
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  4. Мын. НедоразвитостьКанонический текcт
Свершение. Не я ищу юношей; юноши ищут меня. По первому гаданию — возвещу;
повторное и третье — смутит. Раз смутит — не возвещу. Благоприятна стойкость.
- Развитие недоразвитого. — Благоприятно для применения казней над
людьми, для освобождения колодок на руках и ногах, ибо продолжение (их
несвободы) приведет к сожалению.
- Приятие недоразвитых — к счастью; взятие жены — к счастью. Сын управляет
всем домом.
- Незачем брать жену. (Она) увидит богача и не соблюдет себя. — Ничего
благоприятного.
- Стеснение от недоразвитости. — Сожаление.
- Недоразвитость юноши. — Счастье.
- Удар по недоразвитости. — Не благоприятствует (тому, чтобы) быть
разбойником; благоприятствует (тому, чтобы) справиться с разбойником.
Прежде всего, несколько слов об устройстве данной гексаграммы. Здесь
внизу триграмма «вода» — «опасность», а вверху — гора — «остановка». Это опасность, которая приостановлена, это ручей, который вытекает у подножия
горы или который, встречая на своем пути гору, не может двигаться прямо
дальше. По названию гексаграммы — это недоразвитость, непросвещенность.
Однако вместе с тем и преодоление этой недоразвитости — просвещение
непросвещенных. Поэтому здесь развертывается процесс, происходящий между
учителем и учеником, между знанием, уже собранным прежде, и новым
познавательным актом. Если в предыдущей гексаграмме фигура руководящей
стороны лишь намечалась, а все внимание было направлено на изображение
трудностей начала, то здесь эта фигура выступает с полной отчетливостью.
Графически она выражена во второй и в шестой сильных чертах, которые,
однако, не являются здесь главными, а лишь способствуют действию главной
пятой черты. Последняя, как и остальные три слабые черты всей гексаграммы,
символизирует непросвещенных, которых просвещает учитель. Но каждая из них
обладает своими специфическими чертами, поэтому на разных ступенях процесс
этот охарактеризован различно. Но общим в нем остается то, что это
двухсторонний процесс, в котором инициатива просвещения может исходить
лишь от непросвещенного, так как этот процесс не приводит к желательному
результату, если он построен на насилии. Поэтому здесь благоприятна
стойкость как развивающемуся, так и развивающему. И первому — в т0ом, чтобы
руководствоваться первым же указанием просвещающего, а не искать
дальнейших указаний, не выполнив первые, и второму — эта стойкость нужна в
том, чтобы помнить, что инициатива процесса должна быть сосредоточена у
просвещаемого. В технике познания — это момент, когда познаваемое, но еще
не познанное получает в развитии процесса познания ту ясность, которая
дается ему из разума, сложившегося в прежде накопленном опыте. Но это не
значит, что акты нового познания целиком зависимы от уже известного,
наоборот — новый акт познания должен быть способен к максимально полному
прогнозу дальнейшего. Но лишь объясняется, в буквальном значении этого
слова, ясностью уже известного. При этом познающий сохраняет всю острую
ревностность, пытливость и заинтересованность в данном процессе. (Не
напрасно здесь в комментаторской литературе есть указание на следующее
место из «Луньюй»: «Кто не горит душой (о познании), тому не раскрою
ничего; кто не скорбит (о своей неумелости), того не разовью. И ничего не
отвечу тому, кто не скажет ни слова о трех углах квадрата, когда ему
объяснен один угол». Интересно еще отметить и то, что в древнем Китае
гадание оракула почиталось средством к разрешения сомнений. Поэтому, как
пишет Ван Би, повторное и третье гадание, давая иные результаты, уже не
разрешает сомнений, а, давая альтернативное решение вопроса, лишь вносит
неясность и расплывчатость. ) В тексте это выражено так:
Недоразвитость. Недоразвитому — развитие. Не я стремлюсь к юношески
недоразвитым, а юношески недоразвитые стремятся ко мне. По первому гаданию
— возвещу. Повторное же и третье гадания — излишество. А раз излишество —
то не возвещу. Благоприятна стойкость.
1
Первый момент здесь характеризует самое начало отношений ученика и
учителя. Пусть ученик еще и недоразвит, но здесь предстоит ему раскрытие
заложенных в нем способностей. Его близость к учителю и активность его
положения порукой тому. Но в это время учитель еще не может дать ему таких
наставлений, которым бы он следовал совершенно свободно. Это скорее
система запретов и наказаний. Однако известная свобода ученику здесь
должна быть предоставлена, с него должны быть сняты кандалы (его
омраченность), которые тяготели над ним до сих пор. Однако если бы ученик,
освободившись от них, самостоятельно начал действовать, то ему пришлось бы
много о чем пожалеть, ибо по неопытности он мог бы многое испортить. Вот
так текст выражает это:
В начале слабая черта. Раскрытие недоразвитых. Здесь благоприятно, чтобы
были применены к людям наказания, чтобы они были освобождены от кандалов,
но самостоятельное выступление к действию приведет к сожалению.
2
Основное достоинство учителя состоит в том, что он в состоянии принять к
себе недоразвитого ученика и в согласии со всей закономерностью мира
развить его. Ученик, предоставленный самому себе, многого будет лишен; но
и учитель будет многого лишен, если он не примет на себя руководство
учеником. Как в дом вводится жена, новый член семьи, так и учитель находит
в ученике нечто новое. И лишь с той поры как сын вводит в семью свою жену,
он может начать устройство своего дома. Учитель- это лишь носитель прежде
накопленного разума. И этот разум относится к познаниям, приобретаемым
вновь, как учитель к ученику, как в семье сын к его жене, вновь вводимой в
дом. Лишь в таком сочетании накопленного разума и новых познаний
достигается устройство собственного знания и возможность сообщать его
другим. Вот в какие образы облекаются эти мысли в тексте:
Сильная черта на втором месте. Прими к себе недоразвитого. Счастье. Ввести
(в дом) жену — к счастью. (Лишь после этого) сын будет в состоянии
устроить (собственную) семью.
3
Момент кризиса в данном процессе характеризуется тем, что эта третья черта
— является верхней в триграмме «опасность». Поэтому то, что хорошо в
предыдущий момент, пагубно здесь. Введение жены в дом здесь не может
увенчаться успехом, так как она, встретясь с богачом, который
символизирован полной сил второй чертой, не сможет соблюсти себя в рамках
своего долга. Таким образом, все хлопоты здесь оказываются бесполезными. В
этом состоянии, конечно, невозможно и углубленное новое познание, а
возможна лишь спекулятивная игра мыслей. Но последняя никогда не приводит
к положительному знанию. Поэтому текст здесь предостерегает так:
Слабая черта на третьем месте. Не надо брать женщину (в жены): она увидит
богача и не будет владеть собою. Ничего благоприятного.
4
Кризис уже миновал. Но данная позиция настолько удалена от позиции
учителя, она так лишена поддержки в резонирующий ей сферах, что ничего и
никто здесь не в состоянии преодолеть недоразвитость, характеризуемую всей
данной гексаграммой. Здесь бессильны и приказания, и благосклонность
учителя, и его предостережения. Приходится лишь констатировать самый факт,
что недоразвитый человек здесь находится в чрезвычайно затруднительном
положении. Он окосневает в своей недоразвитости. Если на предыдущей
позиции познание затрудняется поверхностной деятельностью рассудка, то
здесь мешает его косная недоразвитость. Естественно, что никакая
деятельность здесь не дает положительного результата, и единственный плод
такой деятельности — сожаление о ней. Текст здесь лаконичен:
Слабая черта на четвертом месте. Бедственная недоразвитость. Сожаление.
5
Пятая позиция присуща великому человеку, но здесь данную позицию занимает
человек с детски податливой душой, выраженной в символике «Книги Перемен»
слабой чертой. Близость к суровому учителю, занимающему верхнюю позицию, и
правильный полный резонанс в благотворно действующей второй позиции делает
это положение вполне счастливым. Здесь указывается на совершенно
закономерную недоразвитость юноши и, чтоб предостеречь от стремления
самостоятельно развиваться, которое не приведет к благим последствиям,
здесь преднамеренно указывается на счастливый характер данного положения.
Надо довериться здесь учителю, а в познании — довериться уже сложившимся и
выработанным системе и методу познания. Текст выражает это опять-таки с
предельной лаконичностью:
Слабая черта на пятом месте. Юношеская недоразвитость. Счастье.
6
Наступает конец недоразвитости. И здесь указывается сила учителя,
достигшего гармонии между знанием и новым актом познания. Этой силой он в
состоянии разбить недоразвитость. Но если бы он просто навязал ученику
свои знания, то он поступил бы по отношению к ученику, как захватчик, как
«разбойник», вторгаясь в его самостоятельность познания. Это была бы все
же замена возможности нового познания уже прежде накопленным опытом. А
здесь все дело в том, чтобы «давать снадобье в соответствии с болезнью»,
чтобы разбить недоразвитость, которая, как «разбойник», захватила ученика.
Поэтому и текст гласит:
Наверху сильная черта. Ударь по недоразвитости! Неблагоприятно быть
разбойником, Благоприятно совладать с разбойником.
Пребывание во внешнем и опасность во внутреннем. Пребывание — то
чье
появление и протекание закономерно, и что может закончится только в
следствии какой-то случайности. И если вы при этом чувствуете опасность,
то это может служить признаком какой-либо недоразвитости. Ничтожному
человеку следует добиваться большей определенности и ясности. Так,
например, не стоит оставлять заключенных с их неопределенным статусом,
уж лучше
их либо казнить, либо освободить.
Однако недоразвитость может быть и плодотворной, если она лишь
предваряет дальнейший рост — это недоразвитость юноши. Для этого
необходимо обладать развитым сознанием. Но юноша не всегда становится
знающим человеком. А вот для совершенномудрого недоразвитость может
быть только временной, можно сказать, что он наносит по ней удар
своим
дальнейшим развитием.
Интерпретация Хейслип
В настоящее время все вокруг вас словно покрыто пеленой; но
пелена эта скоро спадет, и мир вновь приобретет для вас ясность.
Сейчас ваши нервы сильно расшатаны, поэтому постарайтесь не принимать скоропалительных решений. Скоро все изменится. Если хотите
добиться успеха — не пренебрегайте советами друзей, начальства, вдумайтесь
в них. Уделите побольше времени общению с детьми. Не унывайте.
Уже возникают новые планы, новые перспективы, но для новой
любви время еще не пришло. Соберитесь; и сконцентрируйте волю на
исполнении одного-единственного желания.
  14. Да-ю. Обладание великимКанонический текcт
Изначальное свершение.
- Нет связи с вредным. — Не то чтоб была хула, (но если) потрудишься,
то хулы не будет.
- Большая колесница — для грузов. — Есть куда выступить. Хулы не будет.
- Князю нужно проникнуть к сыну неба. — (В таком случае) ничтожные
люди не смогут одолеть (его).
- (Если) не будет у тебя роскоши, хулы не будет.
- Такая правдивость. (В ней будешь) связан (со всеми, будешь) силен.
— Счастье.
- От неба благословение этому. — Счастье. Ничего неблагоприятного.
После уничтожения упадка и совместного действия единомышленников все
оказывается в их руках. Они сообща обладают великим. Поэтому никакие
препятствия на их пути развития невозможны, и развитие идет так, как оно
изначально задумано. Это выражение и в символике гексаграммы, где пятая
слабая черта является центром тяготения всех остальных черт. Она обладает
ими всеми. Это и есть обладание великим, т.е. всеми элементами света. Они
действуют все сообща, поэтому, как и в предыдущей ситуации, совместимость
действия здесь особо подчеркивается. Здесь же идет речь лишь о том, что в
данной ситуации, несмотря на ее благоприятность, все же необходима полная
активность. Только тогда в конкретных условиях отдельных позиций может
происходить то, о чем говорит основной текст гексаграммы:
Обладание великим. Изначальное развитие.
1
Владение многим вызывает опасение в том, что это потребует слишком больших
и разносторонних связей, между которыми могут оказаться и связи с тем, что
наносит ущерб. Конечно, такое отсутствие общения с вредными не заслуживает
порицания, но полная безупречность и на будущее достижима лишь в том
случае, если поставить препятствия даже самой возможности общения с
вредным. Осуществление зависит от развития того, кого это касается. На
первых ступенях создание таких препятствий сводится к системе запретов. Но
они отпадают по отношению к тому, кто достиг идеальной чистоты. Вредное
влияние на него не может быть оказано, даже если он общается с самым
низким и переразвитым. Эти влияния ограничены уже в силу его чистоты.
Однако текст без разграничений говорит об этом:
В начале сильная черта. Отсутствие связей с вредным — не хула. Поставь им
затруднения, и тогда хулы не будет.
2
Во внутреннем апогее обладания великими достижениями на первый план
выступает возможность самого широкого усвоения воспринимаемого материала.
Символически это выражается в правильном соответствии внутреннего (вторая
черта) и внешнего (пятая черта). Этим определяется и возможность экспансии
действия. Конечно, это не дается автоматически, а требует развития
некоторой культуры сознания для недостаточно развитого человека так же,
как для человека, ушедшего в своем развитии вперед, необходима
деятельность, направленная на благо остальным людям. Только при этом
достижимо то, что выражено в следующем образе текста:
Сильная черта на втором месте. Большая колесница — для того, чтобы ее
нагрузить. Ей есть куда отправиться. Хулы не будет.
3
Общность действия, о которой говорилось во введении, здесь особенно
необходима. Символом такого обобщения многих людей в древнем Китае
мыслился князь. Даже само слово «князь» — гун сохранило не менее частое
значение «общий». Только при наличии этого качества возможно здесь
движение вверх. Но при таком восхождении человек недостаточно развитой, —
этически ничтожный, — может из-за радости и эгоистического наслаждения
подъемом отклониться от намеченной цели. В этом сказывается положение
кризиса, заметное даже в столь благоприятной ситуации. Только вполне
совершенный человек может здесь не погибнуть от этой надвигающейся на него
радости. Для рядового человека здесь нужна особая тренировка ума, которая
не под силу этически отсталому человеку. В этом смысле приходится понимать
слова текста:
Сильная черта на третьем месте. Князю надо проникнуть к Сыну Неба.
Ничтожным людям это невозможно.
4
Если третья позиция, как правило, выражает кризис перехода от внутреннего
к внешнему, то четвертая позиция выражает уже погружение во внешнее, в
«иное». С этим необходимо связано некое настроение самоотрешенности,
которое можно усмотреть при внимательном изучении всех текстов четвертой
позиции. Это достигается, следовательно, лишь герменевтически, а не из
комментаторской литературы. Однако и лучшие комментаторы смутно сознавали
эту закономерность текста и на своем языке соответственно выражали ее.
Наиболее выпукло это в применении к данной гексаграмме у Вань И, одного из
самых вдумчивых истолкователей. В общем, разграничивая приложимость данной
гексаграммы к человеку, лишь начинающему свой познавательный путь, и к
человеку, достигшему на этом пути совершенства, он здесь, несмотря на их
различие, по-разному говорит об одном: о том идеале, который в истории
буддийской философии выразился в основном учении махаяны — в мотиве
самоотдачи во имя других. Это противопоставляется эгоцентрическому
развитию школы шраваков и пратьекабудд. Допускается, что и эти школы
приводят к познанию истины, но лишь через самоотрешение возможно подняться
к истинному познанию ее. Эта мысль нашего комментатора напоминает формулу
Гете: «Das Was bedenke, mehr bedenke Wie». В ситуации обладания великим,
конечно, возможно достичь пышности в личных владениях, но на позиции
самоотрешенности, — необходимо отказаться от личного обладания ради
общности обладания. Только здесь достижима безупречность, о которой
говорится в тексте, и ясность, которой она парафразируется в четвертом
слое. В тексте читаем:
Сильная черта на четвертом месте. Отрицай свою пышность. Хулы не будет.
5
Данная позиция выражает положение, в котором свободно, без принуждения
себя к чему-либо человек проявляет с наибольшей очевидностью существо всей
ситуации. Это — положение, в котором он в полной правдивости владеет
многим. Именно здесь ему доступно также и самое интенсивности общение с
людьми. Но они не могли бы злоупотреблять этим, если бы не другое,
совершенно необходимое для человека в таком положении. Это суровая
строгость его. Так, направляя людей, он выдвигает лучших из них и
подавляет все дурное в них. Такое очищение необходимо для достижения
следующей ступени, на которой должны исчезнуть грани социальной иерархии.
В краткой формуле выражает это текст:
Слабая черта на пятом месте. В такой правдивости (будь) общителен и строг.
Счастье.
6
Тяготение всех предыдущих позиций к пятой было окрашено общим тоном
подъема к высшему. Но и шестая позиция представляет здесь силу, которая,
несмотря на высоту своего положения, склоняется перед низшей, но в данной
ситуации главной силой пятой черты. «Трудно дается это человеку, поэтому
небо должно непременно помочь ему в этом», — восклицает по поводу данного
текста Ито Тогай. И текст почти до многословия, чуждого Книге,
подчеркивает удачность данного положения, в котором уже намечается зачаток
ситуации, выраженной в следующей гексаграмме Смирение. Текст здесь
следующий:
Наверху сильная черта. Само небо благословляет на это. Счастье. Ничего
неблагоприятного.
Во внешнем — Сцепление и ясность, во внутреннем — Творчество и крепость.
Для ничтожного человека такая крепость и такое творчество непривычны, но
если потрудиться, то хулы не будет. Чем
более развито у человека сознание,
тем благоприятней для него эта ситуация — от неба благословение .
Интерпретация Хейслип
Солнце светит ярко. Это значит, что вы ощущаете себя совсем
свободным. Можно сказать, что вы богаты — и материально, и духовно.
Для успеха в делах нужно сконцентрировать свою волю и желания на
том, что в данный период необходимо. И не упускайте из виду главную
цель, помните о ней, хотя сейчас все складывается вполне благоприятно
для вас. Не распыляйте себя!
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого