
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  43. Гуай. ВыходКанонический текcт
Поднимешься до царского двора. Правдиво возглашай. (А если и) будет
опасность, (то) говори от своего города. Неблагоприятно браться за оружие.
Благоприятно иметь, куда выступить.
- Мощь в передней (части) пальцев на ногах. (Если) выступишь, (то)
не победишь. — Будет хула.
- Опасливо возглашай. В сумерках и ночью (будет) действие оружия.
— Не бойся.
- Мощь в скулах. — Будет несчастье,(но) благородный человек решается
на выход. (Он) одиноко идет и встречает дождь. Если (он и) промокнет,
(то) будет досадно, (но) - хулы не будет.
- (У кого на) ягодицах нет мышц, тот идет с большим трудом. (Пусть
лучше его) тянут, (как) барана. Раскаяние исчезнет. — (Если) услышишь речи
— не верь.
- Холм, (поросший) бурьяном. Решись на выход. — Действующему неуклонно
— хулы не будет.
- Безгласность. — В конце концов будет несчастье.
Для того, чтобы понять эту гексаграмму, необходимо обратить внимание на
ее структуру. Здесь все черты, кроме последней шестой, сильные, и шестая,
слабая черта, графически выраженная прерванной чертой, представляет собой
возможность вырваться, выйти, т.е. решаться на что-нибудь. Пять сильных
черт, расположенных снизу и до пятой позиции, представляют собою большое
скопление творческих сил, перед которыми расступаются препятствия. В этом
смысле название гексаграммы, которое условно переведено словом Выход,
должно быть принято еще и как решимость и как прорыв, ибо дальнейшие
тексты показывают данный термин и с этих сторон. Почему здесь может
появиться провыв? Потому что всякое приумножение, которое было указано в
предыдущей ситуации, если оно продолжается все дальше и дальше, может
привести к переразвитию, т.е. к известному переходу через край. Как вода в
сосуде поднимается до краев и дальше уже переливается через них, так и
здесь речь идет о большом подъеме, но таком, который не задерживается уже
в прежней форме, а вырывается из нее. Для того чтобы в такой ситуации
необходимо большое напряжение внутренней правдивости. Всякое высказывание
должно быть обосновано на ней. Только тогда в этом опасном положении можно
найти правильный путь. Для того чтобы найти эту внутреннюю правдивость,
необходимо исходить из самого себя, говорить от своего собственного лица.
Наоборот, если человек стал бы, только пользуясь своими силами, своим
окружением, агрессивно наступать на других, не заботясь совершенно о
самовоспитании, то это привело бы его к самым отрицательным последствиям.
В этом смысле может быть понят текст данного афоризма:
Выход. Поднимаешься до царского двора. Правдиво возглашай. А если и будет
опасность, то говори от своего города. Неблагоприятно браться за оружие.
Благоприятно иметь куда выступить.
1
Мы видели, что первые пять позиций заняты здесь все сильными чертами.
Конечно, они символизируют большую мощь, но на первой позиции эта мощь еще
только в самом начале своего проявления, и здесь возможен как
благоприятный, так и неблагоприятный исход. Во всяком случае, если
предпринять какие-нибудь действия, только потенциально владея большой
творческой силой, то, может быть, победа и не будет достигнута, хотя при
малом действии она могла бы быть достигнута. Если человек такой не
обеспечит себе победы, то это послужит поводом для того, что его будут
хулить. Поэтому в тексте сказано:
В начале сильная черта. Мощь в передней части пальцев на ногах. Если
выступишь и не победишь, будет хула.
2
Вторая позиция предшествует окончанию первого этапа, которое намечается в
третьей. Поэтому для второй позиции уместен образ сумерек и ночи, который
упоминается в тексте данного афоризма. Но если даже эти сумерки и ночь
вызывают настроение страха, то все же здесь в самом гармоническом образе
сочетаются творческие силы, который уже указывались выше. Они, собственно
говоря, и являются тем орудием, которым человек мог бы действовать. Однако
выше было указано, что действие оружием не может привести к благоприятному
исходу. Это может сильно испугать человека. Поскольку данная позиция
представляет собой уравновешенность и гармоничность, постольку «Книга
Перемен» ободряет здесь указанием на излишность страха. В тексте здесь мы
читаем:
Сильная черта на втором месте. Опасливо возглашай. В сумерки и ночь будет
действие оружия — не бойся.
3
То, что было хорошо на предыдущей позиции, уже становится неблагоприятным
на следующей, ибо время миновало. Кроме того, если первая позиция, как
нижняя в первой триграмме, связывалась с образами пальцев на ногах, то
верхняя в первой триграмме, т.е. третья, связывается с образом скул. По
ходу самой ситуации здесь действия не могут быть благоприятными. Однако
вся ситуация должна быть исполнена сил, решимости. И поэтому, даже
предвидя опасность и несчастливость исхода, благородный человек, т.е.
этически полноценный человек, должен решиться на действия здесь. Пусть он
будет совершенно одинок, он должен пройти через период известного
разрушения, ломки прежних обстоятельств и создание новых. Мы уже
встречались с образом дождя как разрешения нависших туч. Здесь опять
упоминается этот образ, но упоминается не как плодотворный дождь, а как
дождь, от которого человека люди, недоразвитые в этическом отношении,
могут быть ему неприятны. Однако поскольку он понимает возможность и
необходимость и необходимость такого положения и, тем не менее, действует
так, как велят его моральные убеждения, то никто не осмелится сказать о
его неправоте. Текст высказывает это в следующих словах:
Сильная черта на третьем месте. Мощь в скулах. Будет несчастье. Но
благородный человек решается на выход. Он одиноко идет и встречает дождь.
Если он и промокнет, то будет досадно, но хулы не будет.
4
Четвертая черта имеет своим основанием первую в силу закона соответствия
позиций. Поскольку первая черта расположена значительно ниже четвертой,
постольку она символизирована в нашем тексте в образе крестца. Первая
позиция занята было сильной чертой. Сила рассматривается в символике
«Книге Перемен» иногда (как, например, в данном случае) как твердость,
т.е. в применении к человеческому телу как кости, лишенные мускулов. Это
уже поможет нам понять своеобразный афоризм, приписанный данной позиции.
Он дан только для того, чтобы указать на трудность действия на данной
позиции. Человек здесь сам действовать вряд ли сможет, потому что
четвертая черта представляет собою лишь переходный период к следующей, на
которой, собственно говоря, достигается возможность решиться на тот выход.
Который указывается в общем, афоризме гексаграммы. Кроме того, для
понимания последней фразы данного афоризма надо принять во внимание, что
неверное положение человека, свойственного данной позиции, вряд ли может
гарантировать доверчивое отношение к нему со стороны окружающих. В тексте
здесь мы читаем:
Сильная черта на четвертом месте. У кого на крестце нет мускулов, тот идет
с большим трудом. Пусть лучше его тянут, как барана, тогда раскаяние
исчезнет. Если услышишь эти речи, то не поверишь им.
5
Пятая, высшая черта среди сильных черт, стоит непосредственно перед тем,
что символизирует, провыв, решительность и выход. Она — эта пятая черта —
должна быть вознесена на каком-то холме. Поверхность его покрыта шестой,
слабой чертой, которая символизирована в образе мягкой травы — шпината.
Для того чтобы совершить правильно этот выход, нужно только сохранить то
качество, которое свойственно было и в предыдущем, а именно умение идти
неуклонно по правому пути. Тогда только вся ситуация может быть направлена
на благоприятный исход. Об этом текст говорит:
Сильная черта на пятом месте. Холм, поросший шпинатом. Решись на выход.
Действующему неуклонно хулы не будет.
6
Верхняя триграмма здесь — «разрешение». Графический анализ знака дуй
приводит к выводу, что здесь первоначально был изображен человек с
раскрытым ртом. Потому этот знак в некоторых контекстах имеет значение
«говорить«, «возглашать». Этим, конечно, объясняется и то, что речь
указывалась в общем, афоризме, и здесь, в самой характерной черте верхней
триграммы, опять говорится о речи. Однако говорится о ней не так, как
говорилось в начале, потому что здесь весь процесс решимости и выхода (а
речь является тоже известным откровением себя, т.е. выходом вовне)
приходит к своему завершению. Потому здесь никакого возглашения уже не
может быть. С этой стороны данная позиция стоит в противоречии со всем
ходом данной ситуации. И можно сказать о неблагоприятности ее, кроме того,
в ней именно намечается следующая ситуация, ситуация противоречия,
перечения. Поэтому сравнительно краткий текст говорит здесь:
Наверху слабая черта. Безгласность. В конце концов будет несчастье.
Во внешнем — Погружение и опасность, во внешнем — Творчество и крепость.
Творчество во внутреннем приводит к опасности во внешнем. Лучше
прекратить этот процесс, чтобы не было еще хуже. Лучше выйти
сейчас:
промокнешь, но хулы не будет.
Интерпретация Хейслип
В настоящий период вы удачливы, но существует возможность
совершить ошибку и оттолкнуть от себя тех, кто обычно помогал вам,
и все это из-за вашего собственного упрямства. Будьте терпимее
в отношениях с ними, и старайтесь сами идти им навстречу. Вполне
возможно, что в этот период вы полюбите человека, о котором сейчас
даже и не думаете. Это, конечно, окажет влияние на ваше дальнейшее
поведение. Не играйте в азартные игры.
  32. Хэн. ПостоянствоКанонический текcт
Свершение. Хулы не будет. Благоприятна стойкость. Благоприятно иметь,
куда выступить.
- Углубление в постоянство. — Стойкость — к несчастью. Ничего благоприятного.
- Раскаяние исчезнет.
- Не будешь постоянным в своих достоинствах, (а), может быть, попадешь
с ними в неловкое положение. Стойкость — к сожалению.
- На поле нет дичи.
- Будешь постоянным в своих достоинствах. Стойкость. Для жены счастье.
Для мужа — несчастье.
- Нарушенное постоянство. — Несчастье.
Уже в предыдущей гексаграмме, когда мы говорили о пятой черте, наметилась
тема постоянства. Если бы взаимодействие не было подчинено каким-нибудь
определенным и постоянным ненарушимым и постоянным законам, то оно не
могло бы приобрести своего качества единения. Поэтому как частный момент
предыдущего процесса рассматривается ситуация, имеющая название
постоянства. В переносе на символику семьи это — то постоянство брака, о
котором было сказано в предыдущей гексаграмме при рассмотрении ее в целом.
Однако постоянство имеет своей целью подготовку к дальнейшей деятельности
человека. Поэтому здесь надо иметь в виду не только само постоянство, но и
будущий выход вовне. Это состояние символизировано самим образом триграмм,
которые составляют данную гексаграмму. Внизу в ней помещается триграмма,
которая имеет своим качеством проникновение, даже взаимопроникновение.
Здесь указано та то, что было приобретено как результат взаимодействия на
предыдущей ступени. Верхняя триграмма, которая обозначает выход вовне,
молния, которая имеет своим качеством активнейшую деятельность, т.е. выход
вовне, который проявляется в этой активнейшей деятельности. Но именно в
этой деятельности необходимо особенно строго соблюдать закон постоянства.
Вот почему в тексте данной гексаграммы говорится:
Постоянство. Свершение. Благоприятна стойкость. Хулы не будет.
Благоприятно иметь куда выступить.
1
В предыдущей ситуации важнее всего было обратить внимание на то, чтобы
было взаимодействие. Здесь же, наоборот, акцентируется момент
неподвижности. Но эта неподвижность, как указывается в общем, вступлении,
не должна быть замкнутой исключительно в себе. Если нижняя триграмма
выражает внутренний мир, то первая черта выражает наибольшие глубины этой
внутренней жизни, те глубины, в которых человек замкнут исключительно в
себе. Поэтому данная позиция является символом как раз того замкнутого
пребывания в себе, стойкое соблюдение которого может привести только к
неблагоприятному исходу. Вот почему в «Книге Перемен» мы читаем:
В начале слабая черта. Углубленное постоянство. Стойкость — к несчастью.
Ничего благоприятного.
2
Здесь, по-видимому, испорчен текст, ибо не хватает самого афоризма, а есть
только гадательный вывод из него, который говорит:
Сильная черта на втором месте. Раскаяние исчезнет.
3
Третья позиция, представляющая собою переход к внешней деятельности, в
ситуации, где речь идет о соблюдении постоянства именно во внешней
деятельности, может иметь своим дурным последствием нарушение советов,
т.е. утрату своего постоянства — пребывание стойко на месте. Поэтому текст
здесь звучит предупреждением:
Сильная черта на третьем месте. Не будешь постоянным в своих достоинствах.
А, может быть, попадешь с ними в неловкое положение. Стойкость — к
сожалению.
4
Одно из необходимых качеств охотника, которое для него совершенно
необходимо, — это выдержка и умение выждать. Только тогда он может
рассчитывать добыть на охоте дичь. На четвертой позиции, которая является
первой в триграмме, обозначающей действие, именно постоянство, т.е.
выдержка, может быть утрачено. На языке охотника это может обозначить
неудачную охоту. Все шансы здесь за то, что человек может потерять свое
постоянство при первом переходе к реальной деятельности. Поэтому
лаконичный образ «Книги Перемен» здесь говорит:
Сильная черта на четвертом месте. На поле нет дичи.
5
Если на третьей позиции речь шла об утрате постоянства, то в пятой
позиции, которая является самым интенсивным выявлением данной ситуации,
постоянство достигнуто и существует во всей своей полноте. Но, с точки
зрения китайской традиции, постоянство и пребывание на месте в доме
является по преимуществу деятельностью жены, тогда как муж призван
действовать вовне. Поэтому в данном тексте есть следующие указания:
Слабая черта на пятом месте. Будешь постоянным в своих достоинствах.
Стойкость. Для жены — счастье. Для мужа — несчастье.
6
Поскольку шестая позиция представляет собою конец данной ситуации и
переход к следующей, поскольку здесь основное качество, охарактеризованное
в данной гексаграмме, т.е. постоянство, нарушается. Но это нарушение,
собственно, не должно идти по линии утраты постоянства, ибо, как сказано,
было в начале данной гексаграммы, постоянство должно быть соблюдено в
самой активной деятельности. Поэтому утрата постоянства, о которой говорит
текст, может привести только к неблагоприятному исходу, вот почему в
тексте сказано:
Наверху слабая черта. Нарушенное постоянство. Несчастье.
Во внешнем — Возбуждение и подвижность, во внутреннем — Утончение и
проникновенность. Проникновение во внутреннем несмотря на возбуждение
во внешнем — углубление в постоянство.
Интерпретация Хейслип
Не нужно гнаться за двумя зайцами сразу, буквально разрываясь
на части. Храните выдержку, и все завершиться удачно для вас.
Будьте терпеливы — и желание ваше исполнится. Попытайтесь сейчас
хорошенько разобраться в своих намерениях и планах на будущее. Однако
для новых начинаний момент не слишком подходящий.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого