
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  40. Цзе. РазрешениеКанонический текcт
Благоприятен юго-запад. (Если) некуда выступить, (то когда) оно (разрешение)
наступит — опять (будет) счастье. (Если же) есть куда выступить, (то уже)
заранее (предуготовано) счастье.
- Хулы не будет.
- На охоте добудешь трех лисиц. Обретешь желтую стрелу. — Стойкость
— к счастью.
- Носильщик — а едет (на другом. Сам) привлечешь приход разбойников.
— Стойкость — к сожалению.
- Разреши (путы на) твоих больших пальцах на ногах. — Друг придет, и
в нем (будет) правда.
- Благородный человек — лишь (для него) есть разрешение. — Счастье.
(Он) обладает правдивостью по отношению к ничтожным людям.
- Князю надо стрелять в ястреба на высокой стене. — (Когда он) добудет
его, не будет (ничего) неблагоприятного.
Тема освобождения, разрешения, затронутая в предыдущей гексаграмме, здесь
является основной. Здесь имеется прежде всего в виду то разрешение,
которое приходит с юго-запада, о котором было сказано во введении к
предыдущей гексаграмме. Разрешение напряженной обстановки должно
наступить, ибо ни одна из ситуаций не может оставаться вечной. Таким
образом, конечный исход данной ситуации предоставляется все же
благополучным. Вот почему в тексте говорится:
Разрешение. Благоприятен юго-запад. Если некуда выступить, то когда оно
(разрешение) наступит, опять будет счастье. Если же есть куда выступить,
то уже заранее предуготовано счастье.
1
Можно предполагать, что текст здесь неполный. В нем только одно
успокоительное изречение:
В начале слабая черта. Хулы не будет.
2
Поскольку данная ситуация является разрешением, постольку нужно доверится
именно ей. Всякое сомнение в возможности разрешения напряженной обстановки
могло бы послужить только задержкой этого разрешения. Сомнение, как
результат хитрости, идущей извне, символизируется в образе лисицы. Против
этого образа поставлен другой — образ стрелы, который символизирует
прямоту и неуклонность, стойкое проведение предпринятого плана. Поэтому
текст, с одной стороны, указывает на возможность сомнений, с другой
стороны, говорит о прямоте и неукоснительности предпринятого движения. То,
что стрела, упоминаемая здесь, названа желтой, обусловлено тем, что данная
черта — вторая, т.е. срединная, а желтый цвет — цвет середины. Это
указание на сопротивление сомнениям выражено в тексте следующими образами:
Сильная черта на втором месте. На охоте поймаешь трех лисиц. Получишь
желтую стрелу. Стойкость — к сожалению.
3
Третья черта должна была быть подготовкой к четвертой, но поскольку здесь
есть возможность не последовать правильному пути, т.е., вместо того, чтобы
помочь дальнейшему, может появиться стремление воспользоваться тем, что
было выработано на предыдущей ступени. Вместо того чтобы выступать как
носильщик, человек может постараться стать седоком. Но так он может
накликать на себя сам беду. И если, даже поняв это, он будет продолжать
действовать так же, т.е. если он будет стойким в своем стремлении
воспользоваться приобретенными прежде силами и опытом, то в дальнейшем ему
предстоит только сожаление. Поэтому текст говорит:
Слабая черта на третьем месте. Носильщик, а едет на другом. Сам привлечешь
приход разбойников. Стойкость — к сожалению.
4
В данном случае четвертая позиция в развитии данной ситуации главным
образом указывает на сочетание необходимой здесь деятельности, на
ликвидацию тех вредных влияний, которые могут исходить из предыдущей
третьей позиции. Это вряд ли было бы возможно, если бы данная позиция было
взята в изолированном ее состоянии. Но поскольку имеется в виду указание
на помощь соседней, пятой позиции, постольку в тексте говорится:
Сильная черта на четвертом месте. Разреши путы на больших пальцах твоих
ног. Друг придет, и в нем будет правда.
5
На предыдущей ступени уже было намечено, что от лица, занимающего пятую
позицию в данной ситуации, исходит помощь предыдущей ситуации. Эта помощь,
прежде всего, является поступком, лишенным всякого эгоизма, т.е.
представляет собой моральный поступок. Моральный поступок свойствен
благородному человеку, и его деятельность здесь может привести к счастью.
Он может поступать со всей правотой, на которую он способен, с правотой и
правдивостью, которая простирается даже на людей, отставших от него в
своем развитии. В этом смысле текст говорит:
Слабая черта на пятом месте. Благородный человек — лишь для него есть
разрешение. Счастье. Он обладает правдивостью по отношению к ничтожным
людям.
6
Шестая позиция здесь характеризует полное активности стремление к тому,
чтобы окончательно уничтожить те путы, которые связывали человека в
предыдущей ситуации. Так намечается переход к следующей гексаграмме,
которая называется «убыль» и понимается двояко, т.е. не только как убыль
накопленного прежде, но и как убыль всего отрицательного, что еще есть на
данной ступени. Это отрицательное выражено в образе ястреба, в которого
стреляет человек. Он поставлен в благоприятные условия. Он стоит на
высокой стене, как говорит текст, а высокая стена символизирует здесь
высокое положение шестой черты. Этот выстрел, однако, может быть как
удачным, так и неудачным, т.е. переход к следующей ситуации может быть
совершен с большей или меньшей успешностью. Поэтому текст здесь говорится
о благоприятном исходе только в гипотетическом смысле, а именно:
Наверху слабая черта. Князю надо стрелять в ястреба на высокой стене.
Когда он попадет в него, то не будет ничего неблагоприятного.
Во внешнем — Возбуждение и подвижность, во внутреннем — Погружение и
опасность.
Интерпретация Хейслип
Вам пришлось преодолеть долгий период беспокойства и неприятностей.
И вот этот период позади. Сейчас необходимо собраться и
немедленно начинать действовать, иначе можно упустить возможность
добиться блестящих результатов. Некое давнее желание исполнится, новое
— тоже, но чуть позднее. У вас появятся новые друзья. Если у вас
запланирована поездка, путешествие — счастливого пути! Они доставят
вам только удовольствие. Начавшийся период очень благоприятен для
того, чтобы хорошо заработать.
  39. Цзянь. ПрепятствиеКанонический текcт
Благоприятен юго-запад, неблагоприятен северо-восток. Благоприятно свидание
с великим человеком. Стойкость — к счастью.
- Уйдешь — (будут) препятствия. Придешь — (будет) хвала.
- Царскому слуге — препятствие за препятствием. (Это) не из-за него
самого.
- Уйдешь — (будут) препятствия. Придешь — вернешься (на правый путь).
- Уйдешь — (будут) препятствия. Придешь — (будет) связь (с близкими
людьми).
- Великие препятствия. Друзья придут.
- Уйдешь — (будут) препятствия. Придешь — (будешь) велик. — Счастье.
Благоприятно свидание с великим человеком.
Разлад сам по себе является препятствием всякой деятельности, и поэтому
момент препятствия характеризуется как следующая ситуация. Такие случаи
раскрытия одной из сторон предыдущей ситуации в последующей уже
встречались, и потому здесь не приходится учитывать удивляться
гексаграмме, которая носит название Препятствие. Для того чтобы
интерпретировать афоризм данной гексаграммы, надо вспомнить, что
существует определенная пространственная символика триграмм, по которой на
юго-западе помещается триграмма дуй — «разрешение», т.е. разрешение
какого-то в предыдущем напряженного состояния; наоборот, северо-восток
символизируется триграммой гэнь, которая обозначает остановку, т.е.
«сохранение». Поэтому в ситуации Препятствие все благоприятные воздействия
могут идти от разрешения этой напряженной обстановки, в особенности от
обстановки разлада, очерченной в предыдущей гексаграмме. Кроме того, само
присутствие сил, воздействующих извне, сил разрешения, символизируется
здесь в образе великого человека. Поэтому в данной гексаграмме, где
внутренняя жизнь человека охарактеризована неподвижностью, а внешняя —
опасностью, единственный выход из положения указывается афоризмом:
Препятствие. Благоприятен юго-запад. Неблагоприятен северо-восток.
Благоприятно свидание с великим человеком. Стойкость — к счастью.
1
Движение от первой позиции к шестой на техническом языке «Книги Перемен»
называется уходом. Наоборот, погружение от шестой позиции к первой
называется приходом, т.е. приходить — это, значит, углубляться в самого
себя. В данной ситуации во внешнем символизирована опасность.
Следовательно, уход в самого себя может быть понят как известный обход
препятствия, обход опасности. В этом смысле понимается текст:
В начале слабая черта. Уйдешь — будут препятствия. Придешь — будет хвала.
2
По общественной символике гексаграмм вторая черта — это изображение
царского слуги. Поэтому речь здесь идет именно о нем. Он на данной позиции
находится в ситуации препятствий. Однако поскольку эти препятствия, как
было сказано выше, являются одним из слагаемых предыдущей ситуации,
постольку человек, символизированный данной чертой, не является сам
виновником этих препятствий. Поэтому текст говорит здесь:
Слабая черта на втором месте. Царскому слуге препятствие за препятствием.
Это не из-за него самого.
3
Поскольку третья черта символизирует выход вовне, постольку здесь «Книга
Перемен» еще раз напоминает в данной ситуации о необходимости ухода в свою
замкнутость, которая было уже указана на первой позиции. Поэтому текст
здесь говорит только:
Сильная черта на третьем месте. Уйдешь — будут препятствия. Придешь —
вернешься (на правый путь).
4
На четвертой позиции, где происходит выступление вовне, в верхнюю
триграмму, которая является бездной, опасностью, опасность препятствий
дает себя чувствовать с особой силой. Поэтому здесь дальнейшее движение
встречает особенно сильное препятствие. Наоборот, уход от этого
препятствия для того, чтобы его обойти каким-нибудь иным путем, приводит к
возвращению к первой черте, с которой стоит в соответствии четвертая. И
благодаря этому, т.е. благодаря полному погружению в самого себя, человек
достигает возможности, во-первых, найти себе помощь соответственно с теми
силами, которые имеются в виду в основном афоризме гексаграммы, во-вторых,
такой человек имеет возможность найти выход из данной ситуации
препятствий. Поэтому в тексте сказано:
Слабая черта на четвертом месте. Уйдешь — будут препятствия. Придешь —
будет связь с близкими людьми.
5
Поскольку пятая позиция представляет собой максимальное выявление качеств
данной гексаграммы, постольку здесь препятствие особенно сильно. Это —
великое препятствие, ибо оно находится в самой середине бездны, т.е.
опасности, т.е. того, что символизировано верхней триграммой. С другой
стороны, так как пятая позиция вообще является позицией благоприятной и с
ней в теснейшей связи стоит вторая позиция, помогающая ей, «ее друг», то
текст здесь говорит только следующее:
Сильная черта на пятом месте. Великое препятствие. Друзья придут.
6
Здесь еще раз звучит напоминание необходимости погрузиться в самого себя,
для того чтобы, временно остановившись на месте, обойти предстоящее
препятствие. Еще раз напоминается о помощи, приходящей извне. Но это уже
звучит только как напоминание. Поэтому в тексте говорится:
Наверху слабая черта. Уйдешь — будет препятствие. Придешь — будешь
великим. Счастье. Благоприятно свидание с великим человеком.
Во внешнем — Погружение и опасность, во внутреннем — Пребывание и
незыблемость. Если при общей внутренней незыблемости возникает внешняя
опасность, то это вызвано внешним же препятствием.
Интерпретация Хейслип
Увы, но эта одна из самых худших гексаграмм. Чем больше усилий вы
прилагаете, тем дальше оказываетесь отброшенными назад. Трудно
сказать, почему именно, но в данный момент фортуну ваша судьба не
интересует. Лучше всего сейчас погрузиться в учебу, чтение, научную
деятельность, просто в водоворот домашних дел, и в них найти
успокоение. Возможно, что несколько ваших друзей окажут вам поддержку.
Постарайтесь проследить за своими расходами: в этот недобрый
период вы можете остаться без средств.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого