
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  40. Цзе. РазрешениеКанонический текcт
Благоприятен юго-запад. (Если) некуда выступить, (то когда) оно (разрешение)
наступит — опять (будет) счастье. (Если же) есть куда выступить, (то уже)
заранее (предуготовано) счастье.
- Хулы не будет.
- На охоте добудешь трех лисиц. Обретешь желтую стрелу. — Стойкость
— к счастью.
- Носильщик — а едет (на другом. Сам) привлечешь приход разбойников.
— Стойкость — к сожалению.
- Разреши (путы на) твоих больших пальцах на ногах. — Друг придет, и
в нем (будет) правда.
- Благородный человек — лишь (для него) есть разрешение. — Счастье.
(Он) обладает правдивостью по отношению к ничтожным людям.
- Князю надо стрелять в ястреба на высокой стене. — (Когда он) добудет
его, не будет (ничего) неблагоприятного.
Тема освобождения, разрешения, затронутая в предыдущей гексаграмме, здесь
является основной. Здесь имеется прежде всего в виду то разрешение,
которое приходит с юго-запада, о котором было сказано во введении к
предыдущей гексаграмме. Разрешение напряженной обстановки должно
наступить, ибо ни одна из ситуаций не может оставаться вечной. Таким
образом, конечный исход данной ситуации предоставляется все же
благополучным. Вот почему в тексте говорится:
Разрешение. Благоприятен юго-запад. Если некуда выступить, то когда оно
(разрешение) наступит, опять будет счастье. Если же есть куда выступить,
то уже заранее предуготовано счастье.
1
Можно предполагать, что текст здесь неполный. В нем только одно
успокоительное изречение:
В начале слабая черта. Хулы не будет.
2
Поскольку данная ситуация является разрешением, постольку нужно доверится
именно ей. Всякое сомнение в возможности разрешения напряженной обстановки
могло бы послужить только задержкой этого разрешения. Сомнение, как
результат хитрости, идущей извне, символизируется в образе лисицы. Против
этого образа поставлен другой — образ стрелы, который символизирует
прямоту и неуклонность, стойкое проведение предпринятого плана. Поэтому
текст, с одной стороны, указывает на возможность сомнений, с другой
стороны, говорит о прямоте и неукоснительности предпринятого движения. То,
что стрела, упоминаемая здесь, названа желтой, обусловлено тем, что данная
черта — вторая, т.е. срединная, а желтый цвет — цвет середины. Это
указание на сопротивление сомнениям выражено в тексте следующими образами:
Сильная черта на втором месте. На охоте поймаешь трех лисиц. Получишь
желтую стрелу. Стойкость — к сожалению.
3
Третья черта должна была быть подготовкой к четвертой, но поскольку здесь
есть возможность не последовать правильному пути, т.е., вместо того, чтобы
помочь дальнейшему, может появиться стремление воспользоваться тем, что
было выработано на предыдущей ступени. Вместо того чтобы выступать как
носильщик, человек может постараться стать седоком. Но так он может
накликать на себя сам беду. И если, даже поняв это, он будет продолжать
действовать так же, т.е. если он будет стойким в своем стремлении
воспользоваться приобретенными прежде силами и опытом, то в дальнейшем ему
предстоит только сожаление. Поэтому текст говорит:
Слабая черта на третьем месте. Носильщик, а едет на другом. Сам привлечешь
приход разбойников. Стойкость — к сожалению.
4
В данном случае четвертая позиция в развитии данной ситуации главным
образом указывает на сочетание необходимой здесь деятельности, на
ликвидацию тех вредных влияний, которые могут исходить из предыдущей
третьей позиции. Это вряд ли было бы возможно, если бы данная позиция было
взята в изолированном ее состоянии. Но поскольку имеется в виду указание
на помощь соседней, пятой позиции, постольку в тексте говорится:
Сильная черта на четвертом месте. Разреши путы на больших пальцах твоих
ног. Друг придет, и в нем будет правда.
5
На предыдущей ступени уже было намечено, что от лица, занимающего пятую
позицию в данной ситуации, исходит помощь предыдущей ситуации. Эта помощь,
прежде всего, является поступком, лишенным всякого эгоизма, т.е.
представляет собой моральный поступок. Моральный поступок свойствен
благородному человеку, и его деятельность здесь может привести к счастью.
Он может поступать со всей правотой, на которую он способен, с правотой и
правдивостью, которая простирается даже на людей, отставших от него в
своем развитии. В этом смысле текст говорит:
Слабая черта на пятом месте. Благородный человек — лишь для него есть
разрешение. Счастье. Он обладает правдивостью по отношению к ничтожным
людям.
6
Шестая позиция здесь характеризует полное активности стремление к тому,
чтобы окончательно уничтожить те путы, которые связывали человека в
предыдущей ситуации. Так намечается переход к следующей гексаграмме,
которая называется «убыль» и понимается двояко, т.е. не только как убыль
накопленного прежде, но и как убыль всего отрицательного, что еще есть на
данной ступени. Это отрицательное выражено в образе ястреба, в которого
стреляет человек. Он поставлен в благоприятные условия. Он стоит на
высокой стене, как говорит текст, а высокая стена символизирует здесь
высокое положение шестой черты. Этот выстрел, однако, может быть как
удачным, так и неудачным, т.е. переход к следующей ситуации может быть
совершен с большей или меньшей успешностью. Поэтому текст здесь говорится
о благоприятном исходе только в гипотетическом смысле, а именно:
Наверху слабая черта. Князю надо стрелять в ястреба на высокой стене.
Когда он попадет в него, то не будет ничего неблагоприятного.
Во внешнем — Возбуждение и подвижность, во внутреннем — Погружение и
опасность.
Интерпретация Хейслип
Вам пришлось преодолеть долгий период беспокойства и неприятностей.
И вот этот период позади. Сейчас необходимо собраться и
немедленно начинать действовать, иначе можно упустить возможность
добиться блестящих результатов. Некое давнее желание исполнится, новое
— тоже, но чуть позднее. У вас появятся новые друзья. Если у вас
запланирована поездка, путешествие — счастливого пути! Они доставят
вам только удовольствие. Начавшийся период очень благоприятен для
того, чтобы хорошо заработать.
  41. Сунь. УбыльКанонический текcт
Обладателю правды — изначальное счастье — хулы не будет. Возможна стойкость.
Благоприятно иметь, куда выступить. Что нужно (для жертвоприношения? И)
двух (вместо восьми) чаш достаточно для жертвоприношения.
- Прекрати (свои) дела и скорее выступай. — Хулы не будет. Разобравшись
(в деле), убавь то, (что должно быть убавлено).
- Благоприятна стойкость. — Поход — к несчастью. Приумножь то, что не
убавляешь.
- Если идут трое, то (они) убудут на одного человека; (если) идет
один человек, то (он) найдет своего друга.
- Убавь свою торопливость. Но даже если и будешь спешить — будет веселье. —
Хулы не будет.
- Можно и приумножить то, (в чем недостаток). Черепаха — оракул (ценою
в) десять связок (монет. От его указаний) невозможно отклониться. — Изначальное
счастье.
- Приумножь то, что не убавляешь. — Хулы не будет. Стойкость — к счастью.
Благоприятно иметь, куда выступить. Обретешь (столько) подданных, (что
уже) не будет (самостоятельных) домов.
Разрешение, достигнутое на предыдущей ступени, приводит к некоторой
свободе. Но эта свобода, если она не сдержана надлежащими импульсами,
может привести лишь к произволу, т.е. к хаосу. Для того, чтобы избежать
этого, совершенно необходимо внести известные ограничения. Но лучше всего
ограничения могут вноситься в том случае, если человек сам вносит их. В
этом отношении он должен провести некоторые убавления достигнутого на
предыдущей ступени. Это возможно лишь в том случае, если человек обладает
в достаточной мере внутренней правдивостью и остается стойким. Образно в
афоризме «Книги Перемен» убавление, имеющееся здесь в виду, выражено в
совете во время жертвоприношения сделать его более ограниченным. Дело в
том, что в некоторых случаях при жертвоприношении полагалось восемь
жертвенных чаш. Здесь «Книга Перемен» советует ограничиться хотя бы двумя.
При этом имеется в виду то, что важно не количество принесенных жертв, а
важно то настроение, с которым они приносятся, т.е. опять-таки та
внутренняя правдивость, которая имеется в виду в начале афоризма. Так, в
тексте это выражено следующим образом:
Убыль. Обладателю правды — изначальное счастье. Хулы не будет. Возможна
стойкость. Благоприятно иметь, куда выступить. Что нужно для
жертвоприношения? И двух (вместо восьми) чаш достаточно для
жертвоприношения.
1
Всякая личная деятельность, т.е. деятельность, направленная на свою
собственную пользу, здесь должна быть особенно строгим образом отведена на
задний план, ибо самое правильное ограничение себя — это ограничение
своего эгоизма. Альтруистические действия здесь направлены главным образом
на пользу того, кто занимает четвертую позицию, ибо это требуется законом
соответствия позиции. Но деятельность, направленная на угашение своего
эгоизма, должна быть опять-таки не чрезмерной: это должно быть весьма
взвешенным и продуманным убавлением тех или иных качеств. Важно только
возможно скорее прекратить свой личный произвол и двинуться по намеченному
выше пути. Поэтому текст советует:
В начале сильная черта. Прекрати свои дела и скорее выступай. Хулы не
будет. Разобравшись в деле, убавь то, что должно быть убавлено.
2
Уравновешенность, которая свойственна второй позиции, здесь выступает как
ведущая тема. Но здесь же намечается и нечто другое, то, что вся эта
ситуация убыли в известном смысле предвосхищает следующую ситуацию —
ситуацию прибавления, ибо, поскольку убавились одни качества, нарастают
другие. Уравновешенность этой второй позиции приводит к тому, что всякое
выступление из нее может привести к неблагоприятному исходу. В этом смысле
приходится понимать текст:
Сильная черта на втором месте. Благоприятна стойкость. Поход — к
несчастью. Прибавь к тому, чего не убавляешь.
3
На третьей позиции в известном смысле прекращается свободный выбор
деятельности, ибо она сильно определена действиями, приближающимся извне.
Поэтому здесь афоризм в «Книге Перемен» звучит скорее как простая
констатация факта, а не совет. Чтобы расшифровать образы, данные в этом
афоризме, необходимо принять во внимание следующее. Первые две черты в
данной гексаграмме сильнее, третья и пятая — слабые, т.е. на пятой позиции
в известном смысле меняются качества предыдущих. Таким образом, среди трех
людей, которые имеются в афоризме, один качественно отличный. В этом
смысле и говорится, что трое убудут на одного человека. С другой стороны,
в силу соответствия между третьей и шестой позициями здесь возможно
благотворное влияние шестой. Если принять во внимание вышеизложенное, то
будет понятен афоризм:
Слабая черта на третьем месте. Если идут трое, то они убудут на одного
человека. Если идет один человек, то он найдет своего друга.
4
Та торопливость, о которой говорилось на первой позиции, поскольку первая
позиция представляла стремление к четвертой, здесь уже отступает на задний
план, она перестает быть, исчезает. И дурного влияния она не оказывает,
ибо убавление эгоистического начала в деятельности человека не может
привести к дурному исходу, пока это не идет по линии уменьшения достоинств
самого человека. В этом смысле можно понять текст:
Слабая черта на четвертом месте. Убавь свою торопливость. Но даже если и
будешь спешить — будет веселье. Хулы не будет.
5
Прежде всего, для понимания данного текста необходимо принять во внимание
то, что первые его афоризмы представляются позднейшим включением в текст,
попавшим сюда по ошибке. Подлинное место этого афоризма — во второй
позиции следующей гексаграммы, где он существует и где он находит
отражение в древнейшей комментаторской литературе. Здесь же, поскольку
этот текст утвердился и позднейшими комментаторами был принят, постольку
приходится его рассматривать лишь как предвосхищение того, что будет
развернуто на следующей позиции. В древнем Китае существовало гадание при
помощи черепахи: черепаха, как священное культовое животное,
рассматривалось как нечто весьма ценное. Поэтому в данном тексте, где
говорится об автоматическом появлении лучших сторон деятельности человека,
они символизированы в образе такой черепахи. Но появление этих лучших
сторон здесь может быть рассмотрено лишь как результат планомерной
деятельности по угашению эгоистических черт характера человека. Таким
образом, лишь условно может быть допущен существующий ныне текст пятой
позиции, гласящий следующее:
Слабая черта на пятом месте. Можно и увеличить то, в чем недостаток,
черепахой, оракулом ценной в 10 связок монет. От его указаний невозможно
уклониться. Изначальное счастье.
6
Угасание эгоистического начала приводит к тому, что целый ряд разрозненных
и самостоятельных людей может воссоединиться вокруг единого центра.
Конечно, в известном смысле они теряют свою самостоятельность, но зато они
приобретают силу совместного действия. Здесь опять выступает афоризм,
бывший уже на второй позиции. Но, кроме него, указана еще и необходимость
воссоединения многих, хотя бы ценою частичной утраты их самостоятельности.
Таким образом, намечается переход к следующей ситуации, и здесь особенно
заметно, что убыль, которая имеется в виду во всей этой гексаграмме,
служит лишь переходной ступенью к приумножению, о котором будет толковать
следующая гексаграмма. Так, в тексте мы читаем:
Наверху сильная черта. Прибавь к тому, чего не убавляешь. Хулы не будет.
Стойкость — к счастью. Благоприятно иметь куда выступить. Обретешь столько
подданных, что уже не будет самостоятельных домов.
Во внешнем — Пребывание и незыблемость, во внутреннем и Разрешение и
радостность. Поскольку внешнее незыблемо, то радость и разрешение
может
быть следствием изменений во внутреннем — убыли или приумножения. Для
ничтожного человека благоприятно избавление от нестоящих желаний и
мыслей: убавь то, что должно быть убавлено. Тогда как для благородного
полезно приумножение истинных качеств: приумножь то, что не убавляешь.
Интерпретация Хейслип
Будьте щедры к людям; ведь то, что вы сегодня отдаете им,
завтра судьба вернет вам с процентами. Быть может, вам сейчас кажется,
что вы излишне расточительны; не думайте об этом, не опускайтесь
до меркантильности, и вы будете щедро вознаграждены. Время
благоприятствует обдумыванию планов и интеллектуальной деятельности.
Большинство ваших желаний исполнится, причем пожнете вы гораздо
больше, чем сеяли.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого