
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  41. Сунь. УбыльКанонический текcт
Обладателю правды — изначальное счастье — хулы не будет. Возможна стойкость.
Благоприятно иметь, куда выступить. Что нужно (для жертвоприношения? И)
двух (вместо восьми) чаш достаточно для жертвоприношения.
- Прекрати (свои) дела и скорее выступай. — Хулы не будет. Разобравшись
(в деле), убавь то, (что должно быть убавлено).
- Благоприятна стойкость. — Поход — к несчастью. Приумножь то, что не
убавляешь.
- Если идут трое, то (они) убудут на одного человека; (если) идет
один человек, то (он) найдет своего друга.
- Убавь свою торопливость. Но даже если и будешь спешить — будет веселье. —
Хулы не будет.
- Можно и приумножить то, (в чем недостаток). Черепаха — оракул (ценою
в) десять связок (монет. От его указаний) невозможно отклониться. — Изначальное
счастье.
- Приумножь то, что не убавляешь. — Хулы не будет. Стойкость — к счастью.
Благоприятно иметь, куда выступить. Обретешь (столько) подданных, (что
уже) не будет (самостоятельных) домов.
Разрешение, достигнутое на предыдущей ступени, приводит к некоторой
свободе. Но эта свобода, если она не сдержана надлежащими импульсами,
может привести лишь к произволу, т.е. к хаосу. Для того, чтобы избежать
этого, совершенно необходимо внести известные ограничения. Но лучше всего
ограничения могут вноситься в том случае, если человек сам вносит их. В
этом отношении он должен провести некоторые убавления достигнутого на
предыдущей ступени. Это возможно лишь в том случае, если человек обладает
в достаточной мере внутренней правдивостью и остается стойким. Образно в
афоризме «Книги Перемен» убавление, имеющееся здесь в виду, выражено в
совете во время жертвоприношения сделать его более ограниченным. Дело в
том, что в некоторых случаях при жертвоприношении полагалось восемь
жертвенных чаш. Здесь «Книга Перемен» советует ограничиться хотя бы двумя.
При этом имеется в виду то, что важно не количество принесенных жертв, а
важно то настроение, с которым они приносятся, т.е. опять-таки та
внутренняя правдивость, которая имеется в виду в начале афоризма. Так, в
тексте это выражено следующим образом:
Убыль. Обладателю правды — изначальное счастье. Хулы не будет. Возможна
стойкость. Благоприятно иметь, куда выступить. Что нужно для
жертвоприношения? И двух (вместо восьми) чаш достаточно для
жертвоприношения.
1
Всякая личная деятельность, т.е. деятельность, направленная на свою
собственную пользу, здесь должна быть особенно строгим образом отведена на
задний план, ибо самое правильное ограничение себя — это ограничение
своего эгоизма. Альтруистические действия здесь направлены главным образом
на пользу того, кто занимает четвертую позицию, ибо это требуется законом
соответствия позиции. Но деятельность, направленная на угашение своего
эгоизма, должна быть опять-таки не чрезмерной: это должно быть весьма
взвешенным и продуманным убавлением тех или иных качеств. Важно только
возможно скорее прекратить свой личный произвол и двинуться по намеченному
выше пути. Поэтому текст советует:
В начале сильная черта. Прекрати свои дела и скорее выступай. Хулы не
будет. Разобравшись в деле, убавь то, что должно быть убавлено.
2
Уравновешенность, которая свойственна второй позиции, здесь выступает как
ведущая тема. Но здесь же намечается и нечто другое, то, что вся эта
ситуация убыли в известном смысле предвосхищает следующую ситуацию —
ситуацию прибавления, ибо, поскольку убавились одни качества, нарастают
другие. Уравновешенность этой второй позиции приводит к тому, что всякое
выступление из нее может привести к неблагоприятному исходу. В этом смысле
приходится понимать текст:
Сильная черта на втором месте. Благоприятна стойкость. Поход — к
несчастью. Прибавь к тому, чего не убавляешь.
3
На третьей позиции в известном смысле прекращается свободный выбор
деятельности, ибо она сильно определена действиями, приближающимся извне.
Поэтому здесь афоризм в «Книге Перемен» звучит скорее как простая
констатация факта, а не совет. Чтобы расшифровать образы, данные в этом
афоризме, необходимо принять во внимание следующее. Первые две черты в
данной гексаграмме сильнее, третья и пятая — слабые, т.е. на пятой позиции
в известном смысле меняются качества предыдущих. Таким образом, среди трех
людей, которые имеются в афоризме, один качественно отличный. В этом
смысле и говорится, что трое убудут на одного человека. С другой стороны,
в силу соответствия между третьей и шестой позициями здесь возможно
благотворное влияние шестой. Если принять во внимание вышеизложенное, то
будет понятен афоризм:
Слабая черта на третьем месте. Если идут трое, то они убудут на одного
человека. Если идет один человек, то он найдет своего друга.
4
Та торопливость, о которой говорилось на первой позиции, поскольку первая
позиция представляла стремление к четвертой, здесь уже отступает на задний
план, она перестает быть, исчезает. И дурного влияния она не оказывает,
ибо убавление эгоистического начала в деятельности человека не может
привести к дурному исходу, пока это не идет по линии уменьшения достоинств
самого человека. В этом смысле можно понять текст:
Слабая черта на четвертом месте. Убавь свою торопливость. Но даже если и
будешь спешить — будет веселье. Хулы не будет.
5
Прежде всего, для понимания данного текста необходимо принять во внимание
то, что первые его афоризмы представляются позднейшим включением в текст,
попавшим сюда по ошибке. Подлинное место этого афоризма — во второй
позиции следующей гексаграммы, где он существует и где он находит
отражение в древнейшей комментаторской литературе. Здесь же, поскольку
этот текст утвердился и позднейшими комментаторами был принят, постольку
приходится его рассматривать лишь как предвосхищение того, что будет
развернуто на следующей позиции. В древнем Китае существовало гадание при
помощи черепахи: черепаха, как священное культовое животное,
рассматривалось как нечто весьма ценное. Поэтому в данном тексте, где
говорится об автоматическом появлении лучших сторон деятельности человека,
они символизированы в образе такой черепахи. Но появление этих лучших
сторон здесь может быть рассмотрено лишь как результат планомерной
деятельности по угашению эгоистических черт характера человека. Таким
образом, лишь условно может быть допущен существующий ныне текст пятой
позиции, гласящий следующее:
Слабая черта на пятом месте. Можно и увеличить то, в чем недостаток,
черепахой, оракулом ценной в 10 связок монет. От его указаний невозможно
уклониться. Изначальное счастье.
6
Угасание эгоистического начала приводит к тому, что целый ряд разрозненных
и самостоятельных людей может воссоединиться вокруг единого центра.
Конечно, в известном смысле они теряют свою самостоятельность, но зато они
приобретают силу совместного действия. Здесь опять выступает афоризм,
бывший уже на второй позиции. Но, кроме него, указана еще и необходимость
воссоединения многих, хотя бы ценою частичной утраты их самостоятельности.
Таким образом, намечается переход к следующей ситуации, и здесь особенно
заметно, что убыль, которая имеется в виду во всей этой гексаграмме,
служит лишь переходной ступенью к приумножению, о котором будет толковать
следующая гексаграмма. Так, в тексте мы читаем:
Наверху сильная черта. Прибавь к тому, чего не убавляешь. Хулы не будет.
Стойкость — к счастью. Благоприятно иметь куда выступить. Обретешь столько
подданных, что уже не будет самостоятельных домов.
Во внешнем — Пребывание и незыблемость, во внутреннем и Разрешение и
радостность. Поскольку внешнее незыблемо, то радость и разрешение
может
быть следствием изменений во внутреннем — убыли или приумножения. Для
ничтожного человека благоприятно избавление от нестоящих желаний и
мыслей: убавь то, что должно быть убавлено. Тогда как для благородного
полезно приумножение истинных качеств: приумножь то, что не убавляешь.
Интерпретация Хейслип
Будьте щедры к людям; ведь то, что вы сегодня отдаете им,
завтра судьба вернет вам с процентами. Быть может, вам сейчас кажется,
что вы излишне расточительны; не думайте об этом, не опускайтесь
до меркантильности, и вы будете щедро вознаграждены. Время
благоприятствует обдумыванию планов и интеллектуальной деятельности.
Большинство ваших желаний исполнится, причем пожнете вы гораздо
больше, чем сеяли.
  28. Да-го. Переразвитие великогоКанонический текcт
Стропила прогибаются. Благоприятно иметь, куда выступить. Свершение.
- Для подстилки пользуйся белым камышом. — Хулы не будет.
- На иссохшем тополе вырастают почки. Старый человек получает эту девушку
в жены. — Ничего неблагоприятного.
- Стропила прогибаются. — Несчастье.
- Стропила великолепны. — Счастье. (А если) что-нибудь другое, (то
будет) сожаление.
- На иссохшем тополе вырастают цветы. Старая женщина получит этого
служилого мужа. — Хулы не будет, хвалы не будет.
- При переходе вброд (зайдешь так глубоко, что) исчезнет темя. — Несчастье.
Хулы не будет.
Для того, чтобы понять данную гексаграмму, небесполезно обратить внимание
на ее внешний вид. Нижняя и верхняя черты в ней слабые, все остальные —
сильные. Она точно указывает на какой-то предмет, у которого сила
сосредоточена на всем протяжении, кроме концов, которые лишены этой силы.
Это, согласно комментаторской литературы, образ балки стропил, прогнившей
на обоих концах. Предыдущее положение могло быть охарактеризовано
известным застоем, ибо все черты там тяготели вспять к первой. Всякий
застой приводит к тому, что даже в самой мирной обстановке рождаются
зачатки будущей смуты. Будет ли это взято в чисто внешнем образе, или
будет перенесено на деятельность завоевателей, — везде мы будем видеть
одно и то же: порок, зарождающийся от бездеятельности, от застоя. Этот
застой отображен в образе концов балки. Поэтому в тексте здесь не раз
встречается образ стропил. По существу, данная ситуация является
неблагоприятной, и поэтому единственное, что может рекомендовать «Книга
Перемен» — это как можно скорее выйти из нее. В этом смысл того, что здесь
благоприятно иметь куда выступить. Текст говорит:
Переразвитие великого. Стропила прогибаются. Благоприятно иметь куда
выступить. Свершение.
1
Комментаторы обыкновенно рассматривали гексаграммы и со стороны их
пространственного расположения. Поэтому во многих случаях нижняя черта
символизирует что-нибудь находящееся внизу. Так, например, подстилка ложа
может быть символизирована нижней чертой, фундамент тоже может быть
отнесен к нижней черте. Здесь нижняя черта — слабая. Поэтому в переводе на
язык образов «Книга Перемен» говорит о мягком белом камыше, который
берется для подстилки. Само собой понятно, что слабая черта — мягкий белый
камыш — не может быть прочным и основательным фундаментом. Если человек
пребывает в данной ситуации и занимает именно эту позицию, то его может
охватить испуг, что вся его деятельность построена на недостаточно твердом
основании. Но все здесь сводится к тому, чтобы выступить из данной
ситуации, выйти из нее. Поэтому здесь излишне строить благополучие, не
основанное на крепком фундаменте. Вот почему здесь текст «Книги Перемен»
стремится успокоить тревогу:
В начале слабая черта. Для подстилки пользуйся белым камышом. Хулы не
будет.
2
Вся гексаграмма, выражающая переразвитие великого, напоминает характерные
качества верхней черты. Это образ старости, которая достигла всего и
которая ждет только покоя. Здесь в образ «Книги Перемен» отражено
сочетание такой старости с чем-то, несущим новые импульсы. Именно эти
новые импульсы, которые выражены в почках на старом тополе, могут привести
к выходу из данной, в общем, неблагополучной ситуации. Поэтому «Книга
Перемен» говорит в достаточно ясных образах:
Сильная черта на втором месте. На иссохшем тополе вырастают почки. Старый
человек получает эту девушку в жены. Ничего неблагополучного.
3
Выход из данной ситуации наступить должен, но он должен наступить во
благовремении. Третья черта характеризует здесь кризис выхода во внешнее,
который несколько преждевременен. С другой стороны, образ, данный в «Книге
Перемен», может быть понят и так, что выход из данной для человека
является ломкой, ломкой старого. Для ситуации это — несчастье, гибель. Но
это не значит, что данная ситуация является гибелью и для человека,
проходящего ее. В «Книге Перемен» выражена лишь часть этих мыслей,
сохраненных комментаторской литературой. Текст говорит только:
Сильная черта на третьем месте. Стропила прогибаются — несчастье.
4
Четвертая позиция, целиком тяготеющая к пятой, которая представляет
максимальное развитие данных качеств гексаграммы, вся озарена силами
пятой. Поэтому и текст здесь говорит о «великолепии». Однако нельзя
думать, что это великолепии может быть понято как нечто положительное, ибо
именно оно может приковать внимание человека настолько, что он
остановится, тогда как самое основное требование «Книги Перемен»,
обращенное к человеку, находящемуся в данной ситуации, это — выход из нее,
т.е. выход из застоя. Если человек отдастся чему-нибудь иному, кроме
выхода из ситуации переразвития великого, то он остановится на месте, не
выйдет из нее, и ему самому придется пожалеть об упущенном времени. Исходя
из этих несколько противоречивых мыслей, текст говорит:
Сильная черта на четвертом месте. Стропила великолепны. Счастье. А если
что-нибудь другое, то будет сожаление.
5
Тот процесс, который был намечен во второй позиции, поскольку она стоит в
соответствии с пятой, здесь показывается в его завершении. Если там был
образ почек, то здесь дан образ цветов. Но сама пятая позиция не тяготеет
никуда. Поэтому здесь выступает образ безразличной старухи. Правда, она
находит своего старого мужа служивого, который дряхл и поэтому выражен
слабой шестой чертой, — и они замыкаются в своей личной жизни, не обращая
внимания на окружающих их. Это — удовлетворение, замкнутое в себе. Правда,
удовлетворение это заработано всем, что было сделано на предыдущих
ступенях. За него никто не будет хулить, но и похвалы человек, стоящий в
такой ситуации, не заслуживает, ибо он замыкается в себе. Вот почему в
тексте мы можем прочитать:
Сильная черта на пятом месте. На иссохшем тополе вырастают цветы. Старая
женщина получает этого служивого мужа. Хулы не будет. Хвалы не будет.
6
Всякая чрезмерность приводит к гибели. Гибель может быть понята и как
несчастье. Но поскольку ни одна из ситуаций, выраженных в гексаграммах, не
может длиться вечно, то эта гибель возникает совершенно естественно. Здесь
шестую позицию занимает слабая черта, и это символизирует отсутствие сил,
необходимых на переход, который нужно сделать, т.е. на переход к новой
ситуации. Поэтому здесь особенно подчеркнута гибель. Сама динамика
перехода может захлестнуть переходящего человека. Но, как уже было
указано, это совершенно естественное положение. Поэтому «Книга Перемен»
говорит, что никто не осмелиться хулить человека, погибшего в этом
положении. Иными словами, в тексте мы видим:
Наверху слабая черта. При переходе вброд исчезает темя. Несчастье. Хулы не
будет.
Во внешнем Разрешение и радостность, во внутреннем Утончение и
проникновенность. Утончение — удел зрелости, возбуждение — молодости.
Поэтому говорится: на иссохшем тополе вырастают цветы; старая женщина
получит этого служилого мужа; старый человек получает эту девушку в
жены.
Интерпретация Хейслип
Вы счастливы, ощущаете свое счастье. Но постарайтесь взять
себя в руки; ваш темперамент может повредить как другим, так и вам
самому. Взгляните на себя критически, и не будьте излишне самоуверенны;
ваши суждения в данный момент далеко не самые верные. Не пытайтесь
добиться успеха с помощью силы. Время все изменит, нужно
сдержать себя и поразмыслить о состоянии дел. Ваше желание не может
исполниться быстро. Будьте корректны, и не обижайте своей горячностью
других.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого