
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  45. Цуй. ВоссоединениеКанонический текcт
Свершение. Царь подходит к обладателям храма (то есть к духам предков).
Благоприятно свидание с великим человеком. Свершение. Благоприятна стойкость.
Необходимо великое жертвоприношение. (Тогда) — счастье. Благоприятно иметь,
куда выступить.
- (Если) обладаешь правдой, (но) не до конца, то (может быть) как
растерянность, так и воссоединение. Тогда воскликнешь, и все сразу соберутся,
и будет смех. — Не бойся. (Если) отправишься, хулы не будет.
- (Дашь себя) увлечь — (и будет) счастье, и хулы не будет. Будь правдив,
тогда благоприятно принести (даже малую) жертву.
- Воссоединение — и вздохи! Ничего благоприятного. (Если) выступишь,
хулы не будет, (а будет лишь) небольшое сожаление.
- Великое счастье. Хулы не будет.
- Воссоединение (у того, кто) занимает престол. Хулы не будет. (Если
все же) нет правды, (то будь от) начала и во веки стойким,(тогда) раскаяние
исчезнет.
- Жалобы и стоны, и слезы до насморка. Хулы не будет.
Мы имели случай неоднократно убедиться в том, что гексаграммы в «Книге
Перемен» одна за другой следуют по принципу противоположности. Так и в
этом случае после перечения как разрозненности, идет гексаграмма,
обозначающая воссоединение. Это воссоединение, собственно говоря,
намечалось уже как внутреннее качество в предыдущей ситуации. Здесь оно
является основной темой данной ситуации. В древнем Китае царь
рассматривался как живой представитель всех отцов, т.е. предыдущих царей.
В этом отношении антитеза живого и мертвого использована в данном
афоризме. Но афоризм говорит не только об антитезе, но также и о
воссоединении этих противоположностей. В этом же смысле приходится
понимать и встречу с великим человеком, о которой говорит текст. Так как
здесь говорится о воссоединении в целом, во всех его возможных вариантах,
то дается указание на воссоединение как на серьезное и крупное дело, для
которого необходимы великие жертвоприношения. Если все это соблюдено
человеком, то благоприятность его действия, хотя бы оно было и крупным,
гарантирована сама собой. В тексте здесь мы читаем:
Воссоединение. Свершение. Царь подходит к обладателям храма (к духам
предков). Благоприятна встреча с великим человеком. Благоприятна
стойкость. Необходимо великое жертвоприношение, тогда — счастье.
Благоприятно иметь куда выступить.
1
Правда как отражение действительности рождается в синтезе. Поскольку
здесь, на первой позиции, лишь намечается возможность синтеза, постольку
правдивость здесь не может быть доведена до конца. Благодаря этому и
результат деятельности, построенной на такой неполной правдивости, может
быть как гармоничен, так и негармоничен. Если результат деятельности
приведет к хаосу, то человек может лишь скорбно воскликнуть об этом.
Наоборот, если результат приведет все-таки к воссоединению, то оно и будет
достигнуто. Во всяком случае, страх в такой деятельности мог бы только
повредить человеку. Поэтому «Книга Перемен» советует:
В начале слабая черта. Если будешь правдивым, но не до конца, то может
быть как растерянность, так и воссоединение. Тогда воскликнешь, но все
сразу соберутся и будет смех. Не бойся. Если отправишься, то хулы не
будет.
2
Воссоединение может наступить и при пассивности одной из соединяющихся
сторон. Она может быть лишь увлечена. Но даже и это может гарантировать
благоприятный исход. А если этот исход будет благоприятным, то он
потребует затраты лишь небольших жертв, ибо не в количестве жертв дело, а
в той правдивости и благоговении, с которыми приносится жертва. В этом
смысле текст говорит:
Слабая черта на втором месте. Дашь себя увлечь, и будет счастье. Хулы не
будет. Если ты правдив, то это благоприятствует необходимости принести
даже малую жертву.
3
Процесс воссоединения может идти и неправильно, он может привести к
сожалению. И именно эта возможность отражена в третьей позиции кризиса.
Поскольку на ней не заканчивается процесс, постольку из нее нужно
выступить. Это лучшее, что может быть сделано, но даже и тогда человек
может пожалеть, что пропустил более благоприятный момент — предыдущую
вторую позицию. Так, в тексте сказано:
Слабая черта на третьем месте. Воссоединение и вздохи. Ничего
благоприятного. Если выступишь, то хулы не будет, а будет лишь небольшое
сожаление.
4
Но вот момент кризиса миновал, и впервые перед человеком появляется
возможность подлинного воссоединения. Само собою, что этот момент охвачен
переживанием счастья. Поэтому лаконичный текст говорит:
Сильная черта на четвертом месте. Великое счастье. Хулы не будет.
5
То счастье, которое переживается на предыдущей ступени, может быть силой,
которая притягивает к себе всех окружающих. Поэтому в данной ситуации все
могут, стремится не к тому человеку, который занимает главную, пятую
позицию, т.е. к тому, кто является носителем воссоединения по
преимуществу, а к его предтече — человеку, символизированному четвертой
чертой. Поэтому к главному носителю принципа воссоединения может быть
проявлено некоторое недоверие. Однако это недоверие не должно его смущать.
Он должен от самого начала и навеки оставаться стойким, ибо ему, как
прошедшему через опыт предыдущей ступени, известно, что тяготение к
предтечи является лишь переходным этапом, лишь частью пути, который
проходят все, стремящиеся к воссоединению именно с ним, стоящим на пятой
позиции. Поэтому «Книги Перемен» здесь только констатирует:
Сильная черта на пятом месте. Воссоединение у того, кто занимает престол.
Хулы не будет. Если все же нет доверия, то будь от начала и вовеки
стойким, тогда раскаяние исчезнет.
6
Ситуация воссоединения является благоприятной, но на шестой позиции она
приходит к своему концу, это может быть пережито человеком как большое
горе. Он может отдаться плачу, описанному в «Книге Перемен» в самых
реалистических чертах. Но дальнейшая ситуация является тоже благоприятной.
Поэтому «Книга Перемен» утешает здесь так:
Наверху слабая черта. Жалобы, и стоны, и слезы — до насморка. Хулы не
будет.
Во внешнем — Разрешение и радостность, во внутреннем — Исполнение и
самоотдача. Исполнение и следование естественному ходу во
внутреннем
приведет к разрешению во внешнем. Это может быть воссоединение с чем-то
внешним.
Интерпретация Хейслип
Этот период для вас очень благоприятен. Все ваши дела увенчаются
успехом. Некая невидимая сила укрепляет ваши отношения с
людьми, помогает обретать новых друзей и знакомых, завязывать контакты,
которые в дальнейшем так или иначе окажутся благоприятными
для вас. Былые труды и усилия вознаградятся по заслугам. Вас преследует
женщина, она стремится преградить вам путь, помешать осуществлению
ваших намерений, вмешаться в вашу жизнь. Несмотря на
это, ваши желания исполнятся.
  17. Суй. ПоследованиеКанонический текcт
Изначальное свершение; благоприятна стойкость. Хулы не будет.
- В службе будет перемещение. Стойкость — к счастью. — (Если и), выйдя
из ворот, будешь связан (с правильным для тебя, то) будешь иметь успех.
- Сблизишься с малыми детьми — потеряешь возмужалых людей.
- Сблизишься с возмужалыми людьми — потеряешь малых детей. — В последовании
будешь добиваться и достигнешь. — Благоприятно пребывание в стойкости.
- (Если) в последовании и захватишь что-нибудь, (то) стойкость — к несчастью.
(Если) будешь обладать правдой и будешь на (верном) пути, (то) тем самым
будет ясность. — Какая может быть хула?
- Правдивость по отношению к прекрасному. — Счастье.
- То, что взято, — сблизься с ним; и то, что следует (за тобою), — свяжись
с ним. — Царю надо проникнуть к западной горе.
Вольность, очерченная в предыдущей гексаграмме, создает те условия общего
равенства, в которых господствует настроение радости. Поэтому она
подготовляет данную ситуацию свободного и радостного последования за
ведущим человеком, ибо здесь имеются в виду, прежде всего те
обстоятельства, при которых низшие добровольно подчиняются более развитому
человеку и следуют за ним, охваченные его идеями. Так же и в сфере
познания, когда наступило не только само познание объекта, но и радость
познания, то ничего не остается больше, как только в познании объективно
существующего обрести свободу в подчинении объективной истине. Так
наступает то развитие познающего, которое коренится в изначальной
объективности мира. Однако при таком развитии необходито для
благоприятного исхода стойкое владение собой, ибо если сам познающий
управляет собою через объективное познание, то, чтобы последовать за
истиной, он должен сам подчинить себя ей и стойко соблюдать это
подчинение. Только тогда он может избежать надвигающейся порчи, о которой
будет речь в следующей гексаграмме. Лишь при соблюдении указанного
поведения можно рассчитывать на благополучный исход последования. Поэтому
и в тексте читаем:
Последование. Изначальное развитие. Благоприятна стойкость. Хулы не будет.
1
В ситуации последования существенна полная согласованность с требованиями
времени. Потому самое важное здесь — это неизменно следить за изменениями
ведущего и правящего и следовать за ними. Однако это не должно быть
доводимо до крайности, до беспринципного подчинения правителю, наоборот,
только стойкость дает правильное и счастливое начало процесса
последования, суть которого в том, чтобы человек сдвинулся с косно
занимаемой им позиции и вне своих владений достиг успеха. Исходя из этих
мыслей, мы можем понять текст:
В начале сильная черта. В правящем предстоит перемена. Стойкость — к
счастью. Выйдешь за ворота, в твоих связях будет успех.
2
Каждая ступень, следующая после предыдущей, представляет собою более
развитые и совершенные силы. В данной ситуации особенно приходится
подчеркнуть, что все менее развитое должно для своего развития следовать
за более развитым. Поэтому конкретно, в условиях, описываемых второй
позицией данной гексаграммы, особенно необходимо последование за высшими,
более развитыми. Но именно здесь есть опасность отдаться лишь одному
импульсу последования, очерченному на предыдущей ступени, ибо это сильный
импульс (символизирован сильной чертой, единственной в нижней триграмме,
суть которой движение). Поэтому текст предупреждает:
Слабая черта на втором месте. Если свяжешься с младенцем, то утратишь
возмужалых.
3
Невозможно одновременно движение вперед и назад. Нельзя последовать
одновременно и развитым, и за отставшим. На этой позиции кризиса должен
быть произведен решительный выбор. Но всякий выбор, по сути своей, связан
с утратой отвергнутого. Эта утрата может заслонить собой все переживания и
сбить человека с правильного направления. Но оно должно быть в полной
стойкости соблюдено тем, кто его выбрал. В пояснении такой ситуации текст
говорит:
Слабая черта на третьем месте. Если свяжешься с возмужалым, то утратишь
младенца. Но впоследствии будешь искать и обретешь! Благоприятно пребывать
в стойкости.
4
Если в ситуации последования и обретается что-либо, то суть не в
обретении, а в самом последовании. Однако легко может случиться, что
обретенное настолько занимает человека, что он стремится лишь стойко
сохранить его, забывая о том, что в данной ситуации его задача лишь
последование за более развитым. Поступив так, человек попадает в конфликт
с требованиями времени, поэтому его ждет несчастье. Если же, наоборот,
обладая правдой, он не сойдет со своего правильного пути, то никакая хула
не может угрожать ему. В этом смысле говорится в тексте:
Сильная черта на четвертом месте. Если в последовании будет захват и
пребудешь стойким, то будет несчастье. Если же, владея правдой, пребудешь
на пути и от него будет, ясность, то какая может быть хула?
5
Если то, что представлено пятой позицией, и является тем высшим, за чем
следует все остальное в данной ситуации, то и во всех предыдущих позициях
(по комментаторской литературе, во всех, кроме третьей) есть нечто
положительное и прекрасное, что присуще им. Поэтому на данной ведущей
позиции необходимо найти совершенно правильное отношение к этому подлинно
прекрасному. Тогда данная позиция будет выражать специфическую черту
последования — гармоническое включение личного в общественное, т.е. то,
что в терминологии «Книги Перемен» называется счастьем. Для этого нужна
громадная сила доверия и правдивости, которой не могут поколебать
сомнения. Эта сила символизирована сильной чертой, занимаемой по норме
пятую, наиболее деятельную позицию. Поэтому в лаконическом тексте мы
находим:
Сильная черта на пятом месте. Будь правдив по отношению к прекрасному.
Счастье.
6
Если на данной позиции и необходимо соединиться с тем, сто добыто на
предыдущей, но это уже нельзя считать простым последованием, ибо
предыдущая позиция ниже, чем данная. Впрочем, эта именно невозможность
последования совершенно понятна, если принять во внимание то, что на этой
позиции заканчивается ситуация последования. Однако в пройденных этапах
многое достигнуто, и нецелесообразно рвать с ним. Поэтому здесь
рекомендуется восстановить связь с ним. Восстанавливаемая связь с прошлым
образно выражается в необходимости жертвоприношения у западной горы (т.е.
горы Цзи, которая для племени Чжоу, в котором сложилась Книга, была на
западе). У этой горы племя Чжоу начало свою жизнь. Поэтому
жертвоприношение у западной горы равнозначно восстановлению отношений с
предками, т.е. связи с достигнутым развитием в предыдущем. В тексте мы
читаем:
Наверху слабая черта. Свяжись с тем, что добыто, соединись с тем, за кем
следуешь. Царю надо совершить жертвоприношение у западной горы.
Во внешнем — Разрешение и радостность, во внутреннем — Возбуждение и
подвижность. В подвижности только начало процесса носит случайный
характер все остальное вполне предопределено. Вы только в начале
выбираете за чем следовать, а потом следуете за тем, в чем чувствуете
разрешение.
Интерпретация Хейслип
Сейчас не время привлекать к себе сторонников; вам нужно
скорее укрепиться на своих позициях. И если вдруг даже цели ваши
изменятся — не отступайтесь от своих принципов. Не гонитесь сразу за
громким успехом и крупной победой: удовольствуйтесь пока малым, а
оно и повлечет за собой большое. Не нужно плыть против течения, и
все придет в порядок. Очень вероятно, что желание ваше исполнится,
но будьте готовы к большим жизненным переменам.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого