
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  48. Цзин. КолодецКанонический текcт
Меняют города, (но) не меняют колодец. (Ничего) не утратишь, (но ничего
и) не обретешь. Уйдешь и придешь, (но) колодец (останется) колодцем. (Если)
почти достигнешь (воды), но еще не хватит веревки для колодца, (и если)
разобьешь свою бадью, — несчастье.
- В колодце — ил, (им) не напитаешься. При запущенном колодце не будет
живности.
- (Вода в) колодце падает, просвечивают рыбы (на дне). Бадья же ветхая,
(и она) течет.
- Колодец очищен, (но из него) не напитаешься. В этом скорбь моей
души: (ведь) можно (было бы) черпать (из него. Если бы) царь (был) просвещен,
(то) все получили (бы) свое благополучие.
- Колодец облицован черепицей. — Хулы не будет.
- Колодец чист, (как) холодный ключ. (Из него) напитаешься.
- Из колодца берут (воду), не закрывай его. Обладающему правдой —
изначальное счастье.
В предыдущей ситуации все иссякшие силы должны были быть вновь найдены.
Но находить их в окружении было невозможно, ибо само окружение, сама
ситуация характеризовалась истощением сил. Поэтому выход из предыдущей
ситуации (т.е. то, что происходит на данной ситуации) может быть найден
только в том случае, если поиски сил будут направлены внутрь для выхода из
предыдущей ситуации. Он не должен никуда за ними отправляться, а должен
искать их в себе. Иными словами, это положение должно быть облечено в
образ, который, с одной стороны — обладает лишь внутренней подвижностью. И
авторы «Книги Перемен» нашли этот образ, когда говорили о колодце.
Действительно, колодец не переносится с места на место, но в нем может
пребывать и убывать вода, дающая жизнь. Вот почему здесь мы видим
ситуацию, которая называется Колодец. Однако образ колодца таков, что в
нем никогда нельзя быть уверенным в возможности приобретения тех сил,
которые были утрачены в прошлом. Имеется много разных обстоятельств,
благодаря которым вода в колодце может быть или не быть, а если она и
есть, то бывает непригодной для питья. Словом, далеко не всегда в нем
может быть нужная вода. Далии, если даже колодец поле воды, иными словами,
если человек находит в себе эти силы, то перед ним еще вопрос, как выявить
вовне эти силы, говоря образно, как достать воды из колодца. Уже на само
выявление сил в свою очередь нужны силы, иными словами, нужны веревка и
бадья для того, чтобы зачерпнуть воды из колодца. В этом образе для
человека также могут быть затруднения. Поэтому назидательный текст говорит
здесь следующее:
Колодец. Меняют города, но не меняют колодец. Ничего не утратишь, но
ничего и не приобретешь. Уйдешь и придешь, но колодец останется колодцем.
Если почти достанешь воду, но еще не хватает веревки, или если разобьешь
бадью — несчастье.
1
Низшая первая позиция образно выражается в самом дне колодца. Дно покрыто
илом, мягкость которого символизируется слабой чертой. Если в колодце нет
ничего, кроме ила, а на первой позиции ни о чем другом говорить еще
нельзя, то ясно, что такой колодец, — это старый, запущенный, высохший
колодец. Но на этой позиции продолжается еще влияние предыдущего. У такого
старого колодца не только нет людей, но и животные обходят его. Вот почему
в тексте здесь сказано только:
В начале слабая черта. В колодце ил — им не прокормишься. При запущенном
колодце не будет живописи.
2
На второй позиции колодец еще недостаточно глубок; если в нем и есть вода,
то она упала настолько, что вряд ли ее можно зачерпнуть, если бы даже
хватило веревки. Вода настолько мелка, что рыбы просвечивают сквозь нее.
Так текст говорит о том, что силы, которые могут быть здесь восстановлены,
еще недостаточно для того, чтобы предпринять действие при помощи их. Кроме
того, и подготовка к проявлению этих сил здесь еще недостаточна, т.е. в
этой подготовке слишком много от прежнего состояния, от состояния
истощения. И это выражено в образе ветхой текущей бадьи. В тексте здесь
сказано:
Сильная черта на втором месте. Вода в колодце падает. Просвечивают рыбы на
дне. Бадья же ветхая, и она течет.
3
Если на третьей позиции сил уже накоплено столько, что их наличие можно
выразить в образе очищенного колодца, то, постольку данная позиция
является лишь переходной и поскольку человек, занимающий ее, не может
привлечь к себе внимание других людей, постольку здесь говорится о том,
что даже таким очищенным колодцем люди не пользуются. Само собою, тому,
кто очищает колодец таким образом, т.е. тому, кто для себя накопил
достаточное количество сил, но это количество еще недостаточно для помощи
другим, тому это положение доставляет большое огорчение. Действительно,
ведь можно было бы воспользоваться его силами, но эти силы должны быть
сначала еще выявлены. Если бы они были явны для всех, то, само собою, это
могло бы привести к благополучию не только самого человека, но и его
окружения. Однако здесь этой проявленности еще нет. Поэтому текст говорит
здесь:
Сильная черта на третьем месте. Колодец очищен, но из него не пьют. В этом
скорбь моей души. Ведь можно было бы черпать из него. Если бы царь был
просвещен, то все обрели бы свое благополучие.
4
Но вот миновал кризис, и остается лишь то, что завоевано во время его.
Силы собраны, образно говоря, колодец давно очищен окончательно.
Следовательно, можно приступить к тому, чтобы при помощи этих сил
оказывать содействие окружающим людям. Поэтому текст «Книги Перемен» здесь
говорит лаконично следующее:
Слабая черта на четвертом месте. Колодец облицован черепицей. Хулы не
будет.
5
На позиции максимального выявления характерных черт данной ситуации, т.е.
на пятой позиции, мы находим простое констатирование факта:
Сильная черта на пятом месте. Колодец чист, как холодный ключ. Из него
пьют.
6
Только на предыдущей позиции было достигнуто то, что является основной
целью всей данной ситуации. Поэтому на шестой позиции процесс, несмотря на
его тенденцию к угасанию, должен быть поддержан. Если колодец открыт и из
него черпают воду, то надо следить хотя бы за тем, чтобы его не закрыли.
При этом надо помнить, что образ колодца и его воды есть только образ, а
речь идет, собственно говоря, о тех внутренних силах, которые человек
должен был собрать в себе на данной ситуации для своего дальнейшего
действия. Поэтому здесь только образ колодца, в самом же тексте это
расшифровывается как внутренняя правда, т.е. как сила истины, осознанной
человеком. Поэтому текст говорит здесь:
Наверху слабая черта. Из колодца берут воду. Не закрывайте его. Владеющему
правдой — изначальное счастье.
Во внешнем — Погружение и опасность, во внутреннем — Утончение и
проникновенность. Образ колодца хорошо передает сочетание ощущений
свежести и спокойствия во внутреннем с чувством опасности и погружения
во
внешнем.
Интерпретация Хейслип
Возможно, что дела ваши идут не совсем гладко. Но даже если
это так — не откажите в помощи другому. Вы убедитесь впоследствии,
что это — единственно правильный образ действий. Не огорчайтесь,
но сейчас, видимо, с трудом можно рассчитывать на то, что ваши
способности будут по достоинству оценены и признаны вашим начальством.
Конечно, вам очень хочется, чтобы обстоятельства изменились,
но вряд ли это возможно сейчас. Это касается только ваших
«глобальных» желаний и стремлений, менее значительные могут исполнится
и теперь. Несмотря ни на что, ваши денежные дела обстоят
довольно неплохо.
  49. Гэ. СменаКанонический текcт
(Если до) последнего дня будешь (полон) правды, (то будет) изначальное
свершение, благоприятна стойкость. Раскаяние исчезнет.
- Для защиты примени кожу желтого быка.
- (Лишь по) окончании дня (производи) смену. — Поход — к счастью. Хулы
не будет.
- Поход — к несчастью. Стойкость — опасна. Речь трижды коснется смены
(и лишь тогда) будет права.
- Раскаяние исчезнет. Обладая правдой, изменишь судьбу. — Счастье.
- Великий человек подвижен, (как) тигр. И до гадания (он уже) обладает
правдой.
- Благородный человек подвижен, (как) барс, и у ничтожных людей меняются
лица. — Поход — к несчастью. Стойкость пребывания на месте — к счастью.
В предыдущей ситуации мы встречали две стороны одного и того же:
неподвижность колодца и движение, происходящее в нем. Это движение,
происходящее в самом колодце, иными словами, движение всей накопленной
внутренней силы, т.е. внутренней правдивости, о которой говорилось на
последней позиции предыдущей ситуации, здесь может служить исходной точкой
для дальнейшего рассуждения. Пусть колодец и не меняется, но его полнота
меняется. Таким образом, предыдущая ситуация стоит на грани двух: перед
ней мы находим истощение как известную остановку в динамике сил; после нее
мы находим смену, т.е. наконец наступает обновление исчезнувших было сил.
Сам образ гексаграммы легче всего расшифровывается из ее названия. Если мы
его и переводим Смена, то это далеко не первое его значение, ибо первое
его значение — кожа, которая сброшена змеей. Так, здесь должна быть
отменена предыдущая, уже изжившая себя форма и должна быть найдена новая
форма для проявления вновь накопленных сил. В известном смысле здесь
момент нового начала творчества. Поэтому здесь целиком повторяется тот
афоризм, который стоял первым во всей «Книге Перемен» как характеристика
творческого процесса. Здесь мы имеем и импульс к бытию, его развитие, т.е.
то, что называется «изначальным свершением», и его определение в нем, и
стойкое бытие созданной вещи, т.е. то, что разумеется под словами
«благоприятна стойкость». Если в предыдущей деятельности и были какие-либо
ошибки, то здесь, при повторном и новом акте творчества, наступает
погашение всех предыдущих ошибок, ибо все творится заново. В этом смысле
не может быть раскаяния о прошлом, здесь оно не может наступить. Но все
это может быть человеком осуществлено правильно только в том случае, если
до последнего дня он сохранит в себе ту внутреннюю правду, указанием на
которую закончились афоризмы предыдущей ситуации. Эти мысли выражены в
следующем афоризме текста:
Смена. Если до последнего дня будешь полон правды, то будет изначальное
свершение и благоприятная стойкость. Раскаяние исчезнет.
1
Текст данного афоризма построен на игре слов, которая нами указана было
выше. Речь идет, конечно, о смене, но она выражена при помощи образа кожи.
Если здесь говорится об укреплении сил, приобретенных на предыдущей
ступени, то они должны быть укреплены именно самим фактом смены, по игре
слов (не переводимой на русский язык) — при помощи кожи. Но поскольку
первая позиция еще не выявляет всех тех сил, которые характерны в нижней
триграмме и которые находят свое выражение лишь во второй позиции,
постольку на вторую позицию здесь указывает образ, уже неоднократно
разбиравшийся нами, — образ желтого цвета. То, что он относится ко второй
позиции, подчеркивается еще и тем, что слабая вторая черта выражена в
образе коровы. В этом смысле и может быть понят афоризм, который без
комментариев у нашего читателя мог бы вызвать лишь улыбку:
В начале сильная черта. Для укрепления примени кожу желтой коровы.
2
Вторая позиция, представляя собою, внутреннее выражение качеств всей
ситуации, является своего рода максимальной подготовкой к внешней
деятельности, но это еще не сама деятельность вовне. Поэтому здесь
упоминается о том, что должно наступить по окончанию дня, т.е. указывается
на ту правду, которая в течение данной ситуации должна сопутствовать
человеку до конца дней. Но если это качество налицо, то дальнейшее
движение может быть только счастливым. Вот почему текст говорит здесь:
Слабая черта на втором месте. Лишь по окончанию дня производи смену. Хулы
не будет.
3
После периода истощения всех сил и лишь внутреннего накопления их наличие
в человеке может быть еще не выявлено вовне, и поэтому вряд ли окружающие
люди могут иметь повод к тому, чтобы отнестись с доверием к наличию этих
сил, т.е. внутренней правдивости. На первых двух позициях люди не смогут
признать наличия этих накопленных в предыдущей ситуации сил. Лишь на
третьей позиции, как говорит «Книга Перемен», лишь после того, как трижды
речь коснется смены, т.е. обновления, может быть достигнуто известное
доверие. Само собою, что такое положение человека, когда после долгих
речей он может завоевать доверие к себе, им самим может быть пережито как
положение тяжелое, и в таком состоянии депрессии вряд ли он смог бы
действовать благоприятно. Поэтому текст здесь говорит:
Сильная черта на третьем месте. В смене речь трижды коснется ее, и лишь
тогда к ней будет доверие. Поход — к несчастью. Стойкость — ужасна.
4
Все то, что сложилось как результат проведенных прежде действий, является
предопределенной судьбой, которая действует как некий неизменный закон, но
неизменность его лишь относительна, ибо наступает рано или поздно пора
активного вмешательства, если не в свое прошлое, то в свое будущее, и
благодаря ему человек достигает возможности переделать свою судьбу.
Конечно, для этого он должен подлинно обладать большими личными силами. Он
должен переплавить свою судьбу. И образ переплавки, который здесь
упомянут, комментаторами объясняется тем, что верхняя триграмма, в которую
мы вступаем на данной ситуации, триграмма дуй, символизирует металл, под
которым действует триграмма ли — огонь. Благодаря такой переплавке и
переделке своей собственной будущей судьбы всякое раскаяние в неправильных
поступках, бывших в прошлом, отпадает. Вот почему в тексте мы читаем:
Сильная черта на четвертом месте. Владея правдой, изменишь судьбу.
Счастье. Раскаяние исчезнет.
5
При максимальном выявлении смены на пятой позиции «Книга Перемен»
указывает образ подвижный и сильный в своей деятельности вовне, образ все
время движущегося тигра. Но это только образ, ибо по существу здесь речь
идет о человеке, полном больших внутренних сил, которые для него во всей
его деятельности настолько убедительны, насколько они убедительны и для
окружающих людей, так что он может во всей своей деятельности исходить из
них самих и не ждать каких-либо предсказаний, указаний извне и т.п. Вот
почему в тексте здесь сказано:
Сильная черта на пятом месте. Великий человек подвижен, как тигр. И до
гадания он уже владеет правдой.
6
Переразвитие изменчивости и подвижности приводит лишь к внешнему
подтверждению смены. По существу смена уже достигнута, и лишь по инерции
самое внешнее в ней продолжает еще действовать. Если при максимальном
выявлении смены речь шла о подвижности тигра, то здесь выбрано животное,
похожее на тигра, но лишенное его мощи. Здесь речь только о подвижности
барса, но и она, являясь, все же движением, возможностью смены, может быть
присуща лишь внутренне развитому человеку. Человек же, не развитый в
этическом отношении, ничтожный, способен лишь на чисто внешнее
подтверждение смены. Он может менять не больше, чем «выражение своего
лица». Если он предложил бы выступить вовне, по существу никак себя не
проявив, то такое выступление привело бы только к несчастью. Лучше ему
оставаться тем, что он есть, и работать над подлинным изменением своего
качества. Вследствие этого текст говорит здесь:
Наверху слабая черта. Благородный человек подвижен, как барс. У ничтожного
человека меняется лицо. Поход — к несчастью. Стойкое пребывание не месте —
к счастью.
Во внешнем — Разрешение и радостность, во внутреннем — Сцепление и
ясность.
Гармоничное сочетание Инь и Ян во внутреннем приводит к
разрешению во внешнем — к смене чего-либо.
Интерпретация Хейслип
Все изменения и перестановки, происходящие вокруг вас сейчас — закончатся;
да так удачно, что результаты превзойдут все ваши
ожидания. Вы теперь не уверены в себе, но грядут новые перспективы,
и вы вновь обретете веру в себя. Возможно, ваши планы изменятся, и
вы отправитесь туда, куда прежде и не собирались. Сейчас вам очень
везет в игре.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого