
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  40. Цзе. РазрешениеКанонический текcт
Благоприятен юго-запад. (Если) некуда выступить, (то когда) оно (разрешение)
наступит — опять (будет) счастье. (Если же) есть куда выступить, (то уже)
заранее (предуготовано) счастье.
- Хулы не будет.
- На охоте добудешь трех лисиц. Обретешь желтую стрелу. — Стойкость
— к счастью.
- Носильщик — а едет (на другом. Сам) привлечешь приход разбойников.
— Стойкость — к сожалению.
- Разреши (путы на) твоих больших пальцах на ногах. — Друг придет, и
в нем (будет) правда.
- Благородный человек — лишь (для него) есть разрешение. — Счастье.
(Он) обладает правдивостью по отношению к ничтожным людям.
- Князю надо стрелять в ястреба на высокой стене. — (Когда он) добудет
его, не будет (ничего) неблагоприятного.
Тема освобождения, разрешения, затронутая в предыдущей гексаграмме, здесь
является основной. Здесь имеется прежде всего в виду то разрешение,
которое приходит с юго-запада, о котором было сказано во введении к
предыдущей гексаграмме. Разрешение напряженной обстановки должно
наступить, ибо ни одна из ситуаций не может оставаться вечной. Таким
образом, конечный исход данной ситуации предоставляется все же
благополучным. Вот почему в тексте говорится:
Разрешение. Благоприятен юго-запад. Если некуда выступить, то когда оно
(разрешение) наступит, опять будет счастье. Если же есть куда выступить,
то уже заранее предуготовано счастье.
1
Можно предполагать, что текст здесь неполный. В нем только одно
успокоительное изречение:
В начале слабая черта. Хулы не будет.
2
Поскольку данная ситуация является разрешением, постольку нужно доверится
именно ей. Всякое сомнение в возможности разрешения напряженной обстановки
могло бы послужить только задержкой этого разрешения. Сомнение, как
результат хитрости, идущей извне, символизируется в образе лисицы. Против
этого образа поставлен другой — образ стрелы, который символизирует
прямоту и неуклонность, стойкое проведение предпринятого плана. Поэтому
текст, с одной стороны, указывает на возможность сомнений, с другой
стороны, говорит о прямоте и неукоснительности предпринятого движения. То,
что стрела, упоминаемая здесь, названа желтой, обусловлено тем, что данная
черта — вторая, т.е. срединная, а желтый цвет — цвет середины. Это
указание на сопротивление сомнениям выражено в тексте следующими образами:
Сильная черта на втором месте. На охоте поймаешь трех лисиц. Получишь
желтую стрелу. Стойкость — к сожалению.
3
Третья черта должна была быть подготовкой к четвертой, но поскольку здесь
есть возможность не последовать правильному пути, т.е., вместо того, чтобы
помочь дальнейшему, может появиться стремление воспользоваться тем, что
было выработано на предыдущей ступени. Вместо того чтобы выступать как
носильщик, человек может постараться стать седоком. Но так он может
накликать на себя сам беду. И если, даже поняв это, он будет продолжать
действовать так же, т.е. если он будет стойким в своем стремлении
воспользоваться приобретенными прежде силами и опытом, то в дальнейшем ему
предстоит только сожаление. Поэтому текст говорит:
Слабая черта на третьем месте. Носильщик, а едет на другом. Сам привлечешь
приход разбойников. Стойкость — к сожалению.
4
В данном случае четвертая позиция в развитии данной ситуации главным
образом указывает на сочетание необходимой здесь деятельности, на
ликвидацию тех вредных влияний, которые могут исходить из предыдущей
третьей позиции. Это вряд ли было бы возможно, если бы данная позиция было
взята в изолированном ее состоянии. Но поскольку имеется в виду указание
на помощь соседней, пятой позиции, постольку в тексте говорится:
Сильная черта на четвертом месте. Разреши путы на больших пальцах твоих
ног. Друг придет, и в нем будет правда.
5
На предыдущей ступени уже было намечено, что от лица, занимающего пятую
позицию в данной ситуации, исходит помощь предыдущей ситуации. Эта помощь,
прежде всего, является поступком, лишенным всякого эгоизма, т.е.
представляет собой моральный поступок. Моральный поступок свойствен
благородному человеку, и его деятельность здесь может привести к счастью.
Он может поступать со всей правотой, на которую он способен, с правотой и
правдивостью, которая простирается даже на людей, отставших от него в
своем развитии. В этом смысле текст говорит:
Слабая черта на пятом месте. Благородный человек — лишь для него есть
разрешение. Счастье. Он обладает правдивостью по отношению к ничтожным
людям.
6
Шестая позиция здесь характеризует полное активности стремление к тому,
чтобы окончательно уничтожить те путы, которые связывали человека в
предыдущей ситуации. Так намечается переход к следующей гексаграмме,
которая называется «убыль» и понимается двояко, т.е. не только как убыль
накопленного прежде, но и как убыль всего отрицательного, что еще есть на
данной ступени. Это отрицательное выражено в образе ястреба, в которого
стреляет человек. Он поставлен в благоприятные условия. Он стоит на
высокой стене, как говорит текст, а высокая стена символизирует здесь
высокое положение шестой черты. Этот выстрел, однако, может быть как
удачным, так и неудачным, т.е. переход к следующей ситуации может быть
совершен с большей или меньшей успешностью. Поэтому текст здесь говорится
о благоприятном исходе только в гипотетическом смысле, а именно:
Наверху слабая черта. Князю надо стрелять в ястреба на высокой стене.
Когда он попадет в него, то не будет ничего неблагоприятного.
Во внешнем — Возбуждение и подвижность, во внутреннем — Погружение и
опасность.
Интерпретация Хейслип
Вам пришлось преодолеть долгий период беспокойства и неприятностей.
И вот этот период позади. Сейчас необходимо собраться и
немедленно начинать действовать, иначе можно упустить возможность
добиться блестящих результатов. Некое давнее желание исполнится, новое
— тоже, но чуть позднее. У вас появятся новые друзья. Если у вас
запланирована поездка, путешествие — счастливого пути! Они доставят
вам только удовольствие. Начавшийся период очень благоприятен для
того, чтобы хорошо заработать.
  22. Би. УбранствоКанонический текcт
Свершение. Малому благоприятно иметь, куда выступить.
- Украсишь эти пальцы ног. Оставь колесницу и иди пешком.
- Укрась эти бороду и усы.
- Разубранность! Разукрашенность! — Вечная стойкость — к счастью.
- Разубранность! Белизна! Белый конь — точно летит! — (Если бы) не
разбойник, (то был бы) брак.
- Убранство в саду на холме. Связка парчи (для подарка) — низкого
сорта. — Сожаление, (но) в конце концов — счастье.
- Белое убранство. — Хулы не будет.
Если искус предыдущей ступени пройден правильно, если уже завоевано
сравнительно мирное положение может быть обращено и на следующий за таким
завоеванием этап культурного развития. Отрицательные элементы, паллиативы
познания здесь уже подавлены, и можно установить новые критерии, проявить
блеск познаний, приобретенных вновь. Все это — путь развития. Однако это
развитие ограничивается лишь незначительными, чисто внешними
нововведениями и не вносит ничего нового по существу. Эти нововведения —
лишь блестящее украшение, уже потерявшее свою прежнюю ценность. Даже само
название свидетельствует об этом, если мы проведем пиктографический анализ
термина «би». Если принять во внимание, что в данном иероглифе
детерминатив «раковина», то не напрашивается ли мысль, что когда-то в
Китае раковины служили разменной единицей и лишь впоследствии они были
заменены деньгами? (Современное слово «деньги» пишется с детерминативом
«металл».) Раковины, потеряв значение денег, сохранили все же значение
«ценность», «украшение», что нетрудно усмотреть в комплексе иероглифов,
имеющих «раковину» в качестве детерминатива и относящихся к предметам,
связанным с понятиями ценностей и украшений. Хотя здесь и имеется в виду
украшение, но это украшение лишь внешнее, и ему нельзя придавать большого
значения, что засвидетельствовано отрицательной оценкой, данной Конфуцием
этой гексаграмме, как сказано в энциклопедии «Люйши Чуньцю» (цитирую по
Нагаи Кимпу «Сюэкисити», см. под данной гексаграммой). Таким образом, для
крупных и значительных дел данная гексаграмма предпринимать лишь не важные
дела, о чем говорится и в тексте:
Убранство. Развитие. В малом благотворно иметь куда выступить.
1
Стремление украсить себя, с известной точки зрения, есть стремление скрыть
свои недостатки и казаться не тем, чем человек является в
действительности. Поэтому в данной ситуации лучше не украшать себя. На
первой ступени тенденция к украшению еще не очень сильна, ибо процесс —
лишь в начале, а так как начало гексаграммы внизу, то и в тексте дается
образ украшения на пальцах ног. Но наряду с этим то, что надо украшениям
противопоставить что-то реальное, чем должны служить ноги; поэтому и в
тексте говорится:
В начале сильная черта. Украсить эти пальцы на ногах. Оставь колесницу и
иди (пешком).
2
Украшение не оказывает дурного действия, если оно не поглощает человека
целиком, если он может относится к нему с полной отрешенностью. Вторая
черта данной гексаграммы — слабая, или в терминологии «Книги Перемен»
«пустая». Эта пустота символизирует здесь необходимую отрешенность,
благодаря которой допустимы украшения. При этом человек не относит
украшения к самому себе, а лишь к своему окружению. Если лицо есть
наиболее индивидуализированное выражение личности, то баки, усы и борода
лишь обрамляют лицо и символизируют не самого человека, а его ближайшее
окружение. Принимая это во внимание, можно понять текст:
Слабая черта на втором месте. Украсишь эти бороду и усы.
3
Кризис этого отрицательного процесса выражается в том, что здесь он
действует не столь интенсивно, и даже наибольшая пышность убранства не
является здесь опасной. Однако это лишь ослабление отрицательного влияния
данной ситуации, но не его исчезновение. Поэтому здесь все же необходимо
активное сохранение стойкого отношения к, может быть, и соблазнительной
красоте наряда — для достижения счастливого исхода всего процесса. Вот
почему в тексте мы читаем:
Сильная черта на третьем месте. Разубранность. Разукрашенность. Вечная
стойкость — к счастью.
4
Хотя данная позиция — это позиция самоотрешения, пустое стремление к
украшению уже успевает возрасти настолько, что здесь оно оказывает на
самоотрешение свое сильное влияние, лишая его даже сущности и превращая
его лишь украшение. Эта позиция, правда, восприимчива к благотворным
воздействиям остальных позиций данной гексаграммы, которые по отношению к
ней символизируют (по мнению Вань И) просветленных учителей и добрых
друзей, но здесь достижимо познание значения белого цвета («белый конь»),
понимаемого как противопоставление чистой самоотрешенности пестроте
украшений. Этот «брак» здесь невозможен из-за действия «разбойника» —
указанного выше стремления к украшению, отнимающего действительность даже
у самоотрешения. «Разбойник» этот появляется здесь, по мнению Вань И,
из-за недоверия к себе, свойственного человеку в таком жизненном
положении, какое описывается на данной позиции. Текст облекает это в
следующие образы:
Слабая черта на четвертом месте. Разубранность. Белизна. Белый конь точно
крылат. Если бы не разбойник, был бы брак.
5
Сама по себе пятая позиция благоприятна, но здесь она представлена слабой
чертой, имеющей перед собой препятствие (верхнюю сильную черту). Поэтому
она символизирует такого человека, который в процесса отказа от внешнего
блеска во имя существенного, несмотря на свое положение, не развил
достаточных сил для привлечения к себе помощи от более развитого человека.
Хотя он и может раздавать дары (парча) — но дары его скудны и убоги.
Поэтому его ожидает сожаление. Однако уже само стремление хотя бы такими
дарами призвать себе помощь не оказывается бесплодным и рано или поздно
приводит к счастью, как об этом говорит и текст:
Слабая черта на пятом месте. Украшение в саду на холме. Связки
(подносимой) парчи — убожество. Сожаление. В конце концов — счастье.
6
Полное затмение мишуры украшений чем-либо по существу ценным невозможно в
ситуации, описываемой в данной гексаграмме. Самой большое, что возможно
здесь во время, когда заканчивается данная ситуация, — это подлинный отказ
от пестроты украшений и допущение украшений белого цвета, символизирующих
чистоту и непорочность. Текст лаконично выражает это так:
Наверху сильная черта. Хулы не будет. Белое украшение.
Во внешнем Пребывание, во внутреннем — ясность. Пожалуй, ясность в
незыблемом можно назвать красотой.
Интерпретация Хейслип
Эта гексаграмма может быть благоприятна только для дел, имеющих
отношение к театру. Это значит, что у вас есть склонность скрывать
свое подлинное лицо, да и окружающие вас люди тоже ведут себя
не вполне искренне. Довольно проблематичны сейчас ваши любовные дела,
но зато возможны успехи в других сферах. Желания ваши исполнятся,
но совсем не скоро. Надо стараться принимать жизнь такой, как
она есть, и учиться у нее.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого