
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  4. Мын. НедоразвитостьКанонический текcт
Свершение. Не я ищу юношей; юноши ищут меня. По первому гаданию — возвещу;
повторное и третье — смутит. Раз смутит — не возвещу. Благоприятна стойкость.
- Развитие недоразвитого. — Благоприятно для применения казней над
людьми, для освобождения колодок на руках и ногах, ибо продолжение (их
несвободы) приведет к сожалению.
- Приятие недоразвитых — к счастью; взятие жены — к счастью. Сын управляет
всем домом.
- Незачем брать жену. (Она) увидит богача и не соблюдет себя. — Ничего
благоприятного.
- Стеснение от недоразвитости. — Сожаление.
- Недоразвитость юноши. — Счастье.
- Удар по недоразвитости. — Не благоприятствует (тому, чтобы) быть
разбойником; благоприятствует (тому, чтобы) справиться с разбойником.
Прежде всего, несколько слов об устройстве данной гексаграммы. Здесь
внизу триграмма «вода» — «опасность», а вверху — гора — «остановка». Это опасность, которая приостановлена, это ручей, который вытекает у подножия
горы или который, встречая на своем пути гору, не может двигаться прямо
дальше. По названию гексаграммы — это недоразвитость, непросвещенность.
Однако вместе с тем и преодоление этой недоразвитости — просвещение
непросвещенных. Поэтому здесь развертывается процесс, происходящий между
учителем и учеником, между знанием, уже собранным прежде, и новым
познавательным актом. Если в предыдущей гексаграмме фигура руководящей
стороны лишь намечалась, а все внимание было направлено на изображение
трудностей начала, то здесь эта фигура выступает с полной отчетливостью.
Графически она выражена во второй и в шестой сильных чертах, которые,
однако, не являются здесь главными, а лишь способствуют действию главной
пятой черты. Последняя, как и остальные три слабые черты всей гексаграммы,
символизирует непросвещенных, которых просвещает учитель. Но каждая из них
обладает своими специфическими чертами, поэтому на разных ступенях процесс
этот охарактеризован различно. Но общим в нем остается то, что это
двухсторонний процесс, в котором инициатива просвещения может исходить
лишь от непросвещенного, так как этот процесс не приводит к желательному
результату, если он построен на насилии. Поэтому здесь благоприятна
стойкость как развивающемуся, так и развивающему. И первому — в т0ом, чтобы
руководствоваться первым же указанием просвещающего, а не искать
дальнейших указаний, не выполнив первые, и второму — эта стойкость нужна в
том, чтобы помнить, что инициатива процесса должна быть сосредоточена у
просвещаемого. В технике познания — это момент, когда познаваемое, но еще
не познанное получает в развитии процесса познания ту ясность, которая
дается ему из разума, сложившегося в прежде накопленном опыте. Но это не
значит, что акты нового познания целиком зависимы от уже известного,
наоборот — новый акт познания должен быть способен к максимально полному
прогнозу дальнейшего. Но лишь объясняется, в буквальном значении этого
слова, ясностью уже известного. При этом познающий сохраняет всю острую
ревностность, пытливость и заинтересованность в данном процессе. (Не
напрасно здесь в комментаторской литературе есть указание на следующее
место из «Луньюй»: «Кто не горит душой (о познании), тому не раскрою
ничего; кто не скорбит (о своей неумелости), того не разовью. И ничего не
отвечу тому, кто не скажет ни слова о трех углах квадрата, когда ему
объяснен один угол». Интересно еще отметить и то, что в древнем Китае
гадание оракула почиталось средством к разрешения сомнений. Поэтому, как
пишет Ван Би, повторное и третье гадание, давая иные результаты, уже не
разрешает сомнений, а, давая альтернативное решение вопроса, лишь вносит
неясность и расплывчатость. ) В тексте это выражено так:
Недоразвитость. Недоразвитому — развитие. Не я стремлюсь к юношески
недоразвитым, а юношески недоразвитые стремятся ко мне. По первому гаданию
— возвещу. Повторное же и третье гадания — излишество. А раз излишество —
то не возвещу. Благоприятна стойкость.
1
Первый момент здесь характеризует самое начало отношений ученика и
учителя. Пусть ученик еще и недоразвит, но здесь предстоит ему раскрытие
заложенных в нем способностей. Его близость к учителю и активность его
положения порукой тому. Но в это время учитель еще не может дать ему таких
наставлений, которым бы он следовал совершенно свободно. Это скорее
система запретов и наказаний. Однако известная свобода ученику здесь
должна быть предоставлена, с него должны быть сняты кандалы (его
омраченность), которые тяготели над ним до сих пор. Однако если бы ученик,
освободившись от них, самостоятельно начал действовать, то ему пришлось бы
много о чем пожалеть, ибо по неопытности он мог бы многое испортить. Вот
так текст выражает это:
В начале слабая черта. Раскрытие недоразвитых. Здесь благоприятно, чтобы
были применены к людям наказания, чтобы они были освобождены от кандалов,
но самостоятельное выступление к действию приведет к сожалению.
2
Основное достоинство учителя состоит в том, что он в состоянии принять к
себе недоразвитого ученика и в согласии со всей закономерностью мира
развить его. Ученик, предоставленный самому себе, многого будет лишен; но
и учитель будет многого лишен, если он не примет на себя руководство
учеником. Как в дом вводится жена, новый член семьи, так и учитель находит
в ученике нечто новое. И лишь с той поры как сын вводит в семью свою жену,
он может начать устройство своего дома. Учитель- это лишь носитель прежде
накопленного разума. И этот разум относится к познаниям, приобретаемым
вновь, как учитель к ученику, как в семье сын к его жене, вновь вводимой в
дом. Лишь в таком сочетании накопленного разума и новых познаний
достигается устройство собственного знания и возможность сообщать его
другим. Вот в какие образы облекаются эти мысли в тексте:
Сильная черта на втором месте. Прими к себе недоразвитого. Счастье. Ввести
(в дом) жену — к счастью. (Лишь после этого) сын будет в состоянии
устроить (собственную) семью.
3
Момент кризиса в данном процессе характеризуется тем, что эта третья черта
— является верхней в триграмме «опасность». Поэтому то, что хорошо в
предыдущий момент, пагубно здесь. Введение жены в дом здесь не может
увенчаться успехом, так как она, встретясь с богачом, который
символизирован полной сил второй чертой, не сможет соблюсти себя в рамках
своего долга. Таким образом, все хлопоты здесь оказываются бесполезными. В
этом состоянии, конечно, невозможно и углубленное новое познание, а
возможна лишь спекулятивная игра мыслей. Но последняя никогда не приводит
к положительному знанию. Поэтому текст здесь предостерегает так:
Слабая черта на третьем месте. Не надо брать женщину (в жены): она увидит
богача и не будет владеть собою. Ничего благоприятного.
4
Кризис уже миновал. Но данная позиция настолько удалена от позиции
учителя, она так лишена поддержки в резонирующий ей сферах, что ничего и
никто здесь не в состоянии преодолеть недоразвитость, характеризуемую всей
данной гексаграммой. Здесь бессильны и приказания, и благосклонность
учителя, и его предостережения. Приходится лишь констатировать самый факт,
что недоразвитый человек здесь находится в чрезвычайно затруднительном
положении. Он окосневает в своей недоразвитости. Если на предыдущей
позиции познание затрудняется поверхностной деятельностью рассудка, то
здесь мешает его косная недоразвитость. Естественно, что никакая
деятельность здесь не дает положительного результата, и единственный плод
такой деятельности — сожаление о ней. Текст здесь лаконичен:
Слабая черта на четвертом месте. Бедственная недоразвитость. Сожаление.
5
Пятая позиция присуща великому человеку, но здесь данную позицию занимает
человек с детски податливой душой, выраженной в символике «Книги Перемен»
слабой чертой. Близость к суровому учителю, занимающему верхнюю позицию, и
правильный полный резонанс в благотворно действующей второй позиции делает
это положение вполне счастливым. Здесь указывается на совершенно
закономерную недоразвитость юноши и, чтоб предостеречь от стремления
самостоятельно развиваться, которое не приведет к благим последствиям,
здесь преднамеренно указывается на счастливый характер данного положения.
Надо довериться здесь учителю, а в познании — довериться уже сложившимся и
выработанным системе и методу познания. Текст выражает это опять-таки с
предельной лаконичностью:
Слабая черта на пятом месте. Юношеская недоразвитость. Счастье.
6
Наступает конец недоразвитости. И здесь указывается сила учителя,
достигшего гармонии между знанием и новым актом познания. Этой силой он в
состоянии разбить недоразвитость. Но если бы он просто навязал ученику
свои знания, то он поступил бы по отношению к ученику, как захватчик, как
«разбойник», вторгаясь в его самостоятельность познания. Это была бы все
же замена возможности нового познания уже прежде накопленным опытом. А
здесь все дело в том, чтобы «давать снадобье в соответствии с болезнью»,
чтобы разбить недоразвитость, которая, как «разбойник», захватила ученика.
Поэтому и текст гласит:
Наверху сильная черта. Ударь по недоразвитости! Неблагоприятно быть
разбойником, Благоприятно совладать с разбойником.
Пребывание во внешнем и опасность во внутреннем. Пребывание — то
чье
появление и протекание закономерно, и что может закончится только в
следствии какой-то случайности. И если вы при этом чувствуете опасность,
то это может служить признаком какой-либо недоразвитости. Ничтожному
человеку следует добиваться большей определенности и ясности. Так,
например, не стоит оставлять заключенных с их неопределенным статусом,
уж лучше
их либо казнить, либо освободить.
Однако недоразвитость может быть и плодотворной, если она лишь
предваряет дальнейший рост — это недоразвитость юноши. Для этого
необходимо обладать развитым сознанием. Но юноша не всегда становится
знающим человеком. А вот для совершенномудрого недоразвитость может
быть только временной, можно сказать, что он наносит по ней удар
своим
дальнейшим развитием.
Интерпретация Хейслип
В настоящее время все вокруг вас словно покрыто пеленой; но
пелена эта скоро спадет, и мир вновь приобретет для вас ясность.
Сейчас ваши нервы сильно расшатаны, поэтому постарайтесь не принимать скоропалительных решений. Скоро все изменится. Если хотите
добиться успеха — не пренебрегайте советами друзей, начальства, вдумайтесь
в них. Уделите побольше времени общению с детьми. Не унывайте.
Уже возникают новые планы, новые перспективы, но для новой
любви время еще не пришло. Соберитесь; и сконцентрируйте волю на
исполнении одного-единственного желания.
  13. Тун жэнь. ЕдиномышленникиКанонический текcт
(Родня) на полях. Свершение. Благоприятна благородному человеку стойкость. Благоприятен
брод через великую реку.
- Родня в воротах. — Хулы не будет.
- Родня в храме предков. — Сожаление.
- Спрячь оружие в зарослях и поднимись на их высокое взгорье. И через
три года не поднимется (оружие).
- Поднимутся на самый вал и не смогут напасть. — Счастье.
- Родня сначала (издает) крики и вопли, а потом смеется. Большие войска,
одолевая друг друга, встречаются.
- Родня в пригороде. — Раскаяния не будет.
Ход личного развития закончился на предыдущей гексаграмме. Он привел к
упадку, но и к преодолению этого упадка. Какой бы высоты ни достиг расцвет
предыдущего процесса, здесь, после упадка, приходится начинать подъем
сначала. Но на сей раз это делается уже совместно с другими. Для такого
совместного действия необходимо, чтобы эти люди обладали тождественным
положением и тождественным целеустремлением. Так наступает пора действия
единомышленников. Они все начинают с совершенно необработанной почвы, в
«пустоши», на которой именно и может начаться их дальнейшее развитие. Оно
в случае такой совместной деятельности может охватывать крупные и опасные
действия, переходить вброд через великую реку, но для таких серьезных
действий нужна стойкость, полная благородства, «стойкость благородного
человека». Может возникнуть вопрос, почему здесь процесс должен начаться с
совершенно невозделанной, сырой почвы, заброшенной всеми. На это отвечает
комментатор Су Мэй-шань: «Пустошь — это земля, которой никто не
добивается. Если я стою на такой земле, то все, кто последуют за мной,
действительно будут со мной едины, ибо без такого действительного
объединения разве же они могли бы последовать за мной на пустошь?..»
Символически, образно это единение выражено уже и в самой гексаграмме, где
верхняя триграмма символизирует небо, а нижняя — солнце — свет. — Образ
мира, построенный в познании, хотя и отображает его правильно, но никогда
не отображает его с абсолютной исчерпывающей полнотой. Поэтому под
термином «мир» обычно подразумевают лишь познанный мир; на данной же
ступени, на которой начинается новая познавательная волна, безусловно,
требуется исходить из чистой данности, включающей в себя как познанное,
так и еще не познанное; последнее в такой мере, что его присутствие
способно изменить привычные очертания мира, ибо это начало нового
познавательного процесса. Так равновесие образа мира нарушено настолько,
что не установлены еще никакие грани, разделяющие объекты, и все познается
заново в контекстах новых окружений. Эта необходимость пройти через весь
мир заново символизирована в образе брода через великую реку. Но на этот
раз человек проходит весь этот путь уже не один, а со своими
единомышленниками. Поэтому, хотя и остается необходимой его личная
стойкость, тем не менее, ему еще необходимо и другое: умение действовать
не из личных желаний, хотя и не без них, но, главное, в ритмическом
созвучии с другими. В точной и краткой формулировке это выражает
комментатор Вань И: «Человек, желая познать сущность элемента единодушия,
должен воспользоваться силой нового акта познания и знания, приобретенного
прежде. Но особенно ему нельзя добиваться этого со страстностью; однако и
оставаясь бесстрастным, он ничего не обретет. Как говорится, когда
ритмически придет время, то и идея сама собой проявится. В этой душевной
работе самая важная заповедь — это не забывать и не помогать». Такие мысли
высказываются в комментаторской литературе по поводу текста:
Единомышленники находятся на пустоши. Развитие. Благоприятен брод через
великую реку. Благоприятна стойкость великого человека.
1
На пути единодушия совершенно необходима полная общность и недопустима
личная обособленность. Нельзя оставаться в собственном доме, а надо выйти
из него. Но этот процесс здесь только начинается, человек стоит в воротах.
Однако, выйдя из ворот, он может пойти на пустошь, с которой начинается
построение нового развития в данной ситуации. В тексте мы находим здесь
следующие слова:
В начале сильная черта. Единомышленники находятся в воротах. Хулы не
будет.
2
Правильное соответствие второй и пятой черт выражает здесь единодушие.
Однако еще большое влияние на данную позицию оказывает прошлое, выраженное
предыдущей чертой. Человек в таком состоянии охвачен прошлым. Он точно
пребывает в «храме предков». Но там он пребывает на месте, — иными
словами, задерживается на месте. Эта задержка оказывается причиною
сожаления, которое должно наступить. — Причины такой ошибки на данной
ступени в том, что, несмотря на правильное новое познание, личный
накопленный опыт прошлого оказывается слишком слабым (вспомним об Упадке в
потоке ситуаций минувшего личного развития), поэтому человек бывает
слишком сильно охвачен непосредственным созерцанием и не может выйти за
пределы прежде сложившегося образа мира. В тексте здесь сказано:
Слабая черта на втором месте. Единомышленники находятся в храме предков.
Сожаление!
3
То, чего не хватало на предыдущей ступени, — накопленный прежде опыт и
разум, — получает импульс к более интенсивному развитию. Но время, в
котором может проявиться благотворное действие единодушия, еще не
наступило. Оно настанет лишь с переходом с пятой позиции, имеющей
«единомышленника», на вторую. Так, в момент кризиса, несмотря на полное
желание сложить оружие и мирным путем подняться на высокий холм — на
высшую по значению пятую позицию, это остается недостижимым на протяжении
длительного срока. Три года безуспешного ожидания предшествуют желанному
достижению. Для достижения необходима полная гармония прежних знаний и
новых познаний. Здесь же, в реакции на недостаточность опыта, последний
применяется чрезмерно, так что есть опасность подменить им новое знание,
как оружие спрятать его в зарослях. Такое положение в кризисе текст
облекает в следующие образы:
Сильная черта на третьем месте. Скроешь оружие в зарослях. Станешь
восходить на высокий холм, но три года не возвысишься.
4
Так как кризис уже миновал, то, казалось бы, здесь именно должно наступить
достижение намеченной цели — единение с людьми. Но оно символизировано
соответствием второй и пятой позиций. Поэтому четвертая позиция обозначает
момент, непосредственно предшествующий самому единению. Если это не
понято, то возможны попытки интенсивной и незрелой (а потому и
безуспешной) агрессии. Необходимо понять это и в момент, когда, кажется,
возможность наступления совсем близка, задержаться и дать ситуации назреть
совершенно закономерно. Это выражено в достаточно ясном образе текста,
суть которого в приложении к познавательной жизни вань И-чжи толкует так:
«Новый акт познания и прежнее знание совершенно гармонизированы, но хотя
сначала человек охвачен чувством настойчивости, впоследствии он узнает,
что из-за этой настойчивости он не может достичь истины, и в конце концов
в состоянии, полном бесстрастия, он проникает в нее и находится в
счастии». Текст это выражает так:
Сильная черта на четвертом месте. Поднявшись на городской вал, не решайся
на атаку. Счастье.
5
Единодушие — основная цель данной ситуации — не достигается просто. Это
видно из затруднений, очерченных на предыдущих ступенях. Сначала путь,
полный трудностей, отчаяния и отрешенности, и лишь потом — удовлетворение.
Это дает себя чувствовать даже здесь, где возможно максимальное выявление
единодушия, в кульминации внешнего процесса (пятая позиция с ее правильным
соответствием второй). Но здесь больше всего выступает требование победы
над собой, отмеченное еще на пятой позиции. По поводу этого комментатор
Чжэн Хай-жу говорит: «Победа над великими войсками — это не победа над
третьей и четвертой позициями (которыми отграничена от пятой вторая), а
победа над этими позициями в собственной душе. Как только личные помыслы
возникают внутри, так благородные люди оказываются разграниченными девятью
заставами. Какая это громадная трудность: победить себя. Без великих войск
справишься ли с ней?» А другой комментатор Ян Чэн-чжай замечает: «Нет
большего войска, чем твое сознание. Оружие и щиты перед ним — мелочь».
Так, отрешившись от своей личной ограниченности, можно рассчитывать на
встречу с единомышленниками. Текст говорит об этом так:
Сильная черта на пятом месте. Единомышленникам — сначала возгласы и вопли,
а потом смех. Великие войска побеждены, и будет встреча.
6
Все положительно действующее в переразвитии оказывается дурным.
Бесстрастность, столь необходимая для достижения единодушия, здесь, когда
цель уже достигнута, оказывается уже безразличием. Процесс уже не в центре
внимания, а на окраине. Поэтому не будет раскаяния, ни другой эмоции. Но в
безразличии намечается антитеза данной ситуации: оставленность. Су
Мэй-шань по этому поводу пишет: «Нет того, к чему тяготеешь в единении,
поэтому нет и раскаяния. Никто не стоит рядом, поэтому и стремление еще не
достижимо». Можно было бы здесь ожидать раскаяния. Однако безразличие
снимает его, но это понятно само собою, поэтому текст прямо указывает на
отсутствие раскаяния:
Наверху сильная черта. Единомышленники на окраине. Не будет раскаяния.
Во внешнем — Творчество и крепость, во внутреннем — Сцепление и ясность.
Интерпретация Хейслип
Вы не попадете никогда в дурную компанию, куда бы вы ни отправились.
Не бойтесь высоких целей, вступайте смело в борьбу; и вас
поддержат те, на кого вы и не рассчитываете. Вы пребываете сейчас в
некотором беспокойстве, и потому несколько растерянны и неуверенны.
Но очень скоро дела ваши пойдут на лад. Желание ваше исполнится,
если только вы достаточно серьезно отнесетесь к предлагаемой вам
помощи старших.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого