
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  4. Мын. НедоразвитостьКанонический текcт
Свершение. Не я ищу юношей; юноши ищут меня. По первому гаданию — возвещу;
повторное и третье — смутит. Раз смутит — не возвещу. Благоприятна стойкость.
- Развитие недоразвитого. — Благоприятно для применения казней над
людьми, для освобождения колодок на руках и ногах, ибо продолжение (их
несвободы) приведет к сожалению.
- Приятие недоразвитых — к счастью; взятие жены — к счастью. Сын управляет
всем домом.
- Незачем брать жену. (Она) увидит богача и не соблюдет себя. — Ничего
благоприятного.
- Стеснение от недоразвитости. — Сожаление.
- Недоразвитость юноши. — Счастье.
- Удар по недоразвитости. — Не благоприятствует (тому, чтобы) быть
разбойником; благоприятствует (тому, чтобы) справиться с разбойником.
Прежде всего, несколько слов об устройстве данной гексаграммы. Здесь
внизу триграмма «вода» — «опасность», а вверху — гора — «остановка». Это опасность, которая приостановлена, это ручей, который вытекает у подножия
горы или который, встречая на своем пути гору, не может двигаться прямо
дальше. По названию гексаграммы — это недоразвитость, непросвещенность.
Однако вместе с тем и преодоление этой недоразвитости — просвещение
непросвещенных. Поэтому здесь развертывается процесс, происходящий между
учителем и учеником, между знанием, уже собранным прежде, и новым
познавательным актом. Если в предыдущей гексаграмме фигура руководящей
стороны лишь намечалась, а все внимание было направлено на изображение
трудностей начала, то здесь эта фигура выступает с полной отчетливостью.
Графически она выражена во второй и в шестой сильных чертах, которые,
однако, не являются здесь главными, а лишь способствуют действию главной
пятой черты. Последняя, как и остальные три слабые черты всей гексаграммы,
символизирует непросвещенных, которых просвещает учитель. Но каждая из них
обладает своими специфическими чертами, поэтому на разных ступенях процесс
этот охарактеризован различно. Но общим в нем остается то, что это
двухсторонний процесс, в котором инициатива просвещения может исходить
лишь от непросвещенного, так как этот процесс не приводит к желательному
результату, если он построен на насилии. Поэтому здесь благоприятна
стойкость как развивающемуся, так и развивающему. И первому — в т0ом, чтобы
руководствоваться первым же указанием просвещающего, а не искать
дальнейших указаний, не выполнив первые, и второму — эта стойкость нужна в
том, чтобы помнить, что инициатива процесса должна быть сосредоточена у
просвещаемого. В технике познания — это момент, когда познаваемое, но еще
не познанное получает в развитии процесса познания ту ясность, которая
дается ему из разума, сложившегося в прежде накопленном опыте. Но это не
значит, что акты нового познания целиком зависимы от уже известного,
наоборот — новый акт познания должен быть способен к максимально полному
прогнозу дальнейшего. Но лишь объясняется, в буквальном значении этого
слова, ясностью уже известного. При этом познающий сохраняет всю острую
ревностность, пытливость и заинтересованность в данном процессе. (Не
напрасно здесь в комментаторской литературе есть указание на следующее
место из «Луньюй»: «Кто не горит душой (о познании), тому не раскрою
ничего; кто не скорбит (о своей неумелости), того не разовью. И ничего не
отвечу тому, кто не скажет ни слова о трех углах квадрата, когда ему
объяснен один угол». Интересно еще отметить и то, что в древнем Китае
гадание оракула почиталось средством к разрешения сомнений. Поэтому, как
пишет Ван Би, повторное и третье гадание, давая иные результаты, уже не
разрешает сомнений, а, давая альтернативное решение вопроса, лишь вносит
неясность и расплывчатость. ) В тексте это выражено так:
Недоразвитость. Недоразвитому — развитие. Не я стремлюсь к юношески
недоразвитым, а юношески недоразвитые стремятся ко мне. По первому гаданию
— возвещу. Повторное же и третье гадания — излишество. А раз излишество —
то не возвещу. Благоприятна стойкость.
1
Первый момент здесь характеризует самое начало отношений ученика и
учителя. Пусть ученик еще и недоразвит, но здесь предстоит ему раскрытие
заложенных в нем способностей. Его близость к учителю и активность его
положения порукой тому. Но в это время учитель еще не может дать ему таких
наставлений, которым бы он следовал совершенно свободно. Это скорее
система запретов и наказаний. Однако известная свобода ученику здесь
должна быть предоставлена, с него должны быть сняты кандалы (его
омраченность), которые тяготели над ним до сих пор. Однако если бы ученик,
освободившись от них, самостоятельно начал действовать, то ему пришлось бы
много о чем пожалеть, ибо по неопытности он мог бы многое испортить. Вот
так текст выражает это:
В начале слабая черта. Раскрытие недоразвитых. Здесь благоприятно, чтобы
были применены к людям наказания, чтобы они были освобождены от кандалов,
но самостоятельное выступление к действию приведет к сожалению.
2
Основное достоинство учителя состоит в том, что он в состоянии принять к
себе недоразвитого ученика и в согласии со всей закономерностью мира
развить его. Ученик, предоставленный самому себе, многого будет лишен; но
и учитель будет многого лишен, если он не примет на себя руководство
учеником. Как в дом вводится жена, новый член семьи, так и учитель находит
в ученике нечто новое. И лишь с той поры как сын вводит в семью свою жену,
он может начать устройство своего дома. Учитель- это лишь носитель прежде
накопленного разума. И этот разум относится к познаниям, приобретаемым
вновь, как учитель к ученику, как в семье сын к его жене, вновь вводимой в
дом. Лишь в таком сочетании накопленного разума и новых познаний
достигается устройство собственного знания и возможность сообщать его
другим. Вот в какие образы облекаются эти мысли в тексте:
Сильная черта на втором месте. Прими к себе недоразвитого. Счастье. Ввести
(в дом) жену — к счастью. (Лишь после этого) сын будет в состоянии
устроить (собственную) семью.
3
Момент кризиса в данном процессе характеризуется тем, что эта третья черта
— является верхней в триграмме «опасность». Поэтому то, что хорошо в
предыдущий момент, пагубно здесь. Введение жены в дом здесь не может
увенчаться успехом, так как она, встретясь с богачом, который
символизирован полной сил второй чертой, не сможет соблюсти себя в рамках
своего долга. Таким образом, все хлопоты здесь оказываются бесполезными. В
этом состоянии, конечно, невозможно и углубленное новое познание, а
возможна лишь спекулятивная игра мыслей. Но последняя никогда не приводит
к положительному знанию. Поэтому текст здесь предостерегает так:
Слабая черта на третьем месте. Не надо брать женщину (в жены): она увидит
богача и не будет владеть собою. Ничего благоприятного.
4
Кризис уже миновал. Но данная позиция настолько удалена от позиции
учителя, она так лишена поддержки в резонирующий ей сферах, что ничего и
никто здесь не в состоянии преодолеть недоразвитость, характеризуемую всей
данной гексаграммой. Здесь бессильны и приказания, и благосклонность
учителя, и его предостережения. Приходится лишь констатировать самый факт,
что недоразвитый человек здесь находится в чрезвычайно затруднительном
положении. Он окосневает в своей недоразвитости. Если на предыдущей
позиции познание затрудняется поверхностной деятельностью рассудка, то
здесь мешает его косная недоразвитость. Естественно, что никакая
деятельность здесь не дает положительного результата, и единственный плод
такой деятельности — сожаление о ней. Текст здесь лаконичен:
Слабая черта на четвертом месте. Бедственная недоразвитость. Сожаление.
5
Пятая позиция присуща великому человеку, но здесь данную позицию занимает
человек с детски податливой душой, выраженной в символике «Книги Перемен»
слабой чертой. Близость к суровому учителю, занимающему верхнюю позицию, и
правильный полный резонанс в благотворно действующей второй позиции делает
это положение вполне счастливым. Здесь указывается на совершенно
закономерную недоразвитость юноши и, чтоб предостеречь от стремления
самостоятельно развиваться, которое не приведет к благим последствиям,
здесь преднамеренно указывается на счастливый характер данного положения.
Надо довериться здесь учителю, а в познании — довериться уже сложившимся и
выработанным системе и методу познания. Текст выражает это опять-таки с
предельной лаконичностью:
Слабая черта на пятом месте. Юношеская недоразвитость. Счастье.
6
Наступает конец недоразвитости. И здесь указывается сила учителя,
достигшего гармонии между знанием и новым актом познания. Этой силой он в
состоянии разбить недоразвитость. Но если бы он просто навязал ученику
свои знания, то он поступил бы по отношению к ученику, как захватчик, как
«разбойник», вторгаясь в его самостоятельность познания. Это была бы все
же замена возможности нового познания уже прежде накопленным опытом. А
здесь все дело в том, чтобы «давать снадобье в соответствии с болезнью»,
чтобы разбить недоразвитость, которая, как «разбойник», захватила ученика.
Поэтому и текст гласит:
Наверху сильная черта. Ударь по недоразвитости! Неблагоприятно быть
разбойником, Благоприятно совладать с разбойником.
Пребывание во внешнем и опасность во внутреннем. Пребывание — то
чье
появление и протекание закономерно, и что может закончится только в
следствии какой-то случайности. И если вы при этом чувствуете опасность,
то это может служить признаком какой-либо недоразвитости. Ничтожному
человеку следует добиваться большей определенности и ясности. Так,
например, не стоит оставлять заключенных с их неопределенным статусом,
уж лучше
их либо казнить, либо освободить.
Однако недоразвитость может быть и плодотворной, если она лишь
предваряет дальнейший рост — это недоразвитость юноши. Для этого
необходимо обладать развитым сознанием. Но юноша не всегда становится
знающим человеком. А вот для совершенномудрого недоразвитость может
быть только временной, можно сказать, что он наносит по ней удар
своим
дальнейшим развитием.
Интерпретация Хейслип
В настоящее время все вокруг вас словно покрыто пеленой; но
пелена эта скоро спадет, и мир вновь приобретет для вас ясность.
Сейчас ваши нервы сильно расшатаны, поэтому постарайтесь не принимать скоропалительных решений. Скоро все изменится. Если хотите
добиться успеха — не пренебрегайте советами друзей, начальства, вдумайтесь
в них. Уделите побольше времени общению с детьми. Не унывайте.
Уже возникают новые планы, новые перспективы, но для новой
любви время еще не пришло. Соберитесь; и сконцентрируйте волю на
исполнении одного-единственного желания.
  29. Си-кань. Повторная опасностьКанонический текcт
Обладателю правды — только в сердце свершение. Действия будут одобрены.
- Двойная бездна. Войдешь в пещеру в бездне. — Несчастье.
- В бездне есть опасность. — Добиваясь, кое-что обретешь.
- Придешь или уйдешь — (будет) бездна за бездной. (Пусть и) опасно,
(но) все же есть поддержка. Войдешь в пещеру в бездне. — Не действуй.
- (Всего) кружка вина и чаша (еды), и в придачу нужен (лишь) глиняный
кувшин. Принятие обязательств через окно. — В конце концов хулы не будет.
- Бездна не наполняется. Когда уже выровняешь (ее) — хулы не будет.
- Для связывания нужен канат и аркан. Заключение в чаще терновника. —
И в три года (ничего) не обретешь. Несчастье.
Данная гексаграмма имеет название, которое может быть переведено и понято
двояко: это или опасность, или бездна. Поэтому, если комментаторы уделяют
некоторое внимание пониманию ее через слово опасность, то сам текст
приводит образы бездны на каждом шагу. Появление ее в донном месте текста
объясняется тем, что предыдущее состояние, указанное в ряде ближайших
гексаграмм, дает образ сравнительно мирного существования человека. Но
самое мирное пребывание, если недостаточно обращено внимание на подготовку
к будущим затруднительным положениям и бедствиям, приводит к некоторой
распущенности. На гносеологических путях комментаторы отмечают здесь
замену акта познания запоминанием уже накопленного опыта. Но если бы
главное внимание было обращено на констатацию самого факта опасности
пребывания в бездне, то это не соответствовало бы характеру «Книги
Перемен», которая ставит своей целью давать человеку предупреждение и
указывать на пути преодоления тех или иных положений жизни. Яркий образ
триграмм, составляющих данную гексаграмму, представляет собою
бескомпромиссное движение среди отставшей косной среды. Между прочим, Р.
Вильгельм дает интересную расшифровку образа триграммы кань. Здесь все
сильные черты выражают не столько слабость, сколько нечто противоположное
силе, т.е. инерцию, косность. И Р. Вильгельм об образе потока, который
мчится меж обледенелых берегов. Так же должна быть направлена моральная
деятельность человека сквозь окружающие его привычные взгляды,
традиционные представления и т.п. Из этого уже намечается основной тон,
взятый в данной гексаграмме, состоящей в стремительном призыве к исканию
истины, т.е. внутренней правдивости, о которой говорит текст. Ибо только
внутренняя правдивость может привести к тому, что действия человека будут
гармонически включены в мировое развитие и поэтому вызовут одобрение. Так,
в тексте мы читаем:
Повторная опасность. Обладателю правды — только в сердце свершение.
Действия будут одобрены.
1
Поскольку данная ситуация указывает на искания внутренней правды,
постольку нельзя предполагать ее наличие уже в самом начале. Поэтому
первая позиция говорит о том, что внутреннюю правду еще только можно
найти. Здесь человек пребывает еще целиком в бездне, качественно иной, чем
то, что в результате данной ситуации может быть достигнуто, т.е. в бездне
незнания, в бездне лжи, неправоты. Поэтому здесь «Книга Перемен» только
констатирует:
В начале слабая черта. Двойная бездна. Войдешь в пещеру в бездне.
Несчастье.
2
В той бездне, о которой говорится здесь, как уже было указано, старые
привычки, опыт, накопленный прежде, могут подменить содержание нового акта
познания. Поэтому, хотя вторая черта, в общем, благоприятна в символах
«Книги Перемен» (и благоприятна именно потому, что она представляет собой
качество уравновешенности), хотя здесь эта черта и символизирует
сравнительно благоприятную позицию в отношении внутренней правды, но все
же внутренняя правда еще не достигнута. На каждом шагу человеку еще грозит
опасность. Только активное завоевание внутренней правдивости может
привести к каким-нибудь результатам. Поэтому и текст говорит здесь:
Сильная черта на втором месте. В бездне есть опасность. Добиваясь, кое-что
получишь.
3
Выход из внутреннего во внешнее, из той среды, в которой человек находится
в данный момент, характерен для третьей позиции, как мы знаем из
многочисленных предыдущих примеров. Но качество данной ситуации в целом
оказывает свое воздействие здесь в том смысле, что выход из бездны еще не
гарантирует окончательного ухода от нее, ибо за одной бездной может быть
вторая, как это показывает уже самое заглавие гексаграммы. Поэтому и текст
дает указание на возможность новых бездн, в которые проваливается человек
в своем действии — искании истины. Самое важное здесь — не слишком
полагаться на себя. Поэтому действие, исходящее только из личной
инициативы и не считающееся с помощью извне, не может быть благоприятно.
Вот почему в тексте сказано:
Слабая черта на третьем месте. Придешь или уйдешь — будет бездна за
бездной. Пусть и опасно, но все же есть поддержка. Войдешь в пещеру в
бездне — не действуй.
4
То, что еще не познано, в известном смысле лежит за пределами сознания,
вовне. Поэтому при переходе к внешней верхней триграмме может быть речь о
новом акте познания как таковом. Этот новый акт познания может и должен
возбудить в человеке прежде накопленный опыт, для того чтобы впоследствии
быть гармонически синтезированным с ним. Новый акт познания возбуждает
человека, как озбуждает его вино. Но новый акт познания, с другой стороны,
должен быть сам, в свою очередь, облечен в некоторую форму из прежде
накопленного опыта. Точно еда, лежащая в чаше, он должен быть облечен в
форму этой чаши. При этом необходимо помнить, что, в конечном счете,
истина сама в себе проста и эта простота истины выражена в образе простого
глиняного кувшина, о котором говорит текст. Если это понято так, тогда
человек может прибегнуть ко всему тому, что помогает ему на пути
синтезирования нового акта познания, и в этом синтезе перед ним должно
открываться окно для прозрения в истину. Приблизительно такую
интерпретацию этих образов можем найти в комментарии Вань И. Однако эти
образы интерпретировались и иначе. Существуют различные интерпретации,
построенные по поводу одного и того же текста:
Слабая черта на четвертом месте. Всего кружка вина, миска еды, и в придачу
нужен лишь глиняный кувшин. Принятие обязательств через окно. В конце
концов хулы не будет.
5
Здесь, несмотря на всю благоприятность пятой позиции, еще нельзя говорить
о ликвидации данной ситуации. И необходимо помнить, что вся ситуация
опасной бездны. Здесь, собственно говоря, только начало процесса выхода из
бездны. Она еще не может быть накоплена, т.е. не может исчезнуть. Но
бездна — вода, взволнованная бурей, — здесь уже отходить на второй план.
Бурную поверхность заменяет водная гладь. Это единственное, что может быть
достигнуть здесь. Но если это достигнуть, то положено начало правильного
выхода из данной ситуации. Так, в тексте мы читаем:
Сильная черта на пятом месте. Бездна не наполняется. Когда уже выровняешь
ее, хулы не будет.
6
Поскольку шестая позиция — позиция переразвития, постольку тот новый акт
познания, о котором говорилось в предыдущих этапах, акт познания правды,
необходимой для выхода из бездны, является здесь тоже переразвитием, т.е.
он доминирует над опытом, накопленным прежде. Но опыт знания,
приобретенного прежде, является тем, что может систематизировать познанное
вновь, тем, что может и должно связать и укрепить его. Следовательно,
знание, накопленное встарь, должно быть прочно, надежно и крепко. Без этой
связи прежнего и нового человек может только запутаться, заблудиться в
дебрях несистематизированного опыта, приобретенного вновь. Если человек
попал в такое состояние, то из него, именно в силу его качества, выбраться
было бы не так просто. Поэтому текст предупреждает здесь так:
Наверху слабая черта. Для связывания нужен канат и аркан. Заключение в
чаще терновника. И в три года ничего не получишь. Несчастье.
И во внешнем и во внутреннем — Погружение и опасность. И во внутреннем
и во внешнем проявления абсолюта «тонут» в Инь. Бесконечная суета дел и
мелочных мыслей поглощают, как бездна: бездна не наполняется.
Интерпретация Хейслип
Не падайте духом, но это — одна из четырех наихудших комбинаций.
В вашей жизни наступило время потерь и поражений. Единственное,
что можно сделать — это сократить до возможного минимума число ударов
судьбы. Наберитесь терпения и ждите, пока богиня счастья вновь
удостоит вас своего взгляда. Через два, самое большее — через пять
месяцев положение начнет меняться к лучшему. А пока у вас достаточно
времени, чтобы заняться научными изысканиями, чтением, просто
домашней работой, которой обычно предостаточно. Не нервничайте, и
сохраняйте спокойствие. Это период, когда самоанализ и трезвая оценка
положения гораздо важнее, чем отчаянная борьба с судьбой.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого