
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  4. Мын. НедоразвитостьКанонический текcт
Свершение. Не я ищу юношей; юноши ищут меня. По первому гаданию — возвещу;
повторное и третье — смутит. Раз смутит — не возвещу. Благоприятна стойкость.
- Развитие недоразвитого. — Благоприятно для применения казней над
людьми, для освобождения колодок на руках и ногах, ибо продолжение (их
несвободы) приведет к сожалению.
- Приятие недоразвитых — к счастью; взятие жены — к счастью. Сын управляет
всем домом.
- Незачем брать жену. (Она) увидит богача и не соблюдет себя. — Ничего
благоприятного.
- Стеснение от недоразвитости. — Сожаление.
- Недоразвитость юноши. — Счастье.
- Удар по недоразвитости. — Не благоприятствует (тому, чтобы) быть
разбойником; благоприятствует (тому, чтобы) справиться с разбойником.
Прежде всего, несколько слов об устройстве данной гексаграммы. Здесь
внизу триграмма «вода» — «опасность», а вверху — гора — «остановка». Это опасность, которая приостановлена, это ручей, который вытекает у подножия
горы или который, встречая на своем пути гору, не может двигаться прямо
дальше. По названию гексаграммы — это недоразвитость, непросвещенность.
Однако вместе с тем и преодоление этой недоразвитости — просвещение
непросвещенных. Поэтому здесь развертывается процесс, происходящий между
учителем и учеником, между знанием, уже собранным прежде, и новым
познавательным актом. Если в предыдущей гексаграмме фигура руководящей
стороны лишь намечалась, а все внимание было направлено на изображение
трудностей начала, то здесь эта фигура выступает с полной отчетливостью.
Графически она выражена во второй и в шестой сильных чертах, которые,
однако, не являются здесь главными, а лишь способствуют действию главной
пятой черты. Последняя, как и остальные три слабые черты всей гексаграммы,
символизирует непросвещенных, которых просвещает учитель. Но каждая из них
обладает своими специфическими чертами, поэтому на разных ступенях процесс
этот охарактеризован различно. Но общим в нем остается то, что это
двухсторонний процесс, в котором инициатива просвещения может исходить
лишь от непросвещенного, так как этот процесс не приводит к желательному
результату, если он построен на насилии. Поэтому здесь благоприятна
стойкость как развивающемуся, так и развивающему. И первому — в т0ом, чтобы
руководствоваться первым же указанием просвещающего, а не искать
дальнейших указаний, не выполнив первые, и второму — эта стойкость нужна в
том, чтобы помнить, что инициатива процесса должна быть сосредоточена у
просвещаемого. В технике познания — это момент, когда познаваемое, но еще
не познанное получает в развитии процесса познания ту ясность, которая
дается ему из разума, сложившегося в прежде накопленном опыте. Но это не
значит, что акты нового познания целиком зависимы от уже известного,
наоборот — новый акт познания должен быть способен к максимально полному
прогнозу дальнейшего. Но лишь объясняется, в буквальном значении этого
слова, ясностью уже известного. При этом познающий сохраняет всю острую
ревностность, пытливость и заинтересованность в данном процессе. (Не
напрасно здесь в комментаторской литературе есть указание на следующее
место из «Луньюй»: «Кто не горит душой (о познании), тому не раскрою
ничего; кто не скорбит (о своей неумелости), того не разовью. И ничего не
отвечу тому, кто не скажет ни слова о трех углах квадрата, когда ему
объяснен один угол». Интересно еще отметить и то, что в древнем Китае
гадание оракула почиталось средством к разрешения сомнений. Поэтому, как
пишет Ван Би, повторное и третье гадание, давая иные результаты, уже не
разрешает сомнений, а, давая альтернативное решение вопроса, лишь вносит
неясность и расплывчатость. ) В тексте это выражено так:
Недоразвитость. Недоразвитому — развитие. Не я стремлюсь к юношески
недоразвитым, а юношески недоразвитые стремятся ко мне. По первому гаданию
— возвещу. Повторное же и третье гадания — излишество. А раз излишество —
то не возвещу. Благоприятна стойкость.
1
Первый момент здесь характеризует самое начало отношений ученика и
учителя. Пусть ученик еще и недоразвит, но здесь предстоит ему раскрытие
заложенных в нем способностей. Его близость к учителю и активность его
положения порукой тому. Но в это время учитель еще не может дать ему таких
наставлений, которым бы он следовал совершенно свободно. Это скорее
система запретов и наказаний. Однако известная свобода ученику здесь
должна быть предоставлена, с него должны быть сняты кандалы (его
омраченность), которые тяготели над ним до сих пор. Однако если бы ученик,
освободившись от них, самостоятельно начал действовать, то ему пришлось бы
много о чем пожалеть, ибо по неопытности он мог бы многое испортить. Вот
так текст выражает это:
В начале слабая черта. Раскрытие недоразвитых. Здесь благоприятно, чтобы
были применены к людям наказания, чтобы они были освобождены от кандалов,
но самостоятельное выступление к действию приведет к сожалению.
2
Основное достоинство учителя состоит в том, что он в состоянии принять к
себе недоразвитого ученика и в согласии со всей закономерностью мира
развить его. Ученик, предоставленный самому себе, многого будет лишен; но
и учитель будет многого лишен, если он не примет на себя руководство
учеником. Как в дом вводится жена, новый член семьи, так и учитель находит
в ученике нечто новое. И лишь с той поры как сын вводит в семью свою жену,
он может начать устройство своего дома. Учитель- это лишь носитель прежде
накопленного разума. И этот разум относится к познаниям, приобретаемым
вновь, как учитель к ученику, как в семье сын к его жене, вновь вводимой в
дом. Лишь в таком сочетании накопленного разума и новых познаний
достигается устройство собственного знания и возможность сообщать его
другим. Вот в какие образы облекаются эти мысли в тексте:
Сильная черта на втором месте. Прими к себе недоразвитого. Счастье. Ввести
(в дом) жену — к счастью. (Лишь после этого) сын будет в состоянии
устроить (собственную) семью.
3
Момент кризиса в данном процессе характеризуется тем, что эта третья черта
— является верхней в триграмме «опасность». Поэтому то, что хорошо в
предыдущий момент, пагубно здесь. Введение жены в дом здесь не может
увенчаться успехом, так как она, встретясь с богачом, который
символизирован полной сил второй чертой, не сможет соблюсти себя в рамках
своего долга. Таким образом, все хлопоты здесь оказываются бесполезными. В
этом состоянии, конечно, невозможно и углубленное новое познание, а
возможна лишь спекулятивная игра мыслей. Но последняя никогда не приводит
к положительному знанию. Поэтому текст здесь предостерегает так:
Слабая черта на третьем месте. Не надо брать женщину (в жены): она увидит
богача и не будет владеть собою. Ничего благоприятного.
4
Кризис уже миновал. Но данная позиция настолько удалена от позиции
учителя, она так лишена поддержки в резонирующий ей сферах, что ничего и
никто здесь не в состоянии преодолеть недоразвитость, характеризуемую всей
данной гексаграммой. Здесь бессильны и приказания, и благосклонность
учителя, и его предостережения. Приходится лишь констатировать самый факт,
что недоразвитый человек здесь находится в чрезвычайно затруднительном
положении. Он окосневает в своей недоразвитости. Если на предыдущей
позиции познание затрудняется поверхностной деятельностью рассудка, то
здесь мешает его косная недоразвитость. Естественно, что никакая
деятельность здесь не дает положительного результата, и единственный плод
такой деятельности — сожаление о ней. Текст здесь лаконичен:
Слабая черта на четвертом месте. Бедственная недоразвитость. Сожаление.
5
Пятая позиция присуща великому человеку, но здесь данную позицию занимает
человек с детски податливой душой, выраженной в символике «Книги Перемен»
слабой чертой. Близость к суровому учителю, занимающему верхнюю позицию, и
правильный полный резонанс в благотворно действующей второй позиции делает
это положение вполне счастливым. Здесь указывается на совершенно
закономерную недоразвитость юноши и, чтоб предостеречь от стремления
самостоятельно развиваться, которое не приведет к благим последствиям,
здесь преднамеренно указывается на счастливый характер данного положения.
Надо довериться здесь учителю, а в познании — довериться уже сложившимся и
выработанным системе и методу познания. Текст выражает это опять-таки с
предельной лаконичностью:
Слабая черта на пятом месте. Юношеская недоразвитость. Счастье.
6
Наступает конец недоразвитости. И здесь указывается сила учителя,
достигшего гармонии между знанием и новым актом познания. Этой силой он в
состоянии разбить недоразвитость. Но если бы он просто навязал ученику
свои знания, то он поступил бы по отношению к ученику, как захватчик, как
«разбойник», вторгаясь в его самостоятельность познания. Это была бы все
же замена возможности нового познания уже прежде накопленным опытом. А
здесь все дело в том, чтобы «давать снадобье в соответствии с болезнью»,
чтобы разбить недоразвитость, которая, как «разбойник», захватила ученика.
Поэтому и текст гласит:
Наверху сильная черта. Ударь по недоразвитости! Неблагоприятно быть
разбойником, Благоприятно совладать с разбойником.
Пребывание во внешнем и опасность во внутреннем. Пребывание — то
чье
появление и протекание закономерно, и что может закончится только в
следствии какой-то случайности. И если вы при этом чувствуете опасность,
то это может служить признаком какой-либо недоразвитости. Ничтожному
человеку следует добиваться большей определенности и ясности. Так,
например, не стоит оставлять заключенных с их неопределенным статусом,
уж лучше
их либо казнить, либо освободить.
Однако недоразвитость может быть и плодотворной, если она лишь
предваряет дальнейший рост — это недоразвитость юноши. Для этого
необходимо обладать развитым сознанием. Но юноша не всегда становится
знающим человеком. А вот для совершенномудрого недоразвитость может
быть только временной, можно сказать, что он наносит по ней удар
своим
дальнейшим развитием.
Интерпретация Хейслип
В настоящее время все вокруг вас словно покрыто пеленой; но
пелена эта скоро спадет, и мир вновь приобретет для вас ясность.
Сейчас ваши нервы сильно расшатаны, поэтому постарайтесь не принимать скоропалительных решений. Скоро все изменится. Если хотите
добиться успеха — не пренебрегайте советами друзей, начальства, вдумайтесь
в них. Уделите побольше времени общению с детьми. Не унывайте.
Уже возникают новые планы, новые перспективы, но для новой
любви время еще не пришло. Соберитесь; и сконцентрируйте волю на
исполнении одного-единственного желания.
  27. И. ПитаниеКанонический текcт
Стойкость — к счастью. Созерцай скулы: (они) сами добывают (то, что)
наполняет рот.
- Ты забросишь свою волшебную черепаху, (на которой гадают), и, смотря
на мое (добро), раскроешь рот (от алчности). — Несчастье.
- Питание навыворот: отклонишься от основы, (чтобы) питаться на (песчаном)
холме. — Поход — к несчастью.
- Сбившееся питание. — Стойкость — к несчастью. Десять лет не действуй. —
Ничего благоприятного.
- Питание навыворот. — Счастье. Тигр смотрит, вперяясь в упор, его желание
— погнаться вслед. Хулы не будет.
- Отклонишься от основы. (Но если) пребудешь в стойкости — счастье. —
Невозможен брод через великую реку.
- Исходи из питания. — (Хотя и) опасно, (но будет) счастье. — Благоприятен
брод через великую реку.
Для того чтобы понять данную ситуацию, нам необходимо обратить внимание
на составляющие ее триграммы. Верхняя триграмма, так называемая гэнь
(«гора»), являет качество стойкости, неподвижности. Нижняя триграмма
чжэнь, которая образно выражается в молнии, представляет, наоборот, полную
подвижность. Итак, нечто неподвижное — наверху и нечто движущееся,
действующее — внизу. Это именно видно в действии челюстей: верхняя челюсть
неподвижна во время еды, а нижняя челюсть движется. Но этот образ
действующих челюстей был переосмыслен согласно технике мышления авторов
«Книги Перемен». Поскольку нижняя триграмма является символом внутренней
жизни или личной жизни, а верхняя — внешней деятельности или совместной
общественной жизни, где возможна помощь одного другому, то здесь, где во
внешнем дан символ неподвижности, всякая помощь друг другу отпадает.
Собственно говоря, все, что должно было бы быть сделано для помощи друг
другу, уже выполнено на предыдущем этапе. Здесь возможно действие только
каждого на свой риск и страх. Поэтому текст предлагает:
Питание. Стойкость — к счастью. Созерцай челюсти. Они сами добывают то,
что наполняет рот.
1
Данная ситуация рассматривается не только со стороны образа челюстей, на
рассматривается и со стороны их деятельности, их участия в питании. Вот
почему на первой позиции, прежде всего, рекомендуется человеку обратить
внимание на питание. Оно должно быть для человека в данной позиции ценней,
чем, что бы то ни было. Мы имели уже случаи видеть, что, по воззрениям
авторов «Книги Перемен», самое ценное — это предсказание оракула. Для
некоторых целей оракулы в Китае пользовались черепахой. Здесь ради питания
должна быть отброшена даже такая ценность, как черепаха, нужная для
оракула. Но и другое, то, что было уже указано в общем, введении —
самостоятельность действий каждого человека, — здесь продолжает играть не
менее значительную роль. Поэтому алчное стремление к имуществу другого
человека не может привести ни к чему хорошему. Вот почему в тексте мы
читаем:
В начале сильная черта. Ты забросишь свою волшебную черепаху и, смотря на
мое (добро), раскроешь рот от алчности. Несчастье.
2
Уже указано, что, прежде всего здесь речь может идти о питании, но о
самостоятельном питании. Поэтому рассчитывать на какую-нибудь помощь извне
здесь совершенно излишне. Так как вторая черта стоит в соответствии с
пятой, то помощь извне, если бы и была оказана, то только со стороны того,
кто занимает пятую позицию. Но пятая черта здесь охарактеризована
слабостью. Поэтому в образе самой гексаграммы вполне указана невозможность
помощи извне. Рассчитывать на помощь, в крайнем случае, можно было бы
только при обращении вспять к первой позиции, которая во всей данной
гексаграмме является главной. Пятая же позиция, выраженная в образе
песчаного холма в данном тексте, настолько слаба, что не может даже найти
удовлетворительно выхода для себя самой себя. Песчаный холмом она названа
потому, что она слабая (некрепкий песок), и холмом она именно названа
потому, что она наверху. Движение (предполагается движение вверх к пятой
черте) может привести только к бедствию, к несчастью. Поэтому всякий выход
вовне, всякий поход может быть здесь только неблагоприятен. И текст
говорит:
Слабая черта на втором месте. Питание навыворот. Отклонишься от основы,
чтобы питаться на песчаном холме. Поход — к несчастью.
3
Тема выхода вовне, намеченная в предыдущем, здесь повторяется еще раз, что
вполне соответствует третьей позиции — позиции выхода из внутреннего во
внешнее. Но как мы видели уже по сути данной гексаграммы, выход вовне —
собственно, значит сбиться с пути. Если человек даже понял это, но
все-таки продолжает двигаться вперед, только сохраняя прежнее направление,
то такое движение не может увенчаться успехом. Наоборот, он должен,
возможно, дольше (как говорит «Книга Перемен», 10 лет) не действовать, ибо
в действии он не может найти ничего благоприятного. Поэтому и текст
говорит:
Слабая черта на третьем месте. Сбившееся питание; стойкость — к несчастью.
Десять лет не действуй. Ничего благоприятного.
4
Нормальное движение в развитии ситуации, как оно выражено в символах
гексаграмм, это — движение вверх. Но здесь такое движение было бы
неэффективным. Причины этого уже указаны при объяснении второй черты.
Здесь, прежде всего, нужно понять, что основная деятельность для данной
ситуации выражена в том, что было сказано о первой черте. Движение вниз —
движение ненормальное для «Книги Перемен», но оно как раз должно быть на
этой позиции. Однако четвертая черта тяготеет к пятой, ибо является лишь
вступлением к ней. Но в этом как раз опасность, которая угрожает в данной
ситуации. Опасность со стороны пятой черты выражена в образе тигра. Этот
«тигр» только угрожает и не бросается потому, что здесь возможен выход
вниз, к первой черте. Текст говорит о том, что хулы не будет. Полностью в
образах текста это выражено так:
Слабая черта на четвертом месте. Питание навыворот — к счастью. Тигр
смотрит, вперясь в упор. Его желание — погнаться вслед. Хулы не будет.
5
На пятой позиции мы видим слабую черту. Она должна выразить то, что здесь
не хватает сил даже для собственного развития. Однако основная норма для
пятой позиции — это оказывать помощь другим. Поскольку здесь это
невозможно, постольку здесь это невозможно, постольку здесь говорится об
отклонении от основы. Единственно, что может посоветовать «Книга Перемен»
человеку, стоящему в данной ситуации, — это только переждать время. Всякое
предпринятие большого дела не поведет здесь к благоприятному исходу.
Поэтому текст предупреждает:
Слабая черта на пятом месте. Отклонишься от основы. Но если пребудешь в
стойкости — счастье. Невозможен брод через великую реку.
6
И вот наступает конец этого времени. Человек его уже переждал. Он выходит
из данной ситуации — ситуации питания. Если выход из внутреннего во
внешнее уже может быть рассмотрен как кризис, то тем более выход из одной
ситуации в другую представляет собой кризис, более того, даже опасный
кризис. Но, несмотря на всю его опасность ряд ситуаций, и человек должен
переходить от одной к другой. Поэтому, в конечном счете, она приводит к
счастью, нужно только вынести из всей данной ситуации на будущее то, что в
ней было сделано положительно. Как мы видели, единственная положительная
черта в данной гексаграмме — первая, где, собственно говоря, сделано уже
все для питания. Поэтому и в тексте мы находим:
Наверху сильная черта. Исход из питания. Хотя и опасно, но будет счастье.
Благоприятен брод через великую реку.
Во внешнем — Пребывание и незыблемость, во внутреннем — Возбуждение и
подвижность. Полное отсутствие Ян во внешнем, полная определенность.
Внутреннее возбуждение при отсутствии внешних раздражителей —
результат питания. Внешнее питает внутреннее.
Интерпретация Хейслип
Постарайтесь посмотреть на себя со стороны; не кажется ли вам,
что вы слишком много говорите и слишком много едите? Не нужно
сплетничать о других, этим вы вредите не только им, но прежде всего
себе. Прекратите сетовать на судьбу. В настоящее время вам не лишне
было бы показаться врачу. В вашей жизни в скором времени произойдут
перемены, будьте к ним готовы.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого