
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  4. Мын. НедоразвитостьКанонический текcт
Свершение. Не я ищу юношей; юноши ищут меня. По первому гаданию — возвещу;
повторное и третье — смутит. Раз смутит — не возвещу. Благоприятна стойкость.
- Развитие недоразвитого. — Благоприятно для применения казней над
людьми, для освобождения колодок на руках и ногах, ибо продолжение (их
несвободы) приведет к сожалению.
- Приятие недоразвитых — к счастью; взятие жены — к счастью. Сын управляет
всем домом.
- Незачем брать жену. (Она) увидит богача и не соблюдет себя. — Ничего
благоприятного.
- Стеснение от недоразвитости. — Сожаление.
- Недоразвитость юноши. — Счастье.
- Удар по недоразвитости. — Не благоприятствует (тому, чтобы) быть
разбойником; благоприятствует (тому, чтобы) справиться с разбойником.
Прежде всего, несколько слов об устройстве данной гексаграммы. Здесь
внизу триграмма «вода» — «опасность», а вверху — гора — «остановка». Это опасность, которая приостановлена, это ручей, который вытекает у подножия
горы или который, встречая на своем пути гору, не может двигаться прямо
дальше. По названию гексаграммы — это недоразвитость, непросвещенность.
Однако вместе с тем и преодоление этой недоразвитости — просвещение
непросвещенных. Поэтому здесь развертывается процесс, происходящий между
учителем и учеником, между знанием, уже собранным прежде, и новым
познавательным актом. Если в предыдущей гексаграмме фигура руководящей
стороны лишь намечалась, а все внимание было направлено на изображение
трудностей начала, то здесь эта фигура выступает с полной отчетливостью.
Графически она выражена во второй и в шестой сильных чертах, которые,
однако, не являются здесь главными, а лишь способствуют действию главной
пятой черты. Последняя, как и остальные три слабые черты всей гексаграммы,
символизирует непросвещенных, которых просвещает учитель. Но каждая из них
обладает своими специфическими чертами, поэтому на разных ступенях процесс
этот охарактеризован различно. Но общим в нем остается то, что это
двухсторонний процесс, в котором инициатива просвещения может исходить
лишь от непросвещенного, так как этот процесс не приводит к желательному
результату, если он построен на насилии. Поэтому здесь благоприятна
стойкость как развивающемуся, так и развивающему. И первому — в т0ом, чтобы
руководствоваться первым же указанием просвещающего, а не искать
дальнейших указаний, не выполнив первые, и второму — эта стойкость нужна в
том, чтобы помнить, что инициатива процесса должна быть сосредоточена у
просвещаемого. В технике познания — это момент, когда познаваемое, но еще
не познанное получает в развитии процесса познания ту ясность, которая
дается ему из разума, сложившегося в прежде накопленном опыте. Но это не
значит, что акты нового познания целиком зависимы от уже известного,
наоборот — новый акт познания должен быть способен к максимально полному
прогнозу дальнейшего. Но лишь объясняется, в буквальном значении этого
слова, ясностью уже известного. При этом познающий сохраняет всю острую
ревностность, пытливость и заинтересованность в данном процессе. (Не
напрасно здесь в комментаторской литературе есть указание на следующее
место из «Луньюй»: «Кто не горит душой (о познании), тому не раскрою
ничего; кто не скорбит (о своей неумелости), того не разовью. И ничего не
отвечу тому, кто не скажет ни слова о трех углах квадрата, когда ему
объяснен один угол». Интересно еще отметить и то, что в древнем Китае
гадание оракула почиталось средством к разрешения сомнений. Поэтому, как
пишет Ван Би, повторное и третье гадание, давая иные результаты, уже не
разрешает сомнений, а, давая альтернативное решение вопроса, лишь вносит
неясность и расплывчатость. ) В тексте это выражено так:
Недоразвитость. Недоразвитому — развитие. Не я стремлюсь к юношески
недоразвитым, а юношески недоразвитые стремятся ко мне. По первому гаданию
— возвещу. Повторное же и третье гадания — излишество. А раз излишество —
то не возвещу. Благоприятна стойкость.
1
Первый момент здесь характеризует самое начало отношений ученика и
учителя. Пусть ученик еще и недоразвит, но здесь предстоит ему раскрытие
заложенных в нем способностей. Его близость к учителю и активность его
положения порукой тому. Но в это время учитель еще не может дать ему таких
наставлений, которым бы он следовал совершенно свободно. Это скорее
система запретов и наказаний. Однако известная свобода ученику здесь
должна быть предоставлена, с него должны быть сняты кандалы (его
омраченность), которые тяготели над ним до сих пор. Однако если бы ученик,
освободившись от них, самостоятельно начал действовать, то ему пришлось бы
много о чем пожалеть, ибо по неопытности он мог бы многое испортить. Вот
так текст выражает это:
В начале слабая черта. Раскрытие недоразвитых. Здесь благоприятно, чтобы
были применены к людям наказания, чтобы они были освобождены от кандалов,
но самостоятельное выступление к действию приведет к сожалению.
2
Основное достоинство учителя состоит в том, что он в состоянии принять к
себе недоразвитого ученика и в согласии со всей закономерностью мира
развить его. Ученик, предоставленный самому себе, многого будет лишен; но
и учитель будет многого лишен, если он не примет на себя руководство
учеником. Как в дом вводится жена, новый член семьи, так и учитель находит
в ученике нечто новое. И лишь с той поры как сын вводит в семью свою жену,
он может начать устройство своего дома. Учитель- это лишь носитель прежде
накопленного разума. И этот разум относится к познаниям, приобретаемым
вновь, как учитель к ученику, как в семье сын к его жене, вновь вводимой в
дом. Лишь в таком сочетании накопленного разума и новых познаний
достигается устройство собственного знания и возможность сообщать его
другим. Вот в какие образы облекаются эти мысли в тексте:
Сильная черта на втором месте. Прими к себе недоразвитого. Счастье. Ввести
(в дом) жену — к счастью. (Лишь после этого) сын будет в состоянии
устроить (собственную) семью.
3
Момент кризиса в данном процессе характеризуется тем, что эта третья черта
— является верхней в триграмме «опасность». Поэтому то, что хорошо в
предыдущий момент, пагубно здесь. Введение жены в дом здесь не может
увенчаться успехом, так как она, встретясь с богачом, который
символизирован полной сил второй чертой, не сможет соблюсти себя в рамках
своего долга. Таким образом, все хлопоты здесь оказываются бесполезными. В
этом состоянии, конечно, невозможно и углубленное новое познание, а
возможна лишь спекулятивная игра мыслей. Но последняя никогда не приводит
к положительному знанию. Поэтому текст здесь предостерегает так:
Слабая черта на третьем месте. Не надо брать женщину (в жены): она увидит
богача и не будет владеть собою. Ничего благоприятного.
4
Кризис уже миновал. Но данная позиция настолько удалена от позиции
учителя, она так лишена поддержки в резонирующий ей сферах, что ничего и
никто здесь не в состоянии преодолеть недоразвитость, характеризуемую всей
данной гексаграммой. Здесь бессильны и приказания, и благосклонность
учителя, и его предостережения. Приходится лишь констатировать самый факт,
что недоразвитый человек здесь находится в чрезвычайно затруднительном
положении. Он окосневает в своей недоразвитости. Если на предыдущей
позиции познание затрудняется поверхностной деятельностью рассудка, то
здесь мешает его косная недоразвитость. Естественно, что никакая
деятельность здесь не дает положительного результата, и единственный плод
такой деятельности — сожаление о ней. Текст здесь лаконичен:
Слабая черта на четвертом месте. Бедственная недоразвитость. Сожаление.
5
Пятая позиция присуща великому человеку, но здесь данную позицию занимает
человек с детски податливой душой, выраженной в символике «Книги Перемен»
слабой чертой. Близость к суровому учителю, занимающему верхнюю позицию, и
правильный полный резонанс в благотворно действующей второй позиции делает
это положение вполне счастливым. Здесь указывается на совершенно
закономерную недоразвитость юноши и, чтоб предостеречь от стремления
самостоятельно развиваться, которое не приведет к благим последствиям,
здесь преднамеренно указывается на счастливый характер данного положения.
Надо довериться здесь учителю, а в познании — довериться уже сложившимся и
выработанным системе и методу познания. Текст выражает это опять-таки с
предельной лаконичностью:
Слабая черта на пятом месте. Юношеская недоразвитость. Счастье.
6
Наступает конец недоразвитости. И здесь указывается сила учителя,
достигшего гармонии между знанием и новым актом познания. Этой силой он в
состоянии разбить недоразвитость. Но если бы он просто навязал ученику
свои знания, то он поступил бы по отношению к ученику, как захватчик, как
«разбойник», вторгаясь в его самостоятельность познания. Это была бы все
же замена возможности нового познания уже прежде накопленным опытом. А
здесь все дело в том, чтобы «давать снадобье в соответствии с болезнью»,
чтобы разбить недоразвитость, которая, как «разбойник», захватила ученика.
Поэтому и текст гласит:
Наверху сильная черта. Ударь по недоразвитости! Неблагоприятно быть
разбойником, Благоприятно совладать с разбойником.
Пребывание во внешнем и опасность во внутреннем. Пребывание — то
чье
появление и протекание закономерно, и что может закончится только в
следствии какой-то случайности. И если вы при этом чувствуете опасность,
то это может служить признаком какой-либо недоразвитости. Ничтожному
человеку следует добиваться большей определенности и ясности. Так,
например, не стоит оставлять заключенных с их неопределенным статусом,
уж лучше
их либо казнить, либо освободить.
Однако недоразвитость может быть и плодотворной, если она лишь
предваряет дальнейший рост — это недоразвитость юноши. Для этого
необходимо обладать развитым сознанием. Но юноша не всегда становится
знающим человеком. А вот для совершенномудрого недоразвитость может
быть только временной, можно сказать, что он наносит по ней удар
своим
дальнейшим развитием.
Интерпретация Хейслип
В настоящее время все вокруг вас словно покрыто пеленой; но
пелена эта скоро спадет, и мир вновь приобретет для вас ясность.
Сейчас ваши нервы сильно расшатаны, поэтому постарайтесь не принимать скоропалительных решений. Скоро все изменится. Если хотите
добиться успеха — не пренебрегайте советами друзей, начальства, вдумайтесь
в них. Уделите побольше времени общению с детьми. Не унывайте.
Уже возникают новые планы, новые перспективы, но для новой
любви время еще не пришло. Соберитесь; и сконцентрируйте волю на
исполнении одного-единственного желания.
  16. Юй. ВольностьКанонический текcт
Благоприятно возведению князей и движению войск.
- (Если) провозгласишь вольность — (будет) несчастье.
- Будь крепче камня, но не до конца дня. — Стойкость — к счастью.
- Засмотришься на вольность — (будет) раскаяние. Опоздаешь — будет
раскаяние.
- Исходя из вольности, многое будет достигнуто. — Не сомневайся. Друзья
(соберутся вокруг тебя, как) волосы вокруг шпильки.
- Стойкость — к болезни. (В) постоянстве не умрешь.
- Померкнувшая вольность. Совершаемое минует. — Хулы не будет.
Смирение, которое описано в предыдущей гексаграмме, дает, прежде всего
возможность сближения высших с низшими, уравнивает их. Поэтому оно и
обеспечивает равные условия для всех, и с него может начаться новый цикл
развития. Оно лишь почва, на которой начинают снова действовать силы
развития, идущие из глубины вовне. Это положение выражено в настоящей
гексаграмме, где внизу мы видим знак земли, однородность черт которой
выражает равенство. Над землей, вовне, расположен знак молнии, сущность
которого — активность, проявляющаяся изнутри вовне. Ничто не предстоит и
не препятствует этой активности. Она находится в условиях полной свободы —
вольности. Но если такая вольность ничем и не ограничена извне, то она все
же должна быть ограничена сама собой, ибо иначе она рискует превратиться в
хаос. (Так и подлинный художник, свободный в своем творчестве, должен сам
для себя выбрать законы творчества и подчиниться им, иначе не гармония
будет в его произведениях, а произвол.) Такое необходимое самоограничение
должно развиваться как на пути утверждения положительных элементов
(представителей того, что действует из центра вовне), так и на пути
поражения отрицательных сил, на пути их завоевания. «Книга Перемен»
сложилась в условиях феодального общества и в среде носителей феодальной
власти. Поэтому не удивительно, что эти мысли здесь облечены в следующие
образы:
Вольность. Благоприятствует возведению на престол феодалов и движению
войск.
1
Вся эта ситуация должна рассматриваться под знаком учения об изменчивости
мира, а именно: «когда расцвет достигает полноты, то необходимо наступает
упадок». Поэтому и вольность ни на минуту не должна отстранять
бдительность. Это особенно применимо к первой позиции, которая, согласно
традиции, обозначает того, кто, не обладая еще развитыми силами, сам
действовать еще не может и, ничего не предпринимая к своему
усовершенствованию, только вторит силам, задающим тон. Естественно, такая
деятельность не приводит к счастью. Поэтому в тексте мы читаем:
В начале слабая черта. Созвучие вольности. Несчастье.
2
Вольность, угрожающая превратиться в хаос, более всего нуждается в
самоограничении, которое может исходить из сосредоточенного покоя. Он
именно выражается на этой второй позиции (центральной —
«сосредоточенность»; триграмма «земля», «покой»). И именно эти качества
дают возможность совершенно отчетливого рассмотрения мира, при котором
собственное движение не искажает его перспективы. Поэтому именно здесь
возможно моментальное восприятие его, включающее в себя и предвидение
наступающих, но еще не сложившихся событий. Здесь совершенно излишне ждать
целый день, пока не будет достигнуто познание. Поэтому и в тексте мы
находим соответствующие образы, достаточно выразительные, несмотря на их
спорадичность:
Слабая черта на втором месте. Крепче, чем камень.: Не до конца дня.
Стойкость — к счастью.
3
На третьей позиции характеризуется ситуация кризиса при переходе от
сосредоточенного покоя к действию вольности. Последняя здесь настолько
близка, что заслоняет собою все остальное, всю необходимость
самоограничения и бдительности. Здесь легко «заглядеться» на вольность, а
тем самым допустить задержку развития, «промедлить». Но всякое промедление
есть отстаивание и упущение, в котором придется раскаяться. Поэтому и
текст предостерегает:
Слабая черта на третьем месте. Заглядишься на вольность — раскаешься.
(Ибо) промедлишь, и будет раскаяние.
4
Эта позиция, единственная занятая сильной чертой, является главной во всей
гексаграмме Вольность. Все остальные позиции относятся к ней лишь как
подсобные. Все их силы группируются вокруг нее, как волосы, «покрывающие
шпильку», группируются вокруг нее в прическе. Это особенно возможно
потому, что именно здесь может проявиться вольность (активная сильная
черта в триграмме «молния»), лежащая на подготовленной почве (в триграмме
«земля» — покой и стойкость). Здесь возможно достижение самых широких
целей и неуместно никакое сомнение. Поэтому и в тексте мы находим афоризм,
полный бодрости:
Сильная черта на четвертом месте. Исходи из вольности. Обладание великим —
доступно. Не сомневайся. Друзья (соберутся вокруг тебя, как волосы),
покрывающие шпильку.
5
Как уже было указано, в данной гексаграмме главная позиция — четвертая, и
ей подчинены остальные. Но пятая и шестая — расположены над ней, это
выражает их переразвитие, чрезмерность качеств, что рассматривается как
отрицательное явление; так и стойкость, развитая чрезмерно, доводит до
болезненности. Положение это было бы совершенно несчастливым, если бы не
сосредоточенность, сохраняемая навсегда и выраженная пятой, центральной и,
как правило, благоприятной позицией. Поэтому и в тексте читаем:
Слабая черта на пятом месте. Стойкость — к болезни. Постоянное не умрет.
6
На верхней позиции, как мы уже неоднократно видели, наступает конец данной
ситуации. Она омрачается еще и тем, что эта верхняя позиция представляет
собою увлечение в «пустую абстракцию», как результат перерезвития данного
процесса. Поэтому и в тексте здесь сказано:
Наверху слабая черта. Омраченная вольность. В становлении будет
чрезмерность. (Но) беды не будет.
Во внешнем — Пребывание и незыблемость, во внутреннем — Исполнение и
самоотдача. Все линии прерванные, кроме последней во внешней триграмме.
Следует полностью доверится естественному и закономерному ходу
событий, только в «конце дня» возможна неопределенность — «в постоянстве
не умрешь». Однако
для совершенномудрого такое незначительное
проявление абсолюта — как болезнь.
Интерпретация Хейслип
Ваше солнце уже восходит; как долго вы ждали удачу, и вот
теперь она совсем близко. Сейчас время располагает к разным увлечениям
— не увлекайтесь ими без меры. Скоро придет к вам успех; будьте
готовы к нему. И в осуществлении ваших замыслов, и даже в игре вам
будет сопутствовать удача. Никак нельзя быть мелочным и меркантильным,
идя по пути успеха. Но и не надо тратить больше того, что получаете.
Подождите немного — и желания ваши исполнятся.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого