
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  42. И. ПриумножениеКанонический текcт
Благоприятно иметь, куда выступить. Благоприятен брод через великую
реку.
- Благоприятствует необходимость вершить великие дела. Изначальное
счастье. — Хулы не будет.
- Можно и приумножить то, (в чем недостаток). Черепаха — оракул (ценой
в) десять связок (монет. От его указаний) невозможно отклониться. Вечная
стойкость — к счастью. Царю надо (проникнуть) с жертвами к богам. — Счастье.
- Если приумножить это, то с необходимостью (накличешь) несчастья
делу. Хулы не будет. Обладая правдой, пойдешь верным путем, заявишь (об этом)
князю и поступишь (по его) мановению.
- (Если), идя верным путем, заявишь (об этом) князю, (то) за (тобою)
пойдут. Благоприятствует необходимости, создав (себе) поддержку, перенести
столицу.
- Обладая правдой, облагодетельствуешь сердца (людей, но) не спрашивай
(их об этом). — Изначальное счастье. Обладание правдой облагодетельствует
(и) твои собственные достоинства.
- Ничто не преумножит это, (а), пожалуй, разобьет это. В воспитании
сердец не будь косным. (Иначе) — несчастье.
То, о чем будет, говорится в данной гексаграмме, уже было частично
намечено в предыдущей. Убавление отрицательных сторон приводит к
приумножению положительных. Но само собой такое приумножение положительных
сторон возможно лишь в том случае, если злу противопоставляется активное
создание добра, а не простое выжидание. Поэтому в ситуации Приумножения
чрезвычайно важно сохранение и действие той внутренней правдивости,
которая намечалась уже из предыдущей ситуации. Здесь сама ситуация
предполагает к тому, чтобы, исходя из внутренней правдивости, предпринять
какое-нибудь серьезное и большое дело, ведущее к крупным переменам. В этом
смысле говорит текст:
Приумножение. Благоприятно иметь куда выступить. Благоприятен брод через
великую реку.
1
Многое из того, что происходит в этой ситуации, было уже намечено в
предыдущем. Первая позиция, которая представляет собою преемницу всей
предыдущей ситуации, особенно предрасположена к тому, чтобы совершить те
великие действия, о которых говорит основной афоризм. Произведение великих
действий здесь является уже чем-то необходимым. И только при наличии такой
деятельности, которая идет по пути приумножения не только своих
собственных достоинств, но и всего окружения, осуществится тот
благоприятный исход, который идеально может быть мыслим здесь. В этом
смысле говорит текст:
В начале слабая черта. Благоприятствует необходимости вершить великие
дела. Изначальное счастье. Хулы не будет.
2
Тот афоризм, который был нами рассмотрен на пятой позиции предыдущей
гексаграммы, здесь находится на подобающем месте. Поэтому, не повторяя
объяснения образов данного афоризма, которое было сделано выше,
непосредственно переводим самый афоризм. Он, правда, осложнен здесь еще
указанием на жертвоприношение, но оно является лишь развитием основного
образа, уже рассмотренного выше. Текст здесь следующий:
Слабая черта на втором месте. Можно и приумножить то, в чем недостаток,
черепахой-оракулом ценой в 10 связок монет. От его указаний невозможно
уклонится. Вечная стойкость — к счастью. Царю надо проникнуть — жертвами к
богам. Счастье.
3
На пользу человеку может быть не только помощь, которую ему оказывает
кто-нибудь другой. Но, как это ни странно, и противодействие, оказываемое
человеку, может быть направлено ему на пользу и на приумножение его
достоинств и сил, ибо в борьбе с препятствиями человек может закалить и
укрепить свои, уже присущие ему силы. Здесь сказывается влияние шестой
позиции, которая не столько способствует и помогает третьей, сколько
противоборствует ей, ибо в ней процесс приумножения уже заканчивается. Но
при наличии необходимой внутренней правдивости, при умении совершать
нужные и верные поступки именно это противодействие может привести
человека к благоприятному исходу. Он не должен скрывать свои силы,
приобретенные на других путях. Но в своей деятельности он должен иметь
перед собой некий руководящий образец, ибо его собственной силы для
определенной своей деятельности здесь еще не хватает, так как здесь
процесс приумножения еще не доведен до предельной высоты. Поэтому довольно
пространный текст говорит следующее:
Слабая черта на третьем месте. Приумножай и при посредстве несчастных
событий. Хулы не будет. Если сам, обладая правдой, пойдешь верным путем,
если заявишь об этом князю и поступишь по его мановению, то хулы не будет.
4
Те крупные события и действия, о которых говорилось в общем, афоризме ко
всей гексаграмме, здесь могут быть доведены до их реализации. Одним из
образов крупных действий, значительных и отмечавшихся в истории, в древнем
Китае рассматривалось перенесение столицы. При нем царь должен был,
конечно, считаться с голосом своих вассалов, и, только найдя в них
поддержку, он мог решаться на перенесение столицы. Так расшифровывается
данный текст, в образах которого по существу говорится лишь о предприятии
какого-нибудь серьезного дела, которое затрагивает не только самого
деятеля, но и его окружение. В тексте здесь мы читаем:
Слабая черта на четвертом месте. Если, идя верным путем, заявишь об этом
князю, то все за тобой пойдут. Благоприятствует необходимости, создав себе
поддержку, перенести столицу.
5
Верхняя триграмма символизирует внешнее, равно как и деятельность,
направленную вовне, поэтому приумножение, которое имеется в виду здесь, не
может быть направлено исключительно на свою собственную пользу. Здесь
более чем где бы то ни было, выступает необходимость. Направить
приумножение на окружающих людей, в особенности на людей, стоящих ниже в
каком бы то ни было смысле. Здесь необходимо, как говорит текст,
облагодетельствовать людей. Но помощь, оказываемая извне, была бы лишь
искажением этой помощи, если бы оказавший милость спрашивал людей, которые
получили что-нибудь от него, о том, хорошо ли им стало. Такая помощь
производила бы впечатление, в конце концов, корыстного действия. Если
человек может воздержаться от этого и производит великие действия для
окружающих бескорыстно, то, в конце концов, это повышает и его собственные
моральные качества. В таком смысле текст говорит здесь:
Сильная черта на пятом месте. Обладая правдой, облагодетельствуешь сердца
людей, но не спрашивай их об этом. Изначальное счастье. Обладание правдой
облагодетельствует и твои собственные достоинства.
6
Характер действия этой позиции уже был отмечен нами при рассмотрении
третьей позиции. Это тоже оказание пользы и помощи другим, но оказывается
эта помощь своеобразно, не столько непосредственным приумножением их
достоинств, сколько оказанием препятствий их действиям. Однако если бы
человек, действующий исходя из этой позиции, стремился исключительно
ставить препятствия, то он не был бы на верном пути. Косность в этом
отношении была бы пагубной для себя самого, ибо окружающими была бы
воспринята не столько его своеобразная воспитательная деятельность,
сколько его суровость, граничащая с жестокостью. Поэтому текст говорит
здесь:
Наверху слабая черта. Ничего не приумножит это, а, пожалуй, разобьет это.
При воспитании сердец не будь косным. Иначе — несчастье.
Во внешнем — Утончение и проникновенность, во внутреннем Возбуждение и
подвижность. Подвижность во внутреннем приводит к утончению
во
внешнем. Это приумножение. Оно всегда благоприятно для ничтожного
человек, так как увеличивает в наблюдаемом мире число проявлений
абсолюта. Но для благородного подвижность означает увеличение
предсказуемости его действий, которые только начинаются с проявлений Ян,
поэтому эта ситуация не является для него однозначно благоприятной.
Интерпретация Хейслип
Данное время благоприятно выдающимся личностям. Но и для
остальных людей оно также плодотворно. Осуществится задуманное, будет
оплачено сделанное. И вы сможете оказать помощь другим. Некое
порученное вам дело обернется личной выгодой для вас. Вам также
готовятся сделать выгодное предложение. Желание ваше исполнится, не
без помощи вышестоящего лица. Есть возможность существенно поправить
свои финансовые дела, причем в самом ближайшем будущем.
  25. У-ван. БеспорочностьКанонический текcт
Изначальное свершение; благоприятна стойкость. У того, кто неправ, будет
(им самим вызванная) беда. Ему неблагоприятно иметь, куда выступить.
- Беспорочное выступление. — Счастье.
- Если, и не запахав поле, соберешь урожай, и не работав (в первый
год) в поле, (в третий год) используешь его, то благоприятно иметь, куда
выступить.
- Беспорочному — стихийное бедствие. Он, может быть, привяжет (своего)
быка, (а) прохожий завладеет (им). Для (него),живущего в (этом) городе, —
стихийное бедствие.
- (Если) сможешь быть стойким, хулы не будет.
- Болезнь беспорочного. — Не принимай лекарств. Будет радость.
- Беспорочность уходит. — Будет беда (по своей вине).Ничего благоприятного.
Подлинное возвращение приводит к полному погашению вины, к совершенному
исчезновению какой бы то ни было опороченности. Совершенно естественно
поэтому, что вслед за ситуацией Возвращение следует непосредственно
Беспорочность. Однако было бы большой ошибкой полагать, что данная
ситуация — это то время, когда может быть ослаблена бдительность,
внимательнейшее отношение к своим мыслям, словам и действиям. Именно здесь
все это особенно нужно, ибо из беспорочности данной ситуации возможно и
необходимо дальнейшее правильное развитие. Оно еще не наступило, и эта
ситуация — момент перед ее наступлением — не предрасположена к тому, чтобы
сразу же предпринимать какие-нибудь действия. Поэтому и в тексте мы
читаем:
Беспорочность. Изначальное развитие. Благоприятна стойкость. Если кто не
прав, (у того) будет беда. Не благоприятно иметь, куда выступишь.
1
Если предыдущий текст и указывает на необходимость «не выступления»,
пребывания на месте, то это не обозначает полной бездеятельности. Движение
и развитие в пределах данной ситуации, движение, руководимое бдительностью
к поступку, отмеченное выше, движение, сохраняющее специфику данной
ситуации, здесь гармонически включено в общее развитие мира. Не соблюсти
такое требование ситуации в нечто иное, т.е. в порочность того или иного
рода. Это положение, вытекающее из общего содержания текстов данной
гексаграммы, необходимо иметь в виду при интерпретации лаконичного текста:
В начале сильная черта. Беспорочное выступление. К счастью.
2
Интерпретация данного момента особенно затруднена тем, что по поводу
соответствующего текста существуют совершенно различные мнения в
комментаторской литературе. Комментатор Вань И, которого мы придерживаемся
главным образом при идеологической интерпретации, дает понимание текста,
которое в начале не отличается от понимания этого места у Р. Вильгельма.
Однако здесь лучше отдать предпочтение пониманию Ван Би. Весь смысл данной
гексаграммы в совершенстве беспорочности, в ее естественности, при которой
излишни подготовительные действия. Дело не в том, чтобы, «запахав поле, не
думать об урожае», как полагает Р. Вильгельм, а в том, чтобы «собирать
урожай, не запахав поле», т.е. чтобы удовольствоваться тем (малым?), что
дается в данной ситуации само собой. Последнее понимание предпочтительнее
и потому, что в древнейшем комментарии четвертого слоя «Книги Перемен»
(«Сяо сян-чжуань») здесь говорится только: «(это) еще не богатство». Такое
именно понимание данного места у Ван Би особенно подчеркивает один из
лучших комментариев. Я имею в виду субкомментарии к комментарию Ван Би,
которые были созданы целой комиссией начетчиков под руководством Кун Ин-да
при Танской династии. Фраза Ван Би: «собирать урожай, не запахнув поле» по
данному субкомментарию значит: «сделать все, что необходимо на пути
подданного, не сметь создавать того, что стоит в начале, а только
сохранять то, что (оказывается) в конце. Так, например, земледельцу: не
сметь, полагая начало — запахать, а только стоя на втором месте — собрать
урожай» и т.д. Однако и наш комментатор Вань И приходит в конце отрывка
комментария к данному месту к пониманию, которому положил начало Ван Би:
«Не пахать, не разработать поле по первому году — это значит совершенно
не рассчитывать на сбор урожая, на применение поля на третьем году». Но
как же можно тогда достичь того, чтобы и урожай собрать, и применить на
третий год поле? Конфуций говорил о «живущих в тени и так добивающихся
своих стремлений, осуществляющих должное и так достигающих своей правды»;
кроме того, он говорил: «В пахоте, уже в ней заключен голод (как то, что
стимулирует к целеустремленной деятельности); в обучении, уже в нем
заключено жалованье (как объект стремлений)» . Слабая черта на второй
позиции обладает пассивной податливостью, уравновешенностью и правотой,
она наверху имеет соответствие с государем — сильной чертой на пятой
позиции, которая обладает активной напряженностью, уравновешенностью и
правотой. В такой ситуации следует только думать о том, как добиться
стремлений и достигнуть правды, и ни на волос не мечтать о богатстве,
знатности, выгоде и жалованье. И тогда будет «благоприятно иметь куда
выступить», и не изменять своей основы (позиции). Так как и это место
комментария Вань И может быть все же истолковано в духе Р. Вильгельма, а
не в духе Ван Би, то было необходимо дать объяснение, несколько
превышающее размеры наших вводных замечаний, для того, чтобы оправдать
перевод текста:
Слабая черта на втором месте. Если, не запахав, собираешь урожай, не
разработав поля (в первый год), воспользуешься им (на третий), то будет
благоприятно иметь куда выступить.
3
В положении беспорочности существуют три качества: непреклонность, умение
быть всегда на своем месте и так называемое отсутствие корреспонденции,
т.е. отсутствие отзвука в ином, которое может быть понято как отсутствие
личных связей. Беспорочность объективна и потому лишена личных связей.
Естественно, что наличие последних привело бы только к несчастью. Так как
третья позиция представляет собой выход вовне, то здесь этот выход вовне
затруднен еще тем, что подлинного знания здесь не накоплено. Тем не менее,
при выходе вовне человек может почувствовать желание поучать других. Для
них, для других, эти поучения, может быть, и будут на пользу, но сам
человек не сможет достичь ничего. Кто-то другой может завладеть его
имуществом, но он, зашифрованный в данном тексте в виде человека, живущего
в своем городе, не получит ничего. Поэтому в тексте мы читаем:
Слабая черта на третьем месте. Беспорочному — бедствие. Он, может быть,
привяжет своего быка, а прохожий завладеет им. Для него, живущего в этом
городе, бедствие.
4
Четвертая позиция, как мы знаем, представляет собой позицию, тяготеющую к
пятой. Пятая, как центральная, занимает самое главное, доминирующее
положение во всей гексаграмме. Суть данной гексаграммы беспорочности — это
подготовительный период, о котором сказано во введении ко всей
гексаграмме. Поэтому четвертая позиция, тяготеющая здесь к пятой,
охарактеризована весьма лаконично. Здесь нужна только стойкость, стойкое
соблюдение своей беспорочности, — больше ничего. Поэтому и текст весьма
лаконично в этом случае говорит только:
Сильная черта на четвертом месте. Если сможешь быть стойким, хулы не
будет.
5
Пятая черта — главная в данной гексаграмме. Все существует для человека,
но человек, переживающий такую ситуацию, где все он осознает существующим
для себя, невольно может склониться к ошибке, к эгоистическому восприятию
мира. Для ситуации беспорочности такое состояние человека может быть
названо только болезненным. Но такую болезненность лечить чем-то внешним
было бы совершенно неправильно. Внешнее здесь символизировано шестой
чертой. Как мы знаем, шестая черта представляет собой выход из данного
положения, т.е. выход из беспорочности, превращение беспорочности в иное,
т.е. в порочность. Поэтому шестая черта символизировать исцеляющую силу
никак не может. Следовательно, выход из данного положения — исцеление
болезней — может быть только внутренний, только теми силами, которые были
указаны во второй черте. Поэтому в тексте говорится:
Сильная черта на пятом месте. Болезнь беспорочного. Не принимай лекарств,
— будет радость.
6
Шестая черта характеризует переразвитие данного процесса. Характер всей
этой гексаграммы беспорочности, которая требует полной бдительности в
исполнении ее, указывает нам на то, что здесь наибольшую роль играет
сознание собственной ответственности за все свои действия. Поскольку мы
здесь имеем конец ситуации, постольку и конец этой бдительности, конец
собственной, личной ответственности. Отсюда образ беды, которую человек
накликал по своей вине на себя, появляется в тексте, в котором мы читаем:
Наверху сильная черта. Беспорочность уходит. Будет беда, вызванная по
своей вине. Ничего благоприятного.
Во внешнем — Творчество и крепость, во внутреннем — Возбуждение
и
подвижность. Принимая решение самостоятельно и независимо, человек
следует ему стойко и беспорочно, несмотря на непредсказуемо меняющееся
внешнее.
Интерпретация Хейслип
Единство ясности и простоты. Оно принесет вам пользу, если достойные
замыслы вы будете проводить в жизнь достойными средствами.
Время высшей активности еще не настало. Наберитесь немного терпения.
Подождите, и судьба скоро улыбнется вам. Иногда вы бываете слишком
озабочены любовными делами, не нужно волноваться, все ваши желания
исполнятся в свой срок.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого