
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  47. Кунь. ИстощениеКанонический текcт
Свершение. Стойкость. Великому человеку — счастье. Хулы не будет. Будут
речи, (но они) не верны.
- Свидание затруднено на пне. Войдешь в сумрачную долину. Три года
не (будешь ничего) видеть.
- Затруднения с вином и с пищей. Внезапно придет (человек в) алом
переднике. — Благоприятствует необходимости приносить жертвы. Поход — к
несчастью. Хулы не будет.
- Преткнешься о камень и (будешь) держаться на терниях и шипах. Войдешь
в свой терем и не увидишь своей жены. — Несчастье.
- Приход медлителен. Затруднишься из-за металлической повозки. — Сожаление.
(Но дело) доведешь до конца.
- (Казня), отрежут нос и ноги. Будет трудность от (человека в) красном
переднике. Но вот понемногу наступит радость. — Благоприятствует необходимости
(возносить) жертвы и моления.
- (Будет) затруднение в запутанных зарослях; в неустойчивости воскликнешь: «Движение
— к раскаянию». И будет раскаяние. — Но поход — к счастью.
Сколько бы ни было проявлено сил в предыдущей ситуации, но все-таки это
какое-то ограниченное количество, ибо эти силы не бесконечны, рано или
поздно в подъеме они будут исчерпаны. Вот почему подъем с полной
необходимостью приводит к истощению. Но в этом истощении необходимо не
столько констатировать самый факт истощения сил, сколько необходимо
указать возможный выход из данной ситуации, ибо, как и всякая другая, она
не может быть вечной. Уже это одно указывает на возможность развития,
которое на техническом языке «Книги Перемен» называется свершением.
Конечно, для преодоления данной ситуации человек должен быть достаточно
развитым, как называет «Книга Перемен», великим человеком; только для него
возможен благоприятный исход. Пусть его деятельность в данном состоянии и
вызовет толки, ибо не всем в его окружении будет понятна его деятельность,
— этим толкам все же придавать значения не следует, ибо здесь человек
должен полагаться только на самого себя. Поэтому текст здесь говорит:
Истощение. Свершение. Стойкость. Великому человеку — счастье. Будут речи,
но они неверны. Хулы не будет.
1
В данной ситуации все окружение предрасполагает к тому, чтобы стойкости,
указанной в общем, афоризме, были поставлены препятствия. На первой
позиции это начинает уже давать себя чувствовать. Чтобы указать, что эта
позиция не способствует стойкой деятельности, исходящей от самого
человека, здесь говорится о том, как неудобно сидеть на пне. Более того,
здесь указывается и путь, проходящий через сумрачную долину, и, кроме
того, указывается на одиночество, на которое обречен в данной ситуации
человек. Если здесь текст говорит о трех годах такого одиночества, то
образно он указывает на три первые позиции, которые заняты триграммой —
бездна или опасность. По-видимому, на этом основании здесь появляется
образ сумрачной долины, понимаемой как бездна. В этом смысле можно понять
текст:
В начале слабая черта. Сидение затруднено на пне. Войдешь в сумрачную
долину. Три года не будешь ничего видеть.
2
Уравновешенность, характерная для второй позиции, представляется здесь в
известной стойкости пребывания на ней. Кроме того, ее связь с пятой
позицией обнаруживается в образе дара, идущего от пятой позиции, т.е. по
существу от человека, занимающего пятую позицию, дара, приносимого
посланцем его. В таком положении, когда человек может в своей
уравновешенности не сходить со своего места, в положении, когда ему
ниспослано от вышестоящего, ему, конечно, не следует предпринимать никаких
крупных дел и выждать время, пока не изменится вся ситуация. Здесь он
может лишь служить чему-то, что он считает выше самого себя. Эта служба
мыслится авторами «Книги Перемен» как некое культовое действие —
жертвоприношение. Поэтому текст данного афоризма звучит так:
Сильная черта на втором месте. Затруднение с вином и пищей. Внезапно
придет человек в алых наколенниках. Благоприятно необходимости приносить
жертвы. Поход — к несчастью. Хулы не будет.
3
На третьей позиции сказывается влияние предстоящей четвертой, которая
занята сильной чертой. Эта сильная черта, как своего рода крепость,
выражена в образе камня, загораживающего путь. Поэтому движение
дальнейшего развития на этой позиции затруднено. Если бы человек на этой
позиции повернул вспять, то он натолкнулся бы на стойкие, непреклонные
силы первой позиции, которая, конечно, не способствует такому возвращению.
Таким образом, человек здесь поставлен в крайне затруднительные
обстоятельства, он не может двигаться ни вперед, ни назад. Кроме того,
отсутствует соответствие с шестой позицией. Это выражено в образе
одиночества человека, который, вернувшись домой, не находит своей жены. В
тексте здесь мы читаем:
Слабая черта на третьем месте. Преткнешься о камень. Будешь держаться на
терниях и шипах. Войдешь в свой терем, но не увидишь своей жены.
Несчастье.
4
Стойкость, которая была отмечена как характерная черта первой позиции
данной гексаграммы, приводит к тому, что если человек, занимающий первую
позицию, и движется на помощь к тому, кто занимает четвертую позицию, то
все же его приход, несущий с собой помощь, медлителен. Далее третья черта,
которая охарактеризована достаточно мрачно, может служить той
металлической повозкой, о которой говорит текст и которая вызывает
затруднение. Однако тяготение четвертой черты к пятой, т.е. стремление
вперед, здесь настолько сильно, что, несмотря на сожаление об упущенном
времени, все же дело может быть доведено до своего завершения. Вот почему
в тексте мы читаем:
Сильная черта на четвертом месте. Приход медлителен-медлителен.
Затруднишься из-за металлической повозки. Сожаление. Но дело доведешь до
конца.
5
Движение вперед на пятой позиции в данном случае затруднено истощением
сил, которое характеризует шестую. Двигаться вперед здесь нельзя. Человек,
который захотел бы двигаться вперед, здесь подвергся бы казни, у него
отрезали бы нос как ту часть тела, которая впереди. Стоять на месте здесь
тоже нельзя, ибо конечный фундамент — первая позиция — была бы
охарактеризована как позиция, неудобная для пребывания на ней. Если бы
человек все же хотел остановиться на этом фундаменте, то это было бы то же
самое, как если бы он подвергся казни отсечения ног. Рассчитывать на
помощь второй позиции здесь тоже не приходиться, потому что она такова,
что ей самой должна быть оказана помощь. Мы видели, что человеку,
занимающему вторую позицию, отправлен на помощь посланник в красных
наколенниках. Таким образом, положение выглядит безвыходным. Единственное,
на что можно рассчитывать — это на то, что пятая позиция уже близка к
окончанию всего процесса, и, таким образом, может постепенно наступить
радость от его окончания. Эта радость указана уже в самой верхней
триграмме, которая обозначает именно радость. Но здесь можно только
рассчитывать на помощь извне, как полагали комментаторы «Книги Перемен», и
потому здесь говорится о необходимости жертвоприношений. В общем текст
здесь говорит:
Сильная черта на пятом месте. Казня, отрежут нос и ноги. Будет трудность
от человека в красных наколенниках. Но вот понемногу наступит радость.
Благоприятствует необходимость возносить жертвы и моления.
6
Шестая позиция здесь занята слабой чертой. Она выражена в образе зарослей.
Если заросли могут быть восприняты как нечто слабое, мягкое, то все же,
когда их набирается достаточное количество, они могут быть сильным
препятствием к движению вперед, и могут привести человека в самое
затруднительное положение. Увидя, что не сила, а слабость мешает ему
двигаться вперед, человек может попасть в полное недоумение. Он может
решить, что всякое движение приведет его к дурному исходу положения.
Однако такое мнение было бы лишь заблуждением, ибо здесь, наконец, нужно
найти в себе силы для того, чтобы окончательно освободиться от данной
ситуации истощения. Поэтому в тексте здесь сказано:
Наверху слабая черта. Будет затруднение в запутанных зарослях. В
неустойчивости воскликнешь: «Движение к раскаянию». И будет раскаяние. Но
поход — к счастью.
Во внешнем — Разрешение и радостность, во внутреннем — Погружение и
опасность. Внешняя ситуация разрешилась определенностью, но во
внутреннем осталось ощущение опасности а проявления абсолюта
оказались
погруженными в Инь — это истощение.
Интерпретация Хейслип
Сейчас для вас настало время, когда не стоит приниматься за
что-либо. Эта гексаграмма — одна из четырех наихудших. Нужно выждать
некоторое время, привести в порядок свои мысли. Очень возможно,
что руку помощи вам протянет человек, которого вы хорошо знаете
и который занимает достаточно высокое положение; не отвергайте
его советов. Ведь сейчас вам очень слабо верится в свои собственные
силы. Но обстоятельства изменятся к лучшему, и этот период невезения
закончится.
  5. Сюй. Необходимость ждатьКанонический текcт
Обладателю правды — изначальное свершение. Стойкость — к счастью. Благоприятен
брод через великую реку.
- Ожидание на окраине. Благоприятно применение постоянства. Хулы не
будет.
- Ожидание на (прибрежном) песке. — Предстоят незначительные разговоры.
В конце концов — счастье.
- Ожидание в тине. — Близится приход разбойников.
- Ожидание в крови. — Выйди из пещеры.
- Ожидание за вином и яствами. — Стойкость к счастью.
- Войдешь в пещеру, и будет приход трех неторопливых гостей. — Отнесись
к ним с уважением, и в конце концов будет счастье.
В процессе развития недоразвитых именно с особой силой выступает
необходимостью планомерности и выдержки, т.е. «необходимость ждать». И по
поводу самовоспитания, — одного из видов воспитания вообще — Мын-чзы
приводит следующую притчу: «Необходимо (все время) работать (над собой),
но не (рассчитывать на) непосредственный успех. Пусть сознание и не
забывает об этом деле, и не «помогает росту». Не надо быть таким, как один
человек из удела Сун, который был удручен тем, что его всходы не растут, и
стал их вытягивать. Много так потрудившись, он вернулся домой и сказал
домашним: «Как я сегодня устал! Я помогал всходам расти». Его сын побежал
смотреть на всходы, а они уже засохли. Мало кто в мире не «помогает» так
расти». Однако здесь имеется в виду не пассивное ожидание благоприятных
обстоятельств, а, наоборот, самая активная подготовительная деятельность:
нижняя триграмма — это «творчество», которое пока сосредоточено внутри и
еще не проявляется вовне, ибо оно окружено туманом и облаками (верхняя
триграмма — внешний мир — вода). Если каждое событие имеет свою причину,
то, правильно создавая причины будущих событий, мы готовим их правильную
реализацию. Творя правду теперь, ее реализацию можно предоставить
будущему, когда она сама собой проявиться. Поэтому на данной ступени
существенным является «обладание», и тогда ее «блеск», ее очевидность
будет развиваться сама собой. При таком распределении деятельности сама
«необходимость ждать» приобретает несколько иной смысл, и именно здесь
уместно указание на ее конечный результат, на возможность предпринять
крупное и серьезное дело — переправляться через великую реку — через весь
поток человеческой жизни, чтобы плодотворно достигнуть высшего идеала
человеческого совершенства. Этот образ находит себе поддержку и в самой
гексаграмме: со всей полнотой внутренних сил творчества, мужества и
ясности перед водной опасной пучиной окружения — и решительно двинуться в
нее. Это мысли в тексте выражены так:
Необходимость ждать. Обладай правдой. Тогда блеск ее разовьется, и
стойкость будет к счастью. Благоприятен брод через великую реку.
1
В каждом человеке заложена способность к новым актам познания. Но до сих
пор, пока они существуют лишь совершенно латентно, процесс нового познания
еще не начался, и здесь еще неуместно говорить о какой бы то ни было
необходимости ждать. Еще нечего ждать. Но как только процесс познания
приведен в действие, так сразу же необходимо считаться с закономерностью
ритма, в которой он протекает , для успешности и результативности его
развития. Первые же этапы в процессе нового познания состоят в
основательном усвоении уже известного предшественникам. Поэтому здесь идет
речь еще не о личном познании, а об изучении того, что может быть
почерпнуто из книг или из учительской традиции. Конечно, это никак не
должно подменять подлинного самостоятельного акта познания, ибо это лишь
преддверие, предместье познания. Тем не менее, это совершенно необходимая
ступень. Не только нельзя миновать ее, но даже торопливость и нетерпение
на этой ступени могут оказать лишь пагубное влияние на весь процесс.
Наоборот, в этой Необходимости ждать — постоянство в деятельности усвоения
уже известного приносит самые благие плоды. И на данной ступени никак
нельзя упрекать человека в медлительности, ибо она вытекает из
постоянства, из самой необходимости ждать. Само собой ясно, что личная
борьба с ошибочными и ложными взглядами здесь немыслима. В тексте это
выражено следующими словами:
В начале сильная черта. Ожидание в предместье. Благоприятствует
постоянству деятельности. Хулы не будет.
2
На следующей, второй ступени требуется нечто большее, чем простое
интеллектуальное усвоение того, что уже известно. Здесь человек уже должен
сам выйти к непосредственному данному миру и вступить с ним в
соприкосновение как пассивно — в созерцании, так и активно — в моральной
деятельности, проистекающей из познания. Сомнения здесь уже должны быть
преодолены. Но именно из-за этого волевого усилия к новому познанию
возмущается и противится этому импульсу все косное и инертное в человеке.
Поэтому здесь лишь, на берегу, на познания, Необходимость ждать
характеризуется тем, что возникнут «небольшие толки», некоторый спор между
импульсом к новому познанию и косностью накопленного опыта. Но подлинное
умение выждать и переждать здесь, в конце концов, приводит к счастью. В
тексте об этом говорится так:
Сильная черта на втором месте. Ожидание на (прибрежном) песке. Будут
небольшие толки. В конце концов — счастье.
3
Для окончательного усвоения нового познания необходимо выждать, пока
приобретенное знание не станет столь же естественным и непроизвольным,
как, например, чувственное восприятие. Если предыдущая ступень может быть
уподоблена ожидания на берегу, то здесь сделан еще шаг вперед, еще ближе к
реке (которая символизирована верхней триграммой «вода» — «река»). Здесь —
ожидание в илу. Здесь все отрицательное, все силы косности и мрака
выступают во всей своей мощности. Именно здесь их необходимо преодолеть,
но для этого надо сначала предостеречь об их наступлении. Такое
предостережение мы и находим в тексте:
Сильная черта на третьем месте. Ожидание в илу. Надвигается приход
разбойников.
4
При благоприятном исходе кризиса, выраженного в предыдущей позиции,
дальнейшее движение выражается в совершенно особой форме необходимости
ждать. Это не пассивное ожидание, а творческое, активное ожидание,
исполненное внутренних сил, приобретенных на предыдущих ступенях. Здесь,
чтобы приобретенное знание пронести в будущее, необходимо защитить его и
отвоевать его от всех противоборствующих сил. В кажущемся спокойствии
ожидания в действительности протекает столь интенсивная деятельность, что
она может быть выражена лишь в образе кровавого боя. Уже не на прибрежном
песке, не в илу приходится здесь ждать своего часа: здесь — ожидание
крови. Но только оно дает возможность выйти из темной пещеры незнания в
открытый и ясно воспринимаемый мир. Текст облекает это в следующие образы:
Слабая черта на четвертом месте. Ожидание в крови. Выход из пещеры.
5
Выиграв бой предыдущей ступени, человек приходит к той стадии ожидания, на
которой стираются грани положительного и отрицательного. Все уже
завоевано, все уже достигнуто. Обобщено и прежде добытое знание, и
содержание нового акта познания. Наступает момент успокоения, тот момент,
когда нет нужды в деятельности, когда возможен спокойный пир, за которым
проходит время ожидания. Здесь нужна лишь спокойная целеустремленность.
Уже благодаря ей одной гарантировано счастье. Это возможно лишь благодаря
тому, что было положительно приобретено на предыдущих ступенях. В тексте
по этому поводу сказано следующее:
Сильная черта на пятом месте. Ожидание за вином и явствами. Стойкость — к
счастью.
6
Полное новое познание достигнуто. Более того: оно окончательно освоено.
Это дает возможность не только знать, но и мочь. То, что прежде было
личной ограниченностью, не в состоянии больше ограничивать. То, что прежде
казалось темной пещерой, из которой необходимо вырваться на свет, не
омрачает больше. Человек правильно прожил время необходимости ожидания. Он
получил доступ к вершинам познания мира, и тем самым он приобрел
возможность без ущерба для себя опуститься в мрачный глубины мира. И
именно в них к нему возвращаются творческие силы, накопленные на первых
трех подготовительных ступенях ожидания. Их действие отражает в себе
характер всего этого времени ожидания. Они приходят, как три неторопливых
гостя. Необходимо отнестись к ним с полным уважением, ибо от них зависит
конечный успех. Это силы молодости, которые получают возможность повторно
проявиться в старости, чтобы создать завершение единства биографии
человека. Эти мысли текст выражает в нормальной для нашего памятника
образности:
Наверху слабая черта. Войдешь в пещеру. Будет приход трех неторопливых
гостей. Почтишь их, — и в конце концов будет счастье.
Во внешнем — Погружение и опасность, во внутреннем — Творчество и
крепость. Творчество и крепость обязательно, принесут свои плоды во
внешнем. И если в настоящий момент во
внешнем кроется опасность, то
следует запастись терпением и выждать.
Интерпретация Хейслип
Сейчас время ждать и собираться с силами, они вам скоро понадобятся,
и очень скоро — когда наступит весна, растает снег, и вновь
зацветут цветы. Торопливость и нетерпеливость в поступках сейчас
могут принести только вред. Нужно немного еще потерпеть, месяца
два, пока не явится некий человек, который поможет вам так, как вы
и не ждете. А если вы решительно и энергично займетесь планированием
дальнейших действий, то помощь и поддержка придут еще быстрее. Вы
можете почувствовать влечение к человеку, который старше вас. Постарайтесь
не слишком обнаруживать свой интерес к нему. Если вы будете
действовать целеустремленно и достаточно осмотрительно, желание
ваше исполнится.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого