Ответы ко многим вопросам

 
 
У вас могут возникнуть вопросы:

И Цзин для Андроид

В результате гадания получилась «гуа» со «старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: Шэн. Подъем Гоу. Перечение

Иероглиф Шэн. ПодъемГексаграмма 46 Шэн. Подъем

46. Шэн. Подъем

Канонический текcт

Изначальное свершение. Благоприятно свидание с великим человеком. Не скорби. Поход на юг — к счастью.

  1. Как подобает, поднимайся. — Великое счастье.
  2. Будь правдив, тогда благоприятно принести (даже малую) жертву. Хулы не будет.
  3. Поднимешься в пустой город.
  4. Царю надо проникнуть к горе Ци. — Счастье, хулы не будет.
  5. Стойкость — к счастью. Подъем на ступени.
  6. Скрывающийся из виду подъем. — (Будет) благоприятен (он) от непрерывной стойкости.

Комментарий Ю.К. Щуцкого

На предыдущей ступени было достигнуто воссоединение всех сил. Здесь сказывается результат этого воссоединения. Сам образ гексаграммы указывает на рост, являющейся результатом воссоединения всех сил, ибо здесь внизу гексаграммы мы имеем триграмму сунь, которая символизирует дерево, вверху мы имеем триграмму кунь, которая символизирует землю. Так указывается образ дерева, которое, собрав весной все свои силы, пробивается сквозь толщу земли и растет. Уже в этом движении дерева дано указание возможности развития и указано направление этого развития, т.е. вверх. Кроме того, благодаря такому движению вверх здесь достигается возможность проявления, но тем самым и возможность увидеть более развитого и высокостоящего человека. Поэтому беспокоиться здесь о возможности быть покинутым не приходится. И текст, предупреждая об отсутствии всякой опасности, упоминает еще только о том, что поход на юг — к счастью. Юг рассматривается как место, где солнце достигает своего максимального проявления, а поэтому место проявления вообще. Так, в тексте мы читаем: Подъем. Изначальное свершение. Благоприятно свидание с великим человеком. Не скорби! Поход на юг — к счастью.

1

В самом начале процесса подъема, который является, конечно, важным моментом, необходимо только одно — строго отдавать себе отчет в том, каковы будут условия подъема и как можно его осуществлять. Поэтому текст здесь, отмечая лишь безусловно положительный ход процесса, говорит: В начале слабая черта. Как подобает, подымайся. Великое счастье.

2

Умение подыматься правильно — это самое главное свойство, которое является иной формой внутренней правдивости, отмечаемой на второй позиции. При подъеме совершенно не существенно, сколько жертв человеком будет вложено в этот подъем. Существенно только правильное его проведение и движение неуклонно вверх. Текст говорит здесь: Сильная черта на втором месте. Будь правдивым, и тогда это будет благоприятствовать приношению незначительной жертвы. Хулы не будет.

3

Уже сам образ верхней триграммы, предстоящей перед третьей позицией, может быть ключом к расшифровке образа, данного в афоризме этой третьей черты. Все три линии верхней триграммы прерваны посредине. Это символизирует пустоту. С другой стороны, эта триграмма обозначает город, ибо город является одним из слагаемых земли, т.е. триграммы кунь. Поэтому здесь говорится о пустом городе. Но образ пустого города понимается и в переносном смысле, косвенно указывая на тщетность подъема, если ограничиться подъемом только на этой ступени. Это ясно, если принять во внимание третью позицию как позицию кризиса. Вот почему в тексте мы находим только: Сильная черта на третьем месте. Поднимаешься в пустой город.

4

На этой позиции верхняя триграмма, по существу обозначающая землю, рассматривается при помощи другого образа — образа горы Ци. Само название «гора Ци», несмотря на критические замечания Наито, нас смущать не может, ибо мы относим составление «Книги Перемен» не к традиционной дате, а к более поздней, когда уже образ знаменитой горы Ци мог попасть в текст. Здесь образ подъема выражается также при помощи горы, но этот подъем вполне благополучен; о нем текст «Книги Перемен» говорит дважды как о приносящем счастливый исход. Может показаться странным появление на четвертой позиции образа царя, ибо скорее можно было бы ожидать этот образ на пятой позиции. Однако здесь, как указывает Вань И, имеется в виду деятельность царя, поскольку она проявлена в его приближенном. Действует, собственно говоря, не приближенный, но для окружающих вся деятельность сосредоточена в нем. В таком смысле можно понять текст: Слабая черта на четвертом месте. Царю надо проникнуть к горе Ци. Счастье. Хулы не будет.

5

На пятой позиции достигается максимальная точка подъема. Здесь необходимо, как внутреннее качество, только стойкое сохранение своей позиции, и уже это одно может привести к благоприятному исходу. Но ограничиваться им значило бы не выполнять всего того морального долга, который стоит перед человеком, занимающим эту позицию, ибо деятельность, направленная на свое собственное благо, говорит о тех людях, которые стоят, может быть, на более низких ступенях, но и для них также ситуация подъема вполне действенна. Поэтому надо понимать, что подъем идет по ступеням, и, несмотря на все различие этих ступеней, тот человек, который в силу жизненных условий оказывается на пятой позиции ситуации подъема, должен оказывать максимальную помощь всем тем, которые, может быть, и, не замечая его, движутся вверх. В этом смысле расшифровывается в комментаторской литературе текст: Слабая черта на пятом месте. Подъем по ступеням. Стойкость — к счастью.

6

Воссоединение всех сил рассматривается настолько полным, что даже на шестой позиции данной ситуации не престает сказываться подъем. Правда, характерная черта шестой позиции сказывается только в том, что внешняя проявленность качества данной ситуации в целом здесь стоит на заднем плане. Кроме того, высота шестой позиции, представляющая собой максимальную высоту всякой гексаграммы, проявляется в образе подъема, уходящего из виду, но все-таки это подъем. И в силу указанной выше совокупности мощи, приобретенной на предыдущей позиции, здесь текст говорит даже о непрерывно стойком сохранении этого подъема. Так, в тексте мы читаем: Наверху слабая черта. Скрывающийся из виду подъем. Он будет благоприятен от непрерывной стойкости.

Комментарий А.В. Швеца

Во внешнем — Исполнение и самоотдача, во внутреннем — Утончение и проникновение. При абсолютно закономерном и предсказуемом внешнем проникнуть в проявления абсолюта во внутреннем — есть подъем к новым высотам.

Интерпретация Хейслип

То, к чему вы так стремились и чему отдали так много сил и энергии, скоро наконец исполнится, даст положительный результат. Осталось совсем немного, соберитесь с силами и поработайте еще немного, так же настойчиво и добросовестно, как и раньше. Сейчас вам лучше всего действовать решительно и смело, нежели прятаться и пассивно ждать. Положитесь на интуицию и здравый смысл, и желание ваше тогда наверняка исполнится. Те мысли и идеи, которые сейчас приходят к вам в голову, скорее всего принесут вам успех и в ваших финансовых делах.




Иероглиф Гоу. ПеречениеГексаграмма 44 Гоу. Перечение

44. Гоу. Перечение

Канонический текcт

У женщины — сила. Не показано, (чтобы) брать жену.

  1. Привяжи к металлическому тормозу. Стойкость — к счастью. (Если будешь) куда-нибудь выступать, встретишь несчастье. (Но) тощая свинья вправду (будет) рваться с привязи.
  2. В охапке есть рыба. — Хулы не будет. Не благоприятно быть гостем.
  3. (У кого на) ягодицах нет мышц, тот идет с большим трудом. — Опасно, (но) большой хулы не будет.
  4. В охапке нет рыбы. — Восставать — к несчастью.
  5. Ивой покрыты дыни. Затаи (свой) блеск. — И будет (тебе) ниспослано от неба.
  6. Перечение — это рога. — Сожаление, (но) хулы не будет.

Комментарий Ю.К. Щуцкого

То противоречие, которое намечалось на последней позиции предыдущей гексаграммы, здесь рассматривается как основная тема данной ситуации. Поэтому она и названа Перечение. Но для того чтобы ее правильно понять, а в особенности для того, чтобы понять присущий ей лаконичный афоризм, необходимо иметь в виду, что очень часто, как и в данном случае, название гексаграмм имеет не один, а несколько смыслов. Так, данное слово гоу имеет значение не только перечения, но означает еще — «царица», понимаемая как нечто иное по отношению к царю. Поэтому и афоризм говорит о женщине. Это — время, когда, вопреки обычаю, действует не царь, а царица, на ее стороне сила. Всякая попытка подчинить ее себе может привести к опасным последствиям. В переносном смысле слова здесь намечается возможность концентрации всего того зла, которое было на предыдущих ступенях еще не окончательно побеждено. На время это зло получает возможность действовать вновь. Никакой компромисс со злом по существу недопустим. Поэтому здесь не следует брать жену, которая именно только в данном контексте понимается как образ этого перечащего зла. Так расшифровывается текст: Перечение. У женщины сила. Не надо брать жену.

1

Для понимания данного и дальнейшего афоризмов следует принять во внимание структуру всей гексаграммы. Она представляет собою обращение предыдущей. Здесь только нижняя черта слабая, все остальные сильные. Первая позиция, представленная слабой чертой, при своем движении вверх встречает препятствие в виде сильной второй черты, и препятствие это подтверждено силами всех дальнейших черт. Движение здесь остановлено, точно привязано к крепкому тормозу. Само собой, в таких обстоятельствах действиях действия не могут быть благоприятны. Наоборот, спасти положение может только стойкое пребывание на месте. Однако тупой и неразвитый человек, хотя бы он слаб, все же в силу закономерностей движения, отмечавшегося в движении черт гексаграмм, будет, стремится к действию. Это выражено в образе, далеко не лестном для такого человека. Так, в тексте здесь мы находим: В начале слабая черта. Привяжешь к металлическому тормозу. Стойкость к счастью. Если будешь куда-нибудь выступать, то встретишь несчастье. Но тощая свинья непременно будет рваться с привязи.

2

Во время всякого перечения действуют одновременно и противоречиво, по крайней мере, два слагаемых. Между ними, поскольку они различны, проходит грань. Но всякая грань является одновременно как разграничением, так и соединением. Таким образом, на второй позиции, где самым интенсивным образом выступают гармоничность, уравновешенность как внутренние качества, может быть сказано и о том синтезе, который намечается как противоположность в периоде противоречия. Рыба — это образ чего-то, чему не свойственно быть в руках. Здесь говорится о том, что рыба поймана. Так впервые намечается синтез перечащих сторон. В таких обстоятельствах крайне неблагоприятным может быть всякое отчуждение. А так как гость понимался в древнем Китае как чужестранец, то положение гостя, т.е. чего-то чуждого в данной позиции, было бы неблагоприятно. Вот почему в тексте мы читаем: Сильная черта на втором месте. В охапке есть рыба. Хулы не будет. Неблагоприятно быть гостем.

3

Если на предыдущей позиции была под нею слабая первая черта, т.е. не было препятствий изнутри, то здесь, под третьей чертой, помещается вторая, сильная черта, которая оказывает изнутри сильное сопротивление. Здесь, когда время действия второй позиции уже миновало, продолжение ее действия могло быть понято лишь как косность, которая символизирована в образе, уже знакомом нам, в образе кости, лишенной мяса. Однако третья позиция, как позиция кризиса и перехода, не может быть длительным временем. Поэтому через нее сравнительно быстро может пройти развитие ситуации. Вот почему, в конечном счете, афоризм данной черты гласит: Сильная черта на третьем месте. У кого на крестце нет мускулов, тот идет с большим трудом. Опасно, но большой хулы не будет.

4

Четвертая позиция гораздо дальше от первой, чем вторая, поэтому здесь повторяется образ второй позиции, но взятый с противоположной стороны. Здесь все больше и больше развивается перечение, характерное для всей ситуации, и поэтому все меньше и меньше возможность для синтеза. Всякое самостоятельное выступление, поскольку оно подчеркивает исключительно свою правоту, здесь могло быть лишь мешать делу воссоединения. В тексте мы читаем: Сильная черта на четвертом месте. В охапке нет рыбы. Восстать — к несчастью.

5

Пятая позиция расположена высоко над первой, но действие ее должно простираться до самого низа. Это действие в силу уравновешенности центральной, пятой позицией должно быть мягким, лишенным всякого насилия. Автор дает афоризмы в образе ивовых веток, которые гибки, нежны и длинны. Им противопоставляется тыква как плод, лежащий на земле. Ветки ивы должны покрывать, свешиваясь сверху, тыкву. В этом образе действие, идущее с пятой позиции, т.е. от максимального выявления данной ситуации вовне, до самых глубин ее содержания. Но особенно важно при действии, исходящем из этой позиции, во имя преодоления добиться гармоничного включения своей деятельности в среду, окружающую действующего человека. Если пятая позиция склонна к выявлению себя вовне, то здесь это внешнее проявление должно быть затаено, спрятано. Не следует думать, что скрывание своих собственных достоинств может здесь привести к дурным последствиям — к неизвестности данного человека. Его слава проявится хотя бы в том, что, как говорит «Книга Перемен», он получит благословение свыше. В таком смысле приходится понимать образы текста: Сильная черта на пятом месте. Ивой покрыта тыква. Затаи свой блеск, и будет тебе ниспослано от неба.

6

Завершение всего процесса перечения выступает как нечто совершенно непримиримое. Это — движение в разные стороны, окончательно окосневшее в самом себе. Как рога торчат в разные стороны, так перечащие идут по разным направлениям. Человеку, занимающему данную позицию, может быть стыдно, и он может сожалеть о том, что на предыдущих, более благоприятных позициях не было достигнуто синтеза противоречия. Но поскольку вся ситуация перечения здесь приходит к концу и намечается переход к следующей, к ее противоположности, постольку «Книга Перемен дает здесь успокоительный афоризм: Наверху сильная черта. Перечение — это рога. Сожаление. Но хулы не будет.

Комментарий А.В. Швеца

Во внешнем — Творчество и крепость, во внутреннем — Утончение и проникновение. Непредсказуемые изменения во внешнем могут вызвать утончение и пересмотр своих ценностей во внутреннем. Это может привести к сожалению, но сделает более явственными проявления абсолюта.

Интерпретация Хейслип

Взгляните на себя со стороны: достаточно ли вы сдержанны, тактичны, терпимы? Отнеситесь внимательно к переменам в контактах с людьми и попытайтесь оценивать их действия менее критично. Вряд ли можно ожидать исполнения желаний и надежд. Будьте экономны. Внутренне подготовьтесь к тому, что скоро последуют неожиданные события, не сулящие вам ничего благоприятного.