
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  4. Мын. НедоразвитостьКанонический текcт
Свершение. Не я ищу юношей; юноши ищут меня. По первому гаданию — возвещу;
повторное и третье — смутит. Раз смутит — не возвещу. Благоприятна стойкость.
- Развитие недоразвитого. — Благоприятно для применения казней над
людьми, для освобождения колодок на руках и ногах, ибо продолжение (их
несвободы) приведет к сожалению.
- Приятие недоразвитых — к счастью; взятие жены — к счастью. Сын управляет
всем домом.
- Незачем брать жену. (Она) увидит богача и не соблюдет себя. — Ничего
благоприятного.
- Стеснение от недоразвитости. — Сожаление.
- Недоразвитость юноши. — Счастье.
- Удар по недоразвитости. — Не благоприятствует (тому, чтобы) быть
разбойником; благоприятствует (тому, чтобы) справиться с разбойником.
Прежде всего, несколько слов об устройстве данной гексаграммы. Здесь
внизу триграмма «вода» — «опасность», а вверху — гора — «остановка». Это опасность, которая приостановлена, это ручей, который вытекает у подножия
горы или который, встречая на своем пути гору, не может двигаться прямо
дальше. По названию гексаграммы — это недоразвитость, непросвещенность.
Однако вместе с тем и преодоление этой недоразвитости — просвещение
непросвещенных. Поэтому здесь развертывается процесс, происходящий между
учителем и учеником, между знанием, уже собранным прежде, и новым
познавательным актом. Если в предыдущей гексаграмме фигура руководящей
стороны лишь намечалась, а все внимание было направлено на изображение
трудностей начала, то здесь эта фигура выступает с полной отчетливостью.
Графически она выражена во второй и в шестой сильных чертах, которые,
однако, не являются здесь главными, а лишь способствуют действию главной
пятой черты. Последняя, как и остальные три слабые черты всей гексаграммы,
символизирует непросвещенных, которых просвещает учитель. Но каждая из них
обладает своими специфическими чертами, поэтому на разных ступенях процесс
этот охарактеризован различно. Но общим в нем остается то, что это
двухсторонний процесс, в котором инициатива просвещения может исходить
лишь от непросвещенного, так как этот процесс не приводит к желательному
результату, если он построен на насилии. Поэтому здесь благоприятна
стойкость как развивающемуся, так и развивающему. И первому — в т0ом, чтобы
руководствоваться первым же указанием просвещающего, а не искать
дальнейших указаний, не выполнив первые, и второму — эта стойкость нужна в
том, чтобы помнить, что инициатива процесса должна быть сосредоточена у
просвещаемого. В технике познания — это момент, когда познаваемое, но еще
не познанное получает в развитии процесса познания ту ясность, которая
дается ему из разума, сложившегося в прежде накопленном опыте. Но это не
значит, что акты нового познания целиком зависимы от уже известного,
наоборот — новый акт познания должен быть способен к максимально полному
прогнозу дальнейшего. Но лишь объясняется, в буквальном значении этого
слова, ясностью уже известного. При этом познающий сохраняет всю острую
ревностность, пытливость и заинтересованность в данном процессе. (Не
напрасно здесь в комментаторской литературе есть указание на следующее
место из «Луньюй»: «Кто не горит душой (о познании), тому не раскрою
ничего; кто не скорбит (о своей неумелости), того не разовью. И ничего не
отвечу тому, кто не скажет ни слова о трех углах квадрата, когда ему
объяснен один угол». Интересно еще отметить и то, что в древнем Китае
гадание оракула почиталось средством к разрешения сомнений. Поэтому, как
пишет Ван Би, повторное и третье гадание, давая иные результаты, уже не
разрешает сомнений, а, давая альтернативное решение вопроса, лишь вносит
неясность и расплывчатость. ) В тексте это выражено так:
Недоразвитость. Недоразвитому — развитие. Не я стремлюсь к юношески
недоразвитым, а юношески недоразвитые стремятся ко мне. По первому гаданию
— возвещу. Повторное же и третье гадания — излишество. А раз излишество —
то не возвещу. Благоприятна стойкость.
1
Первый момент здесь характеризует самое начало отношений ученика и
учителя. Пусть ученик еще и недоразвит, но здесь предстоит ему раскрытие
заложенных в нем способностей. Его близость к учителю и активность его
положения порукой тому. Но в это время учитель еще не может дать ему таких
наставлений, которым бы он следовал совершенно свободно. Это скорее
система запретов и наказаний. Однако известная свобода ученику здесь
должна быть предоставлена, с него должны быть сняты кандалы (его
омраченность), которые тяготели над ним до сих пор. Однако если бы ученик,
освободившись от них, самостоятельно начал действовать, то ему пришлось бы
много о чем пожалеть, ибо по неопытности он мог бы многое испортить. Вот
так текст выражает это:
В начале слабая черта. Раскрытие недоразвитых. Здесь благоприятно, чтобы
были применены к людям наказания, чтобы они были освобождены от кандалов,
но самостоятельное выступление к действию приведет к сожалению.
2
Основное достоинство учителя состоит в том, что он в состоянии принять к
себе недоразвитого ученика и в согласии со всей закономерностью мира
развить его. Ученик, предоставленный самому себе, многого будет лишен; но
и учитель будет многого лишен, если он не примет на себя руководство
учеником. Как в дом вводится жена, новый член семьи, так и учитель находит
в ученике нечто новое. И лишь с той поры как сын вводит в семью свою жену,
он может начать устройство своего дома. Учитель- это лишь носитель прежде
накопленного разума. И этот разум относится к познаниям, приобретаемым
вновь, как учитель к ученику, как в семье сын к его жене, вновь вводимой в
дом. Лишь в таком сочетании накопленного разума и новых познаний
достигается устройство собственного знания и возможность сообщать его
другим. Вот в какие образы облекаются эти мысли в тексте:
Сильная черта на втором месте. Прими к себе недоразвитого. Счастье. Ввести
(в дом) жену — к счастью. (Лишь после этого) сын будет в состоянии
устроить (собственную) семью.
3
Момент кризиса в данном процессе характеризуется тем, что эта третья черта
— является верхней в триграмме «опасность». Поэтому то, что хорошо в
предыдущий момент, пагубно здесь. Введение жены в дом здесь не может
увенчаться успехом, так как она, встретясь с богачом, который
символизирован полной сил второй чертой, не сможет соблюсти себя в рамках
своего долга. Таким образом, все хлопоты здесь оказываются бесполезными. В
этом состоянии, конечно, невозможно и углубленное новое познание, а
возможна лишь спекулятивная игра мыслей. Но последняя никогда не приводит
к положительному знанию. Поэтому текст здесь предостерегает так:
Слабая черта на третьем месте. Не надо брать женщину (в жены): она увидит
богача и не будет владеть собою. Ничего благоприятного.
4
Кризис уже миновал. Но данная позиция настолько удалена от позиции
учителя, она так лишена поддержки в резонирующий ей сферах, что ничего и
никто здесь не в состоянии преодолеть недоразвитость, характеризуемую всей
данной гексаграммой. Здесь бессильны и приказания, и благосклонность
учителя, и его предостережения. Приходится лишь констатировать самый факт,
что недоразвитый человек здесь находится в чрезвычайно затруднительном
положении. Он окосневает в своей недоразвитости. Если на предыдущей
позиции познание затрудняется поверхностной деятельностью рассудка, то
здесь мешает его косная недоразвитость. Естественно, что никакая
деятельность здесь не дает положительного результата, и единственный плод
такой деятельности — сожаление о ней. Текст здесь лаконичен:
Слабая черта на четвертом месте. Бедственная недоразвитость. Сожаление.
5
Пятая позиция присуща великому человеку, но здесь данную позицию занимает
человек с детски податливой душой, выраженной в символике «Книги Перемен»
слабой чертой. Близость к суровому учителю, занимающему верхнюю позицию, и
правильный полный резонанс в благотворно действующей второй позиции делает
это положение вполне счастливым. Здесь указывается на совершенно
закономерную недоразвитость юноши и, чтоб предостеречь от стремления
самостоятельно развиваться, которое не приведет к благим последствиям,
здесь преднамеренно указывается на счастливый характер данного положения.
Надо довериться здесь учителю, а в познании — довериться уже сложившимся и
выработанным системе и методу познания. Текст выражает это опять-таки с
предельной лаконичностью:
Слабая черта на пятом месте. Юношеская недоразвитость. Счастье.
6
Наступает конец недоразвитости. И здесь указывается сила учителя,
достигшего гармонии между знанием и новым актом познания. Этой силой он в
состоянии разбить недоразвитость. Но если бы он просто навязал ученику
свои знания, то он поступил бы по отношению к ученику, как захватчик, как
«разбойник», вторгаясь в его самостоятельность познания. Это была бы все
же замена возможности нового познания уже прежде накопленным опытом. А
здесь все дело в том, чтобы «давать снадобье в соответствии с болезнью»,
чтобы разбить недоразвитость, которая, как «разбойник», захватила ученика.
Поэтому и текст гласит:
Наверху сильная черта. Ударь по недоразвитости! Неблагоприятно быть
разбойником, Благоприятно совладать с разбойником.
Пребывание во внешнем и опасность во внутреннем. Пребывание — то
чье
появление и протекание закономерно, и что может закончится только в
следствии какой-то случайности. И если вы при этом чувствуете опасность,
то это может служить признаком какой-либо недоразвитости. Ничтожному
человеку следует добиваться большей определенности и ясности. Так,
например, не стоит оставлять заключенных с их неопределенным статусом,
уж лучше
их либо казнить, либо освободить.
Однако недоразвитость может быть и плодотворной, если она лишь
предваряет дальнейший рост — это недоразвитость юноши. Для этого
необходимо обладать развитым сознанием. Но юноша не всегда становится
знающим человеком. А вот для совершенномудрого недоразвитость может
быть только временной, можно сказать, что он наносит по ней удар
своим
дальнейшим развитием.
Интерпретация Хейслип
В настоящее время все вокруг вас словно покрыто пеленой; но
пелена эта скоро спадет, и мир вновь приобретет для вас ясность.
Сейчас ваши нервы сильно расшатаны, поэтому постарайтесь не принимать скоропалительных решений. Скоро все изменится. Если хотите
добиться успеха — не пренебрегайте советами друзей, начальства, вдумайтесь
в них. Уделите побольше времени общению с детьми. Не унывайте.
Уже возникают новые планы, новые перспективы, но для новой
любви время еще не пришло. Соберитесь; и сконцентрируйте волю на
исполнении одного-единственного желания.
  41. Сунь. УбыльКанонический текcт
Обладателю правды — изначальное счастье — хулы не будет. Возможна стойкость.
Благоприятно иметь, куда выступить. Что нужно (для жертвоприношения? И)
двух (вместо восьми) чаш достаточно для жертвоприношения.
- Прекрати (свои) дела и скорее выступай. — Хулы не будет. Разобравшись
(в деле), убавь то, (что должно быть убавлено).
- Благоприятна стойкость. — Поход — к несчастью. Приумножь то, что не
убавляешь.
- Если идут трое, то (они) убудут на одного человека; (если) идет
один человек, то (он) найдет своего друга.
- Убавь свою торопливость. Но даже если и будешь спешить — будет веселье. —
Хулы не будет.
- Можно и приумножить то, (в чем недостаток). Черепаха — оракул (ценою
в) десять связок (монет. От его указаний) невозможно отклониться. — Изначальное
счастье.
- Приумножь то, что не убавляешь. — Хулы не будет. Стойкость — к счастью.
Благоприятно иметь, куда выступить. Обретешь (столько) подданных, (что
уже) не будет (самостоятельных) домов.
Разрешение, достигнутое на предыдущей ступени, приводит к некоторой
свободе. Но эта свобода, если она не сдержана надлежащими импульсами,
может привести лишь к произволу, т.е. к хаосу. Для того, чтобы избежать
этого, совершенно необходимо внести известные ограничения. Но лучше всего
ограничения могут вноситься в том случае, если человек сам вносит их. В
этом отношении он должен провести некоторые убавления достигнутого на
предыдущей ступени. Это возможно лишь в том случае, если человек обладает
в достаточной мере внутренней правдивостью и остается стойким. Образно в
афоризме «Книги Перемен» убавление, имеющееся здесь в виду, выражено в
совете во время жертвоприношения сделать его более ограниченным. Дело в
том, что в некоторых случаях при жертвоприношении полагалось восемь
жертвенных чаш. Здесь «Книга Перемен» советует ограничиться хотя бы двумя.
При этом имеется в виду то, что важно не количество принесенных жертв, а
важно то настроение, с которым они приносятся, т.е. опять-таки та
внутренняя правдивость, которая имеется в виду в начале афоризма. Так, в
тексте это выражено следующим образом:
Убыль. Обладателю правды — изначальное счастье. Хулы не будет. Возможна
стойкость. Благоприятно иметь, куда выступить. Что нужно для
жертвоприношения? И двух (вместо восьми) чаш достаточно для
жертвоприношения.
1
Всякая личная деятельность, т.е. деятельность, направленная на свою
собственную пользу, здесь должна быть особенно строгим образом отведена на
задний план, ибо самое правильное ограничение себя — это ограничение
своего эгоизма. Альтруистические действия здесь направлены главным образом
на пользу того, кто занимает четвертую позицию, ибо это требуется законом
соответствия позиции. Но деятельность, направленная на угашение своего
эгоизма, должна быть опять-таки не чрезмерной: это должно быть весьма
взвешенным и продуманным убавлением тех или иных качеств. Важно только
возможно скорее прекратить свой личный произвол и двинуться по намеченному
выше пути. Поэтому текст советует:
В начале сильная черта. Прекрати свои дела и скорее выступай. Хулы не
будет. Разобравшись в деле, убавь то, что должно быть убавлено.
2
Уравновешенность, которая свойственна второй позиции, здесь выступает как
ведущая тема. Но здесь же намечается и нечто другое, то, что вся эта
ситуация убыли в известном смысле предвосхищает следующую ситуацию —
ситуацию прибавления, ибо, поскольку убавились одни качества, нарастают
другие. Уравновешенность этой второй позиции приводит к тому, что всякое
выступление из нее может привести к неблагоприятному исходу. В этом смысле
приходится понимать текст:
Сильная черта на втором месте. Благоприятна стойкость. Поход — к
несчастью. Прибавь к тому, чего не убавляешь.
3
На третьей позиции в известном смысле прекращается свободный выбор
деятельности, ибо она сильно определена действиями, приближающимся извне.
Поэтому здесь афоризм в «Книге Перемен» звучит скорее как простая
констатация факта, а не совет. Чтобы расшифровать образы, данные в этом
афоризме, необходимо принять во внимание следующее. Первые две черты в
данной гексаграмме сильнее, третья и пятая — слабые, т.е. на пятой позиции
в известном смысле меняются качества предыдущих. Таким образом, среди трех
людей, которые имеются в афоризме, один качественно отличный. В этом
смысле и говорится, что трое убудут на одного человека. С другой стороны,
в силу соответствия между третьей и шестой позициями здесь возможно
благотворное влияние шестой. Если принять во внимание вышеизложенное, то
будет понятен афоризм:
Слабая черта на третьем месте. Если идут трое, то они убудут на одного
человека. Если идет один человек, то он найдет своего друга.
4
Та торопливость, о которой говорилось на первой позиции, поскольку первая
позиция представляла стремление к четвертой, здесь уже отступает на задний
план, она перестает быть, исчезает. И дурного влияния она не оказывает,
ибо убавление эгоистического начала в деятельности человека не может
привести к дурному исходу, пока это не идет по линии уменьшения достоинств
самого человека. В этом смысле можно понять текст:
Слабая черта на четвертом месте. Убавь свою торопливость. Но даже если и
будешь спешить — будет веселье. Хулы не будет.
5
Прежде всего, для понимания данного текста необходимо принять во внимание
то, что первые его афоризмы представляются позднейшим включением в текст,
попавшим сюда по ошибке. Подлинное место этого афоризма — во второй
позиции следующей гексаграммы, где он существует и где он находит
отражение в древнейшей комментаторской литературе. Здесь же, поскольку
этот текст утвердился и позднейшими комментаторами был принят, постольку
приходится его рассматривать лишь как предвосхищение того, что будет
развернуто на следующей позиции. В древнем Китае существовало гадание при
помощи черепахи: черепаха, как священное культовое животное,
рассматривалось как нечто весьма ценное. Поэтому в данном тексте, где
говорится об автоматическом появлении лучших сторон деятельности человека,
они символизированы в образе такой черепахи. Но появление этих лучших
сторон здесь может быть рассмотрено лишь как результат планомерной
деятельности по угашению эгоистических черт характера человека. Таким
образом, лишь условно может быть допущен существующий ныне текст пятой
позиции, гласящий следующее:
Слабая черта на пятом месте. Можно и увеличить то, в чем недостаток,
черепахой, оракулом ценной в 10 связок монет. От его указаний невозможно
уклониться. Изначальное счастье.
6
Угасание эгоистического начала приводит к тому, что целый ряд разрозненных
и самостоятельных людей может воссоединиться вокруг единого центра.
Конечно, в известном смысле они теряют свою самостоятельность, но зато они
приобретают силу совместного действия. Здесь опять выступает афоризм,
бывший уже на второй позиции. Но, кроме него, указана еще и необходимость
воссоединения многих, хотя бы ценою частичной утраты их самостоятельности.
Таким образом, намечается переход к следующей ситуации, и здесь особенно
заметно, что убыль, которая имеется в виду во всей этой гексаграмме,
служит лишь переходной ступенью к приумножению, о котором будет толковать
следующая гексаграмма. Так, в тексте мы читаем:
Наверху сильная черта. Прибавь к тому, чего не убавляешь. Хулы не будет.
Стойкость — к счастью. Благоприятно иметь куда выступить. Обретешь столько
подданных, что уже не будет самостоятельных домов.
Во внешнем — Пребывание и незыблемость, во внутреннем и Разрешение и
радостность. Поскольку внешнее незыблемо, то радость и разрешение
может
быть следствием изменений во внутреннем — убыли или приумножения. Для
ничтожного человека благоприятно избавление от нестоящих желаний и
мыслей: убавь то, что должно быть убавлено. Тогда как для благородного
полезно приумножение истинных качеств: приумножь то, что не убавляешь.
Интерпретация Хейслип
Будьте щедры к людям; ведь то, что вы сегодня отдаете им,
завтра судьба вернет вам с процентами. Быть может, вам сейчас кажется,
что вы излишне расточительны; не думайте об этом, не опускайтесь
до меркантильности, и вы будете щедро вознаграждены. Время
благоприятствует обдумыванию планов и интеллектуальной деятельности.
Большинство ваших желаний исполнится, причем пожнете вы гораздо
больше, чем сеяли.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого