
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  4. Мын. НедоразвитостьКанонический текcт
Свершение. Не я ищу юношей; юноши ищут меня. По первому гаданию — возвещу;
повторное и третье — смутит. Раз смутит — не возвещу. Благоприятна стойкость.
- Развитие недоразвитого. — Благоприятно для применения казней над
людьми, для освобождения колодок на руках и ногах, ибо продолжение (их
несвободы) приведет к сожалению.
- Приятие недоразвитых — к счастью; взятие жены — к счастью. Сын управляет
всем домом.
- Незачем брать жену. (Она) увидит богача и не соблюдет себя. — Ничего
благоприятного.
- Стеснение от недоразвитости. — Сожаление.
- Недоразвитость юноши. — Счастье.
- Удар по недоразвитости. — Не благоприятствует (тому, чтобы) быть
разбойником; благоприятствует (тому, чтобы) справиться с разбойником.
Прежде всего, несколько слов об устройстве данной гексаграммы. Здесь
внизу триграмма «вода» — «опасность», а вверху — гора — «остановка». Это опасность, которая приостановлена, это ручей, который вытекает у подножия
горы или который, встречая на своем пути гору, не может двигаться прямо
дальше. По названию гексаграммы — это недоразвитость, непросвещенность.
Однако вместе с тем и преодоление этой недоразвитости — просвещение
непросвещенных. Поэтому здесь развертывается процесс, происходящий между
учителем и учеником, между знанием, уже собранным прежде, и новым
познавательным актом. Если в предыдущей гексаграмме фигура руководящей
стороны лишь намечалась, а все внимание было направлено на изображение
трудностей начала, то здесь эта фигура выступает с полной отчетливостью.
Графически она выражена во второй и в шестой сильных чертах, которые,
однако, не являются здесь главными, а лишь способствуют действию главной
пятой черты. Последняя, как и остальные три слабые черты всей гексаграммы,
символизирует непросвещенных, которых просвещает учитель. Но каждая из них
обладает своими специфическими чертами, поэтому на разных ступенях процесс
этот охарактеризован различно. Но общим в нем остается то, что это
двухсторонний процесс, в котором инициатива просвещения может исходить
лишь от непросвещенного, так как этот процесс не приводит к желательному
результату, если он построен на насилии. Поэтому здесь благоприятна
стойкость как развивающемуся, так и развивающему. И первому — в т0ом, чтобы
руководствоваться первым же указанием просвещающего, а не искать
дальнейших указаний, не выполнив первые, и второму — эта стойкость нужна в
том, чтобы помнить, что инициатива процесса должна быть сосредоточена у
просвещаемого. В технике познания — это момент, когда познаваемое, но еще
не познанное получает в развитии процесса познания ту ясность, которая
дается ему из разума, сложившегося в прежде накопленном опыте. Но это не
значит, что акты нового познания целиком зависимы от уже известного,
наоборот — новый акт познания должен быть способен к максимально полному
прогнозу дальнейшего. Но лишь объясняется, в буквальном значении этого
слова, ясностью уже известного. При этом познающий сохраняет всю острую
ревностность, пытливость и заинтересованность в данном процессе. (Не
напрасно здесь в комментаторской литературе есть указание на следующее
место из «Луньюй»: «Кто не горит душой (о познании), тому не раскрою
ничего; кто не скорбит (о своей неумелости), того не разовью. И ничего не
отвечу тому, кто не скажет ни слова о трех углах квадрата, когда ему
объяснен один угол». Интересно еще отметить и то, что в древнем Китае
гадание оракула почиталось средством к разрешения сомнений. Поэтому, как
пишет Ван Би, повторное и третье гадание, давая иные результаты, уже не
разрешает сомнений, а, давая альтернативное решение вопроса, лишь вносит
неясность и расплывчатость. ) В тексте это выражено так:
Недоразвитость. Недоразвитому — развитие. Не я стремлюсь к юношески
недоразвитым, а юношески недоразвитые стремятся ко мне. По первому гаданию
— возвещу. Повторное же и третье гадания — излишество. А раз излишество —
то не возвещу. Благоприятна стойкость.
1
Первый момент здесь характеризует самое начало отношений ученика и
учителя. Пусть ученик еще и недоразвит, но здесь предстоит ему раскрытие
заложенных в нем способностей. Его близость к учителю и активность его
положения порукой тому. Но в это время учитель еще не может дать ему таких
наставлений, которым бы он следовал совершенно свободно. Это скорее
система запретов и наказаний. Однако известная свобода ученику здесь
должна быть предоставлена, с него должны быть сняты кандалы (его
омраченность), которые тяготели над ним до сих пор. Однако если бы ученик,
освободившись от них, самостоятельно начал действовать, то ему пришлось бы
много о чем пожалеть, ибо по неопытности он мог бы многое испортить. Вот
так текст выражает это:
В начале слабая черта. Раскрытие недоразвитых. Здесь благоприятно, чтобы
были применены к людям наказания, чтобы они были освобождены от кандалов,
но самостоятельное выступление к действию приведет к сожалению.
2
Основное достоинство учителя состоит в том, что он в состоянии принять к
себе недоразвитого ученика и в согласии со всей закономерностью мира
развить его. Ученик, предоставленный самому себе, многого будет лишен; но
и учитель будет многого лишен, если он не примет на себя руководство
учеником. Как в дом вводится жена, новый член семьи, так и учитель находит
в ученике нечто новое. И лишь с той поры как сын вводит в семью свою жену,
он может начать устройство своего дома. Учитель- это лишь носитель прежде
накопленного разума. И этот разум относится к познаниям, приобретаемым
вновь, как учитель к ученику, как в семье сын к его жене, вновь вводимой в
дом. Лишь в таком сочетании накопленного разума и новых познаний
достигается устройство собственного знания и возможность сообщать его
другим. Вот в какие образы облекаются эти мысли в тексте:
Сильная черта на втором месте. Прими к себе недоразвитого. Счастье. Ввести
(в дом) жену — к счастью. (Лишь после этого) сын будет в состоянии
устроить (собственную) семью.
3
Момент кризиса в данном процессе характеризуется тем, что эта третья черта
— является верхней в триграмме «опасность». Поэтому то, что хорошо в
предыдущий момент, пагубно здесь. Введение жены в дом здесь не может
увенчаться успехом, так как она, встретясь с богачом, который
символизирован полной сил второй чертой, не сможет соблюсти себя в рамках
своего долга. Таким образом, все хлопоты здесь оказываются бесполезными. В
этом состоянии, конечно, невозможно и углубленное новое познание, а
возможна лишь спекулятивная игра мыслей. Но последняя никогда не приводит
к положительному знанию. Поэтому текст здесь предостерегает так:
Слабая черта на третьем месте. Не надо брать женщину (в жены): она увидит
богача и не будет владеть собою. Ничего благоприятного.
4
Кризис уже миновал. Но данная позиция настолько удалена от позиции
учителя, она так лишена поддержки в резонирующий ей сферах, что ничего и
никто здесь не в состоянии преодолеть недоразвитость, характеризуемую всей
данной гексаграммой. Здесь бессильны и приказания, и благосклонность
учителя, и его предостережения. Приходится лишь констатировать самый факт,
что недоразвитый человек здесь находится в чрезвычайно затруднительном
положении. Он окосневает в своей недоразвитости. Если на предыдущей
позиции познание затрудняется поверхностной деятельностью рассудка, то
здесь мешает его косная недоразвитость. Естественно, что никакая
деятельность здесь не дает положительного результата, и единственный плод
такой деятельности — сожаление о ней. Текст здесь лаконичен:
Слабая черта на четвертом месте. Бедственная недоразвитость. Сожаление.
5
Пятая позиция присуща великому человеку, но здесь данную позицию занимает
человек с детски податливой душой, выраженной в символике «Книги Перемен»
слабой чертой. Близость к суровому учителю, занимающему верхнюю позицию, и
правильный полный резонанс в благотворно действующей второй позиции делает
это положение вполне счастливым. Здесь указывается на совершенно
закономерную недоразвитость юноши и, чтоб предостеречь от стремления
самостоятельно развиваться, которое не приведет к благим последствиям,
здесь преднамеренно указывается на счастливый характер данного положения.
Надо довериться здесь учителю, а в познании — довериться уже сложившимся и
выработанным системе и методу познания. Текст выражает это опять-таки с
предельной лаконичностью:
Слабая черта на пятом месте. Юношеская недоразвитость. Счастье.
6
Наступает конец недоразвитости. И здесь указывается сила учителя,
достигшего гармонии между знанием и новым актом познания. Этой силой он в
состоянии разбить недоразвитость. Но если бы он просто навязал ученику
свои знания, то он поступил бы по отношению к ученику, как захватчик, как
«разбойник», вторгаясь в его самостоятельность познания. Это была бы все
же замена возможности нового познания уже прежде накопленным опытом. А
здесь все дело в том, чтобы «давать снадобье в соответствии с болезнью»,
чтобы разбить недоразвитость, которая, как «разбойник», захватила ученика.
Поэтому и текст гласит:
Наверху сильная черта. Ударь по недоразвитости! Неблагоприятно быть
разбойником, Благоприятно совладать с разбойником.
Пребывание во внешнем и опасность во внутреннем. Пребывание — то
чье
появление и протекание закономерно, и что может закончится только в
следствии какой-то случайности. И если вы при этом чувствуете опасность,
то это может служить признаком какой-либо недоразвитости. Ничтожному
человеку следует добиваться большей определенности и ясности. Так,
например, не стоит оставлять заключенных с их неопределенным статусом,
уж лучше
их либо казнить, либо освободить.
Однако недоразвитость может быть и плодотворной, если она лишь
предваряет дальнейший рост — это недоразвитость юноши. Для этого
необходимо обладать развитым сознанием. Но юноша не всегда становится
знающим человеком. А вот для совершенномудрого недоразвитость может
быть только временной, можно сказать, что он наносит по ней удар
своим
дальнейшим развитием.
Интерпретация Хейслип
В настоящее время все вокруг вас словно покрыто пеленой; но
пелена эта скоро спадет, и мир вновь приобретет для вас ясность.
Сейчас ваши нервы сильно расшатаны, поэтому постарайтесь не принимать скоропалительных решений. Скоро все изменится. Если хотите
добиться успеха — не пренебрегайте советами друзей, начальства, вдумайтесь
в них. Уделите побольше времени общению с детьми. Не унывайте.
Уже возникают новые планы, новые перспективы, но для новой
любви время еще не пришло. Соберитесь; и сконцентрируйте волю на
исполнении одного-единственного желания.
  23. Бо. РазрушениеКанонический текcт
Неблагоприятно иметь, куда выступить.
- У ложа разрушены ножки. — Пренебрежение. Стойкость — к несчастью.
- У ложа разрушены перекладины. — Пренебрежение. Стойкость — к несчастью.
- Разрушат его. — Хулы не будет.
- У ложа разрушена обивка. — Несчастье.
- Рыбная ловля. Через придворных женщин — милость. — Ничего неблагоприятного.
- Огромный плод не съеден. — Благородный человек получит воз; у ничтожного
человека разрушится жилье.
Если в предыдущем рассматривалась ситуация, которая называется Убранство,
то в ней имелось в виду убранство лишь как внешнее украшение, при котором
и речи нет о самой сущности. Естественно, что в периоды, когда все
внимание сосредоточенно на чем-то внешнем, все, связанное с самою
сущностью, отступает на задний план, приходит к упадку. Начало же всякого
упадка — это разрушение существенного. Наиболее общий случай такого
разрушения символически выражен в самой гексаграмме. В символике
гексаграмм верхняя триграмма считается «уходящей», отходящей в прошлое, а
нижняя триграмма — «приходящей», наступающей. Это движение снизу вверх
сохраняет свое значение даже в пределах отдельных триграмм, где верхняя
черта — отход в прошлое, а нижняя — представляет наступающий момент
ситуации. В данной гексаграмме «наступает» триграмма «исполнение»,
состоящая только из черт тьмы. Единственная черта света — верхняя в
верхней триграмме — и в пределах этой последней, и в контексте всей
гексаграммы отходит в прошлое, а надвигается только тьма. И надвигается
она изнутри, из самой сущности. К чему бы ни была применена картина,
изображенная данной гексаграммой, она остается в силе. Так и в
практической деятельности она обозначает то положение, когда существенное
повергается во мрак и упадок, ибо на предыдущей ступени все внимание было
обращено лишь на мишуру внешнего убранства. — И в познании дело обстоит
так же. Однако было бы ошибочно думать, что невозможность действовать в
такой ситуации должна приводить к полной пассивности и отдаче себя
произволу случайностей на все будущее время. Ситуация разрушения — лишь
необходимый временный этап в общем развитии. Но это, как все остальные
этапы, — лишь временный этап. Не пассивная отдача себя условиям времени
требует здесь, а активное и напряженно-выжидательное воздержание от
деятельности. Только об этом говорит текст:
Разрушение. Неблагоприятно иметь куда выступить.
1
Перед лицом надвигающегося разрушения особенно надо иметь в виду то, что,
хотя оно и готово вырвать всякую почву из-под ног, лишить человека его
спокойного «ложа», однако это процесс, развивающийся во времени
последовательно, как и иные процессы, отмеченные в Книге. Поэтому, пока
данный процесс еще не получил достаточного укрепления, ему еще возможно
противостоять со всей стойкостью. Ею на данной ступени отнюдь не следует
пренебрегать, даже если разрушение и не сильно, если оно лишь начинается.
Ложе — образ спокойствия человека. Здесь этот образ применен в тексте с
целью показать, что в самой основе спокойного существования человека
началось разрушение. Оно касается лишь «ножек ложа». Но и это уже начало
процесса разрушения, от которого пока еще не может сохранить стойкость.
Поэтому и текст предостерегает:
В начале слабая черта. У ложа разрушены ножки . Если пренебречь
стойкостью, будет несчастье.
2
Процесс движется в том же направлении дальше. «Ножки ложа» уже разрушены.
Разрушение достигает уже перекладин, каркаса самого ложа. Еще раз
напоминает текст о внимании и стойкости, без которой невозможно
сопротивляться нарастающему процессу разрушения. Это последняя ступень, на
которой такая стойкость может помочь. Дальше наступает уже момент кризиса.
Поэтому, пока не поздно, текст предупреждает:
Слабая черта на втором месте. У ложа разрушены перекладины. Если
(пренебречь) стойкостью, будет несчастье.
3
В момент кризиса тщетно стремится своей стойкостью удержать процесс
разрушения. На данной позиции он уже приобрел инерцию, в силу которой
остановить его невозможно. Чтобы не вступить в конфликт с такой ситуацией
в мире, необходимо найти в себе достаточную решимость для того, чтобы
ринуться в разрушительный ход событий и пройти через него. Следует
помнить, что в такой период ломки прежних достижений нельзя оставаться
стойко-неизменным, а надо через само разрушение пробиться к возможности
нового созидания. Поэтому и текст говорит только:
Слабая черта на третьем месте. Разрушай это. Хулы не будет.
4
Участие в процессе разрушения хотя и необходимо в такой ситуации, однако
от этого участия положение самого участвующего не становится менее
опасным. Действуя внутри процесса разрушения, он способствует тому, чтобы
развить этот процесс до возможной высоты, но это может оказаться влияние и
на самого разрушающего, ибо здесь он стоит лицом к лицу с самым
разрушительными силами. Текст разными комментаторами понимается несколько
различно: основным образом считается «кожа», понимаемая одними как верхняя
обивка ложа, тогда — это образ разрушения, доведенного до высшего предела,
или полагают (например Вань И), что «кожа» — это кожа человека, лежащего
на ложе, т.е. самого разрушающего, т.е. видят в тексте образ обратного
действия на самого разрушителя. Пожалуй, не будет чрезмерным риском
усмотреть в данном тексте игру слов, приняв одновременно обе
интерпретации, ибо они обе характеризуют данный момент ситуации, не
противореча по существу одна другой. Для допущения возможности понимать
текст двояко приходится конструкцию его передать в переводе менее
дословно, чем в предыдущих афоризмах данной гексаграммы:
Слабая черта на четвертом месте. Ложе разрушено до кожи. Несчастье.
5
Две первые позиции в данной гексаграмме изображали положение, в котором,
крепко держались за свою стойкость, можно добиться того, что процесс
разрушения не коснется самого человека. Две вторые черты говорят о том
положении, когда человек не имеет выбора и должен с достоинством пробиться
сквозь весь процесс разрушения. Наконец, две верхние черты характеризуют
ослабление данного процесса, его отлив и выход из данной ситуации. Но
серьезное и активное вмешательства со стороны самого человека здесь еще
невозможно. Он будет проводить время за развлечениями и из данной ситуации
может выйти лишь благодаря протекции. Однако здесь все будет
благоприятствовать ему, как это выражено в тексте:
Слабая черта на пятом месте. Рыбная ловля. Милость благодаря придворной
женщине. Ничего неблагоприятного.
6
Разрушение — плод воздействия проступков, совершенных в прошлом. Это
«огромный плод», который вкусить до конца невозможно. Здесь, где данная
ситуация подходит к концу, она уже не может действовать с прежней силой,
ибо и она в конце концов будет преодолена. Но для того, чтобы преодолеть
разрушение, необходимы активные, созидающие моральные силы человека. При
их наличии благородный человек извлечет из пережитого опыта весьма
значительный урок. Ничтожный же человек, тот, кто не развил в себе
мужества, необходимого для преодоления этой разрушительной ситуации, не
сможет сам противостоять ей и будет вынужден пережить всю полноту
разрушения. Текст характеризует это положение следующим образом:
Наверху сильная черта. Огромный плод не съеден. Благородный человек
обретет воз. У ничтожного человека будет разрушено жилье.
Во внешнем — Пребывание, во внутреннем — самоотдача. Человек полностью
поглощен тем, что само по себе не исчезает. Потому когда по какой-либо
случайности, что-либо перестает существовать, то это воспринимается, как
разрушение. Так мы можем пользоваться ложем, чьи свойства для нас
незыблемы. И если они
изменяются, то это для нас разрушение.
Интерпретация Хейслип
Большие перемены ожидают вас уже в ближайшем будущем. Возможно,
сейчас кто-то злословит о вас распускает сплетни. Поэтому не
нужно приниматься сейчас ни за какое новое дело, вам нельзя попадать
в неловкое положение. Желания ваши исполнятся чуть позже. Старайтесь
быть осмотрительны и осторожны в общении с представителями
другого пола. И не надо теряться, если вдруг выясниться, что на помощь
друзей рассчитывать нельзя.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого