
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  43. Гуай. ВыходКанонический текcт
Поднимешься до царского двора. Правдиво возглашай. (А если и) будет
опасность, (то) говори от своего города. Неблагоприятно браться за оружие.
Благоприятно иметь, куда выступить.
- Мощь в передней (части) пальцев на ногах. (Если) выступишь, (то)
не победишь. — Будет хула.
- Опасливо возглашай. В сумерках и ночью (будет) действие оружия.
— Не бойся.
- Мощь в скулах. — Будет несчастье,(но) благородный человек решается
на выход. (Он) одиноко идет и встречает дождь. Если (он и) промокнет,
(то) будет досадно, (но) - хулы не будет.
- (У кого на) ягодицах нет мышц, тот идет с большим трудом. (Пусть
лучше его) тянут, (как) барана. Раскаяние исчезнет. — (Если) услышишь речи
— не верь.
- Холм, (поросший) бурьяном. Решись на выход. — Действующему неуклонно
— хулы не будет.
- Безгласность. — В конце концов будет несчастье.
Для того, чтобы понять эту гексаграмму, необходимо обратить внимание на
ее структуру. Здесь все черты, кроме последней шестой, сильные, и шестая,
слабая черта, графически выраженная прерванной чертой, представляет собой
возможность вырваться, выйти, т.е. решаться на что-нибудь. Пять сильных
черт, расположенных снизу и до пятой позиции, представляют собою большое
скопление творческих сил, перед которыми расступаются препятствия. В этом
смысле название гексаграммы, которое условно переведено словом Выход,
должно быть принято еще и как решимость и как прорыв, ибо дальнейшие
тексты показывают данный термин и с этих сторон. Почему здесь может
появиться провыв? Потому что всякое приумножение, которое было указано в
предыдущей ситуации, если оно продолжается все дальше и дальше, может
привести к переразвитию, т.е. к известному переходу через край. Как вода в
сосуде поднимается до краев и дальше уже переливается через них, так и
здесь речь идет о большом подъеме, но таком, который не задерживается уже
в прежней форме, а вырывается из нее. Для того чтобы в такой ситуации
необходимо большое напряжение внутренней правдивости. Всякое высказывание
должно быть обосновано на ней. Только тогда в этом опасном положении можно
найти правильный путь. Для того чтобы найти эту внутреннюю правдивость,
необходимо исходить из самого себя, говорить от своего собственного лица.
Наоборот, если человек стал бы, только пользуясь своими силами, своим
окружением, агрессивно наступать на других, не заботясь совершенно о
самовоспитании, то это привело бы его к самым отрицательным последствиям.
В этом смысле может быть понят текст данного афоризма:
Выход. Поднимаешься до царского двора. Правдиво возглашай. А если и будет
опасность, то говори от своего города. Неблагоприятно браться за оружие.
Благоприятно иметь куда выступить.
1
Мы видели, что первые пять позиций заняты здесь все сильными чертами.
Конечно, они символизируют большую мощь, но на первой позиции эта мощь еще
только в самом начале своего проявления, и здесь возможен как
благоприятный, так и неблагоприятный исход. Во всяком случае, если
предпринять какие-нибудь действия, только потенциально владея большой
творческой силой, то, может быть, победа и не будет достигнута, хотя при
малом действии она могла бы быть достигнута. Если человек такой не
обеспечит себе победы, то это послужит поводом для того, что его будут
хулить. Поэтому в тексте сказано:
В начале сильная черта. Мощь в передней части пальцев на ногах. Если
выступишь и не победишь, будет хула.
2
Вторая позиция предшествует окончанию первого этапа, которое намечается в
третьей. Поэтому для второй позиции уместен образ сумерек и ночи, который
упоминается в тексте данного афоризма. Но если даже эти сумерки и ночь
вызывают настроение страха, то все же здесь в самом гармоническом образе
сочетаются творческие силы, который уже указывались выше. Они, собственно
говоря, и являются тем орудием, которым человек мог бы действовать. Однако
выше было указано, что действие оружием не может привести к благоприятному
исходу. Это может сильно испугать человека. Поскольку данная позиция
представляет собой уравновешенность и гармоничность, постольку «Книга
Перемен» ободряет здесь указанием на излишность страха. В тексте здесь мы
читаем:
Сильная черта на втором месте. Опасливо возглашай. В сумерки и ночь будет
действие оружия — не бойся.
3
То, что было хорошо на предыдущей позиции, уже становится неблагоприятным
на следующей, ибо время миновало. Кроме того, если первая позиция, как
нижняя в первой триграмме, связывалась с образами пальцев на ногах, то
верхняя в первой триграмме, т.е. третья, связывается с образом скул. По
ходу самой ситуации здесь действия не могут быть благоприятными. Однако
вся ситуация должна быть исполнена сил, решимости. И поэтому, даже
предвидя опасность и несчастливость исхода, благородный человек, т.е.
этически полноценный человек, должен решиться на действия здесь. Пусть он
будет совершенно одинок, он должен пройти через период известного
разрушения, ломки прежних обстоятельств и создание новых. Мы уже
встречались с образом дождя как разрешения нависших туч. Здесь опять
упоминается этот образ, но упоминается не как плодотворный дождь, а как
дождь, от которого человека люди, недоразвитые в этическом отношении,
могут быть ему неприятны. Однако поскольку он понимает возможность и
необходимость и необходимость такого положения и, тем не менее, действует
так, как велят его моральные убеждения, то никто не осмелится сказать о
его неправоте. Текст высказывает это в следующих словах:
Сильная черта на третьем месте. Мощь в скулах. Будет несчастье. Но
благородный человек решается на выход. Он одиноко идет и встречает дождь.
Если он и промокнет, то будет досадно, но хулы не будет.
4
Четвертая черта имеет своим основанием первую в силу закона соответствия
позиций. Поскольку первая черта расположена значительно ниже четвертой,
постольку она символизирована в нашем тексте в образе крестца. Первая
позиция занята было сильной чертой. Сила рассматривается в символике
«Книге Перемен» иногда (как, например, в данном случае) как твердость,
т.е. в применении к человеческому телу как кости, лишенные мускулов. Это
уже поможет нам понять своеобразный афоризм, приписанный данной позиции.
Он дан только для того, чтобы указать на трудность действия на данной
позиции. Человек здесь сам действовать вряд ли сможет, потому что
четвертая черта представляет собою лишь переходный период к следующей, на
которой, собственно говоря, достигается возможность решиться на тот выход.
Который указывается в общем, афоризме гексаграммы. Кроме того, для
понимания последней фразы данного афоризма надо принять во внимание, что
неверное положение человека, свойственного данной позиции, вряд ли может
гарантировать доверчивое отношение к нему со стороны окружающих. В тексте
здесь мы читаем:
Сильная черта на четвертом месте. У кого на крестце нет мускулов, тот идет
с большим трудом. Пусть лучше его тянут, как барана, тогда раскаяние
исчезнет. Если услышишь эти речи, то не поверишь им.
5
Пятая, высшая черта среди сильных черт, стоит непосредственно перед тем,
что символизирует, провыв, решительность и выход. Она — эта пятая черта —
должна быть вознесена на каком-то холме. Поверхность его покрыта шестой,
слабой чертой, которая символизирована в образе мягкой травы — шпината.
Для того чтобы совершить правильно этот выход, нужно только сохранить то
качество, которое свойственно было и в предыдущем, а именно умение идти
неуклонно по правому пути. Тогда только вся ситуация может быть направлена
на благоприятный исход. Об этом текст говорит:
Сильная черта на пятом месте. Холм, поросший шпинатом. Решись на выход.
Действующему неуклонно хулы не будет.
6
Верхняя триграмма здесь — «разрешение». Графический анализ знака дуй
приводит к выводу, что здесь первоначально был изображен человек с
раскрытым ртом. Потому этот знак в некоторых контекстах имеет значение
«говорить«, «возглашать». Этим, конечно, объясняется и то, что речь
указывалась в общем, афоризме, и здесь, в самой характерной черте верхней
триграммы, опять говорится о речи. Однако говорится о ней не так, как
говорилось в начале, потому что здесь весь процесс решимости и выхода (а
речь является тоже известным откровением себя, т.е. выходом вовне)
приходит к своему завершению. Потому здесь никакого возглашения уже не
может быть. С этой стороны данная позиция стоит в противоречии со всем
ходом данной ситуации. И можно сказать о неблагоприятности ее, кроме того,
в ней именно намечается следующая ситуация, ситуация противоречия,
перечения. Поэтому сравнительно краткий текст говорит здесь:
Наверху слабая черта. Безгласность. В конце концов будет несчастье.
Во внешнем — Погружение и опасность, во внешнем — Творчество и крепость.
Творчество во внутреннем приводит к опасности во внешнем. Лучше
прекратить этот процесс, чтобы не было еще хуже. Лучше выйти
сейчас:
промокнешь, но хулы не будет.
Интерпретация Хейслип
В настоящий период вы удачливы, но существует возможность
совершить ошибку и оттолкнуть от себя тех, кто обычно помогал вам,
и все это из-за вашего собственного упрямства. Будьте терпимее
в отношениях с ними, и старайтесь сами идти им навстречу. Вполне
возможно, что в этот период вы полюбите человека, о котором сейчас
даже и не думаете. Это, конечно, окажет влияние на ваше дальнейшее
поведение. Не играйте в азартные игры.
  30. Ли. СияниеКанонический текcт
Благоприятна стойкость. Свершение. Разводить коров к счастью.
- Путаница поступков. — Но (если) отнесешься к ним серьезно, хулы не
будет.
- Желтое сияние. — Изначальное счастье.
- Сияние солнечного заката. Если не песня под постукивание по глиняному
кувшину, то вздохи глубокого старца. — Несчастье.
- Внезапно наступает это! Сгорание, отмирание, отвержение!
- Выступившие слезы льются потоком. (Но будут сочувственные) вздохи
близких. — Счастье.
- Царю надо выступить в карательный поход. Будет радость. (Ему надо)
казнить главарей и переловить тех, кто не предан ему. — Хулы не будет.
Данная гексаграмма состоит из двух триграмм, одноименных с названием
гексаграммы. По символике образов «Книги Перемен» триграмма ли является
знаком огня. Отсюда и название, которое указано выше. С другой стороны, с
древнейших времен комментаторы указывают на то, что огонь не существует
сам по себе, а он цепко держится за горящий материал. Поэтому слово ли
имеет также значение «крепко держаться за что-нибудь». Поэтому
комментаторская литература подчеркивает обозначение этого термина и
говорит о том, что в предыдущей ситуации, где все окружение действующего
человека напоминало опасность, бездну, где ничто не поддерживало его,
нужно было добиться и найти внутреннюю правду. Здесь уже все это сделано и
нужно только научиться крепко, держаться найденной внутренней правды. Это
умение, держаться, которое в предыдущей ситуации выступает лишь как
побочное качество действующего человека, здесь выделено как особая
самостоятельная ситуация. Поэтому здесь говорится об умении придерживаться
той истины, которая найдена в предыдущем. Придерживаться необходимо с
полной стойкостью, ибо только это может гарантировать правильное развитие
и свершение того, что должно быть свершено в данном положении. Кроме того,
для понимания данного текста необходимо принимать во внимание, что по
символике животных в «Книге Перемен» корова является податливой
исполнительности, но исполнительности, не лишенной мощи. Кроме того, то,
что корова может родить теленка, указывает на возможность из данной
ситуации перейти к чему-то новому, иному. Только принимая это во внимание,
можно понять несколько неожиданный и бессвязный образ, данный в тексте:
Сияние. Благоприятна стойкость. Свершение. Разводить коров — к счастью.
1
Когда наше познание направлено на приобретение новых сведений, то,
несмотря на наличие знания, накопленного прежде, наши поступки и наши
познавательные акты могут быть еще лишены систематичности. Здесь еще
вполне возможна путаница, о которой говорит текст. Даже напряженная наша
деятельность в данном состоянии может привести нас к некоторой
неудовлетворительности ее, но эта неудовлетворительность, как и ошибки
предыдущего опыта, должны быть уничтожены в самый момент их появления.
Нужно бдительное и строгое отношение к себе, чтобы предупреждать ошибки,
чем исправлять их после того, как они уже совершены. Так, текст говорит об
этом следующее:
В начале слабая черта. Путаница поступков. Но если отнесешься к ним с
серьезностью, хулы не будет.
2
Во второй гексаграмме мы уже видели на других ступенях, что желтый цвет
является символом уравновешенности и серединного положения черты, которая,
как известно, идет изнутри вовне. Так и качество данной позиции из
внутреннего центра исходит вовне. Качество второй позиции как нельзя более
совпадает с качеством данной гексаграммы в целом. Поэтому текст здесь
чрезвычайно лаконично говорит только о благоприятности ситуации вокруг
человека:
Слабая черта на втором месте. Желтое сияние. Изначальное счастье.
3
Поскольку третья позиция является концом нижней триграммы и переходом к
следующей, постольку в ней совершенно естественно появление образа заката,
будет ли это закат, понимаемый реально, или закат, понимаемый в переносном
смысле. Только средняя фраза о песне, по всей вероятности, является
позднейшей вставкой в текст, и поэтому ее довольно пояснить рациональным
образом. Но песня-аккомпанемент такого «постукивания по глиняному
кувшину», очень может быть, является также мотивом, который встречаем уже
в притчах Чжуан-чзы, где говорится о том, как на закате своих дней,
похоронив жену, Чжуан-чзы распевал под такой аккомпанемент. Итак, текст
говорит здесь:
Сильная черта на третьем месте. Сияние солнечного заката. Если не песня
под постукивание по глиняному кувшину, то вздохи глубокого сердца.
Несчастье.
4
В первой гексаграмме мы рассматривали четвертую позицию как сильный,
внезапный порыв от прошлого к будущему. Здесь та же динамика звучит в
афоризме данной черты. Все, что было, все, что найдено на предыдущих
ступенях, должно сгореть и быть отвергнутым. Здесь говорится только о
материале, который горит, ибо все здесь для того, чтобы само горение,
горение, выраженное во второй черте. Поэтому текст только констатирует:
Сильная черта на четвертом месте. Внезапно наступает это! Сгорание,
отмирание, отверженность.
5
Если нижняя триграмма рассматривает огонь с точки зрения его сияния, то
верхняя скорее рассматривает его с точки зрения сгорания, ибо оно не
внутреннее качество огня, не сам он, а лишь условие его существования. И
поскольку пятая позиция больше других выражает подлинные качества верхней
триграммы, постольку здесь с особенной силой дан образ сгорания. Но для
наличия огня необходимо сгорание. Можно только сочувствовать тому, что
сжигается. Так, можно только сочувствовать опыту предыдущего познания,
который служит лишь топливом, материалом для нового познания. В общем же
ситуация, взятая в контексте со второй позицией, дает утверждение
счастливого исхода. Об этом говорит и текст:
Слабая черта на пятом месте. Выступившие слезы льются потоком. Но будут
сочувственные вздохи близких. Счастье.
6
С одной стороны, сиянию свойственно излучение вовне, уничтожение
окружающей тьмы. С другой стороны, верхняя черта символизирует выход за
пределы, вне данной ситуации. Поэтому совершенно понятно, что текст,
сложившийся в условиях раннего феодализма, по-своему выражает это
настроение:
Наверху сильная черта. Царю надо выступить в карательный поход. Будет
радость. Ему надо казнить главаря и переловить тех, кто не предан ему.
Хулы не будет.
Сцепление и ясность как во внешнем, так и во внутреннем. Все проявления
абсолюта органично связаны посредством закономерностей. Ничтожный
человек может этих
закономерностей не постичь и в его поступках появится
путаница, но если отнестись к происходящему более серьезно и вдумчиво то
в делах будет наведен порядок. А для благородного мужа можно
безбоязненно начинать дело связанные обычно с риском и
неопределенностью — войну, например.
Интерпретация Хейслип
Вам кажется, что все обстоит прекрасно, хотя на самом деле
это не так. Скорее, вы сейчас сознательно обманываете себя, находясь
в плену иллюзий. Прислушайтесь к советам своего друга. Вы склонны
к тому, чтобы целиком положиться на фортуну, поскольку судьба в данный
момент благоволит к вам. Это впечатление обманчиво, оно может
ввести в заблуждение и нанести вам серьезный ущерб. Желания ваши
исполнятся благодаря вмешательству человека старше вас. Возможно,
вас ожидают крупные успехи в делах, связанных с сочинительством и
посредничеством. Следует прислушаться к тому, что говорят люди.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого