
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  44. Гоу. ПеречениеКанонический текcт
У женщины — сила. Не показано, (чтобы) брать жену.
- Привяжи к металлическому тормозу. Стойкость — к счастью. (Если будешь)
куда-нибудь выступать, встретишь несчастье. (Но) тощая свинья вправду (будет)
рваться с привязи.
- В охапке есть рыба. — Хулы не будет. Не благоприятно быть гостем.
- (У кого на) ягодицах нет мышц, тот идет с большим трудом. — Опасно,
(но) большой хулы не будет.
- В охапке нет рыбы. — Восставать — к несчастью.
- Ивой покрыты дыни. Затаи (свой) блеск. — И будет (тебе) ниспослано
от неба.
- Перечение — это рога. — Сожаление, (но) хулы не будет.
То противоречие, которое намечалось на последней позиции предыдущей
гексаграммы, здесь рассматривается как основная тема данной ситуации.
Поэтому она и названа Перечение. Но для того чтобы ее правильно понять, а
в особенности для того, чтобы понять присущий ей лаконичный афоризм,
необходимо иметь в виду, что очень часто, как и в данном случае, название
гексаграмм имеет не один, а несколько смыслов. Так, данное слово гоу имеет
значение не только перечения, но означает еще — «царица», понимаемая как
нечто иное по отношению к царю. Поэтому и афоризм говорит о женщине. Это —
время, когда, вопреки обычаю, действует не царь, а царица, на ее стороне
сила. Всякая попытка подчинить ее себе может привести к опасным
последствиям. В переносном смысле слова здесь намечается возможность
концентрации всего того зла, которое было на предыдущих ступенях еще не
окончательно побеждено. На время это зло получает возможность действовать
вновь. Никакой компромисс со злом по существу недопустим. Поэтому здесь не
следует брать жену, которая именно только в данном контексте понимается
как образ этого перечащего зла. Так расшифровывается текст:
Перечение. У женщины сила. Не надо брать жену.
1
Для понимания данного и дальнейшего афоризмов следует принять во внимание
структуру всей гексаграммы. Она представляет собою обращение предыдущей.
Здесь только нижняя черта слабая, все остальные сильные. Первая позиция,
представленная слабой чертой, при своем движении вверх встречает
препятствие в виде сильной второй черты, и препятствие это подтверждено
силами всех дальнейших черт. Движение здесь остановлено, точно привязано к
крепкому тормозу. Само собой, в таких обстоятельствах действиях действия
не могут быть благоприятны. Наоборот, спасти положение может только
стойкое пребывание на месте. Однако тупой и неразвитый человек, хотя бы он
слаб, все же в силу закономерностей движения, отмечавшегося в движении
черт гексаграмм, будет, стремится к действию. Это выражено в образе,
далеко не лестном для такого человека. Так, в тексте здесь мы находим:
В начале слабая черта. Привяжешь к металлическому тормозу. Стойкость к
счастью. Если будешь куда-нибудь выступать, то встретишь несчастье. Но
тощая свинья непременно будет рваться с привязи.
2
Во время всякого перечения действуют одновременно и противоречиво, по
крайней мере, два слагаемых. Между ними, поскольку они различны, проходит
грань. Но всякая грань является одновременно как разграничением, так и
соединением. Таким образом, на второй позиции, где самым интенсивным
образом выступают гармоничность, уравновешенность как внутренние качества,
может быть сказано и о том синтезе, который намечается как
противоположность в периоде противоречия. Рыба — это образ чего-то, чему
не свойственно быть в руках. Здесь говорится о том, что рыба поймана. Так
впервые намечается синтез перечащих сторон. В таких обстоятельствах крайне
неблагоприятным может быть всякое отчуждение. А так как гость понимался в
древнем Китае как чужестранец, то положение гостя, т.е. чего-то чуждого в
данной позиции, было бы неблагоприятно. Вот почему в тексте мы читаем:
Сильная черта на втором месте. В охапке есть рыба. Хулы не будет.
Неблагоприятно быть гостем.
3
Если на предыдущей позиции была под нею слабая первая черта, т.е. не было
препятствий изнутри, то здесь, под третьей чертой, помещается вторая,
сильная черта, которая оказывает изнутри сильное сопротивление. Здесь,
когда время действия второй позиции уже миновало, продолжение ее действия
могло быть понято лишь как косность, которая символизирована в образе, уже
знакомом нам, в образе кости, лишенной мяса. Однако третья позиция, как
позиция кризиса и перехода, не может быть длительным временем. Поэтому
через нее сравнительно быстро может пройти развитие ситуации. Вот почему,
в конечном счете, афоризм данной черты гласит:
Сильная черта на третьем месте. У кого на крестце нет мускулов, тот идет с
большим трудом. Опасно, но большой хулы не будет.
4
Четвертая позиция гораздо дальше от первой, чем вторая, поэтому здесь
повторяется образ второй позиции, но взятый с противоположной стороны.
Здесь все больше и больше развивается перечение, характерное для всей
ситуации, и поэтому все меньше и меньше возможность для синтеза. Всякое
самостоятельное выступление, поскольку оно подчеркивает исключительно свою
правоту, здесь могло быть лишь мешать делу воссоединения. В тексте мы
читаем:
Сильная черта на четвертом месте. В охапке нет рыбы. Восстать — к
несчастью.
5
Пятая позиция расположена высоко над первой, но действие ее должно
простираться до самого низа. Это действие в силу уравновешенности
центральной, пятой позицией должно быть мягким, лишенным всякого насилия.
Автор дает афоризмы в образе ивовых веток, которые гибки, нежны и длинны.
Им противопоставляется тыква как плод, лежащий на земле. Ветки ивы должны
покрывать, свешиваясь сверху, тыкву. В этом образе действие, идущее с
пятой позиции, т.е. от максимального выявления данной ситуации вовне, до
самых глубин ее содержания. Но особенно важно при действии, исходящем из
этой позиции, во имя преодоления добиться гармоничного включения своей
деятельности в среду, окружающую действующего человека. Если пятая позиция
склонна к выявлению себя вовне, то здесь это внешнее проявление должно
быть затаено, спрятано. Не следует думать, что скрывание своих собственных
достоинств может здесь привести к дурным последствиям — к неизвестности
данного человека. Его слава проявится хотя бы в том, что, как говорит
«Книга Перемен», он получит благословение свыше. В таком смысле приходится
понимать образы текста:
Сильная черта на пятом месте. Ивой покрыта тыква. Затаи свой блеск, и
будет тебе ниспослано от неба.
6
Завершение всего процесса перечения выступает как нечто совершенно
непримиримое. Это — движение в разные стороны, окончательно окосневшее в
самом себе. Как рога торчат в разные стороны, так перечащие идут по разным
направлениям. Человеку, занимающему данную позицию, может быть стыдно, и
он может сожалеть о том, что на предыдущих, более благоприятных позициях
не было достигнуто синтеза противоречия. Но поскольку вся ситуация
перечения здесь приходит к концу и намечается переход к следующей, к ее
противоположности, постольку «Книга Перемен дает здесь успокоительный
афоризм:
Наверху сильная черта. Перечение — это рога. Сожаление. Но хулы не будет.
Во внешнем — Творчество и крепость, во внутреннем — Утончение и
проникновение. Непредсказуемые изменения
во внешнем могут вызвать
утончение и пересмотр своих ценностей во внутреннем. Это может привести
к сожалению, но сделает более явственными проявления абсолюта.
Интерпретация Хейслип
Взгляните на себя со стороны: достаточно ли вы сдержанны,
тактичны, терпимы? Отнеситесь внимательно к переменам в контактах
с людьми и попытайтесь оценивать их действия менее критично. Вряд
ли можно ожидать исполнения желаний и надежд. Будьте экономны.
Внутренне подготовьтесь к тому, что скоро последуют неожиданные
события, не сулящие вам ничего благоприятного.
  29. Си-кань. Повторная опасностьКанонический текcт
Обладателю правды — только в сердце свершение. Действия будут одобрены.
- Двойная бездна. Войдешь в пещеру в бездне. — Несчастье.
- В бездне есть опасность. — Добиваясь, кое-что обретешь.
- Придешь или уйдешь — (будет) бездна за бездной. (Пусть и) опасно,
(но) все же есть поддержка. Войдешь в пещеру в бездне. — Не действуй.
- (Всего) кружка вина и чаша (еды), и в придачу нужен (лишь) глиняный
кувшин. Принятие обязательств через окно. — В конце концов хулы не будет.
- Бездна не наполняется. Когда уже выровняешь (ее) — хулы не будет.
- Для связывания нужен канат и аркан. Заключение в чаще терновника. —
И в три года (ничего) не обретешь. Несчастье.
Данная гексаграмма имеет название, которое может быть переведено и понято
двояко: это или опасность, или бездна. Поэтому, если комментаторы уделяют
некоторое внимание пониманию ее через слово опасность, то сам текст
приводит образы бездны на каждом шагу. Появление ее в донном месте текста
объясняется тем, что предыдущее состояние, указанное в ряде ближайших
гексаграмм, дает образ сравнительно мирного существования человека. Но
самое мирное пребывание, если недостаточно обращено внимание на подготовку
к будущим затруднительным положениям и бедствиям, приводит к некоторой
распущенности. На гносеологических путях комментаторы отмечают здесь
замену акта познания запоминанием уже накопленного опыта. Но если бы
главное внимание было обращено на констатацию самого факта опасности
пребывания в бездне, то это не соответствовало бы характеру «Книги
Перемен», которая ставит своей целью давать человеку предупреждение и
указывать на пути преодоления тех или иных положений жизни. Яркий образ
триграмм, составляющих данную гексаграмму, представляет собою
бескомпромиссное движение среди отставшей косной среды. Между прочим, Р.
Вильгельм дает интересную расшифровку образа триграммы кань. Здесь все
сильные черты выражают не столько слабость, сколько нечто противоположное
силе, т.е. инерцию, косность. И Р. Вильгельм об образе потока, который
мчится меж обледенелых берегов. Так же должна быть направлена моральная
деятельность человека сквозь окружающие его привычные взгляды,
традиционные представления и т.п. Из этого уже намечается основной тон,
взятый в данной гексаграмме, состоящей в стремительном призыве к исканию
истины, т.е. внутренней правдивости, о которой говорит текст. Ибо только
внутренняя правдивость может привести к тому, что действия человека будут
гармонически включены в мировое развитие и поэтому вызовут одобрение. Так,
в тексте мы читаем:
Повторная опасность. Обладателю правды — только в сердце свершение.
Действия будут одобрены.
1
Поскольку данная ситуация указывает на искания внутренней правды,
постольку нельзя предполагать ее наличие уже в самом начале. Поэтому
первая позиция говорит о том, что внутреннюю правду еще только можно
найти. Здесь человек пребывает еще целиком в бездне, качественно иной, чем
то, что в результате данной ситуации может быть достигнуто, т.е. в бездне
незнания, в бездне лжи, неправоты. Поэтому здесь «Книга Перемен» только
констатирует:
В начале слабая черта. Двойная бездна. Войдешь в пещеру в бездне.
Несчастье.
2
В той бездне, о которой говорится здесь, как уже было указано, старые
привычки, опыт, накопленный прежде, могут подменить содержание нового акта
познания. Поэтому, хотя вторая черта, в общем, благоприятна в символах
«Книги Перемен» (и благоприятна именно потому, что она представляет собой
качество уравновешенности), хотя здесь эта черта и символизирует
сравнительно благоприятную позицию в отношении внутренней правды, но все
же внутренняя правда еще не достигнута. На каждом шагу человеку еще грозит
опасность. Только активное завоевание внутренней правдивости может
привести к каким-нибудь результатам. Поэтому и текст говорит здесь:
Сильная черта на втором месте. В бездне есть опасность. Добиваясь, кое-что
получишь.
3
Выход из внутреннего во внешнее, из той среды, в которой человек находится
в данный момент, характерен для третьей позиции, как мы знаем из
многочисленных предыдущих примеров. Но качество данной ситуации в целом
оказывает свое воздействие здесь в том смысле, что выход из бездны еще не
гарантирует окончательного ухода от нее, ибо за одной бездной может быть
вторая, как это показывает уже самое заглавие гексаграммы. Поэтому и текст
дает указание на возможность новых бездн, в которые проваливается человек
в своем действии — искании истины. Самое важное здесь — не слишком
полагаться на себя. Поэтому действие, исходящее только из личной
инициативы и не считающееся с помощью извне, не может быть благоприятно.
Вот почему в тексте сказано:
Слабая черта на третьем месте. Придешь или уйдешь — будет бездна за
бездной. Пусть и опасно, но все же есть поддержка. Войдешь в пещеру в
бездне — не действуй.
4
То, что еще не познано, в известном смысле лежит за пределами сознания,
вовне. Поэтому при переходе к внешней верхней триграмме может быть речь о
новом акте познания как таковом. Этот новый акт познания может и должен
возбудить в человеке прежде накопленный опыт, для того чтобы впоследствии
быть гармонически синтезированным с ним. Новый акт познания возбуждает
человека, как озбуждает его вино. Но новый акт познания, с другой стороны,
должен быть сам, в свою очередь, облечен в некоторую форму из прежде
накопленного опыта. Точно еда, лежащая в чаше, он должен быть облечен в
форму этой чаши. При этом необходимо помнить, что, в конечном счете,
истина сама в себе проста и эта простота истины выражена в образе простого
глиняного кувшина, о котором говорит текст. Если это понято так, тогда
человек может прибегнуть ко всему тому, что помогает ему на пути
синтезирования нового акта познания, и в этом синтезе перед ним должно
открываться окно для прозрения в истину. Приблизительно такую
интерпретацию этих образов можем найти в комментарии Вань И. Однако эти
образы интерпретировались и иначе. Существуют различные интерпретации,
построенные по поводу одного и того же текста:
Слабая черта на четвертом месте. Всего кружка вина, миска еды, и в придачу
нужен лишь глиняный кувшин. Принятие обязательств через окно. В конце
концов хулы не будет.
5
Здесь, несмотря на всю благоприятность пятой позиции, еще нельзя говорить
о ликвидации данной ситуации. И необходимо помнить, что вся ситуация
опасной бездны. Здесь, собственно говоря, только начало процесса выхода из
бездны. Она еще не может быть накоплена, т.е. не может исчезнуть. Но
бездна — вода, взволнованная бурей, — здесь уже отходить на второй план.
Бурную поверхность заменяет водная гладь. Это единственное, что может быть
достигнуть здесь. Но если это достигнуть, то положено начало правильного
выхода из данной ситуации. Так, в тексте мы читаем:
Сильная черта на пятом месте. Бездна не наполняется. Когда уже выровняешь
ее, хулы не будет.
6
Поскольку шестая позиция — позиция переразвития, постольку тот новый акт
познания, о котором говорилось в предыдущих этапах, акт познания правды,
необходимой для выхода из бездны, является здесь тоже переразвитием, т.е.
он доминирует над опытом, накопленным прежде. Но опыт знания,
приобретенного прежде, является тем, что может систематизировать познанное
вновь, тем, что может и должно связать и укрепить его. Следовательно,
знание, накопленное встарь, должно быть прочно, надежно и крепко. Без этой
связи прежнего и нового человек может только запутаться, заблудиться в
дебрях несистематизированного опыта, приобретенного вновь. Если человек
попал в такое состояние, то из него, именно в силу его качества, выбраться
было бы не так просто. Поэтому текст предупреждает здесь так:
Наверху слабая черта. Для связывания нужен канат и аркан. Заключение в
чаще терновника. И в три года ничего не получишь. Несчастье.
И во внешнем и во внутреннем — Погружение и опасность. И во внутреннем
и во внешнем проявления абсолюта «тонут» в Инь. Бесконечная суета дел и
мелочных мыслей поглощают, как бездна: бездна не наполняется.
Интерпретация Хейслип
Не падайте духом, но это — одна из четырех наихудших комбинаций.
В вашей жизни наступило время потерь и поражений. Единственное,
что можно сделать — это сократить до возможного минимума число ударов
судьбы. Наберитесь терпения и ждите, пока богиня счастья вновь
удостоит вас своего взгляда. Через два, самое большее — через пять
месяцев положение начнет меняться к лучшему. А пока у вас достаточно
времени, чтобы заняться научными изысканиями, чтением, просто
домашней работой, которой обычно предостаточно. Не нервничайте, и
сохраняйте спокойствие. Это период, когда самоанализ и трезвая оценка
положения гораздо важнее, чем отчаянная борьба с судьбой.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого