
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  47. Кунь. ИстощениеКанонический текcт
Свершение. Стойкость. Великому человеку — счастье. Хулы не будет. Будут
речи, (но они) не верны.
- Свидание затруднено на пне. Войдешь в сумрачную долину. Три года
не (будешь ничего) видеть.
- Затруднения с вином и с пищей. Внезапно придет (человек в) алом
переднике. — Благоприятствует необходимости приносить жертвы. Поход — к
несчастью. Хулы не будет.
- Преткнешься о камень и (будешь) держаться на терниях и шипах. Войдешь
в свой терем и не увидишь своей жены. — Несчастье.
- Приход медлителен. Затруднишься из-за металлической повозки. — Сожаление.
(Но дело) доведешь до конца.
- (Казня), отрежут нос и ноги. Будет трудность от (человека в) красном
переднике. Но вот понемногу наступит радость. — Благоприятствует необходимости
(возносить) жертвы и моления.
- (Будет) затруднение в запутанных зарослях; в неустойчивости воскликнешь: «Движение
— к раскаянию». И будет раскаяние. — Но поход — к счастью.
Сколько бы ни было проявлено сил в предыдущей ситуации, но все-таки это
какое-то ограниченное количество, ибо эти силы не бесконечны, рано или
поздно в подъеме они будут исчерпаны. Вот почему подъем с полной
необходимостью приводит к истощению. Но в этом истощении необходимо не
столько констатировать самый факт истощения сил, сколько необходимо
указать возможный выход из данной ситуации, ибо, как и всякая другая, она
не может быть вечной. Уже это одно указывает на возможность развития,
которое на техническом языке «Книги Перемен» называется свершением.
Конечно, для преодоления данной ситуации человек должен быть достаточно
развитым, как называет «Книга Перемен», великим человеком; только для него
возможен благоприятный исход. Пусть его деятельность в данном состоянии и
вызовет толки, ибо не всем в его окружении будет понятна его деятельность,
— этим толкам все же придавать значения не следует, ибо здесь человек
должен полагаться только на самого себя. Поэтому текст здесь говорит:
Истощение. Свершение. Стойкость. Великому человеку — счастье. Будут речи,
но они неверны. Хулы не будет.
1
В данной ситуации все окружение предрасполагает к тому, чтобы стойкости,
указанной в общем, афоризме, были поставлены препятствия. На первой
позиции это начинает уже давать себя чувствовать. Чтобы указать, что эта
позиция не способствует стойкой деятельности, исходящей от самого
человека, здесь говорится о том, как неудобно сидеть на пне. Более того,
здесь указывается и путь, проходящий через сумрачную долину, и, кроме
того, указывается на одиночество, на которое обречен в данной ситуации
человек. Если здесь текст говорит о трех годах такого одиночества, то
образно он указывает на три первые позиции, которые заняты триграммой —
бездна или опасность. По-видимому, на этом основании здесь появляется
образ сумрачной долины, понимаемой как бездна. В этом смысле можно понять
текст:
В начале слабая черта. Сидение затруднено на пне. Войдешь в сумрачную
долину. Три года не будешь ничего видеть.
2
Уравновешенность, характерная для второй позиции, представляется здесь в
известной стойкости пребывания на ней. Кроме того, ее связь с пятой
позицией обнаруживается в образе дара, идущего от пятой позиции, т.е. по
существу от человека, занимающего пятую позицию, дара, приносимого
посланцем его. В таком положении, когда человек может в своей
уравновешенности не сходить со своего места, в положении, когда ему
ниспослано от вышестоящего, ему, конечно, не следует предпринимать никаких
крупных дел и выждать время, пока не изменится вся ситуация. Здесь он
может лишь служить чему-то, что он считает выше самого себя. Эта служба
мыслится авторами «Книги Перемен» как некое культовое действие —
жертвоприношение. Поэтому текст данного афоризма звучит так:
Сильная черта на втором месте. Затруднение с вином и пищей. Внезапно
придет человек в алых наколенниках. Благоприятно необходимости приносить
жертвы. Поход — к несчастью. Хулы не будет.
3
На третьей позиции сказывается влияние предстоящей четвертой, которая
занята сильной чертой. Эта сильная черта, как своего рода крепость,
выражена в образе камня, загораживающего путь. Поэтому движение
дальнейшего развития на этой позиции затруднено. Если бы человек на этой
позиции повернул вспять, то он натолкнулся бы на стойкие, непреклонные
силы первой позиции, которая, конечно, не способствует такому возвращению.
Таким образом, человек здесь поставлен в крайне затруднительные
обстоятельства, он не может двигаться ни вперед, ни назад. Кроме того,
отсутствует соответствие с шестой позицией. Это выражено в образе
одиночества человека, который, вернувшись домой, не находит своей жены. В
тексте здесь мы читаем:
Слабая черта на третьем месте. Преткнешься о камень. Будешь держаться на
терниях и шипах. Войдешь в свой терем, но не увидишь своей жены.
Несчастье.
4
Стойкость, которая была отмечена как характерная черта первой позиции
данной гексаграммы, приводит к тому, что если человек, занимающий первую
позицию, и движется на помощь к тому, кто занимает четвертую позицию, то
все же его приход, несущий с собой помощь, медлителен. Далее третья черта,
которая охарактеризована достаточно мрачно, может служить той
металлической повозкой, о которой говорит текст и которая вызывает
затруднение. Однако тяготение четвертой черты к пятой, т.е. стремление
вперед, здесь настолько сильно, что, несмотря на сожаление об упущенном
времени, все же дело может быть доведено до своего завершения. Вот почему
в тексте мы читаем:
Сильная черта на четвертом месте. Приход медлителен-медлителен.
Затруднишься из-за металлической повозки. Сожаление. Но дело доведешь до
конца.
5
Движение вперед на пятой позиции в данном случае затруднено истощением
сил, которое характеризует шестую. Двигаться вперед здесь нельзя. Человек,
который захотел бы двигаться вперед, здесь подвергся бы казни, у него
отрезали бы нос как ту часть тела, которая впереди. Стоять на месте здесь
тоже нельзя, ибо конечный фундамент — первая позиция — была бы
охарактеризована как позиция, неудобная для пребывания на ней. Если бы
человек все же хотел остановиться на этом фундаменте, то это было бы то же
самое, как если бы он подвергся казни отсечения ног. Рассчитывать на
помощь второй позиции здесь тоже не приходиться, потому что она такова,
что ей самой должна быть оказана помощь. Мы видели, что человеку,
занимающему вторую позицию, отправлен на помощь посланник в красных
наколенниках. Таким образом, положение выглядит безвыходным. Единственное,
на что можно рассчитывать — это на то, что пятая позиция уже близка к
окончанию всего процесса, и, таким образом, может постепенно наступить
радость от его окончания. Эта радость указана уже в самой верхней
триграмме, которая обозначает именно радость. Но здесь можно только
рассчитывать на помощь извне, как полагали комментаторы «Книги Перемен», и
потому здесь говорится о необходимости жертвоприношений. В общем текст
здесь говорит:
Сильная черта на пятом месте. Казня, отрежут нос и ноги. Будет трудность
от человека в красных наколенниках. Но вот понемногу наступит радость.
Благоприятствует необходимость возносить жертвы и моления.
6
Шестая позиция здесь занята слабой чертой. Она выражена в образе зарослей.
Если заросли могут быть восприняты как нечто слабое, мягкое, то все же,
когда их набирается достаточное количество, они могут быть сильным
препятствием к движению вперед, и могут привести человека в самое
затруднительное положение. Увидя, что не сила, а слабость мешает ему
двигаться вперед, человек может попасть в полное недоумение. Он может
решить, что всякое движение приведет его к дурному исходу положения.
Однако такое мнение было бы лишь заблуждением, ибо здесь, наконец, нужно
найти в себе силы для того, чтобы окончательно освободиться от данной
ситуации истощения. Поэтому в тексте здесь сказано:
Наверху слабая черта. Будет затруднение в запутанных зарослях. В
неустойчивости воскликнешь: «Движение к раскаянию». И будет раскаяние. Но
поход — к счастью.
Во внешнем — Разрешение и радостность, во внутреннем — Погружение и
опасность. Внешняя ситуация разрешилась определенностью, но во
внутреннем осталось ощущение опасности а проявления абсолюта
оказались
погруженными в Инь — это истощение.
Интерпретация Хейслип
Сейчас для вас настало время, когда не стоит приниматься за
что-либо. Эта гексаграмма — одна из четырех наихудших. Нужно выждать
некоторое время, привести в порядок свои мысли. Очень возможно,
что руку помощи вам протянет человек, которого вы хорошо знаете
и который занимает достаточно высокое положение; не отвергайте
его советов. Ведь сейчас вам очень слабо верится в свои собственные
силы. Но обстоятельства изменятся к лучшему, и этот период невезения
закончится.
  4. Мын. НедоразвитостьКанонический текcт
Свершение. Не я ищу юношей; юноши ищут меня. По первому гаданию — возвещу;
повторное и третье — смутит. Раз смутит — не возвещу. Благоприятна стойкость.
- Развитие недоразвитого. — Благоприятно для применения казней над
людьми, для освобождения колодок на руках и ногах, ибо продолжение (их
несвободы) приведет к сожалению.
- Приятие недоразвитых — к счастью; взятие жены — к счастью. Сын управляет
всем домом.
- Незачем брать жену. (Она) увидит богача и не соблюдет себя. — Ничего
благоприятного.
- Стеснение от недоразвитости. — Сожаление.
- Недоразвитость юноши. — Счастье.
- Удар по недоразвитости. — Не благоприятствует (тому, чтобы) быть
разбойником; благоприятствует (тому, чтобы) справиться с разбойником.
Прежде всего, несколько слов об устройстве данной гексаграммы. Здесь
внизу триграмма «вода» — «опасность», а вверху — гора — «остановка». Это опасность, которая приостановлена, это ручей, который вытекает у подножия
горы или который, встречая на своем пути гору, не может двигаться прямо
дальше. По названию гексаграммы — это недоразвитость, непросвещенность.
Однако вместе с тем и преодоление этой недоразвитости — просвещение
непросвещенных. Поэтому здесь развертывается процесс, происходящий между
учителем и учеником, между знанием, уже собранным прежде, и новым
познавательным актом. Если в предыдущей гексаграмме фигура руководящей
стороны лишь намечалась, а все внимание было направлено на изображение
трудностей начала, то здесь эта фигура выступает с полной отчетливостью.
Графически она выражена во второй и в шестой сильных чертах, которые,
однако, не являются здесь главными, а лишь способствуют действию главной
пятой черты. Последняя, как и остальные три слабые черты всей гексаграммы,
символизирует непросвещенных, которых просвещает учитель. Но каждая из них
обладает своими специфическими чертами, поэтому на разных ступенях процесс
этот охарактеризован различно. Но общим в нем остается то, что это
двухсторонний процесс, в котором инициатива просвещения может исходить
лишь от непросвещенного, так как этот процесс не приводит к желательному
результату, если он построен на насилии. Поэтому здесь благоприятна
стойкость как развивающемуся, так и развивающему. И первому — в т0ом, чтобы
руководствоваться первым же указанием просвещающего, а не искать
дальнейших указаний, не выполнив первые, и второму — эта стойкость нужна в
том, чтобы помнить, что инициатива процесса должна быть сосредоточена у
просвещаемого. В технике познания — это момент, когда познаваемое, но еще
не познанное получает в развитии процесса познания ту ясность, которая
дается ему из разума, сложившегося в прежде накопленном опыте. Но это не
значит, что акты нового познания целиком зависимы от уже известного,
наоборот — новый акт познания должен быть способен к максимально полному
прогнозу дальнейшего. Но лишь объясняется, в буквальном значении этого
слова, ясностью уже известного. При этом познающий сохраняет всю острую
ревностность, пытливость и заинтересованность в данном процессе. (Не
напрасно здесь в комментаторской литературе есть указание на следующее
место из «Луньюй»: «Кто не горит душой (о познании), тому не раскрою
ничего; кто не скорбит (о своей неумелости), того не разовью. И ничего не
отвечу тому, кто не скажет ни слова о трех углах квадрата, когда ему
объяснен один угол». Интересно еще отметить и то, что в древнем Китае
гадание оракула почиталось средством к разрешения сомнений. Поэтому, как
пишет Ван Би, повторное и третье гадание, давая иные результаты, уже не
разрешает сомнений, а, давая альтернативное решение вопроса, лишь вносит
неясность и расплывчатость. ) В тексте это выражено так:
Недоразвитость. Недоразвитому — развитие. Не я стремлюсь к юношески
недоразвитым, а юношески недоразвитые стремятся ко мне. По первому гаданию
— возвещу. Повторное же и третье гадания — излишество. А раз излишество —
то не возвещу. Благоприятна стойкость.
1
Первый момент здесь характеризует самое начало отношений ученика и
учителя. Пусть ученик еще и недоразвит, но здесь предстоит ему раскрытие
заложенных в нем способностей. Его близость к учителю и активность его
положения порукой тому. Но в это время учитель еще не может дать ему таких
наставлений, которым бы он следовал совершенно свободно. Это скорее
система запретов и наказаний. Однако известная свобода ученику здесь
должна быть предоставлена, с него должны быть сняты кандалы (его
омраченность), которые тяготели над ним до сих пор. Однако если бы ученик,
освободившись от них, самостоятельно начал действовать, то ему пришлось бы
много о чем пожалеть, ибо по неопытности он мог бы многое испортить. Вот
так текст выражает это:
В начале слабая черта. Раскрытие недоразвитых. Здесь благоприятно, чтобы
были применены к людям наказания, чтобы они были освобождены от кандалов,
но самостоятельное выступление к действию приведет к сожалению.
2
Основное достоинство учителя состоит в том, что он в состоянии принять к
себе недоразвитого ученика и в согласии со всей закономерностью мира
развить его. Ученик, предоставленный самому себе, многого будет лишен; но
и учитель будет многого лишен, если он не примет на себя руководство
учеником. Как в дом вводится жена, новый член семьи, так и учитель находит
в ученике нечто новое. И лишь с той поры как сын вводит в семью свою жену,
он может начать устройство своего дома. Учитель- это лишь носитель прежде
накопленного разума. И этот разум относится к познаниям, приобретаемым
вновь, как учитель к ученику, как в семье сын к его жене, вновь вводимой в
дом. Лишь в таком сочетании накопленного разума и новых познаний
достигается устройство собственного знания и возможность сообщать его
другим. Вот в какие образы облекаются эти мысли в тексте:
Сильная черта на втором месте. Прими к себе недоразвитого. Счастье. Ввести
(в дом) жену — к счастью. (Лишь после этого) сын будет в состоянии
устроить (собственную) семью.
3
Момент кризиса в данном процессе характеризуется тем, что эта третья черта
— является верхней в триграмме «опасность». Поэтому то, что хорошо в
предыдущий момент, пагубно здесь. Введение жены в дом здесь не может
увенчаться успехом, так как она, встретясь с богачом, который
символизирован полной сил второй чертой, не сможет соблюсти себя в рамках
своего долга. Таким образом, все хлопоты здесь оказываются бесполезными. В
этом состоянии, конечно, невозможно и углубленное новое познание, а
возможна лишь спекулятивная игра мыслей. Но последняя никогда не приводит
к положительному знанию. Поэтому текст здесь предостерегает так:
Слабая черта на третьем месте. Не надо брать женщину (в жены): она увидит
богача и не будет владеть собою. Ничего благоприятного.
4
Кризис уже миновал. Но данная позиция настолько удалена от позиции
учителя, она так лишена поддержки в резонирующий ей сферах, что ничего и
никто здесь не в состоянии преодолеть недоразвитость, характеризуемую всей
данной гексаграммой. Здесь бессильны и приказания, и благосклонность
учителя, и его предостережения. Приходится лишь констатировать самый факт,
что недоразвитый человек здесь находится в чрезвычайно затруднительном
положении. Он окосневает в своей недоразвитости. Если на предыдущей
позиции познание затрудняется поверхностной деятельностью рассудка, то
здесь мешает его косная недоразвитость. Естественно, что никакая
деятельность здесь не дает положительного результата, и единственный плод
такой деятельности — сожаление о ней. Текст здесь лаконичен:
Слабая черта на четвертом месте. Бедственная недоразвитость. Сожаление.
5
Пятая позиция присуща великому человеку, но здесь данную позицию занимает
человек с детски податливой душой, выраженной в символике «Книги Перемен»
слабой чертой. Близость к суровому учителю, занимающему верхнюю позицию, и
правильный полный резонанс в благотворно действующей второй позиции делает
это положение вполне счастливым. Здесь указывается на совершенно
закономерную недоразвитость юноши и, чтоб предостеречь от стремления
самостоятельно развиваться, которое не приведет к благим последствиям,
здесь преднамеренно указывается на счастливый характер данного положения.
Надо довериться здесь учителю, а в познании — довериться уже сложившимся и
выработанным системе и методу познания. Текст выражает это опять-таки с
предельной лаконичностью:
Слабая черта на пятом месте. Юношеская недоразвитость. Счастье.
6
Наступает конец недоразвитости. И здесь указывается сила учителя,
достигшего гармонии между знанием и новым актом познания. Этой силой он в
состоянии разбить недоразвитость. Но если бы он просто навязал ученику
свои знания, то он поступил бы по отношению к ученику, как захватчик, как
«разбойник», вторгаясь в его самостоятельность познания. Это была бы все
же замена возможности нового познания уже прежде накопленным опытом. А
здесь все дело в том, чтобы «давать снадобье в соответствии с болезнью»,
чтобы разбить недоразвитость, которая, как «разбойник», захватила ученика.
Поэтому и текст гласит:
Наверху сильная черта. Ударь по недоразвитости! Неблагоприятно быть
разбойником, Благоприятно совладать с разбойником.
Пребывание во внешнем и опасность во внутреннем. Пребывание — то
чье
появление и протекание закономерно, и что может закончится только в
следствии какой-то случайности. И если вы при этом чувствуете опасность,
то это может служить признаком какой-либо недоразвитости. Ничтожному
человеку следует добиваться большей определенности и ясности. Так,
например, не стоит оставлять заключенных с их неопределенным статусом,
уж лучше
их либо казнить, либо освободить.
Однако недоразвитость может быть и плодотворной, если она лишь
предваряет дальнейший рост — это недоразвитость юноши. Для этого
необходимо обладать развитым сознанием. Но юноша не всегда становится
знающим человеком. А вот для совершенномудрого недоразвитость может
быть только временной, можно сказать, что он наносит по ней удар
своим
дальнейшим развитием.
Интерпретация Хейслип
В настоящее время все вокруг вас словно покрыто пеленой; но
пелена эта скоро спадет, и мир вновь приобретет для вас ясность.
Сейчас ваши нервы сильно расшатаны, поэтому постарайтесь не принимать скоропалительных решений. Скоро все изменится. Если хотите
добиться успеха — не пренебрегайте советами друзей, начальства, вдумайтесь
в них. Уделите побольше времени общению с детьми. Не унывайте.
Уже возникают новые планы, новые перспективы, но для новой
любви время еще не пришло. Соберитесь; и сконцентрируйте волю на
исполнении одного-единственного желания.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого