
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  48. Цзин. КолодецКанонический текcт
Меняют города, (но) не меняют колодец. (Ничего) не утратишь, (но ничего
и) не обретешь. Уйдешь и придешь, (но) колодец (останется) колодцем. (Если)
почти достигнешь (воды), но еще не хватит веревки для колодца, (и если)
разобьешь свою бадью, — несчастье.
- В колодце — ил, (им) не напитаешься. При запущенном колодце не будет
живности.
- (Вода в) колодце падает, просвечивают рыбы (на дне). Бадья же ветхая,
(и она) течет.
- Колодец очищен, (но из него) не напитаешься. В этом скорбь моей
души: (ведь) можно (было бы) черпать (из него. Если бы) царь (был) просвещен,
(то) все получили (бы) свое благополучие.
- Колодец облицован черепицей. — Хулы не будет.
- Колодец чист, (как) холодный ключ. (Из него) напитаешься.
- Из колодца берут (воду), не закрывай его. Обладающему правдой —
изначальное счастье.
В предыдущей ситуации все иссякшие силы должны были быть вновь найдены.
Но находить их в окружении было невозможно, ибо само окружение, сама
ситуация характеризовалась истощением сил. Поэтому выход из предыдущей
ситуации (т.е. то, что происходит на данной ситуации) может быть найден
только в том случае, если поиски сил будут направлены внутрь для выхода из
предыдущей ситуации. Он не должен никуда за ними отправляться, а должен
искать их в себе. Иными словами, это положение должно быть облечено в
образ, который, с одной стороны — обладает лишь внутренней подвижностью. И
авторы «Книги Перемен» нашли этот образ, когда говорили о колодце.
Действительно, колодец не переносится с места на место, но в нем может
пребывать и убывать вода, дающая жизнь. Вот почему здесь мы видим
ситуацию, которая называется Колодец. Однако образ колодца таков, что в
нем никогда нельзя быть уверенным в возможности приобретения тех сил,
которые были утрачены в прошлом. Имеется много разных обстоятельств,
благодаря которым вода в колодце может быть или не быть, а если она и
есть, то бывает непригодной для питья. Словом, далеко не всегда в нем
может быть нужная вода. Далии, если даже колодец поле воды, иными словами,
если человек находит в себе эти силы, то перед ним еще вопрос, как выявить
вовне эти силы, говоря образно, как достать воды из колодца. Уже на само
выявление сил в свою очередь нужны силы, иными словами, нужны веревка и
бадья для того, чтобы зачерпнуть воды из колодца. В этом образе для
человека также могут быть затруднения. Поэтому назидательный текст говорит
здесь следующее:
Колодец. Меняют города, но не меняют колодец. Ничего не утратишь, но
ничего и не приобретешь. Уйдешь и придешь, но колодец останется колодцем.
Если почти достанешь воду, но еще не хватает веревки, или если разобьешь
бадью — несчастье.
1
Низшая первая позиция образно выражается в самом дне колодца. Дно покрыто
илом, мягкость которого символизируется слабой чертой. Если в колодце нет
ничего, кроме ила, а на первой позиции ни о чем другом говорить еще
нельзя, то ясно, что такой колодец, — это старый, запущенный, высохший
колодец. Но на этой позиции продолжается еще влияние предыдущего. У такого
старого колодца не только нет людей, но и животные обходят его. Вот почему
в тексте здесь сказано только:
В начале слабая черта. В колодце ил — им не прокормишься. При запущенном
колодце не будет живописи.
2
На второй позиции колодец еще недостаточно глубок; если в нем и есть вода,
то она упала настолько, что вряд ли ее можно зачерпнуть, если бы даже
хватило веревки. Вода настолько мелка, что рыбы просвечивают сквозь нее.
Так текст говорит о том, что силы, которые могут быть здесь восстановлены,
еще недостаточно для того, чтобы предпринять действие при помощи их. Кроме
того, и подготовка к проявлению этих сил здесь еще недостаточна, т.е. в
этой подготовке слишком много от прежнего состояния, от состояния
истощения. И это выражено в образе ветхой текущей бадьи. В тексте здесь
сказано:
Сильная черта на втором месте. Вода в колодце падает. Просвечивают рыбы на
дне. Бадья же ветхая, и она течет.
3
Если на третьей позиции сил уже накоплено столько, что их наличие можно
выразить в образе очищенного колодца, то, постольку данная позиция
является лишь переходной и поскольку человек, занимающий ее, не может
привлечь к себе внимание других людей, постольку здесь говорится о том,
что даже таким очищенным колодцем люди не пользуются. Само собою, тому,
кто очищает колодец таким образом, т.е. тому, кто для себя накопил
достаточное количество сил, но это количество еще недостаточно для помощи
другим, тому это положение доставляет большое огорчение. Действительно,
ведь можно было бы воспользоваться его силами, но эти силы должны быть
сначала еще выявлены. Если бы они были явны для всех, то, само собою, это
могло бы привести к благополучию не только самого человека, но и его
окружения. Однако здесь этой проявленности еще нет. Поэтому текст говорит
здесь:
Сильная черта на третьем месте. Колодец очищен, но из него не пьют. В этом
скорбь моей души. Ведь можно было бы черпать из него. Если бы царь был
просвещен, то все обрели бы свое благополучие.
4
Но вот миновал кризис, и остается лишь то, что завоевано во время его.
Силы собраны, образно говоря, колодец давно очищен окончательно.
Следовательно, можно приступить к тому, чтобы при помощи этих сил
оказывать содействие окружающим людям. Поэтому текст «Книги Перемен» здесь
говорит лаконично следующее:
Слабая черта на четвертом месте. Колодец облицован черепицей. Хулы не
будет.
5
На позиции максимального выявления характерных черт данной ситуации, т.е.
на пятой позиции, мы находим простое констатирование факта:
Сильная черта на пятом месте. Колодец чист, как холодный ключ. Из него
пьют.
6
Только на предыдущей позиции было достигнуто то, что является основной
целью всей данной ситуации. Поэтому на шестой позиции процесс, несмотря на
его тенденцию к угасанию, должен быть поддержан. Если колодец открыт и из
него черпают воду, то надо следить хотя бы за тем, чтобы его не закрыли.
При этом надо помнить, что образ колодца и его воды есть только образ, а
речь идет, собственно говоря, о тех внутренних силах, которые человек
должен был собрать в себе на данной ситуации для своего дальнейшего
действия. Поэтому здесь только образ колодца, в самом же тексте это
расшифровывается как внутренняя правда, т.е. как сила истины, осознанной
человеком. Поэтому текст говорит здесь:
Наверху слабая черта. Из колодца берут воду. Не закрывайте его. Владеющему
правдой — изначальное счастье.
Во внешнем — Погружение и опасность, во внутреннем — Утончение и
проникновенность. Образ колодца хорошо передает сочетание ощущений
свежести и спокойствия во внутреннем с чувством опасности и погружения
во
внешнем.
Интерпретация Хейслип
Возможно, что дела ваши идут не совсем гладко. Но даже если
это так — не откажите в помощи другому. Вы убедитесь впоследствии,
что это — единственно правильный образ действий. Не огорчайтесь,
но сейчас, видимо, с трудом можно рассчитывать на то, что ваши
способности будут по достоинству оценены и признаны вашим начальством.
Конечно, вам очень хочется, чтобы обстоятельства изменились,
но вряд ли это возможно сейчас. Это касается только ваших
«глобальных» желаний и стремлений, менее значительные могут исполнится
и теперь. Несмотря ни на что, ваши денежные дела обстоят
довольно неплохо.
  16. Юй. ВольностьКанонический текcт
Благоприятно возведению князей и движению войск.
- (Если) провозгласишь вольность — (будет) несчастье.
- Будь крепче камня, но не до конца дня. — Стойкость — к счастью.
- Засмотришься на вольность — (будет) раскаяние. Опоздаешь — будет
раскаяние.
- Исходя из вольности, многое будет достигнуто. — Не сомневайся. Друзья
(соберутся вокруг тебя, как) волосы вокруг шпильки.
- Стойкость — к болезни. (В) постоянстве не умрешь.
- Померкнувшая вольность. Совершаемое минует. — Хулы не будет.
Смирение, которое описано в предыдущей гексаграмме, дает, прежде всего
возможность сближения высших с низшими, уравнивает их. Поэтому оно и
обеспечивает равные условия для всех, и с него может начаться новый цикл
развития. Оно лишь почва, на которой начинают снова действовать силы
развития, идущие из глубины вовне. Это положение выражено в настоящей
гексаграмме, где внизу мы видим знак земли, однородность черт которой
выражает равенство. Над землей, вовне, расположен знак молнии, сущность
которого — активность, проявляющаяся изнутри вовне. Ничто не предстоит и
не препятствует этой активности. Она находится в условиях полной свободы —
вольности. Но если такая вольность ничем и не ограничена извне, то она все
же должна быть ограничена сама собой, ибо иначе она рискует превратиться в
хаос. (Так и подлинный художник, свободный в своем творчестве, должен сам
для себя выбрать законы творчества и подчиниться им, иначе не гармония
будет в его произведениях, а произвол.) Такое необходимое самоограничение
должно развиваться как на пути утверждения положительных элементов
(представителей того, что действует из центра вовне), так и на пути
поражения отрицательных сил, на пути их завоевания. «Книга Перемен»
сложилась в условиях феодального общества и в среде носителей феодальной
власти. Поэтому не удивительно, что эти мысли здесь облечены в следующие
образы:
Вольность. Благоприятствует возведению на престол феодалов и движению
войск.
1
Вся эта ситуация должна рассматриваться под знаком учения об изменчивости
мира, а именно: «когда расцвет достигает полноты, то необходимо наступает
упадок». Поэтому и вольность ни на минуту не должна отстранять
бдительность. Это особенно применимо к первой позиции, которая, согласно
традиции, обозначает того, кто, не обладая еще развитыми силами, сам
действовать еще не может и, ничего не предпринимая к своему
усовершенствованию, только вторит силам, задающим тон. Естественно, такая
деятельность не приводит к счастью. Поэтому в тексте мы читаем:
В начале слабая черта. Созвучие вольности. Несчастье.
2
Вольность, угрожающая превратиться в хаос, более всего нуждается в
самоограничении, которое может исходить из сосредоточенного покоя. Он
именно выражается на этой второй позиции (центральной —
«сосредоточенность»; триграмма «земля», «покой»). И именно эти качества
дают возможность совершенно отчетливого рассмотрения мира, при котором
собственное движение не искажает его перспективы. Поэтому именно здесь
возможно моментальное восприятие его, включающее в себя и предвидение
наступающих, но еще не сложившихся событий. Здесь совершенно излишне ждать
целый день, пока не будет достигнуто познание. Поэтому и в тексте мы
находим соответствующие образы, достаточно выразительные, несмотря на их
спорадичность:
Слабая черта на втором месте. Крепче, чем камень.: Не до конца дня.
Стойкость — к счастью.
3
На третьей позиции характеризуется ситуация кризиса при переходе от
сосредоточенного покоя к действию вольности. Последняя здесь настолько
близка, что заслоняет собою все остальное, всю необходимость
самоограничения и бдительности. Здесь легко «заглядеться» на вольность, а
тем самым допустить задержку развития, «промедлить». Но всякое промедление
есть отстаивание и упущение, в котором придется раскаяться. Поэтому и
текст предостерегает:
Слабая черта на третьем месте. Заглядишься на вольность — раскаешься.
(Ибо) промедлишь, и будет раскаяние.
4
Эта позиция, единственная занятая сильной чертой, является главной во всей
гексаграмме Вольность. Все остальные позиции относятся к ней лишь как
подсобные. Все их силы группируются вокруг нее, как волосы, «покрывающие
шпильку», группируются вокруг нее в прическе. Это особенно возможно
потому, что именно здесь может проявиться вольность (активная сильная
черта в триграмме «молния»), лежащая на подготовленной почве (в триграмме
«земля» — покой и стойкость). Здесь возможно достижение самых широких
целей и неуместно никакое сомнение. Поэтому и в тексте мы находим афоризм,
полный бодрости:
Сильная черта на четвертом месте. Исходи из вольности. Обладание великим —
доступно. Не сомневайся. Друзья (соберутся вокруг тебя, как волосы),
покрывающие шпильку.
5
Как уже было указано, в данной гексаграмме главная позиция — четвертая, и
ей подчинены остальные. Но пятая и шестая — расположены над ней, это
выражает их переразвитие, чрезмерность качеств, что рассматривается как
отрицательное явление; так и стойкость, развитая чрезмерно, доводит до
болезненности. Положение это было бы совершенно несчастливым, если бы не
сосредоточенность, сохраняемая навсегда и выраженная пятой, центральной и,
как правило, благоприятной позицией. Поэтому и в тексте читаем:
Слабая черта на пятом месте. Стойкость — к болезни. Постоянное не умрет.
6
На верхней позиции, как мы уже неоднократно видели, наступает конец данной
ситуации. Она омрачается еще и тем, что эта верхняя позиция представляет
собою увлечение в «пустую абстракцию», как результат перерезвития данного
процесса. Поэтому и в тексте здесь сказано:
Наверху слабая черта. Омраченная вольность. В становлении будет
чрезмерность. (Но) беды не будет.
Во внешнем — Пребывание и незыблемость, во внутреннем — Исполнение и
самоотдача. Все линии прерванные, кроме последней во внешней триграмме.
Следует полностью доверится естественному и закономерному ходу
событий, только в «конце дня» возможна неопределенность — «в постоянстве
не умрешь». Однако
для совершенномудрого такое незначительное
проявление абсолюта — как болезнь.
Интерпретация Хейслип
Ваше солнце уже восходит; как долго вы ждали удачу, и вот
теперь она совсем близко. Сейчас время располагает к разным увлечениям
— не увлекайтесь ими без меры. Скоро придет к вам успех; будьте
готовы к нему. И в осуществлении ваших замыслов, и даже в игре вам
будет сопутствовать удача. Никак нельзя быть мелочным и меркантильным,
идя по пути успеха. Но и не надо тратить больше того, что получаете.
Подождите немного — и желания ваши исполнятся.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого