
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  4. Мын. НедоразвитостьКанонический текcт
Свершение. Не я ищу юношей; юноши ищут меня. По первому гаданию — возвещу;
повторное и третье — смутит. Раз смутит — не возвещу. Благоприятна стойкость.
- Развитие недоразвитого. — Благоприятно для применения казней над
людьми, для освобождения колодок на руках и ногах, ибо продолжение (их
несвободы) приведет к сожалению.
- Приятие недоразвитых — к счастью; взятие жены — к счастью. Сын управляет
всем домом.
- Незачем брать жену. (Она) увидит богача и не соблюдет себя. — Ничего
благоприятного.
- Стеснение от недоразвитости. — Сожаление.
- Недоразвитость юноши. — Счастье.
- Удар по недоразвитости. — Не благоприятствует (тому, чтобы) быть
разбойником; благоприятствует (тому, чтобы) справиться с разбойником.
Прежде всего, несколько слов об устройстве данной гексаграммы. Здесь
внизу триграмма «вода» — «опасность», а вверху — гора — «остановка». Это опасность, которая приостановлена, это ручей, который вытекает у подножия
горы или который, встречая на своем пути гору, не может двигаться прямо
дальше. По названию гексаграммы — это недоразвитость, непросвещенность.
Однако вместе с тем и преодоление этой недоразвитости — просвещение
непросвещенных. Поэтому здесь развертывается процесс, происходящий между
учителем и учеником, между знанием, уже собранным прежде, и новым
познавательным актом. Если в предыдущей гексаграмме фигура руководящей
стороны лишь намечалась, а все внимание было направлено на изображение
трудностей начала, то здесь эта фигура выступает с полной отчетливостью.
Графически она выражена во второй и в шестой сильных чертах, которые,
однако, не являются здесь главными, а лишь способствуют действию главной
пятой черты. Последняя, как и остальные три слабые черты всей гексаграммы,
символизирует непросвещенных, которых просвещает учитель. Но каждая из них
обладает своими специфическими чертами, поэтому на разных ступенях процесс
этот охарактеризован различно. Но общим в нем остается то, что это
двухсторонний процесс, в котором инициатива просвещения может исходить
лишь от непросвещенного, так как этот процесс не приводит к желательному
результату, если он построен на насилии. Поэтому здесь благоприятна
стойкость как развивающемуся, так и развивающему. И первому — в т0ом, чтобы
руководствоваться первым же указанием просвещающего, а не искать
дальнейших указаний, не выполнив первые, и второму — эта стойкость нужна в
том, чтобы помнить, что инициатива процесса должна быть сосредоточена у
просвещаемого. В технике познания — это момент, когда познаваемое, но еще
не познанное получает в развитии процесса познания ту ясность, которая
дается ему из разума, сложившегося в прежде накопленном опыте. Но это не
значит, что акты нового познания целиком зависимы от уже известного,
наоборот — новый акт познания должен быть способен к максимально полному
прогнозу дальнейшего. Но лишь объясняется, в буквальном значении этого
слова, ясностью уже известного. При этом познающий сохраняет всю острую
ревностность, пытливость и заинтересованность в данном процессе. (Не
напрасно здесь в комментаторской литературе есть указание на следующее
место из «Луньюй»: «Кто не горит душой (о познании), тому не раскрою
ничего; кто не скорбит (о своей неумелости), того не разовью. И ничего не
отвечу тому, кто не скажет ни слова о трех углах квадрата, когда ему
объяснен один угол». Интересно еще отметить и то, что в древнем Китае
гадание оракула почиталось средством к разрешения сомнений. Поэтому, как
пишет Ван Би, повторное и третье гадание, давая иные результаты, уже не
разрешает сомнений, а, давая альтернативное решение вопроса, лишь вносит
неясность и расплывчатость. ) В тексте это выражено так:
Недоразвитость. Недоразвитому — развитие. Не я стремлюсь к юношески
недоразвитым, а юношески недоразвитые стремятся ко мне. По первому гаданию
— возвещу. Повторное же и третье гадания — излишество. А раз излишество —
то не возвещу. Благоприятна стойкость.
1
Первый момент здесь характеризует самое начало отношений ученика и
учителя. Пусть ученик еще и недоразвит, но здесь предстоит ему раскрытие
заложенных в нем способностей. Его близость к учителю и активность его
положения порукой тому. Но в это время учитель еще не может дать ему таких
наставлений, которым бы он следовал совершенно свободно. Это скорее
система запретов и наказаний. Однако известная свобода ученику здесь
должна быть предоставлена, с него должны быть сняты кандалы (его
омраченность), которые тяготели над ним до сих пор. Однако если бы ученик,
освободившись от них, самостоятельно начал действовать, то ему пришлось бы
много о чем пожалеть, ибо по неопытности он мог бы многое испортить. Вот
так текст выражает это:
В начале слабая черта. Раскрытие недоразвитых. Здесь благоприятно, чтобы
были применены к людям наказания, чтобы они были освобождены от кандалов,
но самостоятельное выступление к действию приведет к сожалению.
2
Основное достоинство учителя состоит в том, что он в состоянии принять к
себе недоразвитого ученика и в согласии со всей закономерностью мира
развить его. Ученик, предоставленный самому себе, многого будет лишен; но
и учитель будет многого лишен, если он не примет на себя руководство
учеником. Как в дом вводится жена, новый член семьи, так и учитель находит
в ученике нечто новое. И лишь с той поры как сын вводит в семью свою жену,
он может начать устройство своего дома. Учитель- это лишь носитель прежде
накопленного разума. И этот разум относится к познаниям, приобретаемым
вновь, как учитель к ученику, как в семье сын к его жене, вновь вводимой в
дом. Лишь в таком сочетании накопленного разума и новых познаний
достигается устройство собственного знания и возможность сообщать его
другим. Вот в какие образы облекаются эти мысли в тексте:
Сильная черта на втором месте. Прими к себе недоразвитого. Счастье. Ввести
(в дом) жену — к счастью. (Лишь после этого) сын будет в состоянии
устроить (собственную) семью.
3
Момент кризиса в данном процессе характеризуется тем, что эта третья черта
— является верхней в триграмме «опасность». Поэтому то, что хорошо в
предыдущий момент, пагубно здесь. Введение жены в дом здесь не может
увенчаться успехом, так как она, встретясь с богачом, который
символизирован полной сил второй чертой, не сможет соблюсти себя в рамках
своего долга. Таким образом, все хлопоты здесь оказываются бесполезными. В
этом состоянии, конечно, невозможно и углубленное новое познание, а
возможна лишь спекулятивная игра мыслей. Но последняя никогда не приводит
к положительному знанию. Поэтому текст здесь предостерегает так:
Слабая черта на третьем месте. Не надо брать женщину (в жены): она увидит
богача и не будет владеть собою. Ничего благоприятного.
4
Кризис уже миновал. Но данная позиция настолько удалена от позиции
учителя, она так лишена поддержки в резонирующий ей сферах, что ничего и
никто здесь не в состоянии преодолеть недоразвитость, характеризуемую всей
данной гексаграммой. Здесь бессильны и приказания, и благосклонность
учителя, и его предостережения. Приходится лишь констатировать самый факт,
что недоразвитый человек здесь находится в чрезвычайно затруднительном
положении. Он окосневает в своей недоразвитости. Если на предыдущей
позиции познание затрудняется поверхностной деятельностью рассудка, то
здесь мешает его косная недоразвитость. Естественно, что никакая
деятельность здесь не дает положительного результата, и единственный плод
такой деятельности — сожаление о ней. Текст здесь лаконичен:
Слабая черта на четвертом месте. Бедственная недоразвитость. Сожаление.
5
Пятая позиция присуща великому человеку, но здесь данную позицию занимает
человек с детски податливой душой, выраженной в символике «Книги Перемен»
слабой чертой. Близость к суровому учителю, занимающему верхнюю позицию, и
правильный полный резонанс в благотворно действующей второй позиции делает
это положение вполне счастливым. Здесь указывается на совершенно
закономерную недоразвитость юноши и, чтоб предостеречь от стремления
самостоятельно развиваться, которое не приведет к благим последствиям,
здесь преднамеренно указывается на счастливый характер данного положения.
Надо довериться здесь учителю, а в познании — довериться уже сложившимся и
выработанным системе и методу познания. Текст выражает это опять-таки с
предельной лаконичностью:
Слабая черта на пятом месте. Юношеская недоразвитость. Счастье.
6
Наступает конец недоразвитости. И здесь указывается сила учителя,
достигшего гармонии между знанием и новым актом познания. Этой силой он в
состоянии разбить недоразвитость. Но если бы он просто навязал ученику
свои знания, то он поступил бы по отношению к ученику, как захватчик, как
«разбойник», вторгаясь в его самостоятельность познания. Это была бы все
же замена возможности нового познания уже прежде накопленным опытом. А
здесь все дело в том, чтобы «давать снадобье в соответствии с болезнью»,
чтобы разбить недоразвитость, которая, как «разбойник», захватила ученика.
Поэтому и текст гласит:
Наверху сильная черта. Ударь по недоразвитости! Неблагоприятно быть
разбойником, Благоприятно совладать с разбойником.
Пребывание во внешнем и опасность во внутреннем. Пребывание — то
чье
появление и протекание закономерно, и что может закончится только в
следствии какой-то случайности. И если вы при этом чувствуете опасность,
то это может служить признаком какой-либо недоразвитости. Ничтожному
человеку следует добиваться большей определенности и ясности. Так,
например, не стоит оставлять заключенных с их неопределенным статусом,
уж лучше
их либо казнить, либо освободить.
Однако недоразвитость может быть и плодотворной, если она лишь
предваряет дальнейший рост — это недоразвитость юноши. Для этого
необходимо обладать развитым сознанием. Но юноша не всегда становится
знающим человеком. А вот для совершенномудрого недоразвитость может
быть только временной, можно сказать, что он наносит по ней удар
своим
дальнейшим развитием.
Интерпретация Хейслип
В настоящее время все вокруг вас словно покрыто пеленой; но
пелена эта скоро спадет, и мир вновь приобретет для вас ясность.
Сейчас ваши нервы сильно расшатаны, поэтому постарайтесь не принимать скоропалительных решений. Скоро все изменится. Если хотите
добиться успеха — не пренебрегайте советами друзей, начальства, вдумайтесь
в них. Уделите побольше времени общению с детьми. Не унывайте.
Уже возникают новые планы, новые перспективы, но для новой
любви время еще не пришло. Соберитесь; и сконцентрируйте волю на
исполнении одного-единственного желания.
  34. Да-чжуань. Мощь великогоКанонический текcт
Благоприятна стойкость.
- Мощь в пальцах ног. — Поход — к несчастью, обладай правдой.
- Стойкость — к счастью.
- Ничтожному человеку придется быть мощным; благородному человеку
придется погибнуть. — Стойкость — опасна. Когда козел бодает изгородь, (в
ней) застревают его рога.
- Стойкость — к счастью. Раскаяние исчезнет. Изгородь пробита, (в ней)
не застрянешь. Мощь — в осях большой колесницы.
- Утратишь козла (даже) в легких (обстоятельствах). — Раскаяния не будет.
- Козел бодает изгородь — не может отступить, не может продвинуться.
— Ничего благоприятного. (Но если будет) трудно, то (будет и) счастье.
За время предыдущего периода человек может выработать все силы, которые
нужны ему для дальнейшей деятельности. Весь смысл этой временной задержки
в деятельности, которая была намечена в предыдущем, состоит именно в том,
чтобы в спокойствии выработать, возможно, большую силу, необходимую для
какого-нибудь крупного дела, которое может быть осуществлено в дальнейшем.
Во время этого спокойствия вырабатывается великая мощь, которая является
темой данной ситуации, но при этом всегда надо иметь в виду, что великая
мощь может быть только тогда, когда человек не полагается исключительно на
одного себя, а действует совместно с коллективом. В этом отношении нужно с
полной стойкостью соблюдать свои связи с окружающими людьми. Поэтому
весьма краткий текст говорит:
Мощь великого. Благоприятна стойкость.
1
В общем мы уже указали на стойкость. Здесь для дальнейшего рассмотрения
нужно принять во внимание, что стойкость (чжэн) интерпретируется постоянно
и как правота. И именно с этим значением правоты, верности приходится
считаться. Для понимания образа данной черты необходимо вспомнить то, что
говорилось в 32-й гексаграмме относительно символики тела в «Книге
Перемен». В первый момент проявления великой мощи, о которой говорит
данная ситуация, прежде всего, необходимо принять во внимание, что
стойкость (она же — правота) должна быть понята как объективная правота,
как та, которая подтверждена всем окружением человека. Ибо если бы,
наоборот, человек рассчитывал на стойкость как на свое собственное
качество, он впал бы в ошибку так же, как впал бы в ошибку, если бы
успокоил себя тем, что мощь его велика. Поэтому всякое выступление к
деятельности здесь еще не может быть благоприятным, ибо на данной ступени,
ступени первого момента ситуации мощи великого, нужно только собрать силы
к развитию данной ситуации по дальнейшим этапам. Поэтому текст «Книги
Перемен» говорит здесь:
В начале сильная черта. Мощь в пальцах ног. Поход — к несчастью. Так будет
подлинно!
2
Стойкость, понимаемая как правота, является в данной ситуации подлинным
внутренним качеством занимающего ее лица. Именно на второй позиции мы
всегда встречаем максимальное выражение внутренних качеств. Поэтому
лаконичный текст здесь только напоминает:
Сильная черта на втором месте. Стойкость — к счастью.
3
Третья позиция, как позиция кризиса, характеризуется тем, что за
деятельность человек берется, не обладая достаточным количеством сил. Хотя
здесь в ситуации мощи великого предполагается наличие больших сил, однако
подлинно большие силы у человека могут быть лишь в том случае, если он
опирается на окружение, т.е. если он в этическом плане связан с другими
людьми и с их деятельностью. Поскольку третья черта представляет собой
замыкание в себе как противоположность выхода вовне, постольку не сможет
здесь человек рассчитывать на поддержку окружающих его людей. Если бы он
все же стал действовать вопреки нормальной ситуации, то он проявил бы себя
как человек, лишенный этических качеств, т.е. неблагородный человек. И все
же, если бы такой человек стал действовать, то настойчивость его в этом
действии была бы ужасной. И это «Книга Перемен» выражает в образе, полном
юмора:
Сильная черта на третьем месте. Ничтожному человеку придется быть мощным.
Благородному человеку придется погибнуть. Стойкость — ужасна. Когда козел
бодает изгородь, то в ней застрянут его рога.
4
Для того чтобы понять афоризм данной черты, необходимо вспомнить, из чего
состоит данная гексаграмма. В ней внизу «творчество», т.е. творческие
силы, которыми полна внутренняя жизнь человека: вовне триграмма «молния»,
т.е. активнейшая деятельность. Само по себе творчество, поскольку оно
только внутри, может быть понято как творчество в потенциальном состоянии.
Верхняя же триграмма действия характеризует уже проявления этой творческой
мощи вовне. Поэтому нижняя черта верхней триграммы, т.е. первый выход
вовне, обусловлена самой ситуацией, выраженной здесь в образе пробитой
изгороди, которую можно понять, лишь сопоставив ее с образом предыдущего
афоризма. Здесь имеется в виду выход к деятельности большого размаха.
Такая деятельность может охватить большие пространства. Поэтому здесь
появляется образ колесницы как средства передвижения. И в этом стремлении
к действию вовне должна быть соблюдена полная стойкость, которая в данном
контексте понимается и как правота этого действия. В тексте мы здесь
читаем:
Сильная черта на четвертом месте. Изгородь пробита. В ней не застрянешь.
Мощь — в осях большой колесницы. Стойкость — к счастью. Раскаяние
исчезнет.
5
На третьей позиции встретился образ козла, бодающего изгородь. Этот козел
— символ необузданной силы, которая бросается к внешней деятельности, не
соразмерившись с препятствием. Поскольку пятая позиция представляет собою
самое гармоничное проявление вовне качеств, символизируемые этим козлом,
должны быть здесь отражены. Более того, они должны отойти от человека
настолько и быть заменены своей противоположностью, что должно наступить
исправление совершенных прежде ошибок. Вот почему текст говорит здесь:
Слабая черта на пятом месте. Утратишь козла даже в легких обстоятельствах.
Раскаяния не будет.
6
Параллельно с мощью, о которой говорилось в данной гексаграмме, в ней
говорилось о стремлении проявить эту мощь. В момент переразвития, который
символизируется верхней чертой, положительное качество, т.е. мощность,
отступает на задний план, и необдуманный поступок, и стремление к
проявлению вовне без достаточных сил выступают как характеристика данного
момента. Но если на третьей позиции, которая представляет собою лишь
переход к внешней деятельности, это уже приводило к неблагоприятным
результатам, то здесь это качество может привести к совершенно
безвыходному положению. Здесь нельзя ожидать ничего благоприятного. Но
если человек в этих самых неблагоприятных условиях будет ими спровоцирован
на напряжение своих сил, а тем самым и на развитие их, то, в конце концов,
он может найти благоприятный выход из создавшегося положения. Эта мысль
выражена в тексте следующих образах:
Наверху слабая черта. Козел бодает изгородь и не может отступить, не может
и продвинуться. Ничего благоприятного. Но если будет трудно то будет
счастье.
Во внешнем — Возбуждение и подвижность, во внутреннем — Творчество и
крепость. Творческая деятельность вызывает возбуждение внешнего, но не
меняет его.
Оно активизируется, но не поддается творческому импульсу
человека. Такое противостояние может быть как благоприятным, так и
неблагоприятным: ничтожному человеку придется быть мощным,
благородному человеку придется погибнуть.
Интерпретация Хейслип
Вы чересчур напористы, слишком активно стремитесь выбиться
вперед; не нужно этого, это только вредит вам. Подумайте об окружающих
вас людях. Помните, что невозможно построить свое благополучие
на неудачах других. Не нужно никого и ничего приносить в жертву
собственному честолюбию. Ведите себя скромнее, тактичнее, и желание
ваше исполнится. Постарайтесь отыскать здесь «золотую середину».
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого