
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  46. Шэн. ПодъемКанонический текcт
Изначальное свершение. Благоприятно свидание с великим человеком. Не
скорби. Поход на юг — к счастью.
- Как подобает, поднимайся. — Великое счастье.
- Будь правдив, тогда благоприятно принести (даже малую) жертву. Хулы
не будет.
- Поднимешься в пустой город.
- Царю надо проникнуть к горе Ци. — Счастье, хулы не будет.
- Стойкость — к счастью. Подъем на ступени.
- Скрывающийся из виду подъем. — (Будет) благоприятен (он) от непрерывной
стойкости.
На предыдущей ступени было достигнуто воссоединение всех сил. Здесь
сказывается результат этого воссоединения. Сам образ гексаграммы указывает
на рост, являющейся результатом воссоединения всех сил, ибо здесь внизу
гексаграммы мы имеем триграмму сунь, которая символизирует дерево, вверху
мы имеем триграмму кунь, которая символизирует землю. Так указывается
образ дерева, которое, собрав весной все свои силы, пробивается сквозь
толщу земли и растет. Уже в этом движении дерева дано указание возможности
развития и указано направление этого развития, т.е. вверх. Кроме того,
благодаря такому движению вверх здесь достигается возможность проявления,
но тем самым и возможность увидеть более развитого и высокостоящего
человека. Поэтому беспокоиться здесь о возможности быть покинутым не
приходится. И текст, предупреждая об отсутствии всякой опасности,
упоминает еще только о том, что поход на юг — к счастью. Юг
рассматривается как место, где солнце достигает своего максимального
проявления, а поэтому место проявления вообще. Так, в тексте мы читаем:
Подъем. Изначальное свершение. Благоприятно свидание с великим человеком.
Не скорби! Поход на юг — к счастью.
1
В самом начале процесса подъема, который является, конечно, важным
моментом, необходимо только одно — строго отдавать себе отчет в том,
каковы будут условия подъема и как можно его осуществлять. Поэтому текст
здесь, отмечая лишь безусловно положительный ход процесса, говорит:
В начале слабая черта. Как подобает, подымайся. Великое счастье.
2
Умение подыматься правильно — это самое главное свойство, которое является
иной формой внутренней правдивости, отмечаемой на второй позиции. При
подъеме совершенно не существенно, сколько жертв человеком будет вложено в
этот подъем. Существенно только правильное его проведение и движение
неуклонно вверх. Текст говорит здесь:
Сильная черта на втором месте. Будь правдивым, и тогда это будет
благоприятствовать приношению незначительной жертвы. Хулы не будет.
3
Уже сам образ верхней триграммы, предстоящей перед третьей позицией, может
быть ключом к расшифровке образа, данного в афоризме этой третьей черты.
Все три линии верхней триграммы прерваны посредине. Это символизирует
пустоту. С другой стороны, эта триграмма обозначает город, ибо город
является одним из слагаемых земли, т.е. триграммы кунь. Поэтому здесь
говорится о пустом городе. Но образ пустого города понимается и в
переносном смысле, косвенно указывая на тщетность подъема, если
ограничиться подъемом только на этой ступени. Это ясно, если принять во
внимание третью позицию как позицию кризиса. Вот почему в тексте мы
находим только:
Сильная черта на третьем месте. Поднимаешься в пустой город.
4
На этой позиции верхняя триграмма, по существу обозначающая землю,
рассматривается при помощи другого образа — образа горы Ци. Само название
«гора Ци», несмотря на критические замечания Наито, нас смущать не может,
ибо мы относим составление «Книги Перемен» не к традиционной дате, а к
более поздней, когда уже образ знаменитой горы Ци мог попасть в текст.
Здесь образ подъема выражается также при помощи горы, но этот подъем
вполне благополучен; о нем текст «Книги Перемен» говорит дважды как о
приносящем счастливый исход. Может показаться странным появление на
четвертой позиции образа царя, ибо скорее можно было бы ожидать этот образ
на пятой позиции. Однако здесь, как указывает Вань И, имеется в виду
деятельность царя, поскольку она проявлена в его приближенном. Действует,
собственно говоря, не приближенный, но для окружающих вся деятельность
сосредоточена в нем. В таком смысле можно понять текст:
Слабая черта на четвертом месте. Царю надо проникнуть к горе Ци. Счастье.
Хулы не будет.
5
На пятой позиции достигается максимальная точка подъема. Здесь необходимо,
как внутреннее качество, только стойкое сохранение своей позиции, и уже
это одно может привести к благоприятному исходу. Но ограничиваться им
значило бы не выполнять всего того морального долга, который стоит перед
человеком, занимающим эту позицию, ибо деятельность, направленная на свое
собственное благо, говорит о тех людях, которые стоят, может быть, на
более низких ступенях, но и для них также ситуация подъема вполне
действенна. Поэтому надо понимать, что подъем идет по ступеням, и,
несмотря на все различие этих ступеней, тот человек, который в силу
жизненных условий оказывается на пятой позиции ситуации подъема, должен
оказывать максимальную помощь всем тем, которые, может быть, и, не замечая
его, движутся вверх. В этом смысле расшифровывается в комментаторской
литературе текст:
Слабая черта на пятом месте. Подъем по ступеням. Стойкость — к счастью.
6
Воссоединение всех сил рассматривается настолько полным, что даже на
шестой позиции данной ситуации не престает сказываться подъем. Правда,
характерная черта шестой позиции сказывается только в том, что внешняя
проявленность качества данной ситуации в целом здесь стоит на заднем
плане. Кроме того, высота шестой позиции, представляющая собой
максимальную высоту всякой гексаграммы, проявляется в образе подъема,
уходящего из виду, но все-таки это подъем. И в силу указанной выше
совокупности мощи, приобретенной на предыдущей позиции, здесь текст
говорит даже о непрерывно стойком сохранении этого подъема. Так, в тексте
мы читаем:
Наверху слабая черта. Скрывающийся из виду подъем. Он будет благоприятен
от непрерывной стойкости.
Во внешнем — Исполнение и самоотдача, во внутреннем — Утончение и
проникновение. При абсолютно закономерном и предсказуемом внешнем
проникнуть в проявления абсолюта во внутреннем — есть подъем к новым
высотам.
Интерпретация Хейслип
То, к чему вы так стремились и чему отдали так много сил и
энергии, скоро наконец исполнится, даст положительный результат.
Осталось совсем немного, соберитесь с силами и поработайте еще немного,
так же настойчиво и добросовестно, как и раньше. Сейчас вам
лучше всего действовать решительно и смело, нежели прятаться и
пассивно ждать. Положитесь на интуицию и здравый смысл, и желание
ваше тогда наверняка исполнится. Те мысли и идеи, которые сейчас
приходят к вам в голову, скорее всего принесут вам успех и в ваших
финансовых делах.
  36. Мин-и. Поражение светаКанонический текcт
Благоприятна в трудности стойкость.
- Поражение света: у него в полете опускаются крылья. Благородный
человек в пути по три дня не ест, (но ему) есть, куда выступить, (и его)
господин будет говорить (о нем).
- Поражение света: он поражен в левое бедро. Нужна поддержка мощная,
(как) конь. — Счастье.
- Свет поражен на южной охоте. (Но будет) обретена его большая голова.
Нельзя болеть о стойкости.
- Вонзится в левую (часть) живота. Сохранишь чувство поражения света,
когда выйдешь из ворот и двора.
- Поражение света (вождя) Цзи-Цзы. — Благоприятна стойкость.
- Не просветишься, (а) померкнешь. Сначала поднимешься на небо, (а)
потом погрузишься в землю.
При чтении «Книги Перемен» нетрудно заметить, что гексаграммы следуют
друг за другом по противоположности. Так, если первая гексаграмма сплошь
состояла из сильных черт и обозначала чистое творчество, то вторая
гексаграмма состояла только из слабых черт и представляла собой чистое
исполнение. Предыдущая гексаграмма, была изображением солнца, восходящего
над землей, а эта 36-я гексаграмма представляет собою образ солнца,
опустившегося на землю. Этим, собственно говоря, указывается на следующий
момент: на умение также в нужную минуту отступить, ибо если бы человек
только выступал вовне, то был бы нарушен правильный ритм деятельности
человека, перед нами была бы угроза поражения его сияния. Поэтому данная
ситуация носит название Поражения света. Здесь свет должен опуститься во
тьму, в толщу земли. Кроме того, существует еще другая интерпретация
названия гексаграммы, ибо второе из слов, обозначающих ее, обозначает
также варвара. Если исходить из этого значения, то название Мин-и может
быть переведено «просвещение варваров», т.е. нисхождение с культурной
высоты большого уровня к людям низкой культуры. Оба варианта существуют в
комментаторской литературе, хотя Вань И настаивает только на первом. При
таком нисхождении человек, естественно, встречает трудности. Но именно в
трудностях, в частности в потускнении, он должен пребывать стойким, т.е.
всегда выступать, исходя из своей правоты. Поэтому и краткий текст говорит
здесь:
Поражение света. Благоприятна в трудностях стойкость.
1
Поскольку исходной позицией для данной ситуации было восхождение света,
т.е. солнца, на его высоты, постольку первая позиция данной гексаграммы
начинается с образа полета, ибо с высот своих лет здесь опускается вниз.
Поэтому здесь лучше не действовать для самого себя. Здесь нужно иметь
мужество на прекращение своего восхождения и нужно иметь мужество на то,
чтобы в своих действиях, направленных в пользу другим людям, переносить
лишения, ибо именно в преодолении трудностей здесь может быть достигнуто
то, что является целью деятельности данной ситуации. Только при
деятельности, направленной таким образом, человек может рассчитывать на
то, что лицо, стоящее выше его, обратит внимание. Поэтому текст говорит
здесь:
В начале сильная черта. Поражение света. У него в полете опускаются
крылья. Благородный человек в пути три дня не ест, но ему есть куда
выступить, и его господин будет говорить о нем.
2
Поражение, которое характерно для данной ситуации, здесь начинает
действовать все дальше и дальше. И нужна очень большая мощь того, кто
оказывает поддержку, чтобы ситуация имела благоприятный исход. Лошадь в
символике животных по «Книге Перемен» обозначает большую мощь, активную
силу. Поэтому в тексте мы читаем:
Слабая черта на втором месте. Поражение света. Он поражен в левое бедро.
Нужна поддержка мощная, как конь. Счастье.
3
В древних китайских воззрениях юг рассматривался не как область, наиболее
озаренная солнечным светом, но, ввиду динамичности этого мировоззрения,
как область, где солнце начинает постепенно клониться к закату. Поэтому
третья позиция, где больше всего дает себя чувствовать общая
характеристика данной ситуации, — поражения света — дает образ именно
южной охоты. Но в это время может быть победа над большим злом, ибо свет,
вознесенный над землей, здесь нисходит обратно к земле для того, чтобы
озарить отставших, т.е. уничтожить их зло незнания. Конечно, при таком
нисхождении человек может отойти от своего собственного величия, в
известном смысле утерять его, но именно об этом он не должен печалиться,
ибо такова его миссия — нисхождение к отставшим. Эти мысли выражены в
тексте следующим образом:
Сильная черта на третьем месте. Свет поражен на южной охоте. Но будет
получена большая голова. Нельзя болеть о стойкости.
4
Настроение самоотдачи, жертвенного отхода от своей высоты очень
чувствуется в афоризме четвертой черты. Здесь из своего собственного опыта
бытия человек уже выходит к иному. Ибо здесь начинается уже верхняя, т.е.
внешняя триграмма. Это — настроение человека, покидающего свое присущее
место. И оно все пронизано чувством поражения света. Это поражение
касается самой части живота. Поэтому в тексте написано:
Слабая черта на четвертом месте. Поражение вонзится в левую часть живота.
Сохранишь чувство поражения света, когда выйдешь за вороты дома и двора.
5
В арсенале китайских национальных героев есть знаменитый царедворец
Цзи-Цзы. Это — человек, живший в ХI в. до н.э., если верить традиции, и
бывший главным советником при дворе тогдашнего царя. В это время произошла
смена династий. Цзи-цзы, несмотря на то, что правитель новой династии
всячески старался его, как человека, достигшего искусства в управлении
государством, склонить на свою сторону, все же предпочел удалиться от
всякой политической деятельности и, как говорит предание, поселиться на
краю страны, где-то на территории современной Кореи. Он предпочел полное
уединение и жизнь среди людей чужой и менее развитой культуры, чем службу
тому, кого он считал узурпатором. Придание говорит о том, что он написал
так называемый «Великий план» («Хун фань»). Это произведение впоследствии
получило весьма широкую известность. Даже для нас, как первые зачатки
философствования в Китае (хотя вряд ли верно авторство Цзи-цзы), оно
представляет большой интерес. И китайский авторы рассматривают Цзи-цзы как
образ человека, отошедшего сознательно от своей возможной славы, отдавшего
свои знания менее развитым людям, но, тем не менее, впоследствии
прославленного и вознесенного на высоту. Пятая позиция представляет собой
максимальное выражение данной ситуации в целом. Поэтому здесь выявлен
образ, связанный с именем Цзи-цзы. Текст говорит здесь:
Слабая черта на пятом месте. Поражение света Цзи-цзы. Благоприятна
стойкость.
6
Окончательное завершение процесса приводит к тому, что все светлые силы
света, которые были приобретены в предыдущей ситуации, здесь должны
померкнуть. Тут только возможно воспоминание того, что было в прошлом
славой данного человека, но именно здесь возможно самое интенсивное
сопоставление того, что было достигнуто в прошлом, и того, к чему привела
необходимость в настоящем. Поэтому текст говорит здесь:
Наверху слабая черта. Не просияешь, а померкнешь. Сначала поднимешься на
небо, а потом погрузишься в землю.
Во внешнем — Исполнение и самоотдача, во внутреннем — Сцепление и
ясность.
Интерпретация Хейслип
Ситуация очень скоро изменится. Поэтому не будьте излишне
самоуверенны, хотя вам сейчас и сопутствует удача. Не надо пускаться
в любовные авантюры, старайтесь действовать обдуманно и предусмотрительно.
Вас привыкли считать баловнем судьбы, поэтому и поступки
ваши могут быть истолкованы превратно. Но не тревожьтесь, в
ближайшем будущем все переменится, станет на свои места. Не надо отчаиваться;
но сейчас ваши желания не исполнятся. Будьте более экономны.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого