
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  41. Сунь. УбыльКанонический текcт
Обладателю правды — изначальное счастье — хулы не будет. Возможна стойкость.
Благоприятно иметь, куда выступить. Что нужно (для жертвоприношения? И)
двух (вместо восьми) чаш достаточно для жертвоприношения.
- Прекрати (свои) дела и скорее выступай. — Хулы не будет. Разобравшись
(в деле), убавь то, (что должно быть убавлено).
- Благоприятна стойкость. — Поход — к несчастью. Приумножь то, что не
убавляешь.
- Если идут трое, то (они) убудут на одного человека; (если) идет
один человек, то (он) найдет своего друга.
- Убавь свою торопливость. Но даже если и будешь спешить — будет веселье. —
Хулы не будет.
- Можно и приумножить то, (в чем недостаток). Черепаха — оракул (ценою
в) десять связок (монет. От его указаний) невозможно отклониться. — Изначальное
счастье.
- Приумножь то, что не убавляешь. — Хулы не будет. Стойкость — к счастью.
Благоприятно иметь, куда выступить. Обретешь (столько) подданных, (что
уже) не будет (самостоятельных) домов.
Разрешение, достигнутое на предыдущей ступени, приводит к некоторой
свободе. Но эта свобода, если она не сдержана надлежащими импульсами,
может привести лишь к произволу, т.е. к хаосу. Для того, чтобы избежать
этого, совершенно необходимо внести известные ограничения. Но лучше всего
ограничения могут вноситься в том случае, если человек сам вносит их. В
этом отношении он должен провести некоторые убавления достигнутого на
предыдущей ступени. Это возможно лишь в том случае, если человек обладает
в достаточной мере внутренней правдивостью и остается стойким. Образно в
афоризме «Книги Перемен» убавление, имеющееся здесь в виду, выражено в
совете во время жертвоприношения сделать его более ограниченным. Дело в
том, что в некоторых случаях при жертвоприношении полагалось восемь
жертвенных чаш. Здесь «Книга Перемен» советует ограничиться хотя бы двумя.
При этом имеется в виду то, что важно не количество принесенных жертв, а
важно то настроение, с которым они приносятся, т.е. опять-таки та
внутренняя правдивость, которая имеется в виду в начале афоризма. Так, в
тексте это выражено следующим образом:
Убыль. Обладателю правды — изначальное счастье. Хулы не будет. Возможна
стойкость. Благоприятно иметь, куда выступить. Что нужно для
жертвоприношения? И двух (вместо восьми) чаш достаточно для
жертвоприношения.
1
Всякая личная деятельность, т.е. деятельность, направленная на свою
собственную пользу, здесь должна быть особенно строгим образом отведена на
задний план, ибо самое правильное ограничение себя — это ограничение
своего эгоизма. Альтруистические действия здесь направлены главным образом
на пользу того, кто занимает четвертую позицию, ибо это требуется законом
соответствия позиции. Но деятельность, направленная на угашение своего
эгоизма, должна быть опять-таки не чрезмерной: это должно быть весьма
взвешенным и продуманным убавлением тех или иных качеств. Важно только
возможно скорее прекратить свой личный произвол и двинуться по намеченному
выше пути. Поэтому текст советует:
В начале сильная черта. Прекрати свои дела и скорее выступай. Хулы не
будет. Разобравшись в деле, убавь то, что должно быть убавлено.
2
Уравновешенность, которая свойственна второй позиции, здесь выступает как
ведущая тема. Но здесь же намечается и нечто другое, то, что вся эта
ситуация убыли в известном смысле предвосхищает следующую ситуацию —
ситуацию прибавления, ибо, поскольку убавились одни качества, нарастают
другие. Уравновешенность этой второй позиции приводит к тому, что всякое
выступление из нее может привести к неблагоприятному исходу. В этом смысле
приходится понимать текст:
Сильная черта на втором месте. Благоприятна стойкость. Поход — к
несчастью. Прибавь к тому, чего не убавляешь.
3
На третьей позиции в известном смысле прекращается свободный выбор
деятельности, ибо она сильно определена действиями, приближающимся извне.
Поэтому здесь афоризм в «Книге Перемен» звучит скорее как простая
констатация факта, а не совет. Чтобы расшифровать образы, данные в этом
афоризме, необходимо принять во внимание следующее. Первые две черты в
данной гексаграмме сильнее, третья и пятая — слабые, т.е. на пятой позиции
в известном смысле меняются качества предыдущих. Таким образом, среди трех
людей, которые имеются в афоризме, один качественно отличный. В этом
смысле и говорится, что трое убудут на одного человека. С другой стороны,
в силу соответствия между третьей и шестой позициями здесь возможно
благотворное влияние шестой. Если принять во внимание вышеизложенное, то
будет понятен афоризм:
Слабая черта на третьем месте. Если идут трое, то они убудут на одного
человека. Если идет один человек, то он найдет своего друга.
4
Та торопливость, о которой говорилось на первой позиции, поскольку первая
позиция представляла стремление к четвертой, здесь уже отступает на задний
план, она перестает быть, исчезает. И дурного влияния она не оказывает,
ибо убавление эгоистического начала в деятельности человека не может
привести к дурному исходу, пока это не идет по линии уменьшения достоинств
самого человека. В этом смысле можно понять текст:
Слабая черта на четвертом месте. Убавь свою торопливость. Но даже если и
будешь спешить — будет веселье. Хулы не будет.
5
Прежде всего, для понимания данного текста необходимо принять во внимание
то, что первые его афоризмы представляются позднейшим включением в текст,
попавшим сюда по ошибке. Подлинное место этого афоризма — во второй
позиции следующей гексаграммы, где он существует и где он находит
отражение в древнейшей комментаторской литературе. Здесь же, поскольку
этот текст утвердился и позднейшими комментаторами был принят, постольку
приходится его рассматривать лишь как предвосхищение того, что будет
развернуто на следующей позиции. В древнем Китае существовало гадание при
помощи черепахи: черепаха, как священное культовое животное,
рассматривалось как нечто весьма ценное. Поэтому в данном тексте, где
говорится об автоматическом появлении лучших сторон деятельности человека,
они символизированы в образе такой черепахи. Но появление этих лучших
сторон здесь может быть рассмотрено лишь как результат планомерной
деятельности по угашению эгоистических черт характера человека. Таким
образом, лишь условно может быть допущен существующий ныне текст пятой
позиции, гласящий следующее:
Слабая черта на пятом месте. Можно и увеличить то, в чем недостаток,
черепахой, оракулом ценной в 10 связок монет. От его указаний невозможно
уклониться. Изначальное счастье.
6
Угасание эгоистического начала приводит к тому, что целый ряд разрозненных
и самостоятельных людей может воссоединиться вокруг единого центра.
Конечно, в известном смысле они теряют свою самостоятельность, но зато они
приобретают силу совместного действия. Здесь опять выступает афоризм,
бывший уже на второй позиции. Но, кроме него, указана еще и необходимость
воссоединения многих, хотя бы ценою частичной утраты их самостоятельности.
Таким образом, намечается переход к следующей ситуации, и здесь особенно
заметно, что убыль, которая имеется в виду во всей этой гексаграмме,
служит лишь переходной ступенью к приумножению, о котором будет толковать
следующая гексаграмма. Так, в тексте мы читаем:
Наверху сильная черта. Прибавь к тому, чего не убавляешь. Хулы не будет.
Стойкость — к счастью. Благоприятно иметь куда выступить. Обретешь столько
подданных, что уже не будет самостоятельных домов.
Во внешнем — Пребывание и незыблемость, во внутреннем и Разрешение и
радостность. Поскольку внешнее незыблемо, то радость и разрешение
может
быть следствием изменений во внутреннем — убыли или приумножения. Для
ничтожного человека благоприятно избавление от нестоящих желаний и
мыслей: убавь то, что должно быть убавлено. Тогда как для благородного
полезно приумножение истинных качеств: приумножь то, что не убавляешь.
Интерпретация Хейслип
Будьте щедры к людям; ведь то, что вы сегодня отдаете им,
завтра судьба вернет вам с процентами. Быть может, вам сейчас кажется,
что вы излишне расточительны; не думайте об этом, не опускайтесь
до меркантильности, и вы будете щедро вознаграждены. Время
благоприятствует обдумыванию планов и интеллектуальной деятельности.
Большинство ваших желаний исполнится, причем пожнете вы гораздо
больше, чем сеяли.
  17. Суй. ПоследованиеКанонический текcт
Изначальное свершение; благоприятна стойкость. Хулы не будет.
- В службе будет перемещение. Стойкость — к счастью. — (Если и), выйдя
из ворот, будешь связан (с правильным для тебя, то) будешь иметь успех.
- Сблизишься с малыми детьми — потеряешь возмужалых людей.
- Сблизишься с возмужалыми людьми — потеряешь малых детей. — В последовании
будешь добиваться и достигнешь. — Благоприятно пребывание в стойкости.
- (Если) в последовании и захватишь что-нибудь, (то) стойкость — к несчастью.
(Если) будешь обладать правдой и будешь на (верном) пути, (то) тем самым
будет ясность. — Какая может быть хула?
- Правдивость по отношению к прекрасному. — Счастье.
- То, что взято, — сблизься с ним; и то, что следует (за тобою), — свяжись
с ним. — Царю надо проникнуть к западной горе.
Вольность, очерченная в предыдущей гексаграмме, создает те условия общего
равенства, в которых господствует настроение радости. Поэтому она
подготовляет данную ситуацию свободного и радостного последования за
ведущим человеком, ибо здесь имеются в виду, прежде всего те
обстоятельства, при которых низшие добровольно подчиняются более развитому
человеку и следуют за ним, охваченные его идеями. Так же и в сфере
познания, когда наступило не только само познание объекта, но и радость
познания, то ничего не остается больше, как только в познании объективно
существующего обрести свободу в подчинении объективной истине. Так
наступает то развитие познающего, которое коренится в изначальной
объективности мира. Однако при таком развитии необходито для
благоприятного исхода стойкое владение собой, ибо если сам познающий
управляет собою через объективное познание, то, чтобы последовать за
истиной, он должен сам подчинить себя ей и стойко соблюдать это
подчинение. Только тогда он может избежать надвигающейся порчи, о которой
будет речь в следующей гексаграмме. Лишь при соблюдении указанного
поведения можно рассчитывать на благополучный исход последования. Поэтому
и в тексте читаем:
Последование. Изначальное развитие. Благоприятна стойкость. Хулы не будет.
1
В ситуации последования существенна полная согласованность с требованиями
времени. Потому самое важное здесь — это неизменно следить за изменениями
ведущего и правящего и следовать за ними. Однако это не должно быть
доводимо до крайности, до беспринципного подчинения правителю, наоборот,
только стойкость дает правильное и счастливое начало процесса
последования, суть которого в том, чтобы человек сдвинулся с косно
занимаемой им позиции и вне своих владений достиг успеха. Исходя из этих
мыслей, мы можем понять текст:
В начале сильная черта. В правящем предстоит перемена. Стойкость — к
счастью. Выйдешь за ворота, в твоих связях будет успех.
2
Каждая ступень, следующая после предыдущей, представляет собою более
развитые и совершенные силы. В данной ситуации особенно приходится
подчеркнуть, что все менее развитое должно для своего развития следовать
за более развитым. Поэтому конкретно, в условиях, описываемых второй
позицией данной гексаграммы, особенно необходимо последование за высшими,
более развитыми. Но именно здесь есть опасность отдаться лишь одному
импульсу последования, очерченному на предыдущей ступени, ибо это сильный
импульс (символизирован сильной чертой, единственной в нижней триграмме,
суть которой движение). Поэтому текст предупреждает:
Слабая черта на втором месте. Если свяжешься с младенцем, то утратишь
возмужалых.
3
Невозможно одновременно движение вперед и назад. Нельзя последовать
одновременно и развитым, и за отставшим. На этой позиции кризиса должен
быть произведен решительный выбор. Но всякий выбор, по сути своей, связан
с утратой отвергнутого. Эта утрата может заслонить собой все переживания и
сбить человека с правильного направления. Но оно должно быть в полной
стойкости соблюдено тем, кто его выбрал. В пояснении такой ситуации текст
говорит:
Слабая черта на третьем месте. Если свяжешься с возмужалым, то утратишь
младенца. Но впоследствии будешь искать и обретешь! Благоприятно пребывать
в стойкости.
4
Если в ситуации последования и обретается что-либо, то суть не в
обретении, а в самом последовании. Однако легко может случиться, что
обретенное настолько занимает человека, что он стремится лишь стойко
сохранить его, забывая о том, что в данной ситуации его задача лишь
последование за более развитым. Поступив так, человек попадает в конфликт
с требованиями времени, поэтому его ждет несчастье. Если же, наоборот,
обладая правдой, он не сойдет со своего правильного пути, то никакая хула
не может угрожать ему. В этом смысле говорится в тексте:
Сильная черта на четвертом месте. Если в последовании будет захват и
пребудешь стойким, то будет несчастье. Если же, владея правдой, пребудешь
на пути и от него будет, ясность, то какая может быть хула?
5
Если то, что представлено пятой позицией, и является тем высшим, за чем
следует все остальное в данной ситуации, то и во всех предыдущих позициях
(по комментаторской литературе, во всех, кроме третьей) есть нечто
положительное и прекрасное, что присуще им. Поэтому на данной ведущей
позиции необходимо найти совершенно правильное отношение к этому подлинно
прекрасному. Тогда данная позиция будет выражать специфическую черту
последования — гармоническое включение личного в общественное, т.е. то,
что в терминологии «Книги Перемен» называется счастьем. Для этого нужна
громадная сила доверия и правдивости, которой не могут поколебать
сомнения. Эта сила символизирована сильной чертой, занимаемой по норме
пятую, наиболее деятельную позицию. Поэтому в лаконическом тексте мы
находим:
Сильная черта на пятом месте. Будь правдив по отношению к прекрасному.
Счастье.
6
Если на данной позиции и необходимо соединиться с тем, сто добыто на
предыдущей, но это уже нельзя считать простым последованием, ибо
предыдущая позиция ниже, чем данная. Впрочем, эта именно невозможность
последования совершенно понятна, если принять во внимание то, что на этой
позиции заканчивается ситуация последования. Однако в пройденных этапах
многое достигнуто, и нецелесообразно рвать с ним. Поэтому здесь
рекомендуется восстановить связь с ним. Восстанавливаемая связь с прошлым
образно выражается в необходимости жертвоприношения у западной горы (т.е.
горы Цзи, которая для племени Чжоу, в котором сложилась Книга, была на
западе). У этой горы племя Чжоу начало свою жизнь. Поэтому
жертвоприношение у западной горы равнозначно восстановлению отношений с
предками, т.е. связи с достигнутым развитием в предыдущем. В тексте мы
читаем:
Наверху слабая черта. Свяжись с тем, что добыто, соединись с тем, за кем
следуешь. Царю надо совершить жертвоприношение у западной горы.
Во внешнем — Разрешение и радостность, во внутреннем — Возбуждение и
подвижность. В подвижности только начало процесса носит случайный
характер все остальное вполне предопределено. Вы только в начале
выбираете за чем следовать, а потом следуете за тем, в чем чувствуете
разрешение.
Интерпретация Хейслип
Сейчас не время привлекать к себе сторонников; вам нужно
скорее укрепиться на своих позициях. И если вдруг даже цели ваши
изменятся — не отступайтесь от своих принципов. Не гонитесь сразу за
громким успехом и крупной победой: удовольствуйтесь пока малым, а
оно и повлечет за собой большое. Не нужно плыть против течения, и
все придет в порядок. Очень вероятно, что желание ваше исполнится,
но будьте готовы к большим жизненным переменам.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого