
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  43. Гуай. ВыходКанонический текcт
Поднимешься до царского двора. Правдиво возглашай. (А если и) будет
опасность, (то) говори от своего города. Неблагоприятно браться за оружие.
Благоприятно иметь, куда выступить.
- Мощь в передней (части) пальцев на ногах. (Если) выступишь, (то)
не победишь. — Будет хула.
- Опасливо возглашай. В сумерках и ночью (будет) действие оружия.
— Не бойся.
- Мощь в скулах. — Будет несчастье,(но) благородный человек решается
на выход. (Он) одиноко идет и встречает дождь. Если (он и) промокнет,
(то) будет досадно, (но) - хулы не будет.
- (У кого на) ягодицах нет мышц, тот идет с большим трудом. (Пусть
лучше его) тянут, (как) барана. Раскаяние исчезнет. — (Если) услышишь речи
— не верь.
- Холм, (поросший) бурьяном. Решись на выход. — Действующему неуклонно
— хулы не будет.
- Безгласность. — В конце концов будет несчастье.
Для того, чтобы понять эту гексаграмму, необходимо обратить внимание на
ее структуру. Здесь все черты, кроме последней шестой, сильные, и шестая,
слабая черта, графически выраженная прерванной чертой, представляет собой
возможность вырваться, выйти, т.е. решаться на что-нибудь. Пять сильных
черт, расположенных снизу и до пятой позиции, представляют собою большое
скопление творческих сил, перед которыми расступаются препятствия. В этом
смысле название гексаграммы, которое условно переведено словом Выход,
должно быть принято еще и как решимость и как прорыв, ибо дальнейшие
тексты показывают данный термин и с этих сторон. Почему здесь может
появиться провыв? Потому что всякое приумножение, которое было указано в
предыдущей ситуации, если оно продолжается все дальше и дальше, может
привести к переразвитию, т.е. к известному переходу через край. Как вода в
сосуде поднимается до краев и дальше уже переливается через них, так и
здесь речь идет о большом подъеме, но таком, который не задерживается уже
в прежней форме, а вырывается из нее. Для того чтобы в такой ситуации
необходимо большое напряжение внутренней правдивости. Всякое высказывание
должно быть обосновано на ней. Только тогда в этом опасном положении можно
найти правильный путь. Для того чтобы найти эту внутреннюю правдивость,
необходимо исходить из самого себя, говорить от своего собственного лица.
Наоборот, если человек стал бы, только пользуясь своими силами, своим
окружением, агрессивно наступать на других, не заботясь совершенно о
самовоспитании, то это привело бы его к самым отрицательным последствиям.
В этом смысле может быть понят текст данного афоризма:
Выход. Поднимаешься до царского двора. Правдиво возглашай. А если и будет
опасность, то говори от своего города. Неблагоприятно браться за оружие.
Благоприятно иметь куда выступить.
1
Мы видели, что первые пять позиций заняты здесь все сильными чертами.
Конечно, они символизируют большую мощь, но на первой позиции эта мощь еще
только в самом начале своего проявления, и здесь возможен как
благоприятный, так и неблагоприятный исход. Во всяком случае, если
предпринять какие-нибудь действия, только потенциально владея большой
творческой силой, то, может быть, победа и не будет достигнута, хотя при
малом действии она могла бы быть достигнута. Если человек такой не
обеспечит себе победы, то это послужит поводом для того, что его будут
хулить. Поэтому в тексте сказано:
В начале сильная черта. Мощь в передней части пальцев на ногах. Если
выступишь и не победишь, будет хула.
2
Вторая позиция предшествует окончанию первого этапа, которое намечается в
третьей. Поэтому для второй позиции уместен образ сумерек и ночи, который
упоминается в тексте данного афоризма. Но если даже эти сумерки и ночь
вызывают настроение страха, то все же здесь в самом гармоническом образе
сочетаются творческие силы, который уже указывались выше. Они, собственно
говоря, и являются тем орудием, которым человек мог бы действовать. Однако
выше было указано, что действие оружием не может привести к благоприятному
исходу. Это может сильно испугать человека. Поскольку данная позиция
представляет собой уравновешенность и гармоничность, постольку «Книга
Перемен» ободряет здесь указанием на излишность страха. В тексте здесь мы
читаем:
Сильная черта на втором месте. Опасливо возглашай. В сумерки и ночь будет
действие оружия — не бойся.
3
То, что было хорошо на предыдущей позиции, уже становится неблагоприятным
на следующей, ибо время миновало. Кроме того, если первая позиция, как
нижняя в первой триграмме, связывалась с образами пальцев на ногах, то
верхняя в первой триграмме, т.е. третья, связывается с образом скул. По
ходу самой ситуации здесь действия не могут быть благоприятными. Однако
вся ситуация должна быть исполнена сил, решимости. И поэтому, даже
предвидя опасность и несчастливость исхода, благородный человек, т.е.
этически полноценный человек, должен решиться на действия здесь. Пусть он
будет совершенно одинок, он должен пройти через период известного
разрушения, ломки прежних обстоятельств и создание новых. Мы уже
встречались с образом дождя как разрешения нависших туч. Здесь опять
упоминается этот образ, но упоминается не как плодотворный дождь, а как
дождь, от которого человека люди, недоразвитые в этическом отношении,
могут быть ему неприятны. Однако поскольку он понимает возможность и
необходимость и необходимость такого положения и, тем не менее, действует
так, как велят его моральные убеждения, то никто не осмелится сказать о
его неправоте. Текст высказывает это в следующих словах:
Сильная черта на третьем месте. Мощь в скулах. Будет несчастье. Но
благородный человек решается на выход. Он одиноко идет и встречает дождь.
Если он и промокнет, то будет досадно, но хулы не будет.
4
Четвертая черта имеет своим основанием первую в силу закона соответствия
позиций. Поскольку первая черта расположена значительно ниже четвертой,
постольку она символизирована в нашем тексте в образе крестца. Первая
позиция занята было сильной чертой. Сила рассматривается в символике
«Книге Перемен» иногда (как, например, в данном случае) как твердость,
т.е. в применении к человеческому телу как кости, лишенные мускулов. Это
уже поможет нам понять своеобразный афоризм, приписанный данной позиции.
Он дан только для того, чтобы указать на трудность действия на данной
позиции. Человек здесь сам действовать вряд ли сможет, потому что
четвертая черта представляет собою лишь переходный период к следующей, на
которой, собственно говоря, достигается возможность решиться на тот выход.
Который указывается в общем, афоризме гексаграммы. Кроме того, для
понимания последней фразы данного афоризма надо принять во внимание, что
неверное положение человека, свойственного данной позиции, вряд ли может
гарантировать доверчивое отношение к нему со стороны окружающих. В тексте
здесь мы читаем:
Сильная черта на четвертом месте. У кого на крестце нет мускулов, тот идет
с большим трудом. Пусть лучше его тянут, как барана, тогда раскаяние
исчезнет. Если услышишь эти речи, то не поверишь им.
5
Пятая, высшая черта среди сильных черт, стоит непосредственно перед тем,
что символизирует, провыв, решительность и выход. Она — эта пятая черта —
должна быть вознесена на каком-то холме. Поверхность его покрыта шестой,
слабой чертой, которая символизирована в образе мягкой травы — шпината.
Для того чтобы совершить правильно этот выход, нужно только сохранить то
качество, которое свойственно было и в предыдущем, а именно умение идти
неуклонно по правому пути. Тогда только вся ситуация может быть направлена
на благоприятный исход. Об этом текст говорит:
Сильная черта на пятом месте. Холм, поросший шпинатом. Решись на выход.
Действующему неуклонно хулы не будет.
6
Верхняя триграмма здесь — «разрешение». Графический анализ знака дуй
приводит к выводу, что здесь первоначально был изображен человек с
раскрытым ртом. Потому этот знак в некоторых контекстах имеет значение
«говорить«, «возглашать». Этим, конечно, объясняется и то, что речь
указывалась в общем, афоризме, и здесь, в самой характерной черте верхней
триграммы, опять говорится о речи. Однако говорится о ней не так, как
говорилось в начале, потому что здесь весь процесс решимости и выхода (а
речь является тоже известным откровением себя, т.е. выходом вовне)
приходит к своему завершению. Потому здесь никакого возглашения уже не
может быть. С этой стороны данная позиция стоит в противоречии со всем
ходом данной ситуации. И можно сказать о неблагоприятности ее, кроме того,
в ней именно намечается следующая ситуация, ситуация противоречия,
перечения. Поэтому сравнительно краткий текст говорит здесь:
Наверху слабая черта. Безгласность. В конце концов будет несчастье.
Во внешнем — Погружение и опасность, во внешнем — Творчество и крепость.
Творчество во внутреннем приводит к опасности во внешнем. Лучше
прекратить этот процесс, чтобы не было еще хуже. Лучше выйти
сейчас:
промокнешь, но хулы не будет.
Интерпретация Хейслип
В настоящий период вы удачливы, но существует возможность
совершить ошибку и оттолкнуть от себя тех, кто обычно помогал вам,
и все это из-за вашего собственного упрямства. Будьте терпимее
в отношениях с ними, и старайтесь сами идти им навстречу. Вполне
возможно, что в этот период вы полюбите человека, о котором сейчас
даже и не думаете. Это, конечно, окажет влияние на ваше дальнейшее
поведение. Не играйте в азартные игры.
  11. Тай. РасцветКанонический текcт
Малое отходит, великое приходит. Счастье, развитие.
- (Когда) рвут тростник, (другие) стебли (тянутся за ним), так как
он (растет) пучком. — Поход — к счастью.
- Охвати и окраины. Надо всплыть на реке. Не оставляй дальних, (ибо
личной) дружбе — конец. Обретешь награду за целеустремленные действия.
- Нет глади, (которая осталась бы) без выбоин; нет ухода без возвращения.—
В трудностях будь стойким — хулы не будет. Не печалься о своей правде. —
В пище будет благополучие.
- Стремительный полет. — Не разбогатеешь из-за своих соседей. Нет запретов
в силу правдивости.
- Государь И отправлял невесту, и от этого была благословенность.-
Изначальное счастье.
- Городской вал опять (обрушится) в ров. — Не действуй войском. В своем
городе изъявляй свою волю. Стойкость — к сожалению.
Пожалуй, ни в одной гексаграмме не встречаются столь гармоническое
соотношение основных категорий — Света и Тьмы, как это дается в данной
гексаграмме; хотя обе силы — Свет и Тьма — признаются равноценными, но все
же теоретическое предпочтение отдается активной, центробежной силе Света
перед пассивной, центростремительной силой Тьмы. Это выражается в том, что
сила Света называется иногда (как в данном случае) великим, а сила Тьмы —
малым. Силе Света присуще стремление ввысь, тогда как сила Тьмы тяготеет
вниз. Но в мире события происходят во благо лишь при гармоническом
сочетании обеих сил, которые идеально предрасположены к взаимодействию.
Одностороннее переразвитие одной из них за счет другой приводит к пагубным
последствиям. В данной гексаграмме вся сила Света сосредоточена внизу, а
сила Тьмы — наверху. Поэтому, если принять во внимание указанные выше
направленности их движения: Свет — вверх, а Тьма — вниз, то ясно, что
здесь, чем где-либо, они приходят во взаимодействие, имея самый широкий
доступ друг к другу. Можно это рассматривать и с другой стороны:
внутреннее здесь заполнено чистой силой творчества, а вовне ему предстоит
исполнение, т.е. полная возможность осуществления творческого замысла,
которому ничто не оказывает сопротивления, а внешняя среда в полнейшей
податливости подчиняется ему. Поэтому неудивительно, что эта максимальная
возможность созидания в традиции ицзинистов приурочена к весне как к
периоду максимального развития творчества в природе. По мифологическим
воззрениям Китая, весной активная сила Света действует изнутри, от корня
растений, обусловливая их рост, а сила Тьмы, как материя, обрастает ее и
сообщает внешнюю видимость, реализованность творящей силе Света, как бы
облекает ее, и она получает возможность полнейшего развития, ибо в данной
ситуации приходит все великое, а ничтожное — отходит. Однако это не может
длиться вечно, это лишь временная ситуация, которая, как весна осенью,
должна смениться противоположной ситуацией, выраженной в следующей (12)
гексаграмме. В их чередовании выражается природный ритм, в котором
разрушение столь же необходимо, как и созидание. Тут невольно вспоминаются
слова Гете: «Природа изобрела смерть, чтобы иметь много жизни». — В
переводе на понятия, касающиеся процесса познания, — это та ситуация,
когда после наступления достигается полная гармония между накопленным
прежде знанием, приобретенным вновь, до такой степени, что грань между
ними стирается, и они представляют собой единую сумму знания, стоящего к
тому же в полной гармонии к его осуществлению. Такой понимание возникает в
произведениях комментаторов больше из общей теории и из образа самой
гексаграммы, чем из весьма лаконичного текста:
Расцвет. Малое уходит, великое приходит. Счастье. Развитие.
1
Здесь начинает свое действие сила Света, идущая снизу вверх, изнутри
наружу. Ее действие не ограничивается одной этой позицией, но
распространяется и на следующие, занятые той же силой Света. Она здесь
увлекает за собой все, органически связанное с ней. Если каждой силой и
вызывается к жизни противодействие, то здесь — тот момент, когда оно
подчинено. Но противодействие может быть как внутренним, выступающим,
например, в сфере этики (как соблазн, действующий внутренне), так что,
пока оно не разоблачено, оно предстает как собственное волеизъявление
деятеля, так и внешним, не увлекающим деятеля, а подавляющим его.
Увлечение и насилие — вот два, так сказать, искусителя, отклоняющие
деятеля от его нормального пути. На данной позиции, представляющей
наибольшую глубину внутренней сферы деятеля, в ситуации победы над
сопротивлением и гармонического единства противоположностей, это победа в
первую очередь над внутренним искушением. В результате ее и внешнее
давление становится вполне преодолимым, и поход против него должен
увенчаться успехом. Поэтому Центральное стремление вовне здесь закономерно
и приносит лучшие плоды. В тексте это облечено в следующий образ:
В начале сильная черта. Когда рвут тростник, то (другие стебли) тянутся за
ними, так как он растет пучком. Поход — к счастью.
2
В кульминации внутреннего раскрытия творческой силы Света она должна
простираться решительно на все. Ею должна быть охвачена даже периферия,
даже самые упадочные элементы должны быть приняты ею так же, как и те, что
полны решимости и силы, те, которые отваживаются «всплыть на реке» —
выбиться в жизни. Здесь недостаточно ограничиться содействием близким,
родственным силам, как это было на предыдущей ступени. При универсальности
действия силы творчества на данной ступени ее развития не должны быть
оставлены и «дальний», ибо здесь гибнет самое понятие личных
привязанностей, как и все, ограничивающее личными интересами
универсальность и объективный размах творчества. Такая личная дружба линь
помешала бы целеустремленности — качеству, которое здесь заслуживает
особого поощрения, ибо целью здесь является творческое воздействие на все,
окружающее деятеля. При таких условиях уже ничто вовне не может оказать
подавляющего действия на него, и тем самым и внутренний аспект сил
сопротивления не может совратить его, ибо вся его устремленность
направлена вовне. Текст развивает эти мысли следующей формулой:
Сильная черта на втором месте. Охвати и окраины. Примени всплывающих на
реке. Не оставляй дальних. (Личной) дружбе — конец. Удостоишься похвалы за
целеустремленные действия.
3
Даже в такой удачной ситуации кризис все же остается кризисом, ибо здесь
впервые совершается реально переход от внутреннего к внешнему. Здесь
творчество соприкасается с окружающей средой, в которой оно должно
проявиться. Это не может быть лишено трудностей, и, как напоминание об
ограниченности во времени всякого творчества, звучат первые слова текста,
ясные и без комментария. Но стойкость самой силы творчества дает здесь
возможность перенести трудности. Внутренняя правдивость творчества здесь
столь органически присуща ему, что оказывается излишним заботиться о ней,
ибо недостатка в силах, питающих ее, не будет. В этом смысле понимается
текст:
Сильная черта на третьем месте. Нет глади (которая осталась бы) без
выбоин; нет ухода без возвращения. Если в трудностях будешь стойким, — то
хулы не будет. Не печалься о своей правде: в пище будет благополучие.
4
Мы видели, что в данной гексаграмме выступают во взаимном движении
навстречу сила Света и сила Тьмы. Последней присуще стремление вниз.
Здесь, на четвертой позиции, начинает впервые действовать сила Тьмы.
Поэтому здесь особенно выражается ее стремительный полет вниз. Сущность
исполнения — совершенно податливая и пластичная материя стремится облечь
творческий импульс, поднимающийся снизу. Только совместно с ним может
действовать сила Тьмы. Сама по себе она не насыщена действительностью, она
«не богата». Но если деятельность творчества не встречает никаких
препятствий и все его силы могут действовать совместно, начиная с первого
импульса (как это показано в тексте первой черты данной гексаграммы), то и
сила Тьмы здесь не задержится ничем в своем стремлении к творческой силе
Света. «Соседи» силы, действующей на данной позиции, — такие же силы Тьмы
на двух верхних позициях, — совершенно согласованы с ней. Поэтому и здесь,
как и на первой позиции, не требуется никакого предупреждения, например, о
необходимости искренних отношений с окружающими. Они здесь охвачены тем же
стремлением, и правдивость отношений здесь, разумеется, сама собой.
Благодаря этому здесь возможна столь полная победа над противоборствующими
силами, что они, будучи здесь подчинены полной гармонии достигнутого
прежде и приобретенного в настоящем, из противника превращаются в
союзника. Преодоленное сопротивление становится движущей силой. — Здесь
имеется в виду тот момент в процессе познания, когда знание, накопленное
прежде, превращается из суммы идей, отличных от содержания нового
познания, в сумму идей, включенных с ним в единую систему и поэтому
поддерживающих его. Необходимо оговориться, что такое понимание текста
свойственно лишь комментаторам избранной нами приватной, критической школы
(особенно Вань И и Дяо Бао. Такие столпы официальной ортодоксии, как Чэн
И-чуано и Чжу Си, понимают это место совершенно иначе, деля фразы текста
иными знаками препинания, расставленных в иных местах. Но , как
справедливо указал уже Дяо Бао, оба они совершают грубую филологическую
ошибку, не учитывая древнейшего комментария «Сяо сян-чжуано»). Все эти
мысли выражены в тексте так:
Слабая черта на четвертом месте. Стремительно летящие вниз не богатые, (но
все они) из-за своей близости не (нуждаются) в предупреждении о
правдивости .
5
Уже на предыдущей ступени сила данной ситуации расцвета сказывается в ток,
что все тормозящие воздействия могут быть претворены в благотворные. На
данной позиции это достигает еще большей интенсивности благодаря тем
качествам, которые символизированы здесь. Это, во-первых, качество
податливости, отсутствия косности (слабая черта) у того, кто занимает
(пятую) позицию внешней, выявленной (верхняя триграмма) кульминации.
Во-вторых, это качество взаимопонимания высших и низших (выраженное в
«соответствии»). Такими качествами характеризуется, например, правитель,
не отрывающийся от управляемых им подданных, а наоборот, вступающий с ними
в самое тесное общение, роднящийся с ними. Это выражено в легенде о царе
И, отдавшем дочерей замуж за своих подданных, которым они, как жены,
должны были подчиниться, несмотря на свое происхождение. — Как бы ни было
возвышенно вновь приобретенное познание, — как бы ни были глубоки
заблуждения в прежде накопленном опыте, — здесь между ними происходит
такая гармонизация, что заблуждения уже не оказывают отрицательного
действия, и сама их ошибочность может быть использована для положительного
опыта, поскольку здесь полностью познана их ошибочность. Это возможно лишь
при конечной беспристрастности субъекта. В тексте здесь даны следующие
образы:
Слабая черта на пятом месте. Царь И выдал замуж своих дочерей и так
благословил (их) на изначальное счастье.
6
Уже указывалось, что даже этот максимальный расцвет есть лишь одна из
ситуаций. Как временная ситуация, он не может длиться вечно, а естественно
должен закончиться, т.е. перейти в свою противоположность — в упадок,
которому посвящена следующая гексаграмма. В самом деле, если каждая
гексаграмма изображает развитие данной ситуации во времени, а пятая
позиция выражает максимум этого развития, то шестая позиция уже может
выражать только упадок, только снижение достигнутых результатов. Кроме
того, это верхняя черта триграммы, исполнению которой свойственна как раз
не сила, а слабость (слабые черты), поэтому здесь интенсивнее чем где-либо
проявляется слабость субъекта. Все, что было ему подчинено на предыдущих
ступенях, начинает выходить из подчинения, приобретает самостоятельность,
и начинается распад. Он происходит с необходимостью, и к этому надо
отнестись, как, например, к естественному наступлению осени в круговороте
года. Во всяком случае, при слабости субъекта попытка применить войско не
приведет его к добру. Его воля не будет принята к исполнению, а, наоборот,
все ему подчинявшееся начнет изъявлять свою собственную волю: «из городов
будет изъявлена воля». Но не только активное вмешательство силой здесь не
приводит к благим последствиям. Даже одно косное и пассивное желание
сохранить достижение прошлого — здесь безрезультатно, ибо время упадка уже
наступает, а косное сохранение прошлого лишь задерживает в этом периоде
склонения к упадку. Будет лишь потеряно непроизводительно время, о котором
придется пожалеть. Текст это выражает так:
Наверху слабая черта. Городской вал (падает) обратно в ров. Не применяй
войско. Из мелких городов будет изъявлена (собственная их) воля. Стойкость
— к сожалению.
Во внешнем — Исполнение и самоотдача, во внутреннем — Творчество и
крепость. Для ничтожного поход и любое начинание — к счастью, потому что
внешнее будет закономерно подчиняться его творчеству. Но для
совершенномудрого отсутствие проявлений абсолюта во внешнем — к
сожалению.
Интерпретация Хейслип
Не стоит забывать своих друзей, когда счастье явно благоволит вам и
карьера ваша продвигается вперед. Но в то же время не
будьте легкомысленны и небрежны. Если вы хотите, чтобы везение и
успех сопутствовали вам как можно дольше, попробуйте подкрепить их
успехами в других областях. Желание ваше исполнится, но не торопитесь
и не старайтесь искусственно ускорить ход событий. Сейчас вы,
по-видимому, склонны сорить деньгами. Удерживайте себя, не переоценивайте
свои финансовые возможности.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого