
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  48. Цзин. КолодецКанонический текcт
Меняют города, (но) не меняют колодец. (Ничего) не утратишь, (но ничего
и) не обретешь. Уйдешь и придешь, (но) колодец (останется) колодцем. (Если)
почти достигнешь (воды), но еще не хватит веревки для колодца, (и если)
разобьешь свою бадью, — несчастье.
- В колодце — ил, (им) не напитаешься. При запущенном колодце не будет
живности.
- (Вода в) колодце падает, просвечивают рыбы (на дне). Бадья же ветхая,
(и она) течет.
- Колодец очищен, (но из него) не напитаешься. В этом скорбь моей
души: (ведь) можно (было бы) черпать (из него. Если бы) царь (был) просвещен,
(то) все получили (бы) свое благополучие.
- Колодец облицован черепицей. — Хулы не будет.
- Колодец чист, (как) холодный ключ. (Из него) напитаешься.
- Из колодца берут (воду), не закрывай его. Обладающему правдой —
изначальное счастье.
В предыдущей ситуации все иссякшие силы должны были быть вновь найдены.
Но находить их в окружении было невозможно, ибо само окружение, сама
ситуация характеризовалась истощением сил. Поэтому выход из предыдущей
ситуации (т.е. то, что происходит на данной ситуации) может быть найден
только в том случае, если поиски сил будут направлены внутрь для выхода из
предыдущей ситуации. Он не должен никуда за ними отправляться, а должен
искать их в себе. Иными словами, это положение должно быть облечено в
образ, который, с одной стороны — обладает лишь внутренней подвижностью. И
авторы «Книги Перемен» нашли этот образ, когда говорили о колодце.
Действительно, колодец не переносится с места на место, но в нем может
пребывать и убывать вода, дающая жизнь. Вот почему здесь мы видим
ситуацию, которая называется Колодец. Однако образ колодца таков, что в
нем никогда нельзя быть уверенным в возможности приобретения тех сил,
которые были утрачены в прошлом. Имеется много разных обстоятельств,
благодаря которым вода в колодце может быть или не быть, а если она и
есть, то бывает непригодной для питья. Словом, далеко не всегда в нем
может быть нужная вода. Далии, если даже колодец поле воды, иными словами,
если человек находит в себе эти силы, то перед ним еще вопрос, как выявить
вовне эти силы, говоря образно, как достать воды из колодца. Уже на само
выявление сил в свою очередь нужны силы, иными словами, нужны веревка и
бадья для того, чтобы зачерпнуть воды из колодца. В этом образе для
человека также могут быть затруднения. Поэтому назидательный текст говорит
здесь следующее:
Колодец. Меняют города, но не меняют колодец. Ничего не утратишь, но
ничего и не приобретешь. Уйдешь и придешь, но колодец останется колодцем.
Если почти достанешь воду, но еще не хватает веревки, или если разобьешь
бадью — несчастье.
1
Низшая первая позиция образно выражается в самом дне колодца. Дно покрыто
илом, мягкость которого символизируется слабой чертой. Если в колодце нет
ничего, кроме ила, а на первой позиции ни о чем другом говорить еще
нельзя, то ясно, что такой колодец, — это старый, запущенный, высохший
колодец. Но на этой позиции продолжается еще влияние предыдущего. У такого
старого колодца не только нет людей, но и животные обходят его. Вот почему
в тексте здесь сказано только:
В начале слабая черта. В колодце ил — им не прокормишься. При запущенном
колодце не будет живописи.
2
На второй позиции колодец еще недостаточно глубок; если в нем и есть вода,
то она упала настолько, что вряд ли ее можно зачерпнуть, если бы даже
хватило веревки. Вода настолько мелка, что рыбы просвечивают сквозь нее.
Так текст говорит о том, что силы, которые могут быть здесь восстановлены,
еще недостаточно для того, чтобы предпринять действие при помощи их. Кроме
того, и подготовка к проявлению этих сил здесь еще недостаточна, т.е. в
этой подготовке слишком много от прежнего состояния, от состояния
истощения. И это выражено в образе ветхой текущей бадьи. В тексте здесь
сказано:
Сильная черта на втором месте. Вода в колодце падает. Просвечивают рыбы на
дне. Бадья же ветхая, и она течет.
3
Если на третьей позиции сил уже накоплено столько, что их наличие можно
выразить в образе очищенного колодца, то, постольку данная позиция
является лишь переходной и поскольку человек, занимающий ее, не может
привлечь к себе внимание других людей, постольку здесь говорится о том,
что даже таким очищенным колодцем люди не пользуются. Само собою, тому,
кто очищает колодец таким образом, т.е. тому, кто для себя накопил
достаточное количество сил, но это количество еще недостаточно для помощи
другим, тому это положение доставляет большое огорчение. Действительно,
ведь можно было бы воспользоваться его силами, но эти силы должны быть
сначала еще выявлены. Если бы они были явны для всех, то, само собою, это
могло бы привести к благополучию не только самого человека, но и его
окружения. Однако здесь этой проявленности еще нет. Поэтому текст говорит
здесь:
Сильная черта на третьем месте. Колодец очищен, но из него не пьют. В этом
скорбь моей души. Ведь можно было бы черпать из него. Если бы царь был
просвещен, то все обрели бы свое благополучие.
4
Но вот миновал кризис, и остается лишь то, что завоевано во время его.
Силы собраны, образно говоря, колодец давно очищен окончательно.
Следовательно, можно приступить к тому, чтобы при помощи этих сил
оказывать содействие окружающим людям. Поэтому текст «Книги Перемен» здесь
говорит лаконично следующее:
Слабая черта на четвертом месте. Колодец облицован черепицей. Хулы не
будет.
5
На позиции максимального выявления характерных черт данной ситуации, т.е.
на пятой позиции, мы находим простое констатирование факта:
Сильная черта на пятом месте. Колодец чист, как холодный ключ. Из него
пьют.
6
Только на предыдущей позиции было достигнуто то, что является основной
целью всей данной ситуации. Поэтому на шестой позиции процесс, несмотря на
его тенденцию к угасанию, должен быть поддержан. Если колодец открыт и из
него черпают воду, то надо следить хотя бы за тем, чтобы его не закрыли.
При этом надо помнить, что образ колодца и его воды есть только образ, а
речь идет, собственно говоря, о тех внутренних силах, которые человек
должен был собрать в себе на данной ситуации для своего дальнейшего
действия. Поэтому здесь только образ колодца, в самом же тексте это
расшифровывается как внутренняя правда, т.е. как сила истины, осознанной
человеком. Поэтому текст говорит здесь:
Наверху слабая черта. Из колодца берут воду. Не закрывайте его. Владеющему
правдой — изначальное счастье.
Во внешнем — Погружение и опасность, во внутреннем — Утончение и
проникновенность. Образ колодца хорошо передает сочетание ощущений
свежести и спокойствия во внутреннем с чувством опасности и погружения
во
внешнем.
Интерпретация Хейслип
Возможно, что дела ваши идут не совсем гладко. Но даже если
это так — не откажите в помощи другому. Вы убедитесь впоследствии,
что это — единственно правильный образ действий. Не огорчайтесь,
но сейчас, видимо, с трудом можно рассчитывать на то, что ваши
способности будут по достоинству оценены и признаны вашим начальством.
Конечно, вам очень хочется, чтобы обстоятельства изменились,
но вряд ли это возможно сейчас. Это касается только ваших
«глобальных» желаний и стремлений, менее значительные могут исполнится
и теперь. Несмотря ни на что, ваши денежные дела обстоят
довольно неплохо.
  52. Гэнь. СосредоточенностьКанонический текcт
(Сосредоточишься на) своей спине. Не воспримешь своего тела. Проходя
по своему двору, не заметишь своих людей. Хулы не будет.
- Сосредоточенность в своих пальцах ног. — Хулы не будет. Благоприятна
вечная стойкость.
- Сосредоточенность в своих икрах. Не спасешь того, за кем следуешь:
его сердце невесело.
- Остановка в своих бедрах. (Они) отходят от своей поясницы. Ужас
опасности охватывает душу.
- Сосредоточенность в своем туловище. — Хулы не будет.
- Остановка в своих скулах. В речах будет последовательность, и раскаяние
исчезнет.
- Укрепи сосредоточенность. — Счастье.
В одном из своих афоризмов крупнейших сунский философ Чэн И-чуань сказал,
что человек, понявший суть данной гексаграммы, тем самым уже понял всю
суть буддизма. Чэн И-чуань не был буддистом, но был хорошо знаком с
буддийской философией своего времени. По-видимому, он дал правильную
характеристику, ибо Вань И, который рассматривал «Книгу Перемен» с точки
зрения буддийской философии, этой гексаграмме уделяет совершенно
исключительное внимание. Если рассматривать то, что он здесь высказывает,
то в кратких словах это может быть сведено к следующему. Движение не
отделено от покоя. Это коррелятивное понятие. Кроме того, движение зависит
от покоя, как и покой, лишены самостоятельного бытия, а возникают лишь
одно от другого. И, наконец, остановка движения является покоем, а покой
покоя, т.е. остановка покоя, есть движение. Таким образом, эти оба понятия
зависимы друг от друга. Если в предыдущей ситуации было показано
максимальное движение, то, собственно говоря, в ней самой уже было указано
и на покой, и в силу чисто технических причин, в силу невозможности
говорить одновременно двоякое в «Книге Перемен», это рассматривается как
два последовательных момента. Таким образа, данная ситуация, ситуация
максимального покоя и сосредоточенности, следует за ситуацией возбуждения.
Главные органы восприятия, возбуждающие наше познание, — глаза, —
расположены на передней части лица. Поэтому спина, лишенная зрения, слуха,
обоняния, вкуса, представляет собою символ, противоположный органам
восприятия. Спина — это то, в чем больше всего человек статичен, если
считать вместе с Вань И, что динамика восприятия сосредоточена в самих
органах восприятия. В данной ситуации имеется в виду такая
сосредоточенность, при которой человек не ощущает даже самого себя, он
целиком пребывает в своей неподвижности, в своей спине. Может быть, он
даже и будет действовать, но в этом действии он не воспримет ничего из
окружающих его вещей и людей. Можно было бы думать, что такая
отрешенность, погруженность в себя могли бы привести к полному отрыву от
мира. Однако, поскольку здесь имеется в виду лишь временная, преходящая
ситуация, лишь один абстрагированный момент, постольку в общем данная
ситуация не может привести к дурному результату. По поводу этого текст
говорит следующее:
Сосредоточенность. Сосредоточишься на своей спине. Не воспримешь своего
тела. Проходя по своему двору, не заметишь своих людей. Хулы не будет.
1
Стойкость и неподвижность, не изменяющиеся в самих себе, гармонически
сочетаются со всем смыслом данной ситуации. Поэтому она может быть здесь
наиболее благоприятной. Но процесс сосредоточенности здесь только в самом
начале своего развития. По символике тела здесь «Книга Перемен» совершенно
естественно говорит о сосредоточенности в пальцах ног. Постепенно эта
сосредоточенность должна распространяться все дальше и дальше на всего
человека. Но здесь текст говорит только:
В начале слабая черта. Сосредоточенность в пальцах ног. Хулы не будет.
Благоприятна вечная стойкость.
2
Вторая пассивная позиция занята здесь слабой чертой, и это вдвойне
характеризует сосредоточенность, остановку, бессилие, неподвижность и т.п.
Однако ситуация должна как-то развиваться. Более того, вторая позиция
характеризуется тем, что она должна вести за собой и следующую, должна
импульсировать ее к дальнейшему движению. Однако слабость, свойственная
ей, приводит к тому, что это импульсирование здесь в высшей степени
затруднено. Вот почему в тексте здесь мы читаем:
Слабая черта на втором месте. Сосредоточенность в икрах. Не спасешь того,
за кем следуешь. Его сердце невесело.
3
После двух позиций покоя, т.е. первой и второй, наступает третья, которая
является сама по себе переломным моментом и которая занята качественно
иной, сильной чертой. Перелом здесь особенно ощутим. Вся опасность данной
ситуации сосредоточенна в этой позиции. Остановка, сосредоточенность
охватывает человека все дальше и дальше. Он уже не может шелохнуться, и в
нем самом точно происходит раскол. «Книга Перемен» здесь констатирует
только ужас данной ситуации и говорит:
Сильная черта на третьем месте. Остановка в бедрах. Они отходят от
поясницы. Ужас охватывает сердце.
4
Все дальше развивающаяся статичность данной ситуации приводит к тому, что
сосредоточенностью охвачено все тело человека, но поскольку здесь опять,
как и на второй позиции, мы встречаем гармоническое сочетание пассивной,
четной позиции и слабой теневой черты, постольку здесь это положение хотя
и может казаться опасным, однако страх будет напрасен. И «Книга Перемен»
успокаивает:
Слабая черта на четвертом месте. Сосредоточенность в туловище. Хулы не
будет.
5
Наконец максимально выявляется сущность ситуации. Если ее сущность —
покой, то, как мы видели в общем, введении, покой чередуется с движением,
как и движение с покоем. Именно благодаря этому возможно наступление
ритмического чередования покоя и движения и их гармоническая
последовательность. Больше всего ритмика выражается в речи, главным
органом которой является гортань, скрытая в шее. При правильном действии
речи может быть достигнута та ритмическая гармония, которая помогает
человеку исправить все ошибки, допущенные в прошлом. В этом смысле текст
говорит:
Слабая черта на пятом месте. Остановка в шее. В речах пусть будет
стойкость, и раскаяние исчезнет.
6
Шестая позиция данной гексаграммы является главной в ней. Здесь больше
всего достигается остановка, сосредоточенность, покой. Максимальное
развитие покоя приводит к тому, что он сам останавливает себя, и так
дается выход из всей данной ситуации. Закрепить покой, т.е. приостановить
его, — значит перейти к движению. Поскольку шестая черта должна приводить
к переходу в следующую ситуацию, постольку здесь имеется в виду
благоприятный исход закрепления, о котором говорит текст:
Наверху сильная черта. Закрепи сосредоточенность. Счастье.
И во внешнем и во внутреннем — Пребывание и незыблемость. Это
сосредоточенность.
Интерпретация Хейслип
В настоящее время прогресс в делах очень проблематичен. Вам
необходимо некоторое время переждать, и лишь затем снова приступить
к работе; если вы запланируете поездку или путешествие, лучше
откажитесь от них. Постарайтесь примириться с обстоятельствами и
хорошо обдумайте свое положение, прежде чем браться за что-либо.
Не унывайте. Все трудности и козни недоброжелателей вы преодолеете,
победа будет за вами, причем очень скоро. Чтобы исполнились желания,
сейчас ваши усилия должны быть особенно настойчивы.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого