
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  4. Мын. НедоразвитостьКанонический текcт
Свершение. Не я ищу юношей; юноши ищут меня. По первому гаданию — возвещу;
повторное и третье — смутит. Раз смутит — не возвещу. Благоприятна стойкость.
- Развитие недоразвитого. — Благоприятно для применения казней над
людьми, для освобождения колодок на руках и ногах, ибо продолжение (их
несвободы) приведет к сожалению.
- Приятие недоразвитых — к счастью; взятие жены — к счастью. Сын управляет
всем домом.
- Незачем брать жену. (Она) увидит богача и не соблюдет себя. — Ничего
благоприятного.
- Стеснение от недоразвитости. — Сожаление.
- Недоразвитость юноши. — Счастье.
- Удар по недоразвитости. — Не благоприятствует (тому, чтобы) быть
разбойником; благоприятствует (тому, чтобы) справиться с разбойником.
Прежде всего, несколько слов об устройстве данной гексаграммы. Здесь
внизу триграмма «вода» — «опасность», а вверху — гора — «остановка». Это опасность, которая приостановлена, это ручей, который вытекает у подножия
горы или который, встречая на своем пути гору, не может двигаться прямо
дальше. По названию гексаграммы — это недоразвитость, непросвещенность.
Однако вместе с тем и преодоление этой недоразвитости — просвещение
непросвещенных. Поэтому здесь развертывается процесс, происходящий между
учителем и учеником, между знанием, уже собранным прежде, и новым
познавательным актом. Если в предыдущей гексаграмме фигура руководящей
стороны лишь намечалась, а все внимание было направлено на изображение
трудностей начала, то здесь эта фигура выступает с полной отчетливостью.
Графически она выражена во второй и в шестой сильных чертах, которые,
однако, не являются здесь главными, а лишь способствуют действию главной
пятой черты. Последняя, как и остальные три слабые черты всей гексаграммы,
символизирует непросвещенных, которых просвещает учитель. Но каждая из них
обладает своими специфическими чертами, поэтому на разных ступенях процесс
этот охарактеризован различно. Но общим в нем остается то, что это
двухсторонний процесс, в котором инициатива просвещения может исходить
лишь от непросвещенного, так как этот процесс не приводит к желательному
результату, если он построен на насилии. Поэтому здесь благоприятна
стойкость как развивающемуся, так и развивающему. И первому — в т0ом, чтобы
руководствоваться первым же указанием просвещающего, а не искать
дальнейших указаний, не выполнив первые, и второму — эта стойкость нужна в
том, чтобы помнить, что инициатива процесса должна быть сосредоточена у
просвещаемого. В технике познания — это момент, когда познаваемое, но еще
не познанное получает в развитии процесса познания ту ясность, которая
дается ему из разума, сложившегося в прежде накопленном опыте. Но это не
значит, что акты нового познания целиком зависимы от уже известного,
наоборот — новый акт познания должен быть способен к максимально полному
прогнозу дальнейшего. Но лишь объясняется, в буквальном значении этого
слова, ясностью уже известного. При этом познающий сохраняет всю острую
ревностность, пытливость и заинтересованность в данном процессе. (Не
напрасно здесь в комментаторской литературе есть указание на следующее
место из «Луньюй»: «Кто не горит душой (о познании), тому не раскрою
ничего; кто не скорбит (о своей неумелости), того не разовью. И ничего не
отвечу тому, кто не скажет ни слова о трех углах квадрата, когда ему
объяснен один угол». Интересно еще отметить и то, что в древнем Китае
гадание оракула почиталось средством к разрешения сомнений. Поэтому, как
пишет Ван Би, повторное и третье гадание, давая иные результаты, уже не
разрешает сомнений, а, давая альтернативное решение вопроса, лишь вносит
неясность и расплывчатость. ) В тексте это выражено так:
Недоразвитость. Недоразвитому — развитие. Не я стремлюсь к юношески
недоразвитым, а юношески недоразвитые стремятся ко мне. По первому гаданию
— возвещу. Повторное же и третье гадания — излишество. А раз излишество —
то не возвещу. Благоприятна стойкость.
1
Первый момент здесь характеризует самое начало отношений ученика и
учителя. Пусть ученик еще и недоразвит, но здесь предстоит ему раскрытие
заложенных в нем способностей. Его близость к учителю и активность его
положения порукой тому. Но в это время учитель еще не может дать ему таких
наставлений, которым бы он следовал совершенно свободно. Это скорее
система запретов и наказаний. Однако известная свобода ученику здесь
должна быть предоставлена, с него должны быть сняты кандалы (его
омраченность), которые тяготели над ним до сих пор. Однако если бы ученик,
освободившись от них, самостоятельно начал действовать, то ему пришлось бы
много о чем пожалеть, ибо по неопытности он мог бы многое испортить. Вот
так текст выражает это:
В начале слабая черта. Раскрытие недоразвитых. Здесь благоприятно, чтобы
были применены к людям наказания, чтобы они были освобождены от кандалов,
но самостоятельное выступление к действию приведет к сожалению.
2
Основное достоинство учителя состоит в том, что он в состоянии принять к
себе недоразвитого ученика и в согласии со всей закономерностью мира
развить его. Ученик, предоставленный самому себе, многого будет лишен; но
и учитель будет многого лишен, если он не примет на себя руководство
учеником. Как в дом вводится жена, новый член семьи, так и учитель находит
в ученике нечто новое. И лишь с той поры как сын вводит в семью свою жену,
он может начать устройство своего дома. Учитель- это лишь носитель прежде
накопленного разума. И этот разум относится к познаниям, приобретаемым
вновь, как учитель к ученику, как в семье сын к его жене, вновь вводимой в
дом. Лишь в таком сочетании накопленного разума и новых познаний
достигается устройство собственного знания и возможность сообщать его
другим. Вот в какие образы облекаются эти мысли в тексте:
Сильная черта на втором месте. Прими к себе недоразвитого. Счастье. Ввести
(в дом) жену — к счастью. (Лишь после этого) сын будет в состоянии
устроить (собственную) семью.
3
Момент кризиса в данном процессе характеризуется тем, что эта третья черта
— является верхней в триграмме «опасность». Поэтому то, что хорошо в
предыдущий момент, пагубно здесь. Введение жены в дом здесь не может
увенчаться успехом, так как она, встретясь с богачом, который
символизирован полной сил второй чертой, не сможет соблюсти себя в рамках
своего долга. Таким образом, все хлопоты здесь оказываются бесполезными. В
этом состоянии, конечно, невозможно и углубленное новое познание, а
возможна лишь спекулятивная игра мыслей. Но последняя никогда не приводит
к положительному знанию. Поэтому текст здесь предостерегает так:
Слабая черта на третьем месте. Не надо брать женщину (в жены): она увидит
богача и не будет владеть собою. Ничего благоприятного.
4
Кризис уже миновал. Но данная позиция настолько удалена от позиции
учителя, она так лишена поддержки в резонирующий ей сферах, что ничего и
никто здесь не в состоянии преодолеть недоразвитость, характеризуемую всей
данной гексаграммой. Здесь бессильны и приказания, и благосклонность
учителя, и его предостережения. Приходится лишь констатировать самый факт,
что недоразвитый человек здесь находится в чрезвычайно затруднительном
положении. Он окосневает в своей недоразвитости. Если на предыдущей
позиции познание затрудняется поверхностной деятельностью рассудка, то
здесь мешает его косная недоразвитость. Естественно, что никакая
деятельность здесь не дает положительного результата, и единственный плод
такой деятельности — сожаление о ней. Текст здесь лаконичен:
Слабая черта на четвертом месте. Бедственная недоразвитость. Сожаление.
5
Пятая позиция присуща великому человеку, но здесь данную позицию занимает
человек с детски податливой душой, выраженной в символике «Книги Перемен»
слабой чертой. Близость к суровому учителю, занимающему верхнюю позицию, и
правильный полный резонанс в благотворно действующей второй позиции делает
это положение вполне счастливым. Здесь указывается на совершенно
закономерную недоразвитость юноши и, чтоб предостеречь от стремления
самостоятельно развиваться, которое не приведет к благим последствиям,
здесь преднамеренно указывается на счастливый характер данного положения.
Надо довериться здесь учителю, а в познании — довериться уже сложившимся и
выработанным системе и методу познания. Текст выражает это опять-таки с
предельной лаконичностью:
Слабая черта на пятом месте. Юношеская недоразвитость. Счастье.
6
Наступает конец недоразвитости. И здесь указывается сила учителя,
достигшего гармонии между знанием и новым актом познания. Этой силой он в
состоянии разбить недоразвитость. Но если бы он просто навязал ученику
свои знания, то он поступил бы по отношению к ученику, как захватчик, как
«разбойник», вторгаясь в его самостоятельность познания. Это была бы все
же замена возможности нового познания уже прежде накопленным опытом. А
здесь все дело в том, чтобы «давать снадобье в соответствии с болезнью»,
чтобы разбить недоразвитость, которая, как «разбойник», захватила ученика.
Поэтому и текст гласит:
Наверху сильная черта. Ударь по недоразвитости! Неблагоприятно быть
разбойником, Благоприятно совладать с разбойником.
Пребывание во внешнем и опасность во внутреннем. Пребывание — то
чье
появление и протекание закономерно, и что может закончится только в
следствии какой-то случайности. И если вы при этом чувствуете опасность,
то это может служить признаком какой-либо недоразвитости. Ничтожному
человеку следует добиваться большей определенности и ясности. Так,
например, не стоит оставлять заключенных с их неопределенным статусом,
уж лучше
их либо казнить, либо освободить.
Однако недоразвитость может быть и плодотворной, если она лишь
предваряет дальнейший рост — это недоразвитость юноши. Для этого
необходимо обладать развитым сознанием. Но юноша не всегда становится
знающим человеком. А вот для совершенномудрого недоразвитость может
быть только временной, можно сказать, что он наносит по ней удар
своим
дальнейшим развитием.
Интерпретация Хейслип
В настоящее время все вокруг вас словно покрыто пеленой; но
пелена эта скоро спадет, и мир вновь приобретет для вас ясность.
Сейчас ваши нервы сильно расшатаны, поэтому постарайтесь не принимать скоропалительных решений. Скоро все изменится. Если хотите
добиться успеха — не пренебрегайте советами друзей, начальства, вдумайтесь
в них. Уделите побольше времени общению с детьми. Не унывайте.
Уже возникают новые планы, новые перспективы, но для новой
любви время еще не пришло. Соберитесь; и сконцентрируйте волю на
исполнении одного-единственного желания.
  24. Фу. ВозвратКанонический текcт
Свершение. Выходу и входу не будет вреда. Друзья придут — хулы не будет.
Обратно вернешься на свой путь. Через семь дней — возврат. Благоприятно
иметь, куда выступить.
- Возвращение не издалека. — (Дело) не будет доведено до раскаяния.
Изначальное счастье.
- Прекрасное возвращение. — Счастье.
- Постепенное возвращение. — Опасность, но хулы не будет.
- Верное движение. Самостоятельное возвращение.
- Полноценное возвращение. — Раскаяния не будет.
- Заблуждающееся возвращение. — Несчастье. Будут стихийные бедствия
и беды, (вызванные самим человеком. Если) применить действие войском, (то
в) конце концов будет великое поражение. Для государя такой страны — несчастье. Даже
до десяти лет нельзя предпринимать карательные походы.
Уже в самом начертании данной гексаграммы символически выражено ее
основное значение. Когда гексаграмма Исполнение, состоящая только из
теневых черт, заканчивает свое действие, то ее замена происходит оттого,
что к ней «приходит» (т.е. вступает в нее снизу) одна световая черта.
Вновь полученная гексаграмма символизирует то время, когда после самого
темного времени в году, после времени, предшествующего зимнему
солнцевороту, свет вновь начинает прибывать и наступает возврат к светлой
половине года. Вначале это возвращение света едва заметно: и в графике
единственная световая линия находится в самом низу; она покрыта всеми
силами тьмы. Но именно ей суждено дальнейшее ее развитие. При этом ее
развитие настолько неизбежно, что силы тьмы не могут ей препятствовать.
Наоборот, они лишь всемерно способствуют развитию света. Все его действия
протекают в дальнейшем без малейшей торопливости, ибо торопливость была бы
только признаком неестественности развития. Все силы, как друзья, приходят
здесь на помощь свету, который возвращается на свой собственный путь
развития. Рано или поздно (хотя бы через «семь дней») свет возвращается к
своему действию, прерванному на время действия тьмы, и перед началом его
развития все благоприятствует его выступлению. Концепция, лежащая в основе
данной гексаграммы, да и в основе того, что она помещена непосредственно
после гексаграммы Разрушение, — это то, что всякая ситуация, в том числе и
Разрушение, — процесс, протекающий во времени, рано или поздно приходящий
к концу. Пожалуй, в момент, когда Разрушение заканчивается, ничто не может
стоять к нему в более тесной связи, чем Возврат. Ибо если бы даже вслед за
Разрушением допустить любой иной процесс, то все же его исходной точкой
будет прекращение разрушения и возврат к неразрушению, к созидательной
деятельности. Вот почему в тексте данной гексаграммы читаем:
Возврат. Свершение. В выходе и входе нет торопливости. Друзья придут, и
хулы не будет. Обратно вернешься на свой путь. И через семь дней —
возврат. Благоприятно иметь куда выступить.
1
Когда дело испорчено еще незначительно, то и возвращение на верный путь не
требует больших усилий. Рассматривая процесс возвращения, мы, прежде
всего, можем указать на такое возвращение не издалека. Для него может и не
потребоваться особый и новый акт познания. Достаточно и прежде
накопленного опыта, ибо ошибки еще не зашли настолько далеко, чтобы
вызывать раскаяние. Несмотря на такую малую затрату сил для возвращение
все же совершенно полноценно и может до конца искупить совершенную прежде
ошибку. А раз она будет погашена сполна, то и «изначальное счастье» не
может быть ею омрачено ни в какой степени. Вот почему в тексте сказано:
В начале сильная черта. Возвращение не издалека. (Дело) не доведено до
раскаяния, (и поэтому) изначальное счастье.
2
Но если заблуждение было и более глубокое, все же и от него, возможно,
вернуться на правый путь. Однако для этого уже необходимо нечто большее,
чем усилия, описанные на предыдущей ступени. Гармоническое единство
разума, приобретенного в прошлом, и нового акта познания может здесь
привести к прекрасно произведенному возвращению. Оно прекрасно именно в
ситуации в силу этой гармонии. Она символически выражена в контексте
данной гексаграммы и тем, что это она, четная, занята слабой чертой, что
означает гармоническое соответствие сил и положения. Поэтому лаконичный
текст гласит только:
Слабая черта на втором месте. Прекрасно возвращение. Счастье.
3
Данная гексаграмма — одна из благоприятных. Поэтому момент кризиса здесь
протекает до некоторой степени свое влияние. Здесь уже возможна та
гармония, которая была указана на предыдущей ступени. Графически это
выражено и третьей, не центральной позицией, и дисгармонией между нечетной
позицией и слабой чертой. Поэтому здесь описание такого возвращения,
которое не проходит как простой, мгновенный процесс. Здесь возможно лишь
как постепенное, колеблющееся возвращение. И если даже всякое колебание
лишь усиливает опасности, делая положение ужасным, то все же, в силу
благоприятности данной ситуации в целом, дурного исхода ожидать, здесь не
следует. В тексте мы читаем:
Слабая черта на третьем месте. Постепенное возвращение. Ужасно. Но хулы не
будет.
4
Эта позиция в данной гексаграмме описывает последнее положение, в котором
еще возможна поддержка от активно действующего светлого начала первой
позиции. Оно здесь еще возможно, и это выражено правильным соответствием
первой и четвертой черт, световой и теневой, тяготеющих друг к другу.
Однако здесь из прошлого лишь поддержка, но не соединение действий. Даже
можно сказать, что на этой ступени впервые может ощущаться одиночество
действия, но тем самым и самостоятельность в нем. При этом тому, кто так
действует, прежде всего, надо иметь в виду полную необходимость того, о
чем предупреждает текст с самого начала данного афоризма:
Слабая черта на четвертом месте. В верных поступках. Одинокое возвращение.
5
Возвращение, как погашение ошибки, может быть полноценным лишь после того,
как пройдена предыдущая ступень: только после нее можно допустить
непринужденность, а тем самым и полноценность отказа от ошибки и
свободного возвращения к истине. Здесь это полноценное возвращение
совершается даже без поддержки из прошлого (ибо соответствия между слабыми
чертами — второй и пятой — здесь нет.) Поэтому можно было бы, по крайней
мере, сомневаться в успехе такого возвращения. Однако благоприятность
гексаграммы и самой пятой позиции отвергает сомнения, и текст здесь
заверяет:
Слабая черта на пятом месте. Полноценное возвращение. Раскаяния не будет.
6
После того как достигнута ступень полноценного возвращения, никакое иное
возвращение уже невозможно, ибо оно здесь уже перестает быть самим собой,
и превращается в мертвую и механическую реставрацию. Она же безжизненна с
самого начала и может привести лишь к бедствию. При этом такое бедствие,
вызванное не естественным ходом развития мира, а собственный деятельностью
реставратора, влечет наряду с собой и бедствия стихийного порядка, по
мнению древнекитайских авторов данного текста. Представления о воздействии
моральных качеств на процессы природы — исконное для Китая представление.
Оно отмечено еще в главе «Великий план» («Хунь фань») из «Шуцзина». По
этой главе именно моральные качества государя отображается в
метеорологических явлениях. Но не только в них, в политической жизни
реставраторство не может вызвать ничего, кроме поражения, которого не
восстановить на протяжении долгих лет. Об этом с полной определенностью
говорит текст:
Наверху слабая черта. Заблуждающееся возвращение. Несчастие. Будут
стихийные и личные беды. Если и применишь действующие войска, то, в конце
концов, будешь наголову разбит. Несчастие для государя данной страны. До
десяти лет поход не будет возможен.
Во внешнем — Исполнение и самоотдача, во внутреннем —
Возбуждение и
подвижность. Во внешнем все предопределено и закономерно. Поэтому если
начать дело по собственной инициативе, творчески то, не встречая
неожиданностей во внешнем, оно должно и развиваться творчески. Но в
триграмме Подвижность вторая и третья черты сплошные. Это может
означать, что человек отказался от первоначального замысла и вернулся к
предопределенному ходу
событий. Подвижность во внутреннем в сочетании
с исполнением и неизменностью во внешнем, означает что человек топчется
на месте, все время возвращаясь туда откуда начал. Для ничтожного человека
эта стабильность — хорошо, но для благородного — несчастье.
Интерпретация Хейслип
Вы расстроены сейчас, потому что считаете, что совершенно запутались.
Но все это не так трудно преодолеть, как вам кажется, проявите
только терпение. Причем решающим окажется для вас некоторый
вполне определенный срок — семь дней, или семь недель, или семь месяцев.
Вы действительно находитесь накануне больших перемен в судьбе.
Немного терпения — и все образуется. Постарайтесь также скопить
немного денег. Это пригодится вам.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого