает формулу
Гете: «Das Was bedenke, mehr bedenke Wie». В ситуации обладания великим,
конечно, возможно достичь пышности в личных владениях, но на позиции
самоотрешенности, — необходимо отказаться от личного обладания ради
общности обладания. Только здесь достижима безупречность, о которой
говорится в тексте, и ясность, которой она парафразируется в четвертом
слое. В тексте читаем:
Сильная черта на четвертом месте. Отрицай свою пышность. Хулы не будет.
5
Данная позиция выражает положение, в котором свободно, без принуждения
себя к чему-либо человек проявляет с наибольшей очевидностью существо всей
ситуации. Это — положение, в котором он в полной правдивости владеет
многим. Именно здесь ему доступно также и самое интенсивности общение с
людьми. Но они не могли бы злоупотреблять этим, если бы не другое,
совершенно необходимое для человека в таком положении. Это суровая
строгость его. Так, направляя людей, он выдвигает лучших из них и
подавляет все дурное в них. Такое очищение необходимо для достижения
следующей ступени, на которой должны исчезнуть грани социальной иерархии.
В краткой формуле выражает это текст:
Слабая черта на пятом месте. В такой правдивости (будь) общителен и строг.
Счастье.
6
Тяготение всех предыдущих позиций к пятой было окрашено общим тоном
подъема к высшему. Но и шестая позиция представляет здесь силу, которая,
несмотря на высоту своего положения, склоняется перед низшей, но в данной
ситуации главной силой пятой черты. «Трудно дается это человеку, поэтому
небо должно непременно помочь ему в этом», — восклицает по поводу данного
текста Ито Тогай. И текст почти до многословия, чуждого Книге,
подчеркивает удачность данного положения, в котором уже намечается зачаток
ситуации, выраженной в следующей гексаграмме Смирение. Текст здесь
следующий:
Наверху сильная черта. Само небо благословляет на это. Счастье. Ничего
неблагоприятного.
Во внешнем — Сцепление и ясность, во внутреннем — Творчество и крепость.
Для ничтожного человека такая крепость и такое творчество непривычны, но
если потрудиться, то хулы не будет. Чем
более развито у человека сознание,
тем благоприятней для него эта ситуация — от неба благословение .
Интерпретация Хейслип
Солнце светит ярко. Это значит, что вы ощущаете себя совсем
свободным. Можно сказать, что вы богаты — и материально, и духовно.
Для успеха в делах нужно сконцентрировать свою волю и желания на
том, что в данный период необходимо. И не упускайте из виду главную
цель, помните о ней, хотя сейчас все складывается вполне благоприятно
для вас. Не распыляйте себя!
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого