Ответы ко многим вопросам

 
 
У вас могут возникнуть вопросы:

В результате гадания получилась «гуа» со «старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: И. Приумножение Линь. Посещение

Иероглиф И. ПриумножениеГексаграмма 42 И. Приумножение

42. И. Приумножение

Канонический текcт

Благоприятно иметь, куда выступить. Благоприятен брод через великую реку.

  1. Благоприятствует необходимость вершить великие дела. Изначальное счастье. — Хулы не будет.
  2. Можно и приумножить то, (в чем недостаток). Черепаха — оракул (ценой в) десять связок (монет. От его указаний) невозможно отклониться. Вечная стойкость — к счастью. Царю надо (проникнуть) с жертвами к богам. — Счастье.
  3. Если приумножить это, то с необходимостью (накличешь) несчастья делу. Хулы не будет. Обладая правдой, пойдешь верным путем, заявишь (об этом) князю и поступишь (по его) мановению.
  4. (Если), идя верным путем, заявишь (об этом) князю, (то) за (тобою) пойдут. Благоприятствует необходимости, создав (себе) поддержку, перенести столицу.
  5. Обладая правдой, облагодетельствуешь сердца (людей, но) не спрашивай (их об этом). — Изначальное счастье. Обладание правдой облагодетельствует (и) твои собственные достоинства.
  6. Ничто не преумножит это, (а), пожалуй, разобьет это. В воспитании сердец не будь косным. (Иначе) — несчастье.

Комментарий Ю.К. Щуцкого

То, о чем будет, говорится в данной гексаграмме, уже было частично намечено в предыдущей. Убавление отрицательных сторон приводит к приумножению положительных. Но само собой такое приумножение положительных сторон возможно лишь в том случае, если злу противопоставляется активное создание добра, а не простое выжидание. Поэтому в ситуации Приумножения чрезвычайно важно сохранение и действие той внутренней правдивости, которая намечалась уже из предыдущей ситуации. Здесь сама ситуация предполагает к тому, чтобы, исходя из внутренней правдивости, предпринять какое-нибудь серьезное и большое дело, ведущее к крупным переменам. В этом смысле говорит текст: Приумножение. Благоприятно иметь куда выступить. Благоприятен брод через великую реку.

1

Многое из того, что происходит в этой ситуации, было уже намечено в предыдущем. Первая позиция, которая представляет собою преемницу всей предыдущей ситуации, особенно предрасположена к тому, чтобы совершить те великие действия, о которых говорит основной афоризм. Произведение великих действий здесь является уже чем-то необходимым. И только при наличии такой деятельности, которая идет по пути приумножения не только своих собственных достоинств, но и всего окружения, осуществится тот благоприятный исход, который идеально может быть мыслим здесь. В этом смысле говорит текст: В начале слабая черта. Благоприятствует необходимости вершить великие дела. Изначальное счастье. Хулы не будет.

2

Тот афоризм, который был нами рассмотрен на пятой позиции предыдущей гексаграммы, здесь находится на подобающем месте. Поэтому, не повторяя объяснения образов данного афоризма, которое было сделано выше, непосредственно переводим самый афоризм. Он, правда, осложнен здесь еще указанием на жертвоприношение, но оно является лишь развитием основного образа, уже рассмотренного выше. Текст здесь следующий: Слабая черта на втором месте. Можно и приумножить то, в чем недостаток, черепахой-оракулом ценой в 10 связок монет. От его указаний невозможно уклонится. Вечная стойкость — к счастью. Царю надо проникнуть — жертвами к богам. Счастье.

3

На пользу человеку может быть не только помощь, которую ему оказывает кто-нибудь другой. Но, как это ни странно, и противодействие, оказываемое человеку, может быть направлено ему на пользу и на приумножение его достоинств и сил, ибо в борьбе с препятствиями человек может закалить и укрепить свои, уже присущие ему силы. Здесь сказывается влияние шестой позиции, которая не столько способствует и помогает третьей, сколько противоборствует ей, ибо в ней процесс приумножения уже заканчивается. Но при наличии необходимой внутренней правдивости, при умении совершать нужные и верные поступки именно это противодействие может привести человека к благоприятному исходу. Он не должен скрывать свои силы, приобретенные на других путях. Но в своей деятельности он должен иметь перед собой некий руководящий образец, ибо его собственной силы для определенной своей деятельности здесь еще не хватает, так как здесь процесс приумножения еще не доведен до предельной высоты. Поэтому довольно пространный текст говорит следующее: Слабая черта на третьем месте. Приумножай и при посредстве несчастных событий. Хулы не будет. Если сам, обладая правдой, пойдешь верным путем, если заявишь об этом князю и поступишь по его мановению, то хулы не будет.

4

Те крупные события и действия, о которых говорилось в общем, афоризме ко всей гексаграмме, здесь могут быть доведены до их реализации. Одним из образов крупных действий, значительных и отмечавшихся в истории, в древнем Китае рассматривалось перенесение столицы. При нем царь должен был, конечно, считаться с голосом своих вассалов, и, только найдя в них поддержку, он мог решаться на перенесение столицы. Так расшифровывается данный текст, в образах которого по существу говорится лишь о предприятии какого-нибудь серьезного дела, которое затрагивает не только самого деятеля, но и его окружение. В тексте здесь мы читаем: Слабая черта на четвертом месте. Если, идя верным путем, заявишь об этом князю, то все за тобой пойдут. Благоприятствует необходимости, создав себе поддержку, перенести столицу.

5

Верхняя триграмма символизирует внешнее, равно как и деятельность, направленную вовне, поэтому приумножение, которое имеется в виду здесь, не может быть направлено исключительно на свою собственную пользу. Здесь более чем где бы то ни было, выступает необходимость. Направить приумножение на окружающих людей, в особенности на людей, стоящих ниже в каком бы то ни было смысле. Здесь необходимо, как говорит текст, облагодетельствовать людей. Но помощь, оказываемая извне, была бы лишь искажением этой помощи, если бы оказавший милость спрашивал людей, которые получили что-нибудь от него, о том, хорошо ли им стало. Такая помощь производила бы впечатление, в конце концов, корыстного действия. Если человек может воздержаться от этого и производит великие действия для окружающих бескорыстно, то, в конце концов, это повышает и его собственные моральные качества. В таком смысле текст говорит здесь: Сильная черта на пятом месте. Обладая правдой, облагодетельствуешь сердца людей, но не спрашивай их об этом. Изначальное счастье. Обладание правдой облагодетельствует и твои собственные достоинства.

6

Характер действия этой позиции уже был отмечен нами при рассмотрении третьей позиции. Это тоже оказание пользы и помощи другим, но оказывается эта помощь своеобразно, не столько непосредственным приумножением их достоинств, сколько оказанием препятствий их действиям. Однако если бы человек, действующий исходя из этой позиции, стремился исключительно ставить препятствия, то он не был бы на верном пути. Косность в этом отношении была бы пагубной для себя самого, ибо окружающими была бы воспринята не столько его своеобразная воспитательная деятельность, сколько его суровость, граничащая с жестокостью. Поэтому текст говорит здесь: Наверху слабая черта. Ничего не приумножит это, а, пожалуй, разобьет это. При воспитании сердец не будь косным. Иначе — несчастье.

Комментарий А.В. Швеца

Во внешнем — Утончение и проникновенность, во внутреннем Возбуждение и подвижность. Подвижность во внутреннем приводит к утончению во внешнем. Это приумножение. Оно всегда благоприятно для ничтожного человек, так как увеличивает в наблюдаемом мире число проявлений абсолюта. Но для благородного подвижность означает увеличение предсказуемости его действий, которые только начинаются с проявлений Ян, поэтому эта ситуация не является для него однозначно благоприятной.

Интерпретация Хейслип

Данное время благоприятно выдающимся личностям. Но и для остальных людей оно также плодотворно. Осуществится задуманное, будет оплачено сделанное. И вы сможете оказать помощь другим. Некое порученное вам дело обернется личной выгодой для вас. Вам также готовятся сделать выгодное предложение. Желание ваше исполнится, не без помощи вышестоящего лица. Есть возможность существенно поправить свои финансовые дела, причем в самом ближайшем будущем.




Иероглиф Линь. ПосещениеГексаграмма 19 Линь. Посещение

19. Линь. Посещение

Канонический текcт

Изначальное свершение: благоприятна стойкость. Когда настанет восьмая луна, будет несчастье.

  1. Всеобщее посещение. — Стойкость — к счастью.
  2. Всеобщее посещение. — Счастье, ничего неблагоприятного.
  3. Услаждающее посещение. — Ничего благоприятного! Но когда обеспокоишься этим, то хулы не будет.
  4. Достигающее посещение. — Хулы не будет.
  5. Познанное посещение. Подобающее великому государю. — Счастье.
  6. Искреннее посещение. — Счастье. Хулы не будет.

Комментарий Ю.К. Щуцкого

В результате процесса, описанного в предыдущей гексаграмме, устраняются элементы дисгармонии, т.е. того, что, как нечто унаследованное от предков, чуждо данному времени и, не находя в нем применения, обречено на разложение. Но когда эти пережитки устранены, то возможно взаимное сближение оставшихся элементов, которому уже ничто не мешает. — Так и в познании, когда удается освободиться от пережиточных предвзятых мнений, то возможно сближение с объектом, т.е. его познанием. Это называется «посещением». Однако сближаться следует небезразлично с чем угодно. Ибо ситуация, прямо противоположная данной, — бегство, — такова, что сближение с ней принципиально обречено на неудачу. Гексаграмма, выражающая это бегство, приурочена к восьмой луне китайского календаря. Потому «восьмая луна» метафорически обозначает «бегство». Вот почему в пору Посещения, если даже развиваются изначальные импульсы, которым благоприятствует здесь стойкое свойство данной ситуации, все равно человека приводит к несчастью, когда он приближается к восьмой луне, или, словами текста: Посещение. Изначальное развитие: благоприятна стойкость. При достижении восьмой луны будет несчастье.

1

Как для исправления порчи необходима твердая решительность, так для сближающего посещения нужна мягкость и человечность. Как для искоренения одичалого варварства нужно вмешательство силы, так для дальнейшего культурного развития необходима любовь и сострадание к тому, кого надо развивать. — Так же и в познании: как для устранения ошибочных и предвзятых мнений нужна сила знания, приобретенного в прежнем опыте, так для того, чтобы проникнуть в идею, «посетить» ее, еще не известную, необходима созерцательная сила нового акта познания. Но так как на данной позиции напряженность, охарактеризованная сильной чертой, все больше и больше возрастает, то возможно посещение всего без различия. Но это — переразвитие. Потому текст напоминает о стойком соблюдении рамок и мер, говоря: В начале сильная черта. Всеобщее посещение. Стойкость — к счастью.

2

На данной позиции условия в основном остаются такими же; только правильное прохождение предыдущей ступени гарантирует уравновешенность сил, характерную для серединной, второй позиции. В этом положении сама ситуация обеспечивает продвижение вперед, для которого излишне предостережение, указанное на предыдущей ступени. Поэтому в тексте мы находим только: Сильная черта на втором месте. Всеобщее посещение. Счастье. Ничего неблагоприятного.

3

Опять наступает момент активного действия, но в нем действующими оказываются податливые способности, характерные для данной ситуации вообще и выраженные тем, что нечетная позиция занята слабой чертой. Так, если здесь и возможна активность, то она все же не выходит за пределы личных переживаний. Ими можно наслаждаться, но ничто не благоприятствует им вовне, где они и не проявляются. Однако это положение кризиса небезвыходно, ибо при достаточной заботливости можно избежать порицания за свои действия. В тексте здесь сказано: Слабая черта на третьем месте. Сладостное посещение. Ничего благоприятного. Но если уж озаботишься об этом, хулы не будет.

4

Как мы уже не раз видели, смысл четвертой позиции — это самоотдача. Но не всегда она совершается беспрепятственно. Здесь же для нее условия особенно благоприятствуют, ибо по содержанию Посещения ее смысл — приход к иному, который тем более возможен, потому что для данной позиции в этой гексаграмме существует правильное соответствие с первой чертой. Здесь достигается то, что намечалось на первой позиции. Там действовало еще знание, сложившееся в прошлом опыте, здесь же достигается знание, приобретаемое вновь. Поэтому в тексте мы находим: Слабая черта на четвертом месте. Достигающее посещение. Хулы не будет.

5

Как и на предыдущей ступени, здесь действует благотворно соответствие со второй чертой. Оно дает гармоническое познание, ибо для второй позиции здесь характерно действие нового акта познания в пределах накопленного опыта, здесь же обратно: действие накопленного опыта в новом акте познания. Такое знание господствует над познаваемым, вполне овладевает материалом познания. Об этом синтезирующем познании в тексте читаем: Слабая черта на пятом месте. Познанное посещение. Подобающее великому государю. Счастье.

6

После того, как при наличии подлинного знания совершено посещение, то в последнем уже ничего нового не предстоит узнать. Уже известно, что все известно, а, следовательно, невозможно и не нужно скрывать что-либо, т.е. возможна и необходима полная искренность в посещении. Собственно активный процесс в посещении уже завершился и может лишь углубляться, но углубляться настолько, что в новом акте познания достигается такая полнота его, что непосредственно в нем содержится и весь прежде накопленный опыт и знание. Им может удовлетвориться человек, ибо процесс посещения здесь заканчивается, и вне познаваемого ничего не остается. Но это не обозначает еще остановки, за которую может грозить хула. Поэтому и в тексте говорится: Наверху слабая черта. Искреннее посещение. Счастье. Хулы не будет.

Комментарий А.В. Швеца

Во внешнем — Исполнение и самоотдача, во внутреннем — Разрешение и радостность. Во внешнем отсутствует неопределенность, поэтому Инь в третьей позиции является результатом внутреннего творческого процесса, так как первые две черты — сплошные (Ян). Это свидетельствует о решении внутренней проблемы — о посещении мысли или прозрения.

Интерпретация Хейслип

Вас ожидает успех во всем, за что бы вы ни взялись сейчас. И в дальнейшем обстоятельства будут тем благоприятнее для вас, чем большего успеха вы добьетесь. Предстоит время, когда возможны успехи в самых разных делах. Будьте решительны в достижении цели, но не забывайте и о друзьях: не вызовите зависти или обиды, будьте осторожны и осмотрительны. Очевидно, вы будете вынуждены изменить свое отношение к одному из близких вам людей, кого вы очень хорошо знаете.